Краеведческий кружок "Мой край"
материал по истории
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев.
“Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика. В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление учащихся 4 класса с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Цель программы:
– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи:
Образовательные:
- Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
- Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
- Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Развитие культуры общения.
- Воспитание любви к своей малой Родине;
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- Развитие вкуса к родному слову;
- Учебно-методическое сопровождение.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011 Е.Медведев, М. Виданов. “Край родной, навек любимый” – пособие по историческому краеведению.– Куйбышевское кн. изд-во.
Участники внеурочной деятельности:
- Учитель;
- Ученики;
- Родители;
Программа “ Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в средней общеобразовательной школе. Она рассчитана для учащихся 4 класса.
Режим занятия.
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 (1 час в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий. Занятия предполагается проводить во второй половине дня 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
- Экскурсии);
- Викторины;
- Конференции;
- Конкурсы
- Уроки – лекции; уроки – встречи;
- Работа с документами; СМИ;
- Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру. Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Проведение занятий вне класса: в школьном музее, в районном музее, в библиотеке, в ГДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
- Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 4 класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
Знать:
- историю своего имени;
- свой режим дня;
- правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
- свой домашний адрес;
- что такое семья, обязанности члена семьи;
- профессии своих родителей;
- сельские профессии;
- правила поведения в общественных местах;
- адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок;
- историю происхождения своего села;
- достопримечательности города и края;
- несколько растений и животных населенного пункта;
- человек является частью природы;
- символику Российского государства;
- столицу нашей Родины;
- президента России.
Уметь:
- называть своих ближайших родственников;
- выполнять некоторые поручения в своей семье;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- соблюдать правила личной гигиены;
- хранить старинные семейные вещи;
- поддерживать чистоту в школе и дома;
- работать на пришкольном участке и у себя на огороде;
- заботиться и ухаживать за домашними животными;
- ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;
- ориентироваться по карте Курской области и находить свое село;
- наблюдать за изменениями в природе и заносить эти изменения в дневник.
Работа с родителями.
– анкетирование родителей учащихся 5 класса в начале года о необходимости работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью проверки удовлетворенности достигнутыми результатами;
– организация экскурсий в Краеведческий музей г. Курска, районный музей, школьный музей и экскурсии на природу.
– подготовка и проведение совместного мероприятия “Мои земляки в Великой Отечественной войне”
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «МОЙ КРАЙ»
№ | Названия темы | Колич.час | Дата проведения | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Вводное занятие. | 1 | |||||
Я и моя семья | 5 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энциклопедической литературой. | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
2 | Кто живет в моем доме (устный рассказ, выставка фотографий, рисунков). | 1 | |||||
3 | Мое имя и фамилия (индивидуальная и групповая поисковая работа с энциклопедической литературой). | 1 | |||||
4 | Генеалогическое древо семьи | 1 | |||||
5 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок). | 1 | |||||
6 | «Мои предки – участники ВОВ». | 1 | |||||
Наша школа | 6 | ||||||
7 | Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). | 1 | Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу | Работать по инструкции, с документацией, таблицами | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах) | Осуществлять пошаговый контроль | |
8 | Правила школьной жизни | 1 | |||||
9 | Адрес школы. Дорога в школу (рисунки, схемы). | 1 | |||||
10 | Мои одноклассники. (урок – игра). | 1 | |||||
11 | Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников). | 1 | |||||
12 | Школьная библиотека (экскурсия). | 1 | |||||
Мой район | 5 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности. | Работать с материалами музея, с таблицами. | Умения аргументировать свои предложения. | Выполнять самоконтроль. Оценивать правильность выполнения задания | ||
13 | История возникновения района. | 1 | |||||
14 | История нашего района. | 1 | |||||
15 | Памятные места района. | 1 | |||||
16 | «Мои земляки в Великой Отечественной войне и Курской битве» | 1 | |||||
17 | «Как живёшь ты, отчий дом» (викторина) | 1 | |||||
Мое село родное | 4 | Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
18 | Возникновение моего села (экскурсия в музей) | 1 | |||||
19 | Памятные и исторические места (заочная экскурсия) | 1 | |||||
20 | Улицы нашего села (рисунки) | 1 | |||||
21 | Наши земляки .( всреча с тружениками тыла) | 1 | |||||
Мой край Курский | 4 | ||||||
22 | Путешествие в прошлое. | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности. | Умение работать с картой. | Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра | Выполнять самоконтроль. Оценивать правильность выполнения задания. | |
23 | Улицы Курска. Культурная жизнь края. | 1 | |||||
24 | Сокровища курской природы. Экология родного края | 1 | |||||
25 | «Люби и знай свой край родной» (викторина) | 1 | |||||
Моё отечество | 4 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
26 | Россия - родина моя | 1 | |||||
27 | Москва - столица нашей Родины | 1 | |||||
28 | Славные символы России | 1 | |||||
29 | Родной край- частица России | 1 | |||||
Природа и мы | 4 | ||||||
30 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края). | 1 | Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать Работать с энциклопедической литературой. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах). | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
31 | Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения). | 1 | |||||
32 | Дары леса (рисунки и поделки из природных материалов). | 1 | |||||
33 | Итоговое занятие. | 1 |
Список литературы:
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год;
- Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год;
- Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год;
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г;
- Шестаков А.Н. “Мой край родной”;
- Материалы школьного музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая викторина "Край в котором ты живешь"
Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности для 7 класса. Дети должны знать свой край. Занятие развивает чуткость, доброту, логическое мышле...
Краеведческая гостиная "Край в котором ты живешь"
Материал для внеклассного мероприятия об истории села Липовка Энгельсского района Саратовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-503801-1674583288.jpg)
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1076996-1698214031.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Про...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1131885-1573744768.jpg)
Список участников очного этапа регионального конкурса исследовательских краеведческих работ «Край мой Смоленский».
Список участников регионального конкурса исследовательских краеведчески работ "Край мой Смоленский".....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528617-1416077821.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"
Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение истории ...
Протокол конкурса исследовательских краеведческих работ "Край мой Смоленский" 2020 г.
Протокол конкурса исследовательских краеведческих работ "Край мой Смоленский"...