Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»
    рабочая программа по истории (5, 6 класс)

    Акулинин Константин Владимирович

    Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой - либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся историей, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dop_obrazovania_akulinin_k_v.doc133.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комитет образования администрации города Тамбова

    Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №24»

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    туристско-краеведческой направленности

    «Основы исторической реконструкции»

    (базовый уровень)

    Возраст учащихся:  11-12  лет

    Срок реализации:     1 год

    Автор-составитель:

    Акулинин Константин Владимирович

    Тамбов  2018 год

    1. Пояснительная записка

    Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой - либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать обучающихся историей, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.

    Направленность программы дополнительного образования «основы исторической реконструкции» туристско-краеведческая.

    Уровень освоения программы: базовый уровень.

    Новизна программы. Содержание программы «Основы исторической реконструкции» позволяет осуществлять связь данного курса с другими предметами, изучаемыми в школе. В частности, речь идет об истории и информатике. Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых в рамках этих предметов.

    Актуальность программы. Материальные памятники, воплощенные в моделированных объектах, являются отражением жизни прошлого, без которых нельзя понять как сути этой жизни, так и отдельных явлений, которые характерны определенному времени. С помощью исторической реконструкции формируется интерес учащихся к прошлому, и закладываются основы эстетического восприятия окружающей действительности. Также разработка настоящей программы вызвана необходимостью развивать потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности при помощи средств моделирования.

    Педагогическая целесообразность. Данная программа целесообразна, так как в рамках ее реализации дети  вплотную соприкасаются с настоящей историей. Они учатся разбираться в фактах, проводить анализ тех или иных исторических событий, начинают заниматься исследовательской работой и на практике применяют полученные знания. В своей деятельности учащиеся успешно решают вопросы реконструкции объектов историко-культурного наследия. Главной особенностью работы является стремление к наиболее точному соответствию воссоздаваемых образцов подлинникам. Для этого используются письменные источники, кино и фотодокументы, а также сохранившиеся оригиналы.

    Отличительные особенности. В ходе разработки программы «Основы исторической реконструкции» были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учителей ГБОУ школа №340 Невского района Санкт-Петербурга Катренко О.Н. «Клуб исторической реконструкции» и ГБПОУ города Москвы «Колледж связи №54» Сильниченко А.В. «Историческая реконструкция».

    Отличительной особенностью данной программы является то, что одним из направлений ее деятельности является вовлечение учащихся в проблематику виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия. В центре внимания – один из наиболее перспективных методов исторической реконструкции – компьютерное моделирование, основанное на методологии 3D реконструкции. В рамках программы рассматриваются технологии 3D моделирования и результаты исследований в этой области. Дети получают навыки работы со специализированным программным обеспечением, включая трёхмерные редакторы.

    Адресат программы. Программа разработана для детей 11-12 лет, с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

    Условия набора обучающихся. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

    Количество учащихся – 10-15 человек.

    Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

    Формы и режим занятий. Форма проведения занятий – групповая. В процессе занятия иногда используется индивидуальный подход, учащимся могут даваться индивидуальные задания, помогающие лучше усвоить пройденный материал.

    Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (2 раза по 45 минут с перерывом 15 минут).

    1.2 Цель и задачи программы

    Целью программы является создание культурного пространства образовательного учреждения, где школьники разного возраста могли бы сотрудничать в области исторических исследований, художественного отображения прошлого, исторического моделирования и реконструкций, совершенствуя свои когнитивные и социальные навыки.

    Задачи:

    образовательные задачи

    1. научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;
    2. овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности;
    3. научить правильно использовать термины, формировать определения; понятий, используемых в исторической науке, археологии;
    4. обучить реконструкции объектов историко-культурного-наследия.;

    развивающие задачи

    1. развитие эмоционально – ценностного отношения к истории своей страны;
    2. прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
    3. развивать логическое мышление и творческие способности;
    4. развить творческие инициативы;

    воспитательные задачи

    1. способствовать воспитанию активной гражданской позиции обучающихся;
    2. содействовать социальной адаптации детей и молодежи, их самоопределению.
    3. воспитать мотивацию к учебной деятельности.
    4. воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала.

