открытый урок по истории для 6 "А" класса на тему "Древнерусское государство при Ярославе Мудром"
материал по истории (6 класс)

Янчат Олча Аясовна

Открытый урок по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_32.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»

Цели:

Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Важнейшие даты: 1019–1054 – Ярослав Мудрый.

Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.», презентация.

Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок, урок-исследование.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Запишите сегодняшнюю дату и новую тему. Если кто не успел заполнить дома таблицу, оставьте свободное место. Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века. Тема урока «Древнерусское го-во при Ярославе Мудром»

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что изображено? Звёзды это исторические даты, понятия, события и люди. Давайте теперь постараемся все вместе раскрыть как можно больше исторических тайн за 7 минут. И эту часть я предлагаю назвать «Звёздные тайны истории». (тем самым мы повторяем пройденные темы)

II. Проверка раннее изученного материала.

Звездные тайны истории.

- За каждой звездочкой спрятана историческая тайна.

Предлагаю вам раскрыть то, что спрятано за звездочкой и рассказать, что вы знаете об этой тайне. (ученики по очереди открывают звёзды) 988 г. полюдье (круговой объезд с целью сбора дани)

вече урок 882 г. погост наместник дань (платежи подвластного населения в виде вещей, продуктов или денег)

- Молодцы! (1 слайд)

2. Приоткроем дальше звездные тайны истории.

- Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей. Выделим главные итоги деятельности князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси.

Внимание, задание:

1) Расстановите в хронологической последовательности жизнь и деятельность князей.

 (имена князей расположены в разном порядке)

Олег

Игорь

Ольга

Владимир

Ярослав

- Молодцы! Благодарю за активное участие, а теперь давайте узнаем кто же такой Ярослав и почему он Мудрый. Прежде чем узнать про него запишите пожалуйста синонимы, антонимы слова Мудрый. Или какой по вашему мнению должен быть мудрый человек. 2-3 слова. За 1 минуту.

III. Актуализация знаний:
Мы с вами постараемся раскрыть новую историческую тайну. А Какие бы тайны вы хотели узнать о времени правления Ярослава Мудрого?

IV. Целеполагание.
- А теперь, исходя из темы, определим учебные задачи. Какие бы тайны вы хотели узнать о времени правления Ярослава Мудрого?
Задачи:
изучить правление Ярослава Мудрого;
рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики.
Тайны:
Узнаем, почему князя Ярослава прозвали «Мудрым»?
Раскроем тайну, почему время его правления связывают с расцветом Древнерусского государства?
–Что значит расцвет Древнерусского государства?
Значит нам нужно рассмотреть основные направления внутренней и внешней политики князя.
Работать сегодня будем опираясь на рабочие листы, где содержится дополнительный материал, документы.
V. Изучение нового материала.
Правление какого князя мы изучали на прошлом уроке? (Владимир).
- Какое важное событие произошло при нем?
У него было 12 сыновей. Каждый правил там, куда отправил его отец. Изучив документ, отметьте на карте места правления сыновей Владимира.
1. Работа с картой. (в парах) – исследовательская работа.
«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Мстислава – в Тмутаракани».
– Теперь внимание на экран. Проверьте (на слайде высвечивается карта). (6 слайд)
- В тексте вам встретилось слово “посадил”. От этого слова образовалось понятия ПОСАДНИК.
-Как по другому можно сказать ? (наставник)
- что обозначает это слово?
Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти.

Не сразу Ярослав занял княжеский престол. В начале XI века Древнерусское государство опять было охвачено междоусобицей. Владимир Святославич(отец) умер в 1015 году, не назначив наследника.
Междоусобица- борьба за власть и влияние между представителями правящих слоев общества. (на слайде-записать)

Вывод: Как мы видим Ярослав Мудрый многое сделал для истории Руси, избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Его политика была направлена на укреплении Руси, помогала развитию хозяйства и культуры. Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, сына Владимира, получившего прозвище «Мудрый».

3. Работа над понятием «Мудрый».

1019-1054гг.- время княжения Ярослава Владимировича Мудрого.

означает слово «мудрый»?

МУДРЫЙ - основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный.

Это новая звездная тайна истории.

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо поработать с документом.

Работа с документом «Похвала Ярославу Мудрому» (из «Повести временных лет»).

