"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром" - Открытый урок по Сингапурской методике
презентация к уроку по истории (6 класс) по теме

Открытый урок по Сингапурской методике, который был дан мною в рамках конкурса "Учитель года" в феврале 2014 года.  На данном уроке большая роль уделялась групповой работе учеников, где они сами изучали исторические источники, их анализировали, делали предположения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rastsvet.pptx2.64 МБ
Microsoft Office document icon rastsvet_drenerusskogo_gos-va_istoriya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок истории в 6 классе

Слайд 3

Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Ярослав Мудрый 978-1054 гг. Годы правления1019-1054 гг.

Слайд 4

Экспертные комиссии Внутренняя политика Учебник стр. 50-51, 54, 59. Внешняя политика Учебник стр.52-54. Культура Учебник стр. 50-54.

Слайд 5

Внутренняя политика Издал первый свод законов «Русская Правда». Объединил все славянские племена в единую древнерусскую народность Чеканил собственные монеты (сребреник Ярослава) Назначил первого русского митрополита Распространял и далее христианство «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» (Картина Алексея Кившенко )

Слайд 6

Внешняя политика 1030 г. строительство на берегу Чудского озера города Юрьев (современное название Тарту). 1036 г. Ярослав Мудрый окончательно разбил печенегов. 1041 г. заключен мирный договор с Польшей. 1043 г. поход на Византию, а 1046 г. мирный договор с ней. Укрепил положение Руси с помощью династических браков. Жена и дочери Ярослава Мудрого

Слайд 7

Культура Строительство храмов Святой Софии в Киеве и Новгороде. Строительство Киево-Печерской лавры Способствовал распространению христианства и грамотности Собрал библиотеку, где переписывались книги по истории и географии Ярослав Мудрый и сам знал 5 языков Храм Святой Софии в Новгороде

Слайд 8

Правление Ярослава Мудрого Внешняя

Слайд 11

Домашнее задание 1. Изучить § 6. 2. Творческое задание: пользуясь различными источниками (энциклопедиями, справочниками и ресурсами интернета), подготовить сообщения о различных версиях происхождения прозвания Мудрый.



Предварительный просмотр:

Тема урока (класс) 6-ой класс. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цель урока: дать представление о функциях государства, об особенностях процесса возникновения и развития государственности на территории восточной Европы; познакомить с основными направлениями и итогами деятельности великого князя Ярослава Мудрого, первым русским сборником законов – «Русской правдой».

Задачи:

  1. Образовательная: изучить деятельность Ярослава Мудрого его внешнюю и внутреннюю политику, а так же изменения в культуре.
  2. Развивающая: развивать умение работать с источниками, ребятам будут розданы фрагменты статей из Русской правды, а так же с иными источниками, в том числе иллюстрациями монет Ярослава Мудрого, карта древней Руси и прочая литература.
  3. Воспитательная: воспитание чувств патриотизма на примере Ярослава Мудрого, который очень много сделал для становления и развития Древнерусского государства.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

  1. Устный: главный факт – Картинное описание (реформы Ярослава Мудрого)

   Не главный факт – простое информативное сообщение (борьба потомков Владимира за власть)

  1. Наглядный метод – Карта Древней Руси (реконструкция лица Ярослава Мудрого).
  2. Практический метод – работа с текстом Русской правдой, картами и иной справочной и научно-популярной литературой.

Форма урока: урок – рассказ, с элементами беседы.

Оборудование дополнительная литература в виде таких работ как: учебник История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. (2012, 272с.), компьютерная презентация, дополнительная литература.

Этап урока (время)

Действия учителя

Действия учащихся

I Организационный момент (1.5 мин.)

День добрый! Приготовились к уроку. Сегодня урок буду вести я – Динар Дамирович.

И ребята, за каждый правильный ответ на уроке Вы будете получать гривны. За 3 гривны – «5», за 2 – «4».

Ученики садятся.

ΙΙ. 1.5 мин Актуализация знаний

Внимание ребята на экран, что Вы там видите?

А знаете ли вы, кто изображен на ней?

Подумайте, еще варианты…

Верно, Ярослав Мудрый на купюре изображена статуя великого русского князя Ярослава Мудрого.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

ученик №1. Мы видим купюру  номиналом 1000 рублей.

Ученик №5. – это Иван Грозный.

Ученик №4. – это, наверное, Ярослав. Там написано так.

Ученик №7. О князе Ярославе Мудром.

 IІІ Объяснение новой темы 23 мин.

Давайте откроем тетради и запишем точное название темы: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

Ребята, если историческую личность изображают на столь большой номиналом банкноте, значит этот человек сделал для нашей страны что-то очень важное.

А, вот, что он сделал мы узнаем сегодня.

Давайте подумаем над значением  «Мудрый».

Оценить ребят, дать гривны.

Учитель параллельно записывает все эти предложенные варианты на доску.

На доске получатся список понятий.

Как вы думаете, в каких сферах проявляется мудрость правителя?

Верно, но по-другому это можно назвать, внешняя политика государства. А еще, что туда можно отнести?

Верно, еще какие сферы есть?

Еще?

Как вы думаете страной управлять трудно?

Верно, теперь для того, чтобы разобраться в том, почему Ярослава Мудрого назвали тогда мудрым, мы создаем 3 экспертные комиссии, а именно:

1) эксперты по внутренней политике

2) эксперты по внешней политике.

3) эксперты по культуре.

Ваша задача, выбрать ряд, куда Вы хотите сесть и стать одним из трех экспертов.