    1.  Содержание программы

    Учебный план

    Тема

    Всего часов

    Теоретич.

    занятия.

    Практич.

    занятия

    Экскурсии.

    Формы аттестации/контроля

    1-6

    Вводное занятие

    6

    2

    2

    опрос

    7-12

    Историческая реконструкция как вид деятельности

    6

    2

    2

    2

    опрос

    13-18

    Развитие реконструкции на современном этапе

    6

    4

    2

    опрос

    19-22

    Восточные славяне VII – X вв.

    4

    2

    2

    опрос

    23-30

    Древнерусское поселение

    6

    2

    2

    2

    опрос

    31-34

    Изготовление 3D  модели древнерусского жилища

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    35-38

    Изготовление 3D моделей хозяйственных построек

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    39-44

    Изготовление 3D  моделей внутреннего убранства древнерусского жилища

    6

    2

    2

    2

    презентация творческих работ

    45-48

    Изготовление 3D модели капища

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    49-52

    История России X – XVI вв.

    4

    2

    2

    опрос

    53-56

    История зодчества на

    Руси

    4

    2

    2

    опрос

    57-62

    Археологические

    находки

    6

    2

    2

    2

    опрос

    63-66

    Древнейшие люди

    нашего края и их занятия

    4

    2

    2

    опрос

    67-70

    «Тамбовский край»

    4

    2

    2

    опрос

    71-76

    Исследование и знакомство с Тамбовской крепостью

    6

    2

    2

    2

    опрос

    77-80

    Изготовление 3D моделей сторожевых башен

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    81-84

    Изготовление 3D моделей зданий внутри Тамбовской крепости

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    85-88

    Изготовление 3D моделей внутреннего убранства зданий внутри Тамбовской крепости.

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    89-92

    Изготовление 3D моделей хозяйственных построек крепости

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    93-98

    Тамбов в XVIII-XIX вв.

    6

    2

    2

    2

    опрос

    99-102

    Изготовление 3D моделей зданий города Тамбова XVIII-XIX вв.

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    103-106

    Изготовление 3D моделей внутреннего убранства зданий города Тамбова XVIII-XIX вв.

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    107-112

    Тамбов в годы Первой мировой войны.

    6

    2

    2

    2

    презентация творческих работ

    113-118

    Тамбов в годы Великой Отечественной войны.

    6

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    119-122

    «Тамбов в эпоху развитого социализма».

    4

    2

    2

    презентация творческих работ

    123-128

    «Современный Тамбов».

    6

    2

    2

    2

    опрос

    129-136

    Резерв учебного времени

    Итого

    136

    Содержание учебного плана

    Вводное занятие

    Теория. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

    Экскурсия. Посещение кафедры всеобщей истории и российской истории ТГУ имени Г.Р. Державина, знакомство с их опытом в области 3D моделирования объектов историко-культурного наследия.

    Историческая реконструкция как вид деятельности.

    Теория. Основная цель реконструкции. Реконструкция в России и за рубежом.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

    Экскурсия. Посещение тренировки клуба исторической реконструкции «Регенсбург».

    Развитие реконструкции на современном этапе. 

    Теория. Когда и где появились первые виртуальные реконструкции объектов историко-культурного наследия.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки обучающегося.

    Восточные славяне VII – X вв.

    Теория. Основные события, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

    Древнерусское поселение

    Теория. Исследование и знакомство с археологическими реконструкциями древнеславянских и древнерусских поселений. Археологическая наука. Археология Древней Руси. Археологические раскопки. Главные археологические находки.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

    Экскурсия. Посещение музея.

    Изготовление 3D модели древнерусского жилища

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту древнерусского населения, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление домов. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Изготовление 3D моделей хозяйственных построек

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту древнерусского населения, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление хозяйственных построек. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Изготовление 3D  моделей внутреннего убранства древнерусского жилища

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту древнерусского населения, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление стен, заграждений. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Экскурсия. Посещение музея.

    Изготовление 3D модели капища

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту древнерусского населения, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление капища. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    История России X – XIV вв.

    Теория. Основные событиях, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие. Личности.

    Практика. Подготовка докладов и рефератов по теме.

