План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Хасанова Марина Сергеевна

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС  на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».

План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

                                                                                                                                          Подготовила Хасанова М.С., учитель истории и обществознания.

Технологическая карта урока

Тема урока

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Предмет

История

Класс

6

Базовый учебник

Арсентьев Н.М., Данилов А.АЮ Стефанович П.С и др. История России: Учебник для 6 класса: - М. «Просвещение», 2016

Педагогическая цель

Содействовать ознакомлению с внутренней и внешней политикой Ярослава Мудрого, о системе управления Древнерусским государством.

Задачи урока

Обучающие:

сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе управления Древнерусским государством.

Развивающие: способствовать формированию умений анализировать исторический материал, используя в  работе  исторические документы; способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;   совершенствовать навыки устной речи, развить умения работы с текстом учебника, формировать умения комментировать и анализировать, умение понимать и объяснять исторические термины.

Воспитательные: способствовать развитию уважения и любви к Родине.

Тип урока

Изложение нового материала

Методы обучения

Иллюстративно-словесный, практический

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос)

Индивидуальная

Работа в парах

Предметные результаты

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении; владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы)

Основное содержание темы, понятия и термины

Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы.

Образовательные ресурсы

Учебник. Презентация к уроку.  Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания.

Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер)

Презентация к уроку.  Дидактический материал к уроку и для выполнения домашнего задания.

Организационная структура урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

I Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствует учащихся

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе

Приветствуют учителя

Организуют свое рабочее место

Личностные:

проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности

II Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнерусское государство»

Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Организация взаимопроверки

- Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучаем? - Ответы детей

Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции

Выполняют самостоятельную работу по инструкции

Демонстрируют знания по теме

Познавательные:

закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей

Регулятивные:

умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.

Во время взаимопроверки учитель открывает правильный графический рисунок (тянет за стрелку справа на слайде) и нормы оценивания (открывает затемнение экрана)

III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове - глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым.

Итак, сегодня нам необходимо будет ответить на вопрос: «Почему Ярослава прозвали Мудрым и чему мы должны поучиться у него?».

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:

Ребята, откройте, пожалуйста, ваши учебники

Итак, укрепление единства Руси, усиление власти киевских князей - всегда было целью политики Рюриковичей, но после смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые времена, потому, что сыновья Владимира начали борьбу за власть.

Ребята, давайте откроем учебник § 6 пункт 1 «Борьба за власть сыновей Владимира». Давайте прочитаем этот пункт.

При Ярославе сложились более чёткие правила управления Древнерусским государством. (схема).

По удару вечевого колокола собрались люди с разных «концов» и улиц Новгорода на Ярославово дворище (на Торговой стороне).   В центре двора на вечевой степени (помосте) расположились новгородские власти – посадник, тысяцкий, старые посадники, кончанские и уличанские старосты, вечевой дьяк. Посадник стоя держит речь. На площади вокруг степени собрались бояре, «житьи люди», купцы и «черные люди». Вече в полном разгаре. В глубине площади, у самых ворот, - кучка людей, которые держаться в стороне, чтобы бежать в случае схватки. Остальные принимают то или иное участие в происходящем – кто сосредоточенно слушает, что говорится с вечевой степени, кто прислушивается к толкам соседей.   На первом плане картины представлены два основных слоя – простые люди (ремесленники) и бояре. Они ожесточенно спорят.   На боярах шапки из бархата и сукна. Поверх кафтанов накинуты свиты из заморского сукна, с длинными широкими рукавами, с отложными, богато украшенными воротниками. Холеные руки – в перстнях. Это крупные землевладельцы. В своих землях они – полные господа: определяют оброк и дань, судят, содержат дружины, предпринимают походы, чтобы пограбить соседей и обогатиться. Кроме богатства бояре имеют власть и почет. Все важные должности в Новгороде занимают их ставленники.   Неизвестно, чем окончится вече. Бояре заранее договорились в Совете господ, который собрался под руководством владыки – архиепископа новгородского. У бояр есть связи во всех «концах» города, где они держат в своих руках должников – купцов и «черных людей», среди которых они могут навербовать себе людей, чтобы те кричали за них на вече. Бояре и их сторонники хорошо вооружены. Если боярам удастся запугать, уговорить народ – пройдет их решение. Если нет, то вече разделится, ударит одна сторона на другую, в ход пойдет оружие.

Используя картину К.В.Лебедева «Новгородское вече», приведите конкретные свидетельства о составе веча в Новгороде.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Формулируют тему урока

Отвечают на поставленные вопросы, находят ответы в энциклопедическом материале с помощью сети Интернет, энциклопедий

Предметные:

умение строить высказывания

Личностные:

устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образующей функции познавательного мотива.

