Разработка открытого урока в 6 классе на тему "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"
план-конспект занятия (история, 6 класс) по теме

Данный материал будет полезен для подготовки к уроку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastsvet_rusi_pri_yaroslave_mudrom.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории по теме "Расцвет Руси при Ярославе Мудром".

Учитель: Каплунова И.В.

Цели:

  • Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.
  • Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Основные понятия: «Русская Правда», династические браки.

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.», видеофрагмент по «Русской Правде», презентация, раздаточный материал (отрывки из «Русской Правды»)

Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся.
Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века при Ярославе Мудром.
Прочитай эпиграф.

Эпиграф.

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?
Из детской энциклопедии.

Ответить для себя на этот вопрос – значит понять природу сегодняшней нашей цивилизации. Это главная учебная цель для всех нас. Давайте сформулируем тему урока, исходя из его главной цели – предлагайте! Тема нашего урока «Расцвет Руси при Ярославе Мудром»

1) На сегодняшнем занятии мы узнаем о государственном и культурном развитии Руси при Ярославе Мудром.

2) Научимся составлять из разных фрагментов учебный проект и кластер.

3) Освоим новый способ личной оценки поворотных моментов в судьбе своего народа, научимся оценивать свои ответы.

Вот перед вами река – времени. Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей.

Выделим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси.Внимание, задание.

Правильно соотнесите события истории Руси со временами правления князей. Какой вклад внёс

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

Объединение Киева и Новгорода в Русское государство.

Владения русского князя впервые были названы Русской землей.

Установление размеров дани и места её сбора.

Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии.

Крещение Руси. Строительство крепостей от набегов степняков -кочевников.

Обратите внимание на карту.

Поработаем у доски, от каждой группы один человек. Обратимся к отрывку из «Повести временных лет» и отметим места правления сыновей Владимира на землях Древней Руси (по ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки). Зачитаем отрывок внятно и чётко.

«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава – в Тмутаракани».

– Молодцы, вы справились с заданиями.

Микроитог: Т.о., при Владимире Древняя Русь усилилась, была сформирована основная территория Киевской Руси. Посмотрите на реку времени, но расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, сына Владимира, получившего прозвище «Мудрый».

2. Объяснение нового материала

– Внимание на доску.

– Что означает слово «мудрый»? 

– Прочитай (ученик зачитывает) определение из толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля.

Ответы:

2. Логичный, с холодным рассудком.
3.
Справедливый, умный, дальновидный.
4. Добрый, простодушный, открытый.

Выберите правильный ответ

Учитель: Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду.

У вас на столах есть справочный материал, найдите определение термину «Русская Правда» (прочитай).

А теперь поместите словарное слово с термином в проект. Прочитай отрывок (ученик зачитывает) из «Русской Правды». Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников? (убийца расплачивался деньгами). Выберите правильный ответ.

Теперь сравните толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

Какое наблюдается противоречие? Можешь ли ты – человек 21 века -признать такое решение мудрым? Какой возникает вопрос? (Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Отвечают дети и приходят к выводу: Почему Ярослава назвали Мудрым.

Слово учителя.

С помощью текста из детской энциклопедии, давайте выясним обстоятельства, при которых Ярослав стал великим киевским князем? (Дать время – 3 мин.)

Борьба за власть сыновей Владимира.

Владимир умер в 1015 году. Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде.

Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отказавшись посылать дань в Киев. И только смерть Владимира помешала столкновению отца с сыном.

Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, рыло немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Позже Святополк, прозванный в народе Окаянным, организовал убийство еще одного брата –Святослава. (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью к лику святых.)

Получив известие о смерти отца и убийстве братьев, Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч. Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Решающее столкновение произошло в 1019 году на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

1. Почему в борьбе со Святополком победил Ярослав?
2. Почему Ярослав не стал единоличным правителем?

Микроитог: Ярослав получил власть, в сущности, незаконным путём и только к 1019 году захватил власть, а к 1036 году стал единоличным правителем. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Важным условием прочности государства становилась личность князя, его умение побеждать. Именно таким государственным деятелем был Ярослав.

Обратимся к справочному материалу. Назовите дату правления князя

Ярослава.

Запомним и укрепим в своих проектах.

Годы правления Ярослава Мудрого – 1019–1054 гг.

А теперь ознакомимся с текстом №6 учебника и выполним задания по

группам.

1 группа: Выберите из текста, страницы45-46 предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

2 группа: Выберите из текста, страницы47-48 предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

3 группа: На основе текста сравним правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке. Заполнить таблицу.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?

