Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"
учебно-методический материал

Сафина Вера Владимировна

Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение  истории родного края.Программа «Край мой Алексеевский» носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: этнография, историческое, природное, географическое и литературное краеведение.

 Ведущей идеей программы является комплексный подход к изучению Алексеевского края, что позволяет не ограничиваться реализацией какого-либо одного направления краеведческой работы, и в результате получить  воспитанникам целостное представление о родном крае.

От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному  Алексеевскому району.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Край мой Алексеевский746 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

I. Пояснительная записка        2

II. Учебно-тематический план         10

III. Содержание         17

IV. Методическое обеспечение        23

Ресурсное обеспечение……………………………………………………………………………………..24

V. Список используемой литературы        25

VI. Приложения        26

I. Пояснительная записка

Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение  истории родного края.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Поэтому гражданин – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Приказ Министерства просвещения  России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  •  Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным  программам»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;
  • «Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ).

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возраст обучающихся благоприятен для формирования интереса к изучению истории, культуры, традиций родного края, для развития коммуникативных, творческих, познавательных, способностей, применения полученных знаний в повседневной жизни.

Также педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов своей страны, родного края;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся  увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, этнографические, культурологические компоненты; 

- обращение к реалиям повседневной жизни жителей Алексеевского района,  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

в организации:

- реализация важнейшей особенности  краеведения  как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения –  лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио  и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с информационными источниками, экскурсии, выполнение творческих работ.

Отличительные особенности.

Программа «Край мой Алексеевский» носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: этнография, историческое, природное, географическое и литературное краеведение.

 Ведущей идеей программы является комплексный подход к изучению Алексеевского края, что позволяет не ограничиваться реализацией какого-либо одного направления краеведческой работы, и в результате получить  воспитанникам целостное представление о родном крае.

От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному  Алексеевскому району. Сравнительный анализ реализуемых программ по краеведению в Алексеевском районе показывает, что данная программа является единственной, отражающей в  содержании комплексно-системный подход к родному краю (Алексеевскому району) как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих её процессов и явлений.

Важное место в программе отведено проектно – исследовательской деятельности. Именно творческий проект открывает большие возможности для самореализации личности, но и требует активной самоотдачи, инициативы и ответственности.

 «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, -  утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Цель - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край,  развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения.

       

Задачи:

   Воспитательные:  

  • Воспитание гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к Малой Родине.
  • Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
  • Способствование укреплению семейных связей, заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей.
  • Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
  • Воспитание трудолюбия,  чувства коллективизма и взаимопомощи.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
  • Развитие творческого мышления детей в процессе освоения местного краеведческого материала.
  • Развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения и фантазии через выполнение творческих заданий.
  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
  • Развивать  информационную  культуру  обучающихся.

 Обучающие:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
  • Ознакомление с историей и современной жизнью Алексеевского района и Самарского края.
  • Освоение основ русской народной культуры, быта Алексеевского края.
  • Способствовать овладению начальными навыками исследовательской работы. 
  • Вовлечение учащихся объединения в проектно-исследовательскую деятельность через изучение истории и культуры родного края.  

     Принципы, лежащие в основе программы:

  • научность;
  • доступность;
  • принцип гуманизации;
  • личностно-ориентированный подход;
  • дифференцированность;

Возраст детей 

Краеведческая программа рассчитана на учащихся 7-9 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения - 108 часов.

Формы и методы обучения

Занятия реализуются в следующих формах:

  • беседы с игровыми элементами;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игра-путешествие;
  • мини-лекции;
  • тематические задания;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • выставки;
  • встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми;
  • театрализованные обрядовые мероприятия;
  • походы по родному краю;
  • экскурсии;
  • защита проектной работы.

Использование инновационных образовательных технологий.

Применение инновационных технологий в ДОП «Край мой Алексеевский» даёт возможность овладеть более высоким уровнем социальной активности, помогает стимулировать творческие способности обучающихся.

  1. Игровая технология.

Используя игровую технологию при изучении краеведческого материала, у детей развиваются определённые умения и навыки: ориентирование в пространстве, комбинирование, поиск самостоятельных решений (игры-путешествия, «Узнай по описанию», «Моё село»).

  1. Технология проблемного обучения.

