Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
календарно-тематическое планирование ( класс) на тему

Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Музейное дело"205 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»

Рассмотрено

Методический Совет

Протокол №1

« 31 » августа 2015г.

Утверждаю

Директор школы

___________Н. С. Карабаева

«  31  » августа 2015г. №216-о

Дополнительная общеобразовательная

 (общеразвивающая) программа

туристско-краеведческой направленности

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Возраст учащихся: 8-12 лет

Срок реализации: 1 года обучения

                                                       

                   

                                                                         Составитель  

Куклина Маргарита Павловна

                                                            педагог дополнительного

                                        образования

с. Варьеган, 2015г

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Календарно-тематический план

3. Перечень практических  работ

Приложения средства контроля:

Приложение 1. Методика сформированности качеств личности

Приложения 2. Структура портфолио обучающихся

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музейное дело» туристско-краеведческой направленности рассчитана на 1 год обучения.  Целью данного курса является погружение обучающихся в мир новой для них науки – истории, пробуждение интереса к истории Отечества, знакомство с духовным опытом человечества, а также овладение приемами специфической познавательной деятельности.

Программа разработана на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы», рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования, М, ЦДЮТиК, 2004г.

        Для реализации программы используются здоровьесберегающие, игровые технологии, ИКТ. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у воспитанников умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

        Методические занятия кружка являются комплексными. На них используются различные виды деятельности как теоретические, так и практического характера. Это – беседы, путешествия, экскурсии, подвижные и интеллектуальные игры, викторины, работа в музее с экспонатами, наблюдение, поиск информации, сравнение, описание, сопоставление. Формы: ролевые игры, упражнения, логическое изложение собранной информации в форме рассказа, сочинения, выставки,  творческие работы, презентации.

        Занятия в кружке чередуются с посещением музея села и экскурсиями в природу, по селу. Важную роль играют посещения библиотек, встречи с учеными, музейными работниками, писателями, поэтами, учителями-ветеранами, со старожилами села.

Обучающиеся кружка знакомятся с основами ведения исследовательской работы, с историей семьи, ее обычаями, традициями, с историей родного поселка. Вырабатывают навыки самостоятельного творческого труда, развивают наблюдательность, воображение и фантазию, укрепляются взаимоотношения обучающихся, родителей и педагогов.

Программа рассчитана на воспитанников со 2 по 6 классы. Занятия два раза в неделю по 1 часу, среда и пятница. Программа рассчитана на 1 год.

Результаты работы кружка передаются на хранение в музей, выставляются в экспозициях на обозрение широкого круга людей. Показатели качества результата программы являются умения, знания, потребность в постоянном поиске и исследовании, раскрытии тайн, расширении кругозора. Творческие работы обучающихся: с учетом возрастных и индивидуальных особенностей от КТД до проекта, выпуск стенгазеты, сочинений и до защиты проекта на конференции.

Цель программы: изучение истории и культуры родного края, воспитание этнокультурного краеведческого поведения.  

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с методами исследовательской работы.
  2. Способствовать развитию кругозора, умению анализировать и сравнивать.  
  3. Воспитывать интерес к истории родного края, школы, истории семьи.

Воспитательные задачи

1.  Формирование положительной мотивации в общественно - полезной деятельности воспитанников по сохранению  природы родного края.

  1. Сформировать устойчивую потребность и навыки общения с  памятником, с музеем.

                                   Методические принципы работы

1. Единство учебно-воспитательного процесса и образа жизни, традиций объединения.

2. Историчность изложения учебного материала.

Ожидаемые результаты:

       - интерес воспитанников к истории семьи, малой родины;

-знания об истории родного края;

-умение вести частично-поисковую работу;

-защита исследовательской работы;

-соблюдение правил культуры и поведения в общественных местах во  

 время экскурсии.

Средства контроля:

методики оценки сформированности качества личности, специальных знаний умений и навыков с диагностическими картами, творческие достижения, портфолио (приложения). Сроки  контроля: вводная – октябрь, итоговая – май.

Список литературы:

  1. Данилов Д.Д, Тырин С.В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 3 класса в 4-х частях. – М.: Баллас, 2004
  2. Джеус А.В. «Орленок» книга вожатого. – М.: Собеседник, 2005
  3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. Учебно-методическое пособие. - М.: 2006.-95с.
  4. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 кл: Кн. Для учителя. -4-е изд.- М.: Дрофа, 1999.-128с.