    История зодчества на Руси

    Теория. История  создания древнерусских храмов, городов и т.п. Специфика и своеобразие архитектуры Древней Руси.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

    Археологические находки

    Теория. Археологическая наука. Археология Древней Руси. Археологические раскопки. Главные археологические находки.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

    Экскурсия. Посещение музея.

    Древнейшие люди нашего края и их занятия.

    Теория. Откуда мы знаем о жизни древних людей. Как жили наши предки в далеком прошлом? Береги памятники истории и культуры.

    Практика: реконструкция обрядов/праздников мордвы

    «Тамбовский край».

    Теория. Тамбовский край в XI-XIII вв. Заселение Тамбовского края русскими во второй половине XVI – начале XVII веков. Природа региона. Биография Р.Ф. Боборыкина.

    Практика: Оформление презентации «История г. Тамбова».

    Исследование и знакомство с Тамбовской крепостью.

    Теория. Анализ археологических источников и литературы, посвященных Тамбовской крепости.

    Практика. Практическая работа на выявление уровня усвоения материала.

    Экскурсия. Посещение музея

    Изготовление 3D моделей сторожевых башен.

    Теория. Изучение археологических источников и литературы, посвященных Тамбовской крепости, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление сторожевых башен. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Изготовление 3D моделей зданий внутри Тамбовской крепости.

    Теория. Изучение археологических источников и литературы, посвященных Тамбовской крепости, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление зданий крепости. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Изготовление 3D моделей внутреннего убранства зданий внутри Тамбовской крепости.

    Теория. Изучение археологических источников и литературы, посвященных Тамбовской крепости, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление элементов ландшафта крепости. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Изготовление 3D моделей хозяйственных построек крепости

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных быту данного отрезка времени, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление хозяйственных построек. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Тамбов в XVIII-XIX вв.

    Теория. Основные событиях, вехи в истории России данного исторического периода. Политическое, экономическое, культурное развитие. Личности.

    Практика. Подготовка докладов и рефератов по теме.

    Экскурсия. Посещение музея.

    Изготовление 3D моделей зданий города Тамбова XVIII-XIX вв.

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных архитектуре г. Тамбова, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление зданий. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    Изготовление 3D моделей внутреннего убранства зданий города Тамбова XVIII-XIX вв.

    Теория. Изучение источников и литературы, посвященных архитектуре г. Тамбова, а также основ 3D моделирования указанных объектов.

    Практика. Изготовление зданий. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

     «Тамбов в годы Первой мировой войны».

    Теория.  Наши земляки- участники Первой мировой войны.

    Практика: «Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые».

    Экскурсия. Посещение музея.

    «Тамбов в годы Великой Отечественной войны».

    Теория.  Тамбовчане – Герои Советского Союза. Танковая колонна «Тамбовский колхозник».Подвиг Зои Космодемьянской.

    Практика: оформление и составление фотоальбома «Моя семья в годы ВОВ».

    Экскурсия. Посещение музея.

     «Тамбов в эпоху развитого социализма».

    Теория. История нашего города во второй половине XX века. Характерные праздники того времени,  значимые события на городском уровне. Мода. Знаменитые горожане.

    Практика: Изготовление зданий. Используемый материал: программа по 3D моделированию Google SketchUp.

    «Современный Тамбов».

    Теория. Мой край сегодня. Органы власти и управления, общественные организации города. Какое будущее ждет наш город?

    Практика: знакомство с письмами, дневниками, фотографиями, одеждой и предметами быта тамбовчан конца ХХ в.

    Экскурсия. Пешая экскурсия по городу, знакомство с архитектурными памятниками конца XX века.

    1.4 Планируемые результаты

    Реализация программы «основы исторической реконструкции» способствует развитию следующих ключевых умений и навыков:

    1. умение пользоваться ресурсами электронных библиотек;
    2. умение работать в 3D редакторах;
    3. накопление материалов по истории родного края;
    4. умение сопоставлять исторические источники;
    5. умение работать с информацией, находящейся за рамками учебника;
    6. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
    7. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
    8. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, сообщения, 3D модели объектов историко-культурного наследия.