- Выберите из документа факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства.

В год 1037. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в Словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. <...> Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

Ответы детей: Ярослав был прозван Мудрым потому, что:

распространял христианство, строил церкви.

Открывал школы, поощрял переводы греческих книг на славянский язык.

Физминутка.

- Так что же сделал Ярослав Мудрый для процветания государства?

4. Работа с текстом учебника.

А теперь ознакомимся с текстом №7 учебника и выполним задания по рядам.

1. Сформулируем раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый». Работаете по плану, опираясь на документ.

План.

1) Управление государством.

2) Закон о наследстве. Перед нами новая тайна о мудрости Ярослава, которую я вам сейчас раскрою:

1) « Для того чтобы не ссорились сыновья между собой за наследство после смерти своих родителей, Ярослав решил установить правила о наследстве, записанные в «Русской правде». Наследством объявлялась вся земля и всё имущество. Теперь по закону все сыновья после смерти отца должны были делить наследство поровну. Сестры их ничего не получали. Но братья были обязаны выдать сестер замуж. Жена умершего также получала часть наследства.

2) Самое же главное, Ярослав Мудрый установил порядок наследования между княжескими сыновьями. Теперь наследовать киевский престол мог только старший сын князя. Только в случае его смерти следующий брат мог стать великим князем. Сделал это Ярослав Мудрый для того, чтобы прекратились на Руси усобицы».

- Какую функцию выполнял князь до образования Древнерусского государства? (ВОЕННОЧАЛЬНИК). А в 11 веке во времена правления Ярослава?

2 ряд: поработать с документом: свод законов «Русская правда».

И теперь давайте более подробно узнаем про тайну «русская правда».

Годы правления Ярослава в истории считают временем расцвета Древнерусского государства. Князь Ярослав пытался укрепить порядок и законность в своём государстве, поэтому при нём на Руси появился письменный сборник законов, «Русская правда».

Свод законов «Русская правда».

Русская правда в краткой редакции.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то штраф 40 гривен за убитого.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить штраф 12 гривен.

4. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего на чужом дворе, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

Микроитог: Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.

Теперь узнаем про внешнюю политику.

1) Укрепление южных и западных рубежей. В отношениях с другими государствами Ярослав стремился продолжить дела своего отца и деда – Владимира и Святослава:

Укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанес им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Распростившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало.

Расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ.

2) Мир с Византией. Последнее военное столкновение Руси с Византией привело к подписанию мирного договора в 1046 году

3) Династические браки..

Дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского короля Гарольда, Анастасию — за венгерского короля Андрея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» — дочери императора Константина Мономаха.

? Мудро ли поступал Ярослав, заключая династические браки? (Да, мудро, так как укреплялось положение Руси).

Микроитог:

С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нём оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке.

Богатела страна, изменялись отношения.

V. Закрепление.

1. Работа с эпиграфом.

Обратимся к эпиграфу урока.

«Правление сына Владимира Крестителя великого князя Ярослава Мудрого историки связывают с расцветом Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?»

- Вспомните все раскрытые нами тайны. Так в чем же заключается расцвет Древнерусского государства во времена правления Ярослава Мудрого?

Создание письменного сборника законов «Русская правда».

Закон о наследстве.

Строительство Киевского и Новгородского Софийских соборов, Киево-Печерского монастыря.

Развитие грамотности, появление библиотеки.

Укрепление границ и торговых отношений Руси.

- Почему князь Ярослав Владимирович вошёл в историю как Мудрый?

Внимание на слайд (на слайде внутренняя и внешняя политика Ярослава) 10 слайд

VI. Итог урока.

- После смерти Ярослава Мудрого такой стабильности в развитии Древнерусского государства больше не было. Народ долго оплакивал этого князя.

VII. Домашнее задание.

П-ф 7, стр 61, вопрос 4. (вам дома нужно узнать какие династические браки были установлены)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" - Открытый урок по Сингапурской методике

Открытый урок по Сингапурской методике, который был дан мною в рамках конкурса "Учитель года" в феврале 2014 года.  На данном уроке большая роль уделялась групповой работе учеников, где они сами ...

урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан для 6 класса основной школы....

Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Презентация по истории на тему "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром".

Презентация состит из 14 слайдов. Описание и ход событии междоусобиц....