Конспект урока: Великая Отечественная война
план-конспект урока по истории (10 класс)

Повторительно-обобщающий урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vov.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Повторяющее – обобщающий урок для 10 класса.

 

Тема: «Великая Отечественная война».

Учитель истории и

                                                                 обществознания

                                                                  МОУ СОШ №59

                                                             Шандала Е.И.

Цели урока:

- повторение и закрепление учебного материала по истории ВОВ Советского Союза;

- воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;

- умение работать с картой;

- умение работать с дополнительной литературой.

Оборудование: карта ВОВ, карта II Мировая война, интерактивная доска, карточки.

Класс делится на 3 команды. Вопросы к конкурсам №1,3,5 даются заранее. Заранее готовятся и сообщения о героях войны. Каждая команда готовит 3 чистых листа для письменных ответов на вопросы конкурсов №3 и №6.

«Не было в мире такой силы, которая могла сломить

   и сокрушить германскую армию и нанести ей

такие колоссальные потери, как это сделали русские,

                                           Советская Армия».

У. Черчилль

Учитель:

 В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе.

Великая Отечественная война (1941 - 1945г.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

Ребята, сейчас вы сможете показать свои знания по истории ВОВ, вспомнить великие события и людей, подвиг которых навсегда останется в веках.

Конкурс №1. «Война».

Команды отвечают устно по билетам. Представитель команды вытаскивает номер и соответственно номеру получает билет.

  1. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Кто, когда впервые сказал эти слова?

    2.  Какие слова, ставшие крылатыми, превратились в девиз защитников Москвы? Кто, где и когда их произнёс?

3.   Графическое и музыкально – поэтическое произведение, с первых дней ВОВ ставшее её символами, получившее всемирную известность? Кто авторы?

4.  Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах ВОВ? С голосом какого артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?

           5.  Назовите самое крупное танковое сражение ВОВ. Где и когда оно произошло?

             6.  Экипаж советской подводной лодки провёл операцию, вошедшую в военно-морскую историю как «Атака века». Каков результат этой атаки? Кто был командиром этой подводной лодки?

              7.  Какое славное событие в истории Советских вооружённых сил произошло по завершении Смоленского сражения (сентябрь 1941 г.).

8.  Советский солдат – национальный герой Италии? (Федор Полетаев.  Летом 1942, оказавшись вместе со своей частью в окружении, взят в плен. Бежал из плена в 1944 и сражался в итальянском партизанском движении под именем Поэтан. Погиб в бою. Он является единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь).

        9.  В руках двух всемирно известных скульптур, посвящённых подвигу нашего народа в годы ВОВ, вложены мечи. Назовите эти скульптуры, где они установлены и что символизируют мечи?

        10.  Николай Гастелло. С каким высоким патриотическим поступком связано имя этого человека?

Конкурс №2. «Военные операции».

Учитель: На экране вы видите кодовые названия операций. У вас на партах карточки, раскрывающие смысл каждой операции. Ваша задача привести их в соответствие и записать номера на листе бумаги.

Слайд:

1.  «Тайфун»                                           2.  «Багратион»

3. «Ост»                                                  4.   «Уран»

5. «Цитадель»                                         6. «Корсунь-шевченковская»

7. «Барбаросса»                                      8.  «Ясско-кишенёвская»

Учитель: Пока жури подводит итоги первых 2-х конкурсов, мы с вами заслушаем сообщение о Герое ВОВ. Сообщение о  Юрии Смирнове, который за то, что  не выдал своих товарищей был распят на досках блиндажа.

Конкурс №3. «Герои войны».

Учитель: Самого высокого звания – Герой Советского Союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин. В 84 года он повторил подвиг Ивана Сусанина. Хочу отметить ещё двух Героев Советского Союза – русские интеллигенты, профессора: Д.М Карбышев и Е.В. Клумов. Они погибли в 65 лет в фашистских концлагерях.

Среди Героев Советского Союза – 76 женщин и 4 подростка – пионера, которым было по 14 лет.

Ответы на вопросы третьего конкурса даются письменно.

  1. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!» Где была обнаружена эта надпись? (Брестская крепость.)
  2. Кто совершил один из первых воздушных таранов в Отечественной войне. (Иван Иванович Иванов)
  3. Кто совершил первый воздушный таран в ночном небе Москвы. (Виктор Талалихин)
  4. Снайпер, она уничтожила более 100 захватчиков. (Людмила Павличенко)
  5. Один вступил в бой с двадцатью фашистскими самолетами, девять из них сбил. (А.К. Горобец)
  6. Ворвался в глубину обороны гитлеровцев. Его танк был подбит. Испробовав все попытки взять танкистов живыми, фашисты облили танк бензином и подожгли. Их подвиг сродни подвигу матросов крейсера "Варяг".  (А.Ф. Наумов)
  7. Захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении наших войск. (М.П. Девятаев)
  8. Точно вывел свой горящий бомбардировщик на скопление вражеских танков и машин. (Николай Гастелло)
  9. Напишите фамилию самого крупного партизанского отряда на Украине. (С.А. Ковпак)
  10.  Маршал победы?

Вспомним их поименно…

Горем вспомним своим!

Это нужно не мертвым

Это нужно живым!

Конкурс №4 «Даты».

Слайд на котором перечислены события:

- Битва на Курской дуге;

- Московская битва;

- Сталинградская битва;

- Потсдамская конференция;

- Берлинская операция;

- Блокада Ленинграда;

- Крымская конференция;

- годы ВОВ;

- годы II Мировой войны;

- Освобождение г. Краснодара.

Задача команд на скорость определить последовательность событий и расставить даты.

Конкурс №5. «География ВОВ».

Ребята работают с картой. Каждая команда получает карточку с географическими объектами, которые необходимо показать на карте у доски. (Голубая линия, Мамаев курган, Малая земля, Брестская крепость, Дорога жизни и т.д.)

Конкурс №6 «Окончание войны». Ответы даются письменно.

  1. Какие фронты участвовали в операции по взятию Берлина?
  2. Кто водрузил знамя победы над рейхстагом?
  3. Когда это произошло?
  4. Кто подписал акт капитуляцию?
  5. Высший полководческий орден? Справка:

Орден Победа

Орден "Победа" учрежден 8 ноября 1943 года. Он является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы.

Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.

Для награжденных орденом "Победа" учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена "Победа". Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце.

Орден "Победа" - единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно-часовой фабрике.

Орден "Победа" носится на левой стороне груди на 12-14 см выше пояса.

Сдать листочки.

Слово жюри.

Заключительное слово учителя:

 Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Сегодня мы говорили о событиях тех лет. Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали вам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далёкой историей Родины, о которой мы не имеем право забывать.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

Вечный огонь на Мамаевом кургане


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок конспектов уроков "Великая Отечественная война"

Конспект используется для 4 класса на кружке ИЗО...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

Конспект урока " Великая Отечественная война" 1941-1945.

В ходе урока учащиеся знакомятся с подвигами людей, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны....

Конспект урока "Великая Отечественная война"

Конспект урока "Великая Отечественная война" направлен на патриотическое воспитание обучающихся....

Конспект урока «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ПУТЬ К ПОБЕДЕ»

конспект занятия  на конкурс "Мой лучший урок"...