Календарно тематический план

на 2015 – 2016 учебный год

Отдел                                                          туристско-краеведческий

Название кружка                                     «Музейное дело»

ФИО педагога                                           Куклина Маргарита Павловна

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Количество учебных недель  - 35

Общее  количество  часов на  группу  – 70 часов  (2  часа  в  неделю), из  них  на  теорию  -  20 часов,  практику – 50 часов.

Год обучения

Возраст  детей

Контин-гент (кол-во)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов  в занятии

Кол-во часов в год

Сроки отчетности

1 гр.

1 г.о.

8-12 л

8 чел

2

1

70 ч

25.12

2

1

70 ч

20.05

Учебно-тематический план

Дата проведения

                 Тема

     Кол-во часов

Виды

 деятельности

Средства контроля

Всего

теор

практ

02.09.15

Вводное занятие. Инструктаж по тех.  безопасности

1

1

-

Беседа

Подпись в журнале по ТБ и Ж/Д

Лента Времени

2

1

1

04.09.1509.09.15

Живая связь времен: твои родные и твоя родина в потоке времени.

1

-

Занятие «Моя лента времени»

Практическая работа 1

Моя родословная

12

4

8

11.09.15

Древо человеческой жизни

2

1

1

Рассказ

Самостоятель-ная работа 2

16.09.1518.09.15

О семейном архиве. Фотоальбомы. Дарственные открытки. Письма. Наградные документы.

2

1

1

Беседа

23.09.1525.09.15

География рода.

2

-

2

Беседа

Творческая работа 3

29,03, 07, 09, 14, 16.

10.15г

Работа над творческим проектом по составлению родословной. Пишем историю семьи.

6

2

4

Исследова-тельская

деятельность

Творческая работа 4

Я и моё имя

4

2

2

21, 23, 28, 30.10.15

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом?

2

1

1

Рассказ

Практическая работа 5

11.11.1513.11.15

Происхождение своей фамилии.

2

1

1

Рассказ

Практическая работа 6

Название моего села

4

1

3

18.11.15

Экскурсия по селу Варьеган.

1

-

1

Экскурсия

Экскурсия

20.11.15

Экскурсия в СДК, сельскую биб-ку,  на почту Варьеган.

1

-

1

Экскурсия

25. 11.15

Праздник-фестиваль «Родовые традиции»

1

-

1

СДК, Варьеган

27.11.15

Рабочая экскурсия по музею школы

1

1

-

Экскурсия

Музей школы

История школы в селе Варьеган

12

3

9

02.12.1504.12.15

Первые ученики, первые учителя

2

1

1

Беседа

Мультимедиа

презентация

Самостоятель-

ная работа 8

09, 11, 16, 18.

12.15

История развития школы в селе.

4

2

2

Беседа

Мультимедиа

презентация

Практическая работа 10

23,25.12.2015

Практическая работа в тетради: «Мой любимый учитель»

6

-

6

Практикум

Работа по группам 11

Декабрь-март

Детская конференция, защита детских творческих проектов.

15

5

10

Исследовате-льская деятельность

Практическая работа 12, 13

История в символах и знаках

8

3

5

Государственные символы: Герб, Флаг России.

2

1

1

Беседа

История на гербе. Герб, Флаг ХМАО-Югры

Нижневартовского района.

2

1

1

Беседа

Практическая работа 14

Работа над творческим проектом по выбранной теме.

4

1

3

Практикум

Практическая работа 15

Итоговое занятие

1

-

1

Практическая работа 16

Социальная практика.    Участие в мероприятиях школы, села и района: 

11

-

11

Праздник «День пожилого человека», чествование учителей ветеранов педтруда

1

Акция «Забота», «Милосердие»

1

15.10.15

КТД «Осенний бал»

1

27.11.15

КТД «День матери»

1

01-12.12.15

Декада КМНС

Познавательная игра «Путешествие по стойбищам»

1

Викторина «Юбилейная Югра»

13.12.15

НПК «Я – юный исследователь»

1

Иссл. работа

26.12.15

Новогодний карнавал  

1

МБОУ ВОСШ

Март, 2016

Районная ученическая конференция «История школы в истории судеб»

1

Май, 2016

Защита портфолио, 4 класс

1

Май, 2016

Участие в международной акции «Ночь в музее»

1

Май, 2016

Участие в международной экологической акции «Спасти и сохранить!»

