Урок "Мир пирамид" (5 класс)
методическая разработка по истории (5 класс)

Бобырь Александр

Материалы к уроку по теме 5 класса "Мир пирамид"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории Древнего Мира

Класс: 5

Тема: Мир пирамид

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема

Мир пирамид

Цель

Дать понятия о причинах мифологизации сознания древних египтян в рамках темы «Мир пирамид»

Задачи

Образовательные: Исследовать причины мифологизации сознания древних египтян.

Развивающие: -развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. 

-развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником.

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости  сохранения ценностей и традиций  культуры народов в современном мире.

УУД

Личностные: Понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечивать организацию  учебной деятельности обучающихся  путём соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Провести взаимоконтроль.

Коммуникативные: Обеспечивать социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечивать  смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать:

основные достижения архитектуры и искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;

основные понятия по изучаемой теме:  пирамида, фараон, жрецы, гробница, мумия, саркофаг

-уметь:

находить нужную информацию в тексте учебника, применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.

Личностные:

приобщение к истокам  культурно-исторического наследия человечества;

приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Метапредметные:

способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока; умение проводить поиск основной и дополнительной информации, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными задачами;

представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах

Основные понятия

Пирамиды (МЕР- лестница, ПЕР-А-МУС- грань), фараон (Несу-бити, Пер-аА), жрецы (жертвовать), мумия, восточная деспотия

Межпредметные связи

Мировая художественная культура, ИЗО, Музыка, Фотография, Обществознание

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Основные: Учебник, листок контроля (тест).

Дополнительные: слайд-презентация «Мир пирамид», аудиофайл

Оборудование

Ноутбук, проектор, экран, звуковая колонка

Вид урока

Урок открытия новых знаний

Технологии

Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. Разминка

Проверка домашнего задания

Отвечают на вопросы учителя.

Проводится тест с взаимоконтролем

Выполняют тест, заполняют ответы в листы контроля

Следит за выполнением работы учащихся

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с миром Древнего Египта. Сегодня мы продолжим эту работу. О чем пойдет сегодня речь на уроке? Правильно: о пирамидах и фараонах. О чем могут рассказать гробницы фараонов?

Проверить ваши знания по предыдущей теме я хочу с помощью теста. Вопросов будет 5, вы должны обозначить галочкой правильные ответы в листках контроля. Итоги теста мы с вами проверим прямо сейчас. Не забудьте листочки подписать.

ТЕСТ

  1. Тест«Страна на берегах Нила»

(§1 2)

Вы выполнили первую часть работы. Поменяйтесь листками с соседом. Простым карандашом помогите мне проверить тест. Проверяем! Возле правильного ответа ставим плюс. 5 плюсов – оценка 5.

Передаем листочки с ответами мне, решение о выставлении оценок будет оговорено с вашим учителем.

Освоение знаний по теме «Мир пирамид».

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира

РУУД: Контроль в форме сличения способа  действия и его результата с заданным эталоном

КУУД:

Планирование  учебного сотрудничества  с учителем и со сверстниками

ПУУД:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной  информацией

ЛУУД:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Рассуждение учеников

Актуализация опорных знаний.

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала.

Записывают тему урока.

Постановка учащимися  целей , задач, планирование хода урока. Определение методов работы.

Организует

формулирование

темы урока

учащимися.

Организует

постановку цели,

формулировку

темы урока

учащимися, корректировка методов работы.

Заслушивает ответы детей и дополняет их

 Ребята, мы продолжаем знакомиться с Древним Египтом новой темой - «Мир пирамид»)

Включает презентацию

Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .

КУУД: Совместная деятельность 

ЛУУД: Рассуждение учеников

ПУУД: Обмениваются полученной  информацией

РУУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

РУУД:  ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

КУУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала

Работают с параграфом, отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос учителя.

Сообщение ученика о мумификации.

Работают в рабочей тетради.

Отвечают на вопросы учителя,

Учитель: Древние люди обожествляли явления природы, объекты окружающего мира, придумывали волшебные существа, якобы ответственные за всё происходящее в жизни – разлив Нила, засуху, молнии, жару, холод, болезни, войну. С чем это связано?

Ученики: С попытками найти объяснение и причину происходящих явлений, событий в собственной жизни.

Учитель: А что же послужило причиной того, что человек все свои пояснения облекал в мифическую, волшебную форму? Давайте вспомним, как древние египтяне представляли мир.

Ответ: Плоская Земля, над ней богиня неба, слева и справа корабль бога солнца – Ра, который, двигаясь от восхода к закату, воскресает и умирает каждый день.  Каждый вечер Ра на корабле уходит в мир мёртвых. С чем связано появление мифов?

Ученик: С незнанием.

Учитель: Спасибо, мы нашли первую причину мифологизации сознания древних людей (пишет на доске).

Узнавая о государственном устройстве Древнего Египта, мы используем термины «фараон» и «жрец». Кто это такие?

Ученик: Фараон – властитель, царь, а жрец – служитель храмов, служитель богов.

Учитель: Слово «жрец» произошло от слова «жертвовать», а верховным жрецом был фараон. Грамотность позволяла жрецам манипулировать. И не только простым народом, а даже и чиновниками, и фараоном. Чтобы победить, нужно принести жертву. Что является причиной такого действия?

Ученик: Страх

Учитель: Спасибо, Итак, мы решили задачу, поставленную на уроке. Мы обнаружили причины возникновения мифов (пишет на доске).

Причины: Страх, незнание

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

До сих пор в Египте сохранились руины древних храмов и гробницы фараонов.

Ребята, а почему в захоронениях ученые находят так много вещей?

 Ученик: Это связано с верой в загробную жизнь.

Учитель: Кто же были строители пирамид?

Ответ: крестьяне.

Учитель: В 2007 году археологи обнаружили в Гизе саркофаг фараона, от которого, к сожалению, и имени не осталось. Гробница была разрушена расхитителями, но саркофаг с мумией уцелел. Археологи обнаружили на крышке саркофага иероглифическую надпись, которую расшифровали.

Это «Заклинание Матери Кобры». Сейчас мы послушаем с вами, как это заклинание звучало в те времена, около 3 тысяч лет назад.

(Прослушивание записи)

Научить самостоятельно  искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.

Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам

РУУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулируют понятия

КУУД: постановка вопросов – инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность

ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том, как Древний человек

Обмениваются полученной  информацией.

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации).

ЛУУД: Рассуждение учеников.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Рефлексия

Оценивают свою работу на уроке.

Проводит словесную эстафету для закрепления изученного на уроке.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Установлены причинно-следственные связи «миф – пирамиды».

КУУД: Уметь оформлять

свои мысли в устной форме

Уметь оценивать

правильность

выполнения

действия на уровне

адекватной

ретроспективной

оценки

Оценивание качества и уровня усвоения.

Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневник

Объясняет выполнение домашнего задания (чтение, ответы на вопросы)

§ 13.- прочитать, в тетради кратко пояснить значение слов, выделенных тонким и жирными шрифтами;

- Пункт «Пирамида власти» - подготовить пересказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир пирамид

Слайд 2

Великие пирамиды Египта

Слайд 4

Суд Осириса

Слайд 5

Погребальная ладья

Слайд 6

Говард Картер Поиски проходили с 1903 по 1922 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».

"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ.    "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1  «Культура древнего Еги...

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

Использование инновационных технологий, кейс технология....

Презентация "Пирамида.Усеченная пирамида"

Материал содержит примеры применения геометрии в архитектуре....

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: "Пирамида. Развёртка пирамиды".

Успех в усвоении геометрического материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.Обучение геометрии д...

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»

Урок 6 «Пирамида. Правильная пирамида»...