Главные вкладки

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Рогова Марина Александровна

    Музей нефти

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx34.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденным приказом Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008.

    Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

    По своему профилю школьный музей является комплексным, т.е. ведущий работу по разным направлениям (туристско- краеведческое, историческое, патриотическое и др.)

    Актуальность программы в контексте темы Фестиваля и номинации:

    «Надо повышать престиж инженерных профессий, без этого никуда, невозможно», – подчеркнул Владимир Владимирович Путин 26 мая 2015 года, выступая в ходе бизнес-форума общественной организации «Деловая Россия».

    В последние годы в России возросло понимание важности подготовки будущих квалифицированных инженеров, проектировщиков, нефтяников, геологов еще со школы. В подготовке любого специалиста в области высоких технологий история имеет решающее значение, как, впрочем, в воспитании человека и гражданина вообще. Знание истории родного края, его нефтегазового освоения, истории технических изобретений, знакомство с подвигами первооткрывателей позволяет сформировать у подрастающего поколения патриотизм, инженерное мышление. Образ мысли, основанный на анализе, направлен на созидание, решаемые проблемы имеют социальное значение: повышается производительность труда, облегчаются условия работы.

    Цель программы - формирование единого ценностно-смыслового пространства для взрослых и детей путем объединения участников в совместную деятельность, направленную на профессиональное самоопределение подрастающего поколения; всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

    Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:

    - создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

    - формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;

    - внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

    Цель достигается через решение следующих задач:

    - формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;

    - формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

    - профессиональная ориентация подростков;

    - формирование прочных трудовых навыков и навыков;

    Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем не посредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.

    Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно

    музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.

    Для реализации программы привлекаются педагоги-организаторы, специалисты инженерных и технических профессий.

    Для наглядной демонстрации конкретных достижений той или иной отрасли задействованы экспозиционные залы музея.

    Программа рассчитана на 1 год обучения (3 часов), преимущественно для обучающихся возрастной группы 12-17 лет.

    Формы занятий.

    Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

    Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность». Занятия в музее продолжаются и в период летних каникул.

    РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

    Продолжительность занятий

    Периодичность в неделю

    Количество часов в неделю

    Количество часов в год

    1 час

    1 раза

    2 часа

    70 часов

    ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

    В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

    Учащиеся должны знать: историю своего края, посёлка, своей школы.

    Учащиеся должны уметь:

    • работать с историческими источниками;
    • проводить экскурсии, радиолинейки, тематические классные часы, тематические мероприятия;
    • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.

    Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, поселковых, районных и окружных краеведческих викторинах, конкурсах и др.

    Миссия музея: сохранение, выявление, сбор, изучение и популяризация музейных предметов и коллекций, связанных с историей развития геологии, нефтяной и газовой промышленности, экологии на территории Западной Сибири.

    Основные направления деятельности:

    • сбор и хранение экспонатов,
    • научно-исследовательская,
    • экскурсионная,
    • выставочная.

          Музей геологии, нефти и газа собирает и хранит экспонаты, рассказывающие об истории освоения и развития нефтегазового комплекса Тюменского Севера, естественнонаучные коллекции, раскрывающие богатства подземных кладовых.

    Основные направления исследований:

    • геология,
    • освоение месторождений,
    • транспортировка нефти и газа,
    • информационные технологии,
    • полезные ископаемые: технологии их получения и обработки,
    • уникальные и редкие образцы минералов.

    Учебный план

    Название раздела,

    темы

    Краткое описание содержания занятия

    Кол-во часов

    Формы контроля

    всего

    теория

    практика

    1

    Вводное занятие.

    Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Теория: Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности.

    Практика: Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов.

    2

    1

     1

    2

    Музей нефти и газа имени Р.И. Кузоваткина.

    Теория: знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.

    Практика: работа с архивными источниками, статистическими данными, отбор литературы, газет, обновляют стенды школьного музея.

    2

    1

    1

    3

    Документоведение.

    Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

    Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного музея.

    2

    1

    1

    4

    Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

    Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

    Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

    3

    2

    1

    5

    Основы экскурсоведения.

    Теория: сущность понятия «экскурсия», её функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

    Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей посёлка.

    10

    1

    9

    6

    «Западная Сибирь: история поиска».

    В государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа хранятся уникальные документы в фонде первом, дающие представления о поисках полезных ископаемых на территории Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа в 1930-1940-е годы.

    Практика: работа с документами, поиск информации в интернете.

    12

    4

    8

    7

    «Фонд первый. Забытые имена».

    Теория:

    Практика: работа с архивными данными, поиск информации

    6

    2

    4

    8

    Выставка «Звёзды нефтяной эпохи Югры».