1

Итого:

70

20

50

                                         

Перечень практических работ

Название практической работы

Номер практ. работы

Дата проведения

1

 Заполнение  «Моей ленты времени»

Пр. р. 1

2

 «Рисование  генеалогического древа»

Сам.  р. 2

3

 «Составление схемы рода»

Тв. р. 3

4

 «Пишем историю семьи» мини-сочинение

Тв. р. 4

5

 «Что означает твое имя» работа со словарем

Пр. р. 5

6

 Мини-сочинение «Происхождение своей фамилии»

Пр. р. 6

7

 «Пишем историю своего села Варьеган» мини-сочинение

Сам. р.7

8

Составляем Банк данных: первые ученики и учителя

Сам. р.8

9

 Банк данных: учителя, воспитатели школы с использованием ИКТ

Пр. р. 10

10

 «Мой любимый учитель» сочинение

«Школа будущего» рисование

Работа  по

группам 11

11

Работа над творческим проектом

Пр. р. 12, 13

12

Защита детских творческих проектов.

Пр. р. 14

13

Рисование «Герб моей семьи»

Пр.р. 15

14

«Защита портфолио», 4 класс

Пр. р.16

Май, 2015

Список литературы.

1. Бочкова Ю.Г. Основы музейного дела, Нижневартовск, 2000.

2.  Безверхая Н.В. «Культура и быт народа ханты» экскурсии для младших школьников учебно-методическое пособие, Нижневартовск, 2004.        

3. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее, Москва, 2001.

4. История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до конца XX века.  

    Хрестоматия \ ред. В.И. Первухина,  Екатеринбург: Издательство «Волот», 1999.    

5.  Югория. Энциклопедия  Ханты – Мансийского автономного округа. Т . 2, т. 3, -    

         Екатеринбург, 2000.

6.  Югория. Энциклопедия  Ханты – Мансийского автономного округа. Т. 3,

     Екатеринбург, 2000 / Главный редактор Г.Ф. Шафранов – Куцев/.

7. Составители: Габайдуллина Г.Ф., Гизатуллина Ф.А., Демешкевич Ф.К., Комарова  

    В.В. «Традиции и культура родного края». Сборник материалов по  культуре  

    народов Севера (ханты, ненцы): Методическое пособие. 2002.

Приложение 1

Методика оценки сформированности качеств личности

(воспитанности) обучающихся

Цель: определить уровень сформированности качеств личности обучающегося.

Оценка сформированности качеств личности  проводится по параметрам, представленным в таблице.

Качество

Значение

Гражданственность

- Уважение к законам, правам и обязанностям.

- отношение к нормам и правилам, установленным в обществе (принятие этих норм);

- подготовка физическая к службе в вооруженных силах Российской Федерации (долг Родине);

- уважение к традициям, материальной и духовной культуре народа, страны.

- ответственность в поступках;

- знание символики, гимна России, музыкального наследия народа.

Патриотизм

- Любовь к Родине

- любовь к малой Родине;

- чувство гордости за то место, где ты живешь;

- знание истории своего народа, культуры;

- сохранение и развитие культуры, традиций;

Нравственность

- нормы поведения и отношений между людьми, принятые в обществе;

- культура общения в обществе;

- взаимоуважение между людьми;

- честность в отношениях;

- отношения в социальной среде;

- красота и культура внутреннего мира;

- тактичность - чувство меры;

- обязательность - верность слову, долгу, обещанию;

- следование норме общества;

- человеческий обмен;

- формирование внутренней культуры человека по определенным позициям;

- библейские заповеди (религий).

Трудолюбие

- присуще ребенку, который доводит самостоятельно начатое дело до конца;

- трудолюбию сопутствует любознательность;

- общественно - полезная деятельность;

- воспитание работника, семьянина…;

- доводить дело до конца…;

- усидчивость, настойчивость в достижении целей;

- отсутствие лени;

- созидание;

- ни минуты без дела;

- умение доводить дело до конца.

Экологическая культура

- бережное отношение к окружающему миру;

- знание законов природы;

- небезразличие к окружающему…;

- отображение средствами ИЗО прекрасного и сохранение его…;

- понимание значимости и ценности природы…;

- небезразличие к экологическим проблемам;

- забота;

- береги природу с детства!

- участие в природоохранной деятельности

- борьба с загрязнением окружающей среды

Творческая активность

- сопереживание, образность, эмоциональность отклик;

- Вдохновляющие действия;

- желание самореализоваться;

- проявление своих способностей в любом деле;

- способность генерировать и воплощать идеи в действие;

- способность откликаться на любую просьбу помощи;

- интерес к выбранному делу;

- энтузиазм;

- любовь к искусству.

Активная жизненная

позиция

- активное заинтересованное проявление деятельности.