Проблемные ситуации, которые ставит педагог перед детьми, заставляют включаться абсолютно всех обучающихся в активную познавательную деятельность, формирует наблюдательность, необходимость в поиске дополнительной информации по исследуемому вопросу.

  1. ИКТ-технологии.

Использование ИКТ даёт возможность разнообразить формы работы с детьми, сделать их более творческими. Медиа-презентации, выполненные для защиты своего проекта, расширяют кругозор, вызывают активный интерес к познанию.

  1. Технология проектно-исследовательской деятельности.

Метод проектов помогает развить критическое мышление, творческие и познавательные навыки обучающихся, умение ориентировать в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Формы организации деятельности:

1.Индивидуальное обучение.

Данная форма работы с воспитанниками направлена на выявление и развитие способностей и возможностей каждого из них.

На занятиях предусматриваются следующие разновидности индивидуальной работы: индивидуальные консультации, занятия и помощь для обучающихся, быстро осваивающих программный материал, и для воспитанников, которые менее успешно усвоили программный материал.

2. Групповые формы деятельности.

При такой форме отрабатываются навыки совместной деятельности по изучению основ краеведения. Таким образом, развивается умение работать «в команде», ответственность за доверенный участок.

3. Коллективная работа.

Данная форма применяется при работе с материалом в начале каждой темы, когда коллектив объединения слушает и воспринимает новую информацию, участвует в обсуждении возникающих вопросов, участвует в мероприятиях различного уровня.

4. Домашнее задание.

В качестве таких заданий программой предусмотрено: подготовка информационного сообщения по теме, работа над созданием проектов, творческие письменные задания. Такие задания учат воспитанников самостоятельно размышлять, анализировать, принимать решения. Домашняя работа требует от воспитанников регламентирования своего времени и значительных волевых усилий, что содействует формированию самодисциплины и упорства в преодолении встречающихся трудностей.

Режим занятий

Режим работы объединения – 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Воспитанники 7-9 лет занимаются в день по 1,5 часа, (продолжительность 1 учебного часа - 40 минут, время на отдых - 15 мин.). В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного  врача Российской Федерации от 4 июля 2014года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Принимаются в детское объединение все желающие. Специальные навыки не требуются. 

Ожидаемые  (планируемые) результаты:

Предметные результаты:

По итогам занятий  обучающиеся должны  знать:  

  •  историю своей семьи и своего рода в целом;
  •  историю названий своего города, улицы;
  • основные исторические категории: историческое время, представление о   пространстве, развитии;
  • иметь представление об истории родного края.

должны  уметь:

  • работать с различными видами источников;
  • проводить исследовательские работы, находить решения различным поисковым проблемам;
  • обладать навыками  вести поисковые и исследовательские записи;
  • составлять генеалогическую таблицу своей семьи;
  • владеть элементами проектно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- умение подбирать и анализировать специальную литературу;

- умение пользоваться компьютерными источниками информации;

- умение организовывать свое рабочее (учебное) место;

- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;

- сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе.

- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;

- понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;

- осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;

- в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

- умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям

- умение слушать и слышать педагога

- умение выступать перед аудиторией

- умение вступать в  диалог,  вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- грамотность, выразительность, эмоциональность речи

- соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

 Оценивание предметных и метапредметных результатов обучающихся:

1 балл – базовый уровень  – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

2 балла – повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

3 балла – творческий уровень   решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Личностные результаты.

  • сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли;
  • сформированность любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;
  • развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Оценивание  личностных результатов обучающихся:

  • -показатель не проявляется – 0 баллов;
  • показатель проявляется редко – 1 балл;
  • показатель проявляется периодически – 2 балла;
  • показатель проявляется постоянно – 3 балла.

      Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:

  • в качестве текущего контроля используются  опросы обучающихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
  • в качестве средств итогового контроля применяется защита воспитанниками своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
  • в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за детьми, индивидуальные беседы с ними и их родителями.

Формой проведения промежуточной аттестации является:

Защита проекта (см. приложение 2);

II. Учебный  план ДОП «Край мой Алексеевский»

Модули

Кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

«История моего края начинается с меня»

48

16

32

Педагогические

наблюдения.

Защита проектных работ.

«Прошлое и настоящее Алексеевского края»

30

19,5

10,5

«Знаменитые земляки Алексеевского края»

30

13,5

16,5

Итого

108

49

59

Модуль №1 «История моего края начинается с меня»

Реализация данного модуля направлена на осознание ребёнком понятий «я и моё окружение: семья, улица, школа»

Цель модуля: воспитывать чувство гордости за свой край, чувство причастности к нему.