Регулятивные:

умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале.

Предположительные ответы учащихся.

Укрепление государства

Святополк решил избавиться от Бориса и Глеба, подослав к ним тайных убийц.

Позже Святополк организовал убийство еще одного брата – Святослава.

Ярослав выступил против Святополка. Их войска встретились осенью 1016 года у городка Любеч. Святополк бежал.

В 1017 году Ярослав вступил в Киев и занял княжеский престол.

Убийства, битвы

Окаянный, потому что он вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба, а затем и Святослава

В 1036 году Ярослав стал единоличным правителем Руси. Кровавая усобица показала, что объединение Руси осталось непрочным, что некоторые земли по-прежнему стремились к отделению от Киева.

Распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика.

Строительство новых церквей, открытие школ, перевод церковных книг на славянский язык.

Распространение христианства, грамотности; создание свода законов «Русская Правда».

Укрепление южных и западных рубежей, династические браки, мир с Византией.

«Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» (слайд 1).

План нашего урока (слайд 2):

  1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
  2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Власть и законы: «Правда Ярослава».
  3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
  1. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.

Перед вами карта «Русь в Х – начале ХII века» (слайд 3). Также у вас на партах лежит отрывок из «Повести временных лет». Давайте сейчас мы прочитаем с вами этот отрывок и укажем на карте города, которые будем называть.

Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?

Наместник (посадник) - назначаемый или выборный глава местной власти.

А после прочтения вы должны будете ответить на несколько вопросов (слайд 4): «Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?», «Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?», «Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?», «Каков был итог усобиц?».  

Итак, какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?

Всё верно, и впоследствии Борис и Глеб были причислены к лику святых Русской православной церковью.

Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?

Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

Каков был итог усобиц?

  1. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый (2 серия, со 2:50 мин до 7:38 мин).

Перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый?

Слайд 6.

А сейчас давайте поделимся с вами на 3 группы, например, по рядам. Каждая группа берет определенную область деятельности Ярослава Мудрого, которую мы с вами назвали, и с помощью текста учебника (страницы назвать) составляет краткий план по своему вопросу.

  1. Распространение христианства и грамотности (стр. 50). (Слайд 7 – схема).
  1. Управление государством (внутренняя политика) (стр. 50-52). (Слайд 8).
  1. Внешняя политика (стр. 52-53). (Слайд 9).

Перед вами картина К.В. Лебедева «Вече в Новгороде» (+ Слайд 10).

 Подведение итогов. Рефлексия

Включение нового знания в систему знаний;

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание;

создание ситуации успеха.

-Итак, вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?

Сегодня мы познакомились с историей Руси 1 пол. 11 в. Это было время расцвета Древнерусского государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации

Составляют Синквейн, затем его зачитывают перед классом.

Регулятивные:

уметь осуществлять познавательную рефлексию;

уметь обобщать и делать выводы.

Коммуникативные:

уметь полно и точно выражать свою мысль.

Это время формирования на Руси феодальной земельной собственности и различных категорий зависимого населения. Но всё - же большинство земель принадлежало государству, а большинство населения составляли свободные люди. (Слайд 11).

VII Информация о домашнем задании

Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения.

Домашнее задание.

  1. Читать и знать параграф 6.
  2. Уметь объяснять новые слова.
  3. Отвечать на вопросы.

Ребята, а что на сегодняшнем занятии показалось вам наиболее интересным? Может быть что-то вызвало трудности? Какое-то задание, наоборот, было легким для вас?

На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Все работали хорошо.

Молодцы! До свидания!

Воспринимают задание.

Регулятивные:

уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

VIII Выставление отметок

Мотивация к дальнейшему обучению.

Выставление отметок учащимся,  с учетом результатов графического диктанта.

Личностные:

проявление эмоционального отношения к отметке.

Отрывок из «Повести временных лет»:

«Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда  же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне».

К схеме «Управление государством».

Высшая власть принадлежала великому князю – полноправному правителю страны. Он издавал законы, был высшим судьей и главным защитником земли Русской, определял внешнюю политику. Престол после смерти князя передавался по старшинству, т.е. князем мог стать брат или сын умершего, если он оказывался старше своего дяди.

Князь опирался на дружину – мощную военную силу. Постепенно дружина помимо  воинским обязанностей подключилась к управлению государством.

В крупнейшие земли (волости) князь отправлял править своих сыновей – наместников.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. На вече происходили обсуждения общих дел и непосредственные решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. В распоряжении веча находилось народное ополчение.