- Стремление к новым формам деятельности, умение повести за собой…;

- стремление делать добро, альтруизм;

- лидер;

- желание реализовать внутренние потребности;

- выражение своего «Я» и реализация на практике;

- участие в общественно значимых делах коллектива;

- стремление к достижению своей цели;

- принципиальность, целеустремленность.

Стремление к ЗОЖ

- «В здоровом теле - здоровый дух»;

- солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

- «В гору идти, не бросай одного его» Высоцкий;

- соблюдение правил личной гигиены, физическая культура, отказ от вредных привычек;

- приобщение к участию в спортивных мероприятиях;

- отказ от вредных привычек;

- возлюби ближнего как самого себя…;

- соблюдение режима труда…;

- будущее - здоровье нации;

- физическое развитие;

- рациональное питание.

Для каждого обучающегося фиксируется уровень сформированности качеств  в табличной форме.

Шкала оценки (уровень):

4 – высокий (проявляется полностью);

3 – выше среднего;

2 -  средний (проявляется наполовину);

1 – ниже среднего (проявляется частично); 0 – не проявляется

Методика принята педсоветом «Организация воспитательной работы по формированию социально значимых качеств личности», протокол № 2 от 19.12.2005г.


                                                                                             Результаты оценки                                                                Приложение 2

сформированности качеств личности (воспитанности) обучающихся 1 года обучения

Отдел  краеведения

Кружок «Музейное дело» , 2014-2015 учебный год

Ф.И. обучающегося

Качества личности / степень выраженности

итог

Граждан

ственность

Патриотизм

Нравст венность

Трудолюбие

Экологич. культура

Творческая активность

Активная жизн. позиция

Стремление к ЗОЖ

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

И т о г

Сроки диагностирования: вводная – октябрь, итоговая на выпуске группы первого года (текущая между годами обучения).

 Результаты подводятся по каждому воспитаннику, по объединению в целом, по отдельным качествам.

Анализ результатов показывает динамику развития качеств личности.

Педагог  Куклина М.П.

Зам по ВР   Кутлушина Г.А.


Приложение 2                                                

Примерная структура портфолио обучающихся

1. Титульный лист (обложка).

2. Содержание:

I раздел «Мой портрет»;

II  раздел «Портфолио документов»;

III  раздел «Портфолио работ»;

IV раздел «Портфолио отзывов»;

V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация). Только собственные разработки, работы и др.

Раздел I. Информация о владельце портфолио

Мой портрет включает в себя личные данные обучающегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Учащийся ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.      

Раздел II. Официальные документы

Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)

В данном разделе допускается представление копий документов.

Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в свидетельство, заполняется классным руководителем или педагогом ДО, осуществляющим индивидуальную подготовку  обучающихся.

Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом определения уровня компетентности выпускника или образовательного  рейтинга учащегося, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с диагностикой, проводимой педагогом и результатами аттестации выпускника объединения)  

Документы, представленные в данном разделе, фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. п.)  могут храниться дома у обучающегося или в файле Рабочей папки

                     Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору

Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.

Портфолио работ может включать в себя:

–проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

–исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);

–техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работ, фото, Цифровой ресурс);

–работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п. фотоматериалы);

–различные практики:  социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);

–занятия на различных предпрофильных или профильных  курсах;

–участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.

В данный раздел учащийся помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой деятельности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивных и художественных достижений и др.

                 

Раздел IV. Отзывы и рекомендации

В данный раздел включается резюме с оценкой собственных учебных достижений и перечень представленных отзывов, например, рекомендательные письма, рецензии. Отзывы, представленные педагогами, зав. отделами,  характеризуют отношение учащегося к различным видам деятельности,  письменный самоанализ выпускника своей конкретной деятельности и ее результатов. Рецензии  научных руководителей.                                                                                                            

Вкладыш к портфолио обучающегося  (обобщенные достижения выпускника)

Позиция

Результаты

Итоговая диагностика по программе дополнительного образования (уровень предметной компетентности)

Уровень освоения

 Итоговая аттестация  

   Аттестован (№ свидетельства)

Не аттестован

 Участие в конкурсах, соревнованиях, выставках, концертах, социальной практике

Уровень, результат

 Участие в исследовательской, проектной  деятельности

Уровень, результат

Дополнительные предпрофильные, профильные курсы

Сертификат о прохождении

Научное сопровождение деятельности обучающегося

Письменные рекомендации научных руководителей

Без портфолио вкладыш к Портфолио учащегося не действителен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»

Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Земля Нижегородская»

Структура и содержание курса обусловлены его пропедевтическим значением, возрастными особенностями учащихся, сформированными  при изучении начального курса физической географии, и реализацией...