Задачи:

  • Способствование укреплению семейных связей, заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей.
  • Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
  • Способствовать овладению начальными навыками исследовательской работы. 

Ожидаемые результаты освоения модуля №1.

     Дети расширят знания  и узнают историю своей семьи, своей школы, своего села, ремесла своего родного края, названия улиц села. Узнают, что такое генеология.

Научатся  рассказывать о себе, о своей семье, решать проектную задачу и защищать её.

Учебно-тематический план модуля №1

 «История моего края начинается с меня»

Название тем

Кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1,5

0,5

Входящая диагностика, наблюдение, беседа

Тема 1. «Я и моя семья».

10,5

2,5

8

Как живет моя семья.

1,5

0,5

1

Профессии моих родителей.

1,5

0,5

1

Родословное древо семьи. Моя родословная.

3

1,5

1,5

Составление родословной своей семьи.

3

-

3

Защита творческих работ учащихся.

1,5

-

1,5

Тема 2. «Дом, в котором я живу».

6

4,5

1,5

Беседа, наблюдение

Беседа с ребятами  о доме. Понятие отчий дом.

1,5

1,5

-

Традиции строительства домов в Алексеевском районе.

3

3

-

Рисунок дома, (в реалистическом или сказочном представлении  детей).

1,5

-

1,5

Тема 3. «Моя улица».

10,5

4,5

6

Беседа, экскурсия, презентация работ

Знакомство с понятиями  «улица», «адрес».

1,5

1,5

-

История названия улиц села.

3

3

-

Экскурсия «Старейшие улицы нашего села».  

1,5

-

1,5

Моя улица

1,5

-

1,5

Оформление альбома  «Их имена носят улицы с. Алексеевка».

3

-

3

Тема 4. «Наша школа»

19,5

3

16,5

Беседа, экскурсия, презентация работ

Экскурсия «Знакомство с  историей, традициями  Алексеевской школы».

1,5

-

1,5

Мои родители учились в этой школе.

3

3

-

Работа над проектами «Старейшие учителя», «Знаменитые выпускники нашей школы».

6

6

Презентация и анализ творческих работ учащихся.

6

-

6

Оформление выставки проектов детей

1,5

-

1,5

Итоговое занятие. Защита проектов.

1,5

-

1,5

Защита проектов

ИТОГО

48

16

32

Модуль №2 «Прошлое и настоящее Алексеевского края»

Реализация данного модуля направлена на осознание ребёнком понятий «родной край», «этнографическое краеведение»,  «природное краеведение».

Цель модуля:  познакомить обучающихся с историей родного края, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
  • Развитие творческого мышления детей в процессе освоения местного краеведческого материала.
  • Способствовать овладению начальными навыками исследовательской работы. 
  • Вовлечение учащихся объединения в проектно-исследовательскую деятельность через изучение истории и культуры родного края.  

Ожидаемые результаты освоения модуля № 2.

Обучающиеся расширят знания о своей малой родине, фольклоре,  узнают о животном и растительном мире родного края; о памятниках природы  Получат представление о проектной деятельности, основных этапах выполнения и реализации проекта. Научатся  работать с картой, защищать проект.

Учебно-тематический план модуля №2

 «Прошлое и настоящее Алексеевского края»

Название тем

Кол-во часов

Формы аттестации

Входящая диагностика, беседа, наблюдение, экскурсии, защита проектов.

Всего

Теория

Практика

Территория и географическое положение края.

1,5

1,5

-

Беседа по геральдике. Герб и флаг Алексеевского района.

3

1,5

1,5

История названий  сёл Алексеевского района.

3

3

-

Климатическая область, в которой  расположен район.

1,5

1,5

-

Растительный мир родного края.

3

3

-

Животный мир родного края.

1,5

1,5

-

Памятники природы Алексеевского района.

3

3

-

Беседа с детьми на тему: «Основные события на территории района в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года».

3

3

-

Тематические экскурсии. Краеведческий музей  с. Алексеевка.

Мемориал «Парк Победы».

1,5

-

1,5

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

1,5

-

1,5

Экскурсия в школьный музей имени Героя Советского Союза Ваничкина

Ивана Дмитриевича (п. Авангард).