У Вас на столах есть кроме книг, исторические источники, литература и вы подумав в начале в тетрадь выписываете, все что относиться к вашей сфере. Один из Вас будет дьяком, т.е. выполнять роль секретаря, а остальные активно работают с источниками. Так трое работают с учебниками, трое с источниками и представляют дьяку информацию, что нужно написать.

А теперь послушайте задания группам.

 Так у Вас на столах лежат большие листы бумаги, Вы должны будете сейчас сделать презентации своих экспертных заключений. А потом из каждой группы выйдет дьяк и расскажет о заключении своей группы. Всего, на работу отводится 10-12 минут.

Дьяки, пишите пожалуйста большими буквами, чтобы было видно.

Ну, что эксперты, теперь Ваш черед.

Послушаем отчеты каждого дьяка, а остальные группы будьте внимательны и записывайте то, что сказал дьяк. Потому, что далее будут вопросы.

А теперь ребята, внимание на слайд, мы посмотрим, все ли Вы сказали о Ярославе Мудром.

А, что еще не сказали?

Давайте напишем основные моменты.

Ребята, какое слово повторяется чаще всего на слайде Внешняя политика?

Так, что можно сказать о его внешней политике?

Верно, мы запишем так: «Внешняя политика с соседними государствами была мирной».

О культуре.

Что важно здесь?

Верно, вы сказали все.

Таким образом, мы видим, что Ярослав Мудрый проявил себя многогранным правителем во внешней и внутренней политике, развивал культуру и внес большой вклад в развитие древнерусского государства.

Одним из главных моментов правления Ярослава Мудрого было создание свода законов «Русская Правда». А сейчас мы посмотрим видеофрагмент.

Но перед этим, мы сделаем следующее. У вас на столах лежат листочки «Руководство Предположения/Реакции». В центре у вас написаны утверждения, в графе «ДО» вы пишите, согласны ли в с ними или нет, если согласны ставите символ «+» если нет  то «-». Вам, дается 30 секунд, чтобы поработать с графой «ДО».

А теперь внимание на экран. Включаю видео.

Хорошо, а теперь работаем с графой «ПОСЛЕ», у кого-нибудь есть изменения?

Ну что, после просмотра видео у кого-нибудь изменились ответы?

Хорошо, а еще?

Молодцы, вот вам гривны.

Теперь, люди начали жить по законам, которые нужно было исполнять обязательно и для всех. Это также объединяла древнерусское государство в общее правовое поле.

.

Ну, что анализируя всю его деятельность, можно сказать, что он на самом деле был мудрым? Верны ли наши предположении?

Верно. Даю гривны.

Еще?

Верно, а еще?

Даю гривны.

Ученик №8 – ну, он был умным, правдивым.

Ученик №4 – талантливым, старым.

Ученик №5 – философ, грамотный,

Ученик №1 – просвещенный, много знает, опытный, аксакал.

Ученик №5 – это войны.

Ученик №2 –ну всякие договоры со странами.

Ученик №1 – ну, конечно внутренняя политика.

Ученик № 1 ну, там культурные достижения.

Ученик №13 – да, конечно, ведь нужно всегда быть внимательным и быть на страже, и ты должен не забывать не об одной из сфер правления.

Дети выбирают места и рассаживаются.

Дети защищают свои постеры, один член с каждой команды.

Дьяки делают свои отсчеты. И за лучшие отчеты команда получает гривны для всех.

Начинает дьяк с внутренней политики.

Идут слайды с краткой характеристикой политики Ярослава Мудрого.

Ученик №9 – а, город Юрьев, теперь называется Тарту, он в стране под названием Эстония.

Ученик №5 – ну тут, два раза повторяется слово мирный.

Ученик №6 – она была мирная.

Последний дьяк говорит о культуре.

Ученик №2 – строительство храмов и распространение христианства

Ученик №8 – да, за убийство холопа дают 6 гривен, а не 12.

Ученик №1 – кровная месть в ограниченном виде сохранялась.

Ученик№1 – да, он был хитрым, так как не всегда воевал.

Ученик №3 – он был умный знал 5 языков, читал и переводил книги.

Ученик № 2 – мудрый, потому что написал законы.

Ученик №4 – добрый, потому, что всех призывал к христианству, строил храмы.

Ученик № 9 – стратег, разбил половцев, и основывал города на стратегических пунктах.

ІV Итог 4 минуты

Ребята, почему в начале урока была показана банкнота номиналом 1000 рублей

Верно, молодцы. Изображение на деньгах великих личностей это явление характерно и для других стран мира, это своего рода дань уважения к личности, чтобы нард не забывал своих великих соотечественников.

А теперь запишем домашнее задание.

Ребята, а теперь, кто набрал 2 и более гривен поднимите руки . Те у кого более 3 получают – «5».

Ну а теперь, подняли руки и сделали салют!

Спасибо ребята за урок, было интересно.

 Ученик №3 – потому, что он сделал так много всего для отечества, что достоин появиться на купюре.

Ученик №12 – на правление Ярослава Мудрого приходиться расцвет древнерусского государства.

Дети пишут Д/З параграф №6. И найти понятие мудрый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром" содержит изучение нового материала. На данном уроке знакомим ребят с внутренней и внешней политикой Ярослава Му...

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

"Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". Урок истории в 6 классе

Цель урока: Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Задачиобразовательные:дать представление о личности ...

урок истории по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан для 6 класса основной школы....

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС  на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...