    10 сентября 2004 года, в честь добычи 8-миллиардной тонны нефти в Ханты-Мансийском автономном округе было заложено в фасад здания Музея геологии, нефти и газа пять звезд, на них имена таких титанов нефтяной и геологоразведовательной отраслей, Героев Социалистического труда, таких как Юрий Эрвье, Виктор Муравленко, Борис Щербина, Лев Ровнин и Фарман Курбанович Салманов. В период освоения Западной – Сибири много фамилий звучало на всю страну, но фамилии этих пяти звучали особенно громко. Каждый внес в неоценимый вклад в развитие Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.

    Теория:

    Практика:

    6

    2

    4

    9

    Выставка «Известные земляки – первопроходцы».

    6

    2

    4

    10

    «Компании века на службе человека». Викторина.

    Цель данной викторины – познакомить учащихся с работой крупных нефтяных кампаний округа; привлечь для участия в выставке детских рисунков, сформировав у учащихся интерес к профессии нефтяника.
    Каждый класс заранее готовит свою команду. Два этапа викторины: интеллектуальный конкурс «Эрудиты», творческий конкурс « Нефтяная компания будущего».

    Теория: подготовка заданий викторины.

    Практика: проведение викторины.

    4

    3

    1

    «Мой папа нефтяник».

    Выставка детских рисунков. Дети в красках могут отразить своё видение нефтяной отрасли.

    Практика:

    2

    1

    1

    «Ключик к успеху».

    «Музей собирает друзей»: встреча с сотрудниками кампании Юганскнефтегаз.

    «Картоквест».

    Ребят ждет увлекательное путешествие по экспозиционным залам музея. Поиски полезных ископаемых приведут к заветному кладу – знаниям!

    Теория: подготовка мероприятия. Составление заданий.

    Практика: проведение мероприятия.

    4

    3

    1

    «Нефть на карте Югры».

    Теория: работа с архивными источниками, , отбор литературы, ребята научатся читать карту автономного округа, найдут на ней все нефтяные, газовые и кварцевые месторождения, поймут, насколько богата природными ресурсами родная Югра.

    Практика: проведение экскурсий.

    5

    2

    3

    «Нефть и окружающая среда».

    Экология – очень важная тема современности. На занятии дети узнают, как нефть влияет на окружающую среду, научатся очищать воду от маслянистой жидкости.

    Теория:

    Практика:

    4

    2

    2

    Итоговое занятие.

    Подведение итогов работы. Подшивка материала.

    2

    1

    1

    Календарный учебный график

    Тема занятия

    Форма занятия

    Форма контроля

    Кол-во часов

    Дата

    план

    факт

    1

    Вводное занятие.

    2

    2

    Музей нефти и газа имени Р.И. Кузоваткина.

    2

    3

    Документоведение.

    2

    4

    Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

    3

    5

    Основы экскурсоведения.

    10

    6

    «Западная Сибирь: история поиска».

    12

    7

    «Фонд первый. Забытые имена»

    6

    8

    Выставка «Звёзды нефтяной эпохи Югры».

    6

    9

    Выставка «Известные земляки – первопроходцы».

    6

    10

    «Компании века на службе человека». Викторина.

    4

    11

    «Мой папа нефтяник».

    2

    12

    «Ключик к успеху».

    13

    «Картоквест».

    4

    14

    «Нефть на карте Югры».

    5

    15

    «Нефть и окружающая среда».

    4

    16

    Итоговое занятие.

    2

    Формы работы в школьном музее

    Учебная работа:        Воспитательная работа:

    - практическая работа на местности;        - кружки, экскурсии, походы;

    - учебные экскурсии вне  музея;        - встречи, конференции вне музея;

    - экскурсии в музее;        - встречи, сборы, собрания;

    - уроки в музее;        - экскурсии, встречи в музее

    - самостоятельное изучение        

    Методическое обеспечение программы.

    Используемые технологии:

    • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
    • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
    • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

    Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями посёлка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи посёлка, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Ханты-мансийского округа. Посещение и беседы с жителями посёлка, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

    Литература для учителя:

    1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
    2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
    3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
    4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
    5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
    6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
    7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

    Литература для обучающихся:

    1.Архивные документы.

    2. Воспоминания очевидцев.

    3. Исторические справки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"

    Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...

    Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

    Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

    Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

    Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности " Спортивный туризм" (3 года)

    Программа " Спортивный туризм" создана на основе программы " Юные туристы- многоборцы" автор Махов И.И. под ред. Ю.С. Константинова (Программы для системы дополнительного образования детей- М.,ФЦДЮТиК...

    Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческого направленности

       Туристское  объединение  «38 Меридиан»  работает  по  дополнительной  общеразвивающей программе. Образовательная  программа туристско...

    Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

    Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...