1,5

-

1,5

Коллективная работа по оформлению  альбомов  «Его имя носит наша школа» (о герое Советского Союза Ваничкине И.Д.).

3

-

3

Этнография – наука изучающая духовную и материальную культуру родного края.

1,5

1,5

-

Защита проекта «Игры детства моих родителей и более старшего поколения».

1,5

-

1,5

Итого

30

19,5

10,5

Модуль №3 «Знаменитые земляки Алексеевского края»

Реализация данного модуля направлена на осознание ребёнком понятий «земляки», «знаменитость», «герой» и т.д.

Цель модуля:  познакомить обучающихся с жизнью людей-земляков, прославивших свой край, воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

Задачи:

  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
  • Воспитание трудолюбия,  чувства коллективизма и взаимопомощи.
  • Развитие познавательных интересов, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению.
  • Развитие творческого мышления детей в процессе освоения местного краеведческого материала.
  • Способствовать овладению начальными навыками исследовательской работы. 
  • Вовлечение учащихся объединения в проектно-исследовательскую деятельность через изучение истории и культуры родного края.  

Ожидаемые результаты освоения модуля № 3.

Обучающиеся расширят знания о своей малой родине, познакомятся с прославленными людьми Алексеевского района.   Получат представление о проектной деятельности, основных этапах реализации проекта. Научатся защищать проект.

Учебно-тематический план модуля №3

 «Знаменитые земляки Алексеевского края»

Название тем

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Входящая диагностика, беседа, наблюдение, экскурсии, защита проектов

Всего

Теория

Практика

Тема 1. «Наш край богат талантами».

13,5

6

7,5

Литературное творчество поэтов – земляков.

3

1,5

1,5

Вечер поэзии «Краски природы в стихах местных поэтов». Встреча с Востриковым Н.С., Хижняк Р.И., Ждановой В.П.

1,5

-

1,5

Мастера умельцы родного края.

1,5

1,5

-

Экскурсия в районный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.

1,5

-

1,5

Лучшие творческие коллективы с. Алексеевка.

1,5

1,5

-

Экскурсия в МБУ Алексеевский РДК.

1,5

-

1,5

Лучшие спортсмены с. Алексеевка. Известные тренеры – преподаватели.

1,5

1,5

-

Экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс с. Алексеевка.

1,5

-

1,5

Тема 2. «Наши земляки – Герои».

16,5

7,5

9

5 Героев Советского Союза - участников Великой Отечественной войны в Алексеевском районе.

3

3

-

Тематическая экскурсия в музей боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д.

1,5

-

1,5

Беседа на тему: «Кого называют Героем».

1,5

1,5

-

Герои – земляки интернационалисты, погибшие на войне в Афганистане, Чечне.

3

3

-

Рисунок на тему: «Героические поступки».

1,5

-

1,5

Проект на тему «Герои живут рядом».

3

-

3

Итоговое занятие. Защита проекта на тему «Герои живут рядом».

3

-

3

Итого

30

13,5

16,5

III. Содержание модуля №1

 «История моего края начинается с меня»

Введение.

Вводная беседа: «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний».  Планирование и организация работы объединения в учебном году. Техника безопасности на занятиях объединения.

Практика.

Выполнение рисунков  на тему «Край, в котором я живу».

 Тема 1. «Я и моя семья».  Как живет моя семья. 

.  Что такое семья? Кто входит в состав семьи? Для чего нужна семья? Чем занимаются члены семьи?  Как в семье относятся друг к другу? Рассказы ребят  о себе, своей семье

Большая  русская    семья в старину.  Состав  семьи,  степень  родства. Внутренний  строй   семьи  (глава  семьи,  члены  семьи,  их   функции). Традиционные  мужские   и  женские   занятия   и  обязанности  в  семье.  Семейные   обычаи  (отношение  к  детям  и  старикам,   приметы).  Семейные  праздники.

Практика.

Пословицы, поговорки, загадки о семье.

Профессии моих родителей. Дети готовят сообщения о профессиях родителей. Можно предложить ребятам написать сочинение, выполнить рисунок на соответствующую тему.

Практика.

 Оформление альбома «Профессии моих родителей». Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Родословное древо семьи. Моя родословная.

Беседа с детьми. Понятия:  род, поколение, родословная, генеалогическое древо.  Педагог показывает детям  примеры родословной.  

Практика.

