Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Народные восстания в эпоху Петра Великого" | 36.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ».
Тема урока | Общество и государство. Тяготы реформ. | ||||
Тип урока | Урок проблемного обучения | ||||
Цель урока | Расширить и углубить представление учащихся об эпохе Петра Великого. | ||||
Образовательные | Учебник «История России» И.Л.Андреев,Л.М.Ляшенко, И.В.Амосова, И.А.Артасов, И.Н.Федоров. «Дрофа», 2016г. | ||||
План урока |
| ||||
Личностно значимая проблема | Принятие противоположений | ||||
Технология и метод обучения | Технология: проблемного обучения Метод: частично-поисковый | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении эпохи Петра Великого; дать нравственную оценку деятельности императора. | Развитие воображения, памяти; развитие интереса к сложным проблемам бытия; развитие коммуникативных качеств личности; развитие речи учащихся. | Развитие навыков исследовательской деятельности; развитие творческого, самостоятельного мышления. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный момент. Целеполагание. | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. На экране – памятник Этьена Фальконе («Медный всадник»). Читает фрагмент поэмы Пушкина «Медный всадник»: «Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной, Россию поднял на дыбы?» Возможные вопросы к учащимся: Какой вы видите памятник? Кто автор…памятника, поэмы? О ком мы сегодня говорим? В связи, с какой темой мы сегодня обсуждаем личность Петра Великого? | Слушают, формулируют и обсуждают тему урока вместе с учителем, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в обсуждении заявленных проблем. Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. | Устные ответы |
II. Создание и анализ проблемной ситуации | 21 | Сообщения учащихся от каждого ряда с изложением своего решения поставленных проблем | Организовывает погружение в проблему. Называет темы сообщений учащихся и проблемные вопросы. Руководит и направляет во время выступлений учащихся. Три темы выступлений (по рядам): Астраханское восстание, Булавинское восстание, Башкирское восстание. Три проблемы: 1. Противоречивость оценки деятельности Петра1. 2. Приоритет интересов личности над интересами государства (общества)… или наоборот? 3. Имеет ли народ «право на восстание»? | Каждый ряд в течение 3 минут представляет свое краткое сообщение об одном из народных выступлений эпохи Петра Великого; а затем, в течение 4 минут предлагает свое решение проблемных вопросов в рамках своей темы. | Индивидуальная и фронтальная работа | Личностные: знание основных исторических событий; освоение национальных ценностей, знание о народах и этнических группах России; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы.
|
III. Поиск способов решения и варианты решения проблемной ситуации | 15 | Беседа с учащимися, актуализация полученных ранее знаний | Предлагает перенести обсуждение заявленных проблем на всю эпоху – дать нравственную оценку деятельности Петра Великого в целом. Тем самым «наводит мосты» к новой теме («Итоги деятельности Петра Великого»). В зависимости от сложившегося направления беседы возможно обсуждение тезисов Приложений. Обеспечивает высокую степень вовлеченности учащихся в атмосферу занятия. Это достигается сочетанием «элитарных» названных выше проблемных вопросов к учащимся с общедоступными: «Каковы позитивные итоги правления Петра I?», «А сами вы хотели бы жить в эпоху Петра Великого?» и т.п. Организовывает фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. | Высказывают свои суждения, если необходимо обсуждают мнения одноклассников. | Индивидуальная работа. | Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности и эпохе Петра Великого. Коммуникативные: учатся аргументировать собственную точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом. | Устные ответы. Устные ответы. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение ответов учащихся. | Вместе с учащимися подводит итоги урока. Организовывает рефлексию: Сегодня на уроке для меня самое интересное было… Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило…Оцените себя, насколько вы ориентируетесь в данной теме. Выставляет оценки. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная работа | Регулятивные и личностные: оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 1 | § 7 | Дает домашнее задание, предлагая по прочтении нового материала дать общую оценку деятельности Петра Великого. | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
Приложение 1. В.О.Ключевский о Петре Великом
