Главные вкладки

    Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»
    методическая разработка по истории (8 класс) на тему

    Калугин Вадим Александрович

    Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ».

    Тема урока

    Общество и государство. Тяготы реформ.

    Тип урока

    Урок проблемного обучения

    Цель урока

    Расширить и углубить представление учащихся об эпохе Петра Великого.

    Образовательные
    ресурсы

    Учебник «История России» И.Л.Андреев,Л.М.Ляшенко, И.В.Амосова, И.А.Артасов, И.Н.Федоров. «Дрофа», 2016г.

    План урока

    1. Народные выступления в эпоху Петра Великого
    2. Противоречивость оценки деятельности Петра I
    3. Приоритет интересов личности над интересами государства (общества)… или наоборот?
    4. Имеет ли народ «право на восстание»?
    5. Итоговое обобщение

    Личностно значимая проблема

    Принятие противоположений

    Технология и метод обучения

    Технология: проблемного обучения

    Метод: частично-поисковый

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

     Закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении эпохи Петра Великого; дать нравственную оценку деятельности императора.

    Развитие воображения, памяти; развитие интереса к сложным проблемам бытия; развитие коммуникативных качеств личности; развитие речи учащихся.

    Развитие навыков исследовательской деятельности; развитие творческого, самостоятельного мышления.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    Этапы урока

    Время

    Обучающие

    и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы организации взаимодействия

    Универсальные

    учебные действия

    (УУД)

    Формы

    контроля

    I. Организационный момент.

    Целеполагание.

    3

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

     Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

     На экране – памятник Этьена Фальконе («Медный всадник»). Читает фрагмент поэмы Пушкина «Медный всадник»:

    «Кто неподвижно возвышался

    Во мраке медною главой

    Того, чьей волей роковой

    Под морем город основался…

    Ужасен он в окрестной мгле!

    Какая дума на челе!

    Какая сила в нем сокрыта!

    А в сем коне какой огонь!

    Куда ты скачешь, гордый конь,

    И где опустишь ты копыта?

    О мощный властелин судьбы!

    Не так ли ты над самой бездной,

    На высоте, уздой железной,

    Россию поднял на дыбы?»

      Возможные вопросы к учащимся: Какой вы видите памятник? Кто автор…памятника, поэмы? О ком мы сегодня говорим? В связи, с какой темой мы сегодня обсуждаем личность Петра Великого?

    Слушают, формулируют и обсуждают тему урока вместе с учителем, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

    Фронтальная

    работа

    Личностные: стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в обсуждении заявленных проблем.

    Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

    Коммуникативные: развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.

    Устные ответы

    II. Создание и анализ проблемной ситуации

    21

    Сообщения учащихся от каждого ряда с изложением своего решения поставленных проблем

    Организовывает погружение в проблему. Называет темы сообщений учащихся и проблемные вопросы. Руководит и направляет во время выступлений учащихся. Три темы выступлений (по рядам): Астраханское восстание, Булавинское восстание, Башкирское восстание. Три проблемы: 1. Противоречивость оценки деятельности Петра1.  2. Приоритет интересов личности над интересами государства (общества)… или наоборот?  3. Имеет ли народ «право на восстание»?

     Каждый ряд в течение 3 минут представляет свое краткое сообщение об одном из народных выступлений эпохи Петра Великого; а затем, в течение 4 минут предлагает свое решение проблемных вопросов в рамках своей темы.

    Индивидуальная и фронтальная работа

    Личностные: знание основных исторических событий; освоение национальных ценностей, знание о народах и этнических группах России; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

    Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

    Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

     Устные ответы.

     

    III. Поиск способов решения и варианты решения проблемной ситуации

    15

    Беседа с учащимися, актуализация полученных ранее знаний

    Предлагает перенести обсуждение заявленных проблем на всю эпоху – дать нравственную оценку деятельности Петра Великого в целом. Тем самым «наводит мосты» к новой теме («Итоги деятельности Петра Великого»). В зависимости от сложившегося направления беседы возможно обсуждение тезисов Приложений. Обеспечивает высокую степень вовлеченности учащихся в атмосферу занятия. Это достигается сочетанием «элитарных» названных выше проблемных вопросов к учащимся с общедоступными: «Каковы позитивные итоги правления Петра I?», «А сами вы хотели бы жить в эпоху Петра Великого?» и т.п.

     Организовывает фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

    Высказывают свои суждения, если необходимо обсуждают мнения одноклассников.

     Индивидуальная работа.

    Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

    Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности и эпохе Петра Великого.

    Коммуникативные: учатся аргументировать собственную точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом.

     Устные ответы.

     Устные ответы.

    V. Итоги урока.

    Рефлексия

    5

    Обобщение ответов учащихся.

    Вместе с учащимися подводит итоги урока. Организовывает рефлексию: Сегодня на уроке для меня самое интересное было… Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило…Оцените  себя, насколько вы ориентируетесь в данной теме. Выставляет оценки.

    Отвечают на вопросы.

    Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке.  

    Фронтальная работа

    Регулятивные и личностные: оценивание качества своей и общей учебной  деятельности.