    2.1 Календарный учебный график

    № п/п

    Месяц

    Число

    Время

    проведения

    занятия

    Форма

    занятия

    Количество

    часов

    Тема

    занятия

    Место

    проведения

    Форма

    контроля

    2.2 Условия реализации программы

    Реализация программы «основы исторической реконструкции», требует наличия  определенной материальной базы, которая позволит организовать процесс обучения более эффективно.

    К материальному оснащению  можно отнести:

    1. помещение, в котором проходят учебные занятия; рабочие места учителя и учащихся;
    2. персональные компьютеры для учителя и учащихся;
    3. проектор, интерактивная доска;
    4. доступ к сети Интернет, а также программное обеспечение (в частности, речь идет о программе для 3D моделирования Google SketchUp Make, которая официально доступна для бесплатного скачивания).

    Методическое обеспечение. Рабочая программа «Основы исторической реконструкции» обеспечена:

    • Разработанными планами учебных занятий.
    • Дидактическим материалом:
    • Набор дидактических карточек.
    • Наглядным раздаточным материалом по темам учебного курса.
    • Электронными презентациями по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point).
    • Лекционным материалом.

    2.3 Формы аттестации

    По окончании обучения каждый ученик должен подготовить проект: создать собственную 3D реконструкцию выбранного им объекта культурного наследия (несохранившегося или дошедшего до нас в плохой сохранности). В процессе выполнения этого задания учащийся осваивает навыки формирования источниковой базы реконструкции. Работа завершается презентацией индивидуальных проектов учеников.

    2.4 Оценочные материалы: опросы, творческие работы, работа над проектами, участие в конкурсах, конференциях и др.

    2.5 Методические материалы

    При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото и видео материалы, исторические книги, материалы на компьютерных носителях.        

    Теоретические занятия проводятся с использованием элементов активных форм познавательной деятельности в виде бесед, диспутов, вопросов и ответов. Используются:  

    - словесные методы обучения  в виде лекций, объяснений, рассказов, бесед, диалогов, консультаций;

    - методы проблемного обучения - в виде проблемного изложения материала, постановки проблемного вопроса;

    - наглядные методы обучения - в виде использования макетов, спортивного фехтовального оборудования.

            Практическое занятие проводится как урок с использованием элементом активных форм познавательной деятельности в виде самостоятельной деятельности, конкурсов, игр. Используются:

    - словесные методы в виде объяснения;

    - наглядные методы в виде показа;

    - игровые методы.

    2.6 Список литературы

    Основная

    1. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. М.: Форум, 2015.
    2. Беловинский Л.В. Культура русской повседневности. М.: Академический проект, 2016.

    Дополнительная

    1. Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И. Технологии 3D моделирования в исторических исследованиях: от визуализации к аналитике// Геоинформационные исследования и 3d реконструкции. URL: http://kleio.asu.ru/2012/2/hcsj-22012_49-63.pdf 
    2. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993.
    3. Дьячков В.Л. (автор-составитель) Тамбов в годы Великой Отечественной войны. Альбом. Администрация города Тамбова. – Тамбов: 2015 – 56 с.
    4. Канищев В. В., Мизис Ю. А. Социальный облик Тамбова (1636-1917) // «Тамбов на карте генеральной…»: Тезисы докладов к городской научно-практической конференции, посвященной 350-летию города Тамбова. Тамбов, 1986. С. 9-21.
    5. Мизис Ю. А. Образование антропогенных комплексов в процессе заселения Тамбовского края русскими в XVII – XVIII вв. // V Державинские чтения: История. Философия. Социология. Политология. Экономика. Юриспруденция: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2000. Тамбов, 2000. С. 3-4.
    6. Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1961.

    2.7 Глоссарий

    Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

    Источники – это основа для реконструкции, обойтись без них невозможно. Если репродукции изобразительных источников можно найти, то работа с археологическими и письменными источниками производится опосредованно через научные исторические книги, на которые, как правило, и ссылаются в своих работах реконструкторы.

    Воссоздание (моделирование) – сводится к внешнему копированию (макетированию) отдельных элементов, в основном материальной культуры, зачастую с применением современных материалов и технологий.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

    Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

    Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»

    Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»

    Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными  при изучении начального курса физической географии, и реализацией...