Конспект урока "Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Конспект урока "Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III

Предмет, Класс

История, 8а

УМК

Пчелов Е.В.  История России. XVII-XVIII века: Учебник для 8 класса средней школы.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Комбинированный урок

Цель урока:

Рассмотреть период правления императрицы Елизаветы Петровны

Задачи:

Обучающая: дать характеристику личности императрицы, определить  основные направления внутренней и внешней политики Елизаветы Петровны.

Развивающая: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений,.

Воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств учащихся.

Планируемые результаты

1. Личностные: осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

2. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучении; решать познавательные задачи, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

3. Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Оборудование

Мультимедийная установка, карта, портеры императоров

Основные понятия

Дворцовый переворот, Антипрусский союз

Основные имена

Елизавета Петровна, Фридрих II Великий, П.А. Румянцев, П.С. Салтыков

Основные даты

1741-1761 – царствование Елизаветы Петровны, 1756-1762 – участие России в Семилетней войне.

Список используемой литературы

  1. Для учителя: Орлов А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 528 c.

2.        Для учащихся: Пчелов Е.В.  История России. XVII-XVIII века: Учебник для 8 класса средней школы.

Ход урока

Этапы урока

Основное содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие, организация внимания

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

2. Актуализация знаний учащихся

Беседа по вопросам:

  • Как называется период в истории, наступивший после смерти Петра Первого? (эпоха дворцовых переворотов)
  • Объясните понятие «дворцовый переворот».
  • Почему в эпоху Московской Руси и Допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремление свергнуть его с престола со стороны подданных, а в XVIII веке наступает эпоха «дворцовых переворотов»? Что изменилось?

Задание:

  1. Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников Петра I. (Приложение 1)
  2. Определите, о каком историческом деятеле идёт речь. Сравните правильность ответа по эталону. (Приложение 2)
  3. Задача: Историк Евгений Анисимов писал:

«Если бы Елизавета Петровна приказала написать историю XVIII столетия, то глава о царствовании императрицы Анны Иоанновны кончалась бы датой ее смерти 17 октября 1740 года, а следующая за ней глава о счастливо царствующей государыне Елисавет Петровне начиналась бы датой 25 ноября 1741 года» 

- Что произошло между этими двумя датами?

- Почему о свергнутом императоре было  приказано забыть навсегда?

- Что должны были сделать Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна, чтобы не упустить престол из рук потомков Ивана V?

Организует беседу с учащимися.

Организует работу по выполнению заданий, направленную на актуализацию знаний

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, проверяют правильность выполнения задания по эталону, решают познавательные задачи

3. Формулировка цели и задач урока

Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это был четвертый дворцовый переворот. Тема нашего урока: «Императрица Елизавета Петровна».

- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте основные задачи.

Помогает учащимся сформулировать цель и задачи урока

Формулируют цель и задачи урока

4. Мотивация к учебной деятельности

      Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Правление Елизаветы  оценивалось исследователями  неоднозначно. А.Толстой в сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» писал:

Весёлая царица

Была Елизавет:

Поёт и веселится,

Порядка только нет.

    Современник императрицы М.В.Ломоносов писал:

Что Вы, о позные потомки,

Помыслите о наших днях?

Дела Петровой дщери громки

      Сегодня на уроке мы должны определить насколько эти поэтические образы соответствовали действительности, и высказать свое мнение по данному вопросу.  

Помогает учащимся осознать важность изучаемого материала

5. Изучение новой темы

Теперь нам предстоит составить ее исторический портрет. По какому плану составляется исторический портрет?

 План:

  1. Личность императрицы.
  2. Основные направления деятельности (внутренняя  политика).
  3. Результаты деятельности.

1. Личность императрицы.

Годы правления: 1741-1746 гг.

- Просмотр презентации

Задание: Самостоятельно прочитайте текст учебника , выпишите основные направления внутренней политики.

Задача: Прокомментируйте некоторые мероприятия, осуществленные в период правления Елизаветы Петровны:

  • Лишение крепостных крестьян права совершать сделки без согласия помещика;
  • Разрешение дворянам продавать и покупать крестьян без земли;
  • Разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Организует работу учащихся, корректирует, дополняет, помогает кратко записать ответы в тетрадь

Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради,  работают с текстом учебника и историческими документами.

Работая в парах, решают познавательные задачи.

6. Закрепление

Годы правления императрицы Елизаветы Петровны

В годы правления Елизаветы Петровны …

Семилетнюю войну Россия вела против…

Организует работу по закреплению нового материала

Выполняют тестовое задание,  осуществляют взаимопроверку.

7. Подведение итогов  

Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

- Сформулируйте Ваше отношение к Елизавете Петровне и ее правлению.

Предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Оценивает успехи отдельных учеников

Отвечают на поставленные вопросы

8. Рефлексия

Устанавливается соответствие  между задачами урока и его результатами.

           –  повторил

           - узнал

           -  вспомнил

Включает учащихся рефлексию

Оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

§ 12 заполнение таблицы

Объясняет д/з

Записывают д/з в тетрадь и дневник

Приложение

Приложение 1. Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников Петра I

Екатерина I

Анна Иоанновна

Елизавета

Анна Леопольдовна

Пётр II

Пётр I

Иоанн Антонович

Приложение 2.

Определите, о каком историческом деятеле идёт речь. Сравните правильность ответа по эталону.

Характеристика

  1. Прибалтийская крестьянка-католичка, жена шведского драгуна, вторая жена Петра Великого и первая женщина на российском престоле
  1. Племянница великого царя, ставшая императрицей  по приглашению Верховного тайного совета. Десять лет правления этой грозной  женщины были отмечены усилением влияния прибалтийских немцев у трона.
  1. Она пользовалась большой популярностью в армии, как дочь Петра I Великого. Пришла к власти в  ноябре 1741 года, совершив очередной переворот при помощи гвардейцев Преображенского полка.
  1. Племянница Анны Иоанновны, мать императора-младенца, правила страной год. Управлением государством практически не занималась. Фактическая власть принадлежала Кабинету министров.
  1. Внук Великого императора, сын убитого царевича, ставший императором в подростковом возрасте. Любитель охоты и придворных забав. Умер от оспы в разгар подготовки к свадьбе.
  1. При жизни названный Великим, он не успел оставить завещания и назвать наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть
  1. Став императором в трёхмесячном возрасте и «процарствовав» год, всю оставшуюся жизнь находился в заключение и погиб в 23 года при попытке освобождения из самой неприступной российской тюрьмы.

1

2

3

4

5

6

7

Екатерина I

Анна Иоанновна

Елизавета

Анна Леопольдовна

Пётр II

Пётр I

Иоанн Антонович

Приложение 3.

  1. «Девятнадцатилетнее царствование этой государыни  дало всей Европе возможность ознакомиться с ея характером. В ней привыкли видеть государыню, исполненную доброты и гуманности, великодушную, либеральную и щедрую, но легкомысленную, беспечную, питающую отвращение к делам, любящую сверх всего удовольствия и развлечения, верную скорей своим вкусам и привычкам, чем страстям и дружбе, до крайности доверчивую и всегда находящуюся под чьим нибудь влиянием. Для нея ненавистно всякое напоминание о делах, и приближенным нередко случается выжидать по полугоду удобной минуты, чтобы склонить ее подписать указ или письмо» (Русский Двор в 1761 году. Перевод с  французской рукописи Лафермиера)
  2. «Царствование ее было не без славы, даже не без пользы. <…> Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти. (историк В.О. Ключевский)
  3. «Сквозь ее доброту и гуманность в ней нередко просвечивает гордость, высокомерие, иногда даже жестокость, но более всего подозрительность. …Императрица Елизавета в совершенстве владеет искусством притворяться. Тайные изгибы ее сердца остаются недоступными даже для самых старых и опытных придворных, с которыми она никогда не бывает так милостлива, как в минуту, когда решает их опалу». (Ж.-Л.Давье, секретарь французского посольства, современник Елизаветы Петровны) 
  4. «При правлении Елизаветы Россия пришла в себя. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского... Наследовав от отца уменье выбирать и сохранять способных людей, она призвала к деятельности новое поколение русских людей, знаменитых при ней и после нее и умела примирять их деятельность…» ( историк С.М. Соловьев)

Приложение 4.

Схема характеристики войны

1. Хронологические рамки

2. Страны - участники

3. Причины войны

4. Основные сражения: д/з стр.185 вопрос №6

5. Итоги войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Елизавета Петровна"

Презентация для внеклассных мероприятий, классных часов, бесед о Российской императрице Елизавете I Петровне....

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока :    Закрепление сведений о   биографии М.В.Ломоносова,  его  роли  в литературе . Работа   с  понятием  «ода»,  с  ...

Конспект урока по истории России по теме: "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны"

Педагогические цели:·          образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;·...

Презентация: Елизавета Петровна - Императрица России. История - 8 класс.

В этой презентации содержится информация об императрице Елизавете Петровне, правившей в России в 1741 - 1761 годах....

Дворцовые перевороты: после Петра I до Елизаветы Петровны

Презентация  к уроку истории в 8 классе...

Елизавета Петровна. Внешняя политика

Елизавета Петровна. Внешняя политика...