Составление  родословной  своей семьи. Сбор  и оформление материалов.

Презентация и анализ творческих работ учащихся. Выставка рисунков  «Моя семья».

Тема 2.  «Дом, в котором я живу».

Беседа с ребятами  о доме. Понятие отчий дом. Какие  дома  строили  в  старину  жители нашего края?  Виды  жилищ  (землянка, изба,  дом,  терем).  Их   расположение,  конструкция  и  техника, материал,  инструменты,  этапы строительства.   Строительные  обряды. Символика  сюжетов  деревянной  

резьбы. 

Практика.

Рисование резных украшений для деревянного дома.

Знакомство с жилищами других народов и необычными домами мира (компьютерная презентация).

Практика.

Рисунок дома  (в реалистическом или сказочном представлении  детей).

Тема 3.  «Моя улица». Знакомство с понятиями  «улица», «адрес». История названия  улиц села Алексеевка. Старейшие улицы.

Практика.

Экскурсия «Старейшие улицы нашего села».  Знакомство с расположением улиц. Исторические объекты, архитектурные памятники на улицах села.

Игра «Помогите заблудившемуся туристу» (найдите на карте).

Практика.

Дети готовят  сообщения, оформляют альбом    «Их имена носят улицы нашего села». Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Тема 4.  «Наша школа».

Вступительная беседа об истории, традициях   школы  в  с. Алексеевка. Старейшие учителя, знаменитые выпускники школы.  

«Мои родители учились в этой школе».

Практика.

Ребята собирают сведения, о том, какой школе учились родители, когда это было, кто были  их учителя.  Оформление материала. Подготовка фотовыставки  «Мои родители учились в этой школе». Презентация и анализ творческих работ детей.

Практика

Работа над проектами «Старейшие учителя», «Знаменитые выпускники Алексеевской школы»  (поисково-исследовательская деятельность). Оформление альбомов, создание компьютерных презентаций. Презентация и анализ творческих работ учащихся.

 Итоговое занятие. Защита проектов.

III. Содержание модуля №2

 «Прошлое и настоящее Алексеевского края»

Территория и географическое положение края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Алексеевский район  на карте Самарской области.

Практика.

Оформление буклета «Алексеевский район».

Беседа по геральдике. Символы Алексеевского района.

Практика.

Творческая работа учащихся создание символа (флага)  Алексеевского района в Power Point, графическом редакторе Paint, Gimp (по выбору детей).

Изучение местной топонимики. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

История названий сёл Алексеевского района (Алексеевка, Патровка, Летниково, Самовольно - Ивановка, Герасимовка и т.д.).

Практика.

Подготовка сообщений «Загадочный мир названий», «Легенды и предания» (об истории названий сел Алексеевского района).  Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Климатическая область, в которой  расположен наш  район.  Средние  температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов.  Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практика.

Экскурсия на метеорологическую станцию п. Авангард.

Растительный мир родного края. Видовой состав, лекарственные растения. Растения района, занесенные в Красную книгу.

Практика.

Экскурсия (пленэр на берегу р. Съезжая). Выставка рисунков по итогам экскурсии.

Животный мир родного края. Особенности видового состава. Животные района, занесенные в Красную книгу.

Практика.

 Создание альбома, компьютерной презентации (по выбору детей)  «Птицы и животные нашего края».

Памятники природы Алексеевского района.

Понятие «памятник природы». Охраняемые территории (памятники природы регионального значения в Алексеевском районе).  

Экскурсия к памятникам природы (Дубовая роща в с. Герасимовка, Грековский лес, исток р. Съезжая). Анализ собранного материала.  Оформление альбома, создание компьютерных презентаций  «Памятники природы нашего края».  Презентация и анализ творческих работ детей.

Беседы  с детьми на тему: «Основные события на территории района в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года». 

Встречи с тружениками тыла, участниками событий, старожилами села.

Практика.

Тематическая экскурсия в краеведческий музей  «Наши земляки участники Великой Отечественной войны».  Экскурсия  к  Мемориалу  «Парка  Победы» с. Алексеевка. Создание компьютерной презентации   (на основе собранных материалов)   «Навечно в памяти народной».

Практика.