    Оценивание учащихся за

    работу на уроке

    Домашнее задание

    1

    § 7

    Дает домашнее задание, предлагая по прочтении нового материала дать общую оценку деятельности Петра Великого.

    Записывают  домашнее
    задание

    Индивидуальная работа

    Приложение 1. В.О.Ключевский о Петре Великом

    Петр  в составе верховной власти всего яснее понял и особенно живо почувствовал "долженства", обязанности царя, которые сводятся, по его словам, к "двум необходимым делам правления": к распорядку, внутреннему благоустройству, и обороне, внешней безопасности государства. В этом и состоит благо отечества, общее благо родной земли, русского народа или государства - понятия, которые Петр едва ли не первый у нас усвоил и выражал со всею ясностью первичных, простейших основ общественного порядка. Самодержавие - средство для достижения этих целей. Нигде и никогда не покидала Петра мысль об отечестве; в радостные и скорбные минуты она ободряла его и направляла его действия, и о своей обязанности служить отечеству, чем только можно, он говорил просто, без пафоса, как о деле серьезном, но естественном и необходимом. В 1704 г. русские войска взяли Нарву, смыв позор первого поражения. На радостях Петр говорил находившемуся в походе сыну Алексею, как необходимо ему, наследнику, для обеспечения торжества над врагом следовать примеру отца, не бояться ни труда, ни опасностей. "Ты должен любить все, что служит ко благу и чести отечества, не щадить трудов для общего блага; а если советы мои разнесет ветер, я не признаю тебя своим сыном". Впоследствии, когда возникла опасность исполнить эту угрозу, Петр писал царевичу: "За мое отечество и людей моих я живота своего не жалел и не жалею; как могу тебя непотребного пожалеть? Ты ненавидишь дела мои, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю". Однажды какой-то знатный господин улыбнулся, видя, с каким усердием Петр, любя дуб, как корабельное дерево, сажал желуди по петергофской дороге: "Глупый человек, -- сказал ему Петр, заметив его улыбку и догадавшись о ее значении: -- ты думаешь, не дожить мне до матерых дубов? Да я ведь не для себя тружусь, а для будущей пользы государства". В конце жизни, больным отправившись в дурную погоду осматривать работы на Ладожском канале и усилив болезнь этой поездкой, он говорил лейб-медику Блюментросту: "Болезнь упряма, природа знает свое дело; но и нам надлежит пещись о пользе государства, пока силы есть". Соответственно характеру власти изменилась и ее обстановка: вместо кремлевских палат, пышных придворных обрядов и нарядов - плохой домик в Преображенском и маленькие дворцы в новой столице; простенький экипаж, в котором, по замечанию очевидца, не всякий купец решился бы показаться на столичной улице; на самом - простой кафтан из русского сукна, нередко стоптанные башмаки со штопаными чулками - все платье, по выражению князя Щербатова, писателя Екатеринина века, "было так просто, что и беднейший человек ныне того носить не станет".

    Петр  не понимал частного интереса, не совпадающего с общим, не понимал возможности замкнуться в кругу частных, домашних дел. "Что вы делаете дома? - с недоумением спрашивал он иногда окружающих: - я не знаю, как без дела дома быть", т. е. без дела общественного, государственного. "Горько нам! он наших нужд не знает", - жаловались на него в ответ на это люди, утомленные его служебными требованиями, постоянно отрывавшими их от домашних дел.

    По мнению Ключевского и Платонова, если в реформах Петра и было что- то «революционное», то лишь насильственность и беспощадность использованных им методов.

        Приложение 2. Тезисы для обсуждения

    Идеалом государственного устройства для Петра I было “регулярное государство”, модель, подобная кораблю, где капитан — царь, его подданные — офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых — превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?


    Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе. Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.


    Особенностью административной реформы было создание системы государственного контроля над деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной “бюрократической революции”, последствием которой стала зависимость всех от госаппарата.


    Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей “униженных и оскорбленных”, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

    Приложение 3. Выдержки из Деклараций о праве на сопротивление угнетению

    Право на сопротивление (право на сопротивление угнетению) — право граждан любыми средствами защищать иные принадлежащие им права и свободы. Относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.
    Обоснование права на сопротивление угнетению берет начало в античном праве на тираноубийство. Впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 г. В преамбуле этого документа указывается, что «[…] если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. […] когда длинный ряд злоупотреблений и насилий […] обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности.»

    Статья 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека, наряду со свободой, собственностью и безопасностью.

    Список литературы

    Джефферсон Т. Декларация Независимости Соединенных Штатов Америки - http://grachev62.narod.ru/hrest/jef_1.html

    Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007

         Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999

         Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LX. Петр Великий. Его наружность, привычки. Образ жизни и мыслей. Характер.-     http://anticclub.ru/book/kluchev/kllec60.php

         Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. /С.-П.: КАРО, 2004

        Пушкин А.С. «Медный всадник» - http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push10/v04/d04-273.htm

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"

    Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"...

    Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

    Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

    Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

    Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

    Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"

    Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...