Петр в составе верховной власти всего яснее понял и особенно живо почувствовал "долженства", обязанности царя, которые сводятся, по его словам, к "двум необходимым делам правления": к распорядку, внутреннему благоустройству, и обороне, внешней безопасности государства. В этом и состоит благо отечества, общее благо родной земли, русского народа или государства - понятия, которые Петр едва ли не первый у нас усвоил и выражал со всею ясностью первичных, простейших основ общественного порядка. Самодержавие - средство для достижения этих целей. Нигде и никогда не покидала Петра мысль об отечестве; в радостные и скорбные минуты она ободряла его и направляла его действия, и о своей обязанности служить отечеству, чем только можно, он говорил просто, без пафоса, как о деле серьезном, но естественном и необходимом. В 1704 г. русские войска взяли Нарву, смыв позор первого поражения. На радостях Петр говорил находившемуся в походе сыну Алексею, как необходимо ему, наследнику, для обеспечения торжества над врагом следовать примеру отца, не бояться ни труда, ни опасностей. "Ты должен любить все, что служит ко благу и чести отечества, не щадить трудов для общего блага; а если советы мои разнесет ветер, я не признаю тебя своим сыном". Впоследствии, когда возникла опасность исполнить эту угрозу, Петр писал царевичу: "За мое отечество и людей моих я живота своего не жалел и не жалею; как могу тебя непотребного пожалеть? Ты ненавидишь дела мои, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю". Однажды какой-то знатный господин улыбнулся, видя, с каким усердием Петр, любя дуб, как корабельное дерево, сажал желуди по петергофской дороге: "Глупый человек, -- сказал ему Петр, заметив его улыбку и догадавшись о ее значении: -- ты думаешь, не дожить мне до матерых дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для будущей пользы государства". В конце жизни, больным отправившись в дурную погоду осматривать работы на Ладожском канале и усилив болезнь этой поездкой, он говорил лейб-медику Блюментросту: "Болезнь упряма, природа знает свое дело; но и нам надлежит пещись о пользе государства, пока силы есть". Соответственно характеру власти изменилась и ее обстановка: вместо кремлевских палат, пышных придворных обрядов и нарядов - плохой домик в Преображенском и маленькие дворцы в новой столице; простенький экипаж, в котором, по замечанию очевидца, не всякий купец решился бы показаться на столичной улице; на самом - простой кафтан из русского сукна, нередко стоптанные башмаки со штопаными чулками - все платье, по выражению князя Щербатова, писателя Екатеринина века, "было так просто, что и беднейший человек ныне того носить не станет".
Петр не понимал частного интереса, не совпадающего с общим, не понимал возможности замкнуться в кругу частных, домашних дел. "Что вы делаете дома? - с недоумением спрашивал он иногда окружающих: - я не знаю, как без дела дома быть", т. е. без дела общественного, государственного. "Горько нам! он наших нужд не знает", - жаловались на него в ответ на это люди, утомленные его служебными требованиями, постоянно отрывавшими их от домашних дел.
По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.
Приложение 2. Тезисы для обсуждения
Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?
Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.
Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля над деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.
Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
Приложение 3. Выдержки из Деклараций о праве на сопротивление угнетению
Право на сопротивление (право на сопротивление угнетению) — право граждан любыми средствами защищать иные принадлежащие им права и свободы. Относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.
Обоснование права на сопротивление угнетению берет начало в античном праве на тираноубийство. Впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 г. В преамбуле этого документа указывается, что «[…] если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. […] когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности.»
Статья 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека, наряду со свободой, собственностью и безопасностью.
Список литературы
Джефферсон Т. Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки - http://grachev62.narod.ru/hrest/jef_1.html
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007
Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999
Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LX. Петр Великий. Его наружность, привычки. Образ жизни и мыслей. Характер.- http://anticclub.ru/book/kluchev/kllec60.php
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. /С.-П.: КАРО, 2004
Пушкин А.С. «Медный всадник» - http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v04/d04-273.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"
Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"
Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг. социальные и национальные движения, реформы и революции"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."
Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ "Формирование Древнерусского государства"
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян; сформир...