Работа над проектом  «Расскажи о своем герое» (поисково - исследовательская деятельность). Сбор сведений  (о родственниках  ребят, участниках войны, тружениках тыла, детях войны).  Индивидуальная работа с учащимися. Оформление собранных материалов.  Конкурс рисунков, сочинений, эссе (по выбору детей)  

Презентация и анализ исследовательских работ учащихся. «Эхо войны в моей семье»,   «О чем рассказала старая фотография».  Создание общей книги памяти «Расскажи о своем герое».

Практика.

Экскурсия в школьный музей имени Героя Советского Союза Ваничкина

Ивана Дмитриевича (п. Авангард).

Конкурс сочинений, эссе «Навечно в памяти народной». Учащиеся оформляют альбом   «Его имя носит наша школа» (о герое Советского Союза И.Д. Ваничкине). Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Этнография – наука изучающая духовную и материальную культуру родного края. Национальный аспект.

Практика.

Понятие материальная культура: жилище со всеми постройками, образ жизни, одежда, посуда, орудие труда, пища и т.д. Наш Алексеевский район - многонациональный край. Мастера – умельцы края.

Практика.

Тематическая экскурсия в районный краеведческий музей. Посещение творческих выставок народных умельцев. Участие в мастер – классах педагогов дополнительного образования Центра по народному творчеству.

Понятие духовная культура родного края. Обычаи, обряды, традиции.

Праздник «Берёзки» (святая троица). Народные игры: «Ручеёк», «Ворота», «Лапта» и т.д.

Практика.

Разучивание народных песен,  пословиц, поговорок, закличек.

Встреча с руководителем фольклорно-этнографического детского объединения «Берёзки» Бочковой И.В.

Работа над проектами (в группах). Поисково – исследовательская деятельность. Индивидуальная работа с учащимися. Темы проектов  выбираются по желанию детей:  

Как  отмечали  на  Алексеевской земле  праздник   урожая?

Как  наши бабушки и дедушки   веселились  от  Рождества  до  Крещения?

Как  проходила у наших предков   «Масленая   неделя»?

Как  в старину жители нашего края праздновали   Пасху?

Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Итоговое занятие. Защита проектов.

III. Содержание модуля №3

 «Знаменитые земляки Алексеевского края»

Тема 1.  «Наш край богат талантами».

Известные земляки нашего края. Литературное творчество поэтов – земляков Ф. Вострикова, Р.И. Хижняк, В.П. Ждановой,  В.И. Ивченко.

Практика.

«Краски природы в стихах местных поэтов». Вечер встречи с земляками, прославившими свой край (Востриков Н.С., Хижняк Р.И., Жданова В.П.).  

Известные земляки нашего края. Афанасьев И.П. (инициатор создания краеведческого музея  с. Алексеевка).  Ивченко В.И (заслуженный лесничий Р.Ф.). Глотов В.И. (заслуженный врач РФ).

Практика.

Создание компьютерных презентаций. «Известные земляки нашего края».

Известные земляки нашего края.    Мастера – умельцы края.

Практика.

Экскурсия в районный краеведческий музей. Посещение творческих выставок земляков.  Участие в мастер – классах педагогов.  

Известные земляки нашего края. Лучшие творческие коллективы Алексеевского района. Хор ветеранов. Известные художественные руководители Алексеевского РДК.

Практика.

Экскурсия в МБУ «Алексеевский РДК».

Известные земляки нашего края. Физкультура и спорт. Лучшие спортсмены Алексеевского района. Известные тренеры – преподаватели и учителя физической культуры Алексеевского района. Зотов М.В., Востриков В.В., Долгих С.Г.

Практика.

Экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс с. Алексеевка. Встреча с тренерами-преподавателями объединений «Баскетбол», «Футбол», «Дзюдо».

Тема 2. «Наши земляки – Герои».

Беседа на тему: «Кого называют Героем».  Дети высказывают свою точку зрения по вопросу.

Земляки герои Советского Союза (Синичкин Фёдор Михайлович, Ковтунов Георгий Никитович, Ефременко Иван Сергеевич, Глотов Николай Иванович, Ваничкин Иван Дмитриевич).

Практика.

Тематическая экскурсия в музей боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д. Анализ и оформление собранных материалов.

Практика.

Встреча с представителями комитета ветеранов войны и труда Алексеевского района (Скрипник П.С., Каширина А.И.).

Герои – земляки воины - интернационалисты, погибшие на войне в Афганистане, Чечне.

Практика.

Тематическая экскурсия в музей краеведения с. Алексеевка. Анализ и оформление собранных материалов.

Практика.

Конкурс сочинений, эссе:

Работа над проектом   «Наши земляки - герои». Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Итоговое занятие. Защита проектов.

IV. Методическое обеспечение

Тема

Форма организации занятий

Приемы и методы

Ресурсное обеспечение занятий

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Коллективная

Методы словесные: беседа, инструктаж, объяснение.

Методы наглядные: демонстрация.

Ноутбук, проектор, презентация.

Опрос, наблюдение.

«Я и моя семья»

Коллективная, индивидуальная, групповая.

 

Объяснение, беседа, тематическое задание, конкурс.

Ноутбук, проектор, презентация.

Дидактический материал - таблицы.

Выставка творческих работ детей.

«Дом, в котором я живу»

Коллективная, индивидуальная, групповая.

Беседа, творческое задание.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Выставка творческих работ детей.

«Моя улица»

Коллективная индивидуальная, групповая.

Беседа, творческое задание, экскурсия.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Выставка творческих работ детей, наблюдение.

«Наша школа»

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Творческое задание, экскурсия.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Выставка творческих работ детей, наблюдение.

«Моя малая Родина»

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Беседа, мини-лекция, презентация, творческое задание, экскурсия.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Опрос, наблюдение.

«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Групповая, индивидуальная, коллективная.

Беседа, творческое задание, экскурсия, встречи с ветеранами ВОВ.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Выставка творческих работ детей, опрос, наблюдение.

«Этнография родного края»

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Беседа, творческое задание, игровая деятельность, экскурсия.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Подборка газетных статей о происхождении названий сел и деревень.

Защита проектов.

«Наш край богат талантами»

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Беседа, творческое задание, экскурсия, встречи с знаменитыми людьми.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Собеседование

«Наши земляки – Герои»

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Беседа, мини-лекция, презентация, творческое задание, экскурсия.

Ноутбук, проектор, презентация.

Иллюстративный материал.

Выставка творческих работ детей.

Ресурсное обеспечение программы

Материально - техническое:

Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном.

Стеллажи для хранения натурного фонда (5 шт.)

Материалы: канцтовары (альбомы, гуашь, цветные карандаши, фломастеры и т.п.)

Информационно-методическое:

  • Учебные фильмы
  • Презентации
  • Интернет сайты

Кадровое обеспечение.  Реализация программы  осуществляется 1 педагогом дополнительного образования.

V. Список используемой литературы:

Список литературы для педагога:

  1. Агапова И.А. Мы - патриоты. (Классные часы и внеклассные мероприятия). М.: «ВАКО», 2009. – 368 с.  
  2. Высоцкий В.В. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся. М.: 5 за знания, 2008. – 144 с.
  3. В.И. Даль -  Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М.,

               «Художественная литература», 2012.

  1. В.И. Даль - Толковый словарь живого великорусского языка.,  М.,

          «Русский язык», 2009.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М., 2001.
  2. Кудрина Т.А. Музей и школа. М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
  3. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград, 2007. – 158 с.
  4. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.: Просвещение, 2007.
  5. В.А. Никонов - Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 2011.
  6.  Основы экскурсоведения. М., 2008.
  7.  Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/сост. Т.М.Кумицкая – М.: «ВАКО», 2009. – 224 с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия. - М., БРЭ, 2009.
  9. Туристско-краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
  10. Энциклопедический     словарь    юного     географа-краеведа,   М.,

  «Педагогика», 2009.


                       
Список литературы для обучающихся

  1. Атлас Самарской области. Самара, 2010.
  2. Востриков Ф.С. Ратники. Пермь, 2005.
  3. Гумилев Л. От Руси к России. М.: 2003.
  4. Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара: ОАО «Издательство «Самарский Дом печати», 2007. – 416 с.
  5. Самарская область. Историко-географический очерк. Самара, 2001.
  6. Солганин Г.Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа, 2001.
  7. Наш край. Самара, 2003.
  8. Храмков Л.В. Самарский край в судьбах России. Самара: «Самарский университет», 2006. – 317 с.
  9. Энциклопедия. История России. 9-17 вв. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.- 640 с.
  10. Энциклопедия. История России. ХХ в. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.- 640 с.

VI. Приложения

Приложение 1

Календарно-тематический план 2020-2021 уч. год

Группа: 1  «Край мой Алексеевский»

Дата

Тема

Часы

Модуль №1

Сентябрь

01.09.2020 -24.09.2020

Вводное занятие

12 часов

Как живет моя семья.