Итак, внимание. Создадим кластер-эхо графический прием систематизации материала. Двое желающих прошу к доске. Вы должны найти всё, о чём будут сейчас говорить дети и укрепить на доске, узкой стороной к кругу.

1-я, 2-я группы поработаем вместе. Перед вами карта. Я прошу озвучить те действия, за которые князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»:

– Борьба с печенегами

Разгромив печенегов, князь обеспечил мирное развитие государства.

– Строительство городов Юрьев и Ярославль

– Династические браки

Династические браки свидетельствуют о признании Руси средневековым миром. Ярослав породнился со Швецией, Венгрией, Византией, королевой Франции стала его дочь Анна.

– Строительство Киевской и Новгородской соборов святой Софии. При Софийских соборах стали собирать летописные своды. Распространение христианства способствовало развитию образования. При Ярославе началось каменное строительство на Руси.

– строительство Киево-Печерского монастыря. Избирается первый митрополит из русских Илларион.

– Реконструкция города Киева.

Европейский летописец Адам Бременский называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота как и в Константинополе названы золотыми. Страной городов «Гардарикой» называли соседи государство Ярослава.

– Создание Русской Правды.

Полны ли ваши ответы или требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу все.
Теперь укрепим справочный материал в проект.
Что напоминает наш кластер?

Микроитог:

Т.о., с именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нём оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке.

Богатела страна, изменялись отношения.

А теперь ознакомимся с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определим свою позицию: можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком.

Переход к «Русской Правде».

  1. Что изменил закон Ярослава, от чего он избавил жителей Руси?
  2. На твой взгляд, для того времени закон Ярослава можно считатьмудрым?
  3. Почему в современном мире мы не используем такой закон?

Микроитог:

Стремясь установить порядок в стране, Ярослав ввёл в действие первый письменный свод законов – Русскую Правду. Согласно новому закону была отменена кровная месть и введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства.

3 группа: На основе текста сравним правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке.

Заполнить таблицу.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?

  • Оба организовали строительство церквей, переписывание книг, создание школ.
  • Оба издавали законы.
  • Оба избавили своих подданных от войн.
  • Обоих именовали высшим титулом средневекового европейского правителя – «император» или, по-другому, «цезарь, царь».

Требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу. Теперь укрепим справочный материал в проект.

Текст.

В 1016 году в ходе междоусобной борьбы с братьями, Ярослав издал для всей Руси первые записанные законы – «Русскую Правду Ярослава». В 1036 году разгромил кочевников – печенегов под стенами Киева и избавил Русь от их постоянных набегов. После 1036 года начал украшать свою столицу Киев, который стали называть вторым Константинополем, а самого Ярослава самовластцем земли Русской и нашим царём. В Киеве и Новгороде были построены храмы Святой Софии, при которых собирались библиотеки, переписывались книги, составлялись летописи, открывались школы.

Карл Великий правил Франкским королевством с 768–814 года. В многочисленных военных походах присоединил к Франкскому королевству большинство земель бывшей Западной Римской Империи, прекратив тем самым войны, которые вели на этой территории разные племена и варварские государства. В 800 году короновался в Риме императорской короной. Чтобы обеспечить христианский мир в дополнение к «Салической Правде» франков рассылал по всем землям новые императорские законы и указы. По его приказу строились церкви, собирались и переписывались книги, открывались школы.

Полны ли ваши ответы или требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу все. Теперь укрепим справочный материал в проект.

Микроитог:

Закрепление материала

В течение урока каждый из вас выполнил исследовательскую работу, а вместе мы создали кластер. А цель у нас одна. Какая? Объяснить эпиграф урока.

Вернёмся к учебной задаче

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?

Итог урока: выводы.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!

Оценки за урок.

Домашнее задание

Параграф 6 прочитать и выполнить тестовые задания в формате ЕГЭ.

На этом урок окончен. Спасибо за внимание.

«Русская Правда» — сборник установлений правды, закона, своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» — «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе (978-1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053-1125). «Поучение» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и комментарий к «Правде».

«Русская Правда» признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей пространной «Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений — праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).

Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повеления на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т.е. получит три удара в качестве наказания.

«Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).

«Русская Правда» не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках «Правды» есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.

«Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" - Открытый урок по Сингапурской методике

Открытый урок по Сингапурской методике, который был дан мною в рамках конкурса "Учитель года" в феврале 2014 года.  На данном уроке большая роль уделялась групповой работе учеников, где они сами ...

"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Урок истории в 6 классе

Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Задачиобразовательные:дать представление о личности ...

урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан для 6 класса основной школы....