урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Данный урок разработан для 6 класса основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaroslav_mudryy.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока истории (6 класс)
учителя истории Селицкого Д.В.
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».
Цели и задачи урока: 1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
2. продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
3. воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», тесты,
Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской
принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
Ход урока.
- Организация класса.
- Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
1. Решить тестовые задания.
- Соотнесите первых киевских князей и их дела:
Рюрик | 1 | За ограбление во время полюдья был убит древлянами | |
Олег | 2 | Установил уроки и погосты | |
Игорь | 3 | Совершил первый победоносный поход на Царьград | |
Ольга | 4 | Разгромил Хазарский каганат | |
Святослав | 5 | Провел крещение Руси | |
Владимир | 6 | Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей |
- В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие б) троебожие в) единобожие
- Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А)Святослав б)Владимир в)Олег
- что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
Устно: 1.Беседа с классом
- когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
- какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Индивидуальный опрос:
- Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
- Каковы были причины принятия Русью христианства?
- Какое значение имело принятие Русью христианства?
3. Обобщение
- Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
- Чем Владимир отличался от них?
(первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
Слайд 1
- Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей, плана урока.
План.
- Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
- Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
- Управление государством при Ярославе Мудром
- Внешняя политика Ярослава Мудрого
Слайд 2
Что означает слово «МУДРЫЙ»?
- Логичный, с холодным рассудком
- Справедливый, умный, дальновидный
- Добрый, простодушный, открытый
Слайд 3
Внутренняя и внешняя политика князя
Слушая материал о правлении князя Ярослава, запишите в тетради те его действия, за которые князь мог получить прозвище «МУДРЫЙ»
1. Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису( второй - Глеб).
Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)
В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)
разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становиться во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);
С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
Рассказ учителя по презентации
Слайд 4
Выйдя победителем из княжеской усобицы и став полновластным правителем всей русской земли, Ярослав продолжил политику своего отца. Защищая Русь от печенегов, он в 1036 г нанес им под стенами Киева сокрушительное поражение, после которого кочевники так и не смогли оправиться.
Слайд 5
Защищенное от набегов государство богатело, активно осваивались окраины, основывались новые города.
Слайд 6
Дружеские отношения со многими государствами Ярослав обеспечил с помощью браков между правящими династиями.
Слайд 7
По приказу Ярослава в Киеве и Новгороде строятся храмы, названные как храм православного мира Константинопольская София – Киевский собор Святой Софии и Новгородский собор Святой Софии Это были огромные сооружения из камня и кирпича, украшенные мозаиками, фресками и иконами.
Слайд 8
Недалеко от Киева в заброшенных пещерах, на берегу Днепра, поселились монахи, христианские подвижники, которые стремились своей благочестивой жизнью показать людям, что главное для христианина не погоня за земными богатствами и удовольствиями, а спасение своей души от злобы, ненависти и греха.
Великий князь Ярослав стал помогать монахам строить церкви, дарить им книги. Так появился, ставший знаменитым на всю Русь Киево-Печерский монастырь
В Киево-Печерском монастыре и при софийских соборах были помещения, где стали собирать и переписывать книги, обучать детей чтению. Письму, грамматике, риторике, древним языкам. Так готовили будущих высших священников русской церкви - помощников князей. Избирается первый митрополит из русских - Иларион. При Софийских соборах начали составлять летописные своды, собирая сведения о начальной истории Руси, прославляли правление первых князей и самого Ярослава Мудрого.
В год его смерти, приближенные написали прямо на стене Киевской Софии «О кончине ЦАРЯ нашего»
Слайд 9
Столица Руси – Киев был расширен и перестроен так, что европейский летописец Адам Бременский называл его украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота, как и в Константинополе были украшены сияющими на солнце медными листами и названы Золотыми воротами.
Слайд 10
Задание:
Повесть временных лет гласит : «И любил Ярослав церковные уставы, и книги любил. И собрал он писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество. И церкви ставил по городам, поставляя попов, веля им учить людей»
Слайд 11
2. Самостоятельная работа.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
(период его правления – время расцвета Руси;
способствовал распространению христианства
строил церкви,открывал при них школы
поощрял переводы книг с греческого на славянский
способствовал образованию монастырей
покупал книги, собрал библиотеку, был образован
принял первый писанный свод законов на Руси – Правду Ярослава)
Слайд 12
Учитель: В XI веке Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разрешения споров между людьми. Требовалось записать новые правила поведения и придать им силу государственного закона.
Слайд 13
В 1016 году Ярослав Мудрый установил для Новгородской земли «Правду Ярослава» (то есть записал, как надо справедливо вершить суд). Потом он дополнял этот свод новыми законами. Его сыновья в 1072 году на специальном съезде в Любече после совета со своими боярами издали новый свод законов для всей Руси – «Русскую правду».
Слайд 14
Вопрос: А что такое закон?
Слайд 15
Задание: Ознакомьтесь с жизнью общества по законам «Русской правды» и определите свою позицию: можно ли принятие законов считать мудрым поступком?
Слайд 16
Из «Русской Правды»
«Если убьет свободный человек свободного, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.»
Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников?
- Убийцу казнили
- Убийца скрывался за границей
- Убийца расплачивался деньгами
- Что изменил закон Ярослава, от чего избавил он жителей Руси?
- На ваш взгляд, для того времени закон Ярослава можно считать Мудрым?
- Почему в современном мире мы не используем такой закон?
Слайд 18
Задание:
Прочитайте материал о правлении Карла Великого в Западной Европе IX в и Ярослава Мудрого в XI в.. Назовите что было общим в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого.
А как ответили вы?
Слайд 17
- Итог урока.
- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?
- Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!
Слайд 19
- Рефлексия
- Сегодня я узнал, что…
- Самым интересным для меня было то, что…
- Мне непонятно…
- Я еще хотел бы узнать…
Слайд 20
Проверим
- Оба организовали строительство церквей, переписывание книг, создание школ
- Оба издавали законы
- Оба избавили своих подданных от войн
- Именовали обоих «император» «цезарь, царь»
Слайд 21
VΙ. Домашнее задание.
§7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...
Разработка открытого урока в 6 классе на тему "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Данный материал будет полезен для подготовки к уроку в 6 классе...
История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.
Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Исполь...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...
Презентация на тему: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
Презентация на тему: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"...
Презентация по истории на тему "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром".
Презентация состит из 14 слайдов. Описание и ход событии междоусобиц....