Профессии моих родителей.

Родословное древо семьи. Моя родословная.

Составление родословной своей семьи.

Защита творческих работ учащихся.

Защита творческих работ учащихся.

Октябрь

29.09.2020 -22.10.2020

Беседа с ребятами  о доме. Понятие отчий дом.

12 часов

Традиции строительства домов в Алексеевском районе.

Рисунок дома, (в реалистическом или сказочном представлении  детей).

Экскурсия «Знакомство с  историей, традициями  Алексеевской школы».

Мои родители учились в этой школе.

Ноябрь

27.10.2020 -19.11.2020

Мои родители учились в этой школе.

12 часов

Работа над проектами «Старейшие учителя», «Знаменитые выпускники нашей школы».

Итоговое занятие. Презентация и анализ творческих работ учащихся.

Итоговое занятие. Защита проектов.

Итоговое занятие. Защита проектов.

Модуль №2

Декабрь

24.11.2020 – 17.12.2020

Территория и географическое положение края.

12 часов

Беседа по геральдике. Герб района.

История названий  сёл Алексеевского района.

Климатическая область, в которой  расположен район.

Растительный мир родного края.

Животный мир родного края.

Январь

22.12.2020 – 26.01.2020

Памятники природы Алексеевского района.

12 часов

Памятники природы Алексеевского района.

Беседа с детьми на тему: «Основные события на территории района в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года».

Тематические экскурсии. Краеведческий музей  с. Алексеевка.

Мемориал «Парк Победы».

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

Экскурсия в школьный музей имени Героя Советского Союза Ваничкина

Ивана Дмитриевича (п. Авангард).

Февраль

28.01.2020 - 25.02.2020

Коллективная работа по оформлению  альбомов  «Его имя носит наша школа» ( о герое Советского Союза Ваничкине И.Д.).

12 часов

Этнография – наука изучающая духовную и материальную культуру родного края.

Материальная культура: жилище со всеми постройками, образ жизни, одежда, посуда, орудие труда, пища и т.д

Духовная культура родного края. Обычаи, обряды, традиции.

Фольклор родного края.

Защита проекта «Игры детства моих родителей и более старшего поколения».

Модуль №3

Март

02.03.2020 – 25.03.2020

Литературное творчество поэтов – земляков.

12 часов

Литературное творчество поэтов – земляков.

Вечер поэзии «Краски природы в стихах местных поэтов». Встреча с Востриковым Н.С., Хижняк Р.И., Ждановой В.П.

Мастера умельцы родного края.

Экскурсия в районный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков.

Лучшие творческие коллективы с. Алексеевка.

Экскурсия в МБУ Алексеевский РДК.

Апрель

30.03.2020 – 22.04.2020

Лучшие спортсмены с. Алексеевка. Известные тренеры – преподаватели.

12 часов

Экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс с. Алексеевка.

5 Героев Советского Союза - участников Великой Отечественной войны в Алексеевском районе.

5 Героев Советского Союза - участников Великой Отечественной войны в Алексеевском районе.

Тематическая экскурсия в музей боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза Ваничкина И.Д.

Беседа на тему: «Кого называют Героем».

Май

27.04.2020 - 25.05.2020

Герои – земляки интернационалисты, погибшие на войне в Афганистане, Чечне.

12 часов

Герои – земляки интернационалисты, погибшие на войне в Афганистане, Чечне.

Проект на тему «Герои живут рядом».

Рисунок на тему: «Героические поступки».

Итоговое занятие. Защита проекта на тему «Герои живут рядом».

Итого: 108 часов

Приложение 2

Критерии оценки проекта.

  • Соответствие содержания проекта теме проекта и проделанной работе.
  • Качество проектного изделия.
  • Сложность изделия.
  • Творчество (фантазия) изделия – разработанные автором проекта  схемы, рисунки и т.д.
  • Время, затраченное на изготовление.
  • Практическое использование проектного изделия.
  • Качество записей и наглядного материала, оформление проектной документации.
  • Полнота знаний материала, выполненного проекта.
  • Недостатки проекта.

 Защита проекта:

  • доклад на 5-7 минут;
  • культура речи;
  • демонстрация;
  • доклад не читать, а рассказывать;
  • ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»

Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...