Технологическая карта "Смута в России"
материал по истории (7 класс)

Ларченкова Елена Николаевна

Период Смуты - сложный исторический этап, одна из проблемных тем ИКС. Карта урока поможет учителю организовать и спланировать этапы работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории Смутное время в России»

План:

                                                                                   Что такое Смута? Причины смутного времени.

Личности смутного времени.

Итоги и значение смутного времени

Личностно значимая проблема

За что благодарна Россия К. Минину и Д. Пожарскому?

методы и формы 
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Смута, самозванец ,народное ополчение, семибоярщина, «тушинский вор».

Основные персоналии

Борис Годунов, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский, Марина Мнишек. Иван Болотников, Кузьма Минин, Д. Пожарский, Михаил Федорович Романов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Межпредметные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать полученную информацию; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Связь с современностью

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности на примере литературных произведении; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности 2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (Слайд 1-2)

Учитель ставит перед обучающимися цели урока: Сегодняшний урок я хотела бы начать словами А.К. Толстого:

Прямые были страсти –

Порядка ж ни на грош.

Известно, что без власти Далеко не уйдешь.

Этот период безвластия в нашей стране вошел в историю как Смутное время.

Ребята, перед каждым из вас рабочий лист, в который в течение всего урока, вы вносите баллы за каждый правильный ответ и выполненное задание.(Приложение)

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать (Фронтальная работа)

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний 3

Историческая разминка- словарная работа: (Слайд 3)

Ребята давайте вспомним некоторые исторические понятия:

Кто такой самозванец, Авантюрист ,Дети боярские, Указ о «заповедных летах», Указ об «Урочных летах»

Дают устное определение терминов. Предполагаемые ответы:

Самозванец- человек, выдающий себя за другова.

Авантюрист- человек, занимающийся рискованным делом

Дети боярские- небогатые дворяне.

Указ о «заповедных летах»-

Фронтальная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга,

1.Устные ответы.

III. Изучение нового материала 27 Показ презентации и беседа с учащимися (слайд-4)

Задание№1

Ответить на вопросы учителя (слайд 6-7)

Работа с учебником стр171-172 .

Задание№2.

Прочитайте текст перед вами и определите причины Смутного времени. (Слайд-8)

Вопрос № 2: Персоналии смутного времени. Студентам было данопредварительное задание.

Задание№3: Подготовить сообщения:

1.Борис Годунов (слайд-9)

2.Стихотворение (Слайд-10)

3. Лжедмитрий I.(Слайд 11)

Работа с документом.

Задание№4 Прочитать текст и ответить на вопросы (Приложение)

4.Марина Мнишек(Слайд12)

5.Василий Шуйский (Слайд 13)

6. Иван Болотников(Слайд14)

7. К. Минин и Д. Пожарский.

Работа с иллюстрациями.

Задание№5

Кто изображен на портретах? (Слайд 16, Слайд 17)

Задание №6

Если бы сегодня, Лжедмитрий I и Василий Шуйский были кандидатами в президенты, зная об их деяниях, кто набрал бы наибольшее количество голосов. (Слайд 18)

Презентация «Смутное время в Российском государстве».

На слайде вы видите изображение памятника, работу скульптора Ивана Петровича Мартоса, изготовленную в 1818 г.. Стоит этот памятник в Москве, на Красной площади рядом с Покровским собором (храмом Василия Блаженного). На постаменте возвышаются фигуры двух людей: нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского. На постаменте из красного гранита можно увидеть высеченную бронзовыми буквами надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что так благодарна Россия этим людям? Что они сделали, чтобы остаться навечно в памяти русского народа.

Сегодня мы с вами рассмотрим, какие события предшествовали этому.

Что же такое Смута? Смута – глубокий духовный, экономический, социальный и внешне – политический кризис, постигший Россию в конце XVI– в начале XVII вв.

Итак, рассмотрим первый пункт плана нашего урока: Причины Смутного времени. Перед вами учебники, открываем на странице 171-172 . Назовите причины Смуты?

Запишите в тетрадь причины.

Сообщения о Борисе Годунове.

Эти события нашли отражение во многих литературных произведениях:

  • поэма Пушкина «Борис Годунов»;
  • Константин Бальмонт «В глухие дни Бориса Годунова»;
  • Мусоргский - опера «Хованщина»…

Комментарии к выступлению обучающихся по персоналиям. Обсуждение. Подводит промежуточный итог деятельности правителей этого периода(Слайд 15) Борьба за власть в период Смуты 1605-1612гг.:
Борис Годунов 1598-1605гг.

Лжедмитрий I 1605-1606гг.

Василий Шуйский 1606-1610гг.

ЛжедмитрийII 1607-1610гг.

Семибоярщина во главе с князем Мстиславским 1610-1613гг.

Михаил Федорович Романов 1613-1645 гг.

Как вы думаете, что такое «Семибоярщина»?

Соответствуют ли портреты о ваших представлениях об этих личностях?

Не так давно в нашей стране произошли события которые едва не привели к хаосу в нашей стране. Посмотрите на слайд, о каких событиях идет речь

Рассматривают слайды презентации, Делают предположения

Учатся структурировать знания;

1.Предполагаемые ответы учащихся к первому заданию:

-Пресечение законной московской династии; Хозяйственная разруха (голодные годы, неурожайные, запустение центральной части русских земель);Ужесточение политики закрепощения крестьян; увеличение налогового гнета; Массовые народные волнения; Противоречия между боярами и дворянами; так как шла борьба за влияние того или иного царя

Пишут в тетрадях причины Смутного времени.

Слушают выступление своих одногрупников.

«В глухие дни Б.Годунова» К. Бальмонт:

В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова, А по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам всхолило с неба, С свирепостью на данный мир смотря. И вопль протяжный: Хлеба! Хлеба! Хлеба!» - Из тьмы лесов стремился на царя. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву, Как скот – озверены и не одеты, И сны осуществились наяву. Гроба, отяжелевшие от гнили. Живым давали смрадный адский хлеб, Во рту у мертвых сено находили , И каждый дом был сумрачный вертеп… Среди людей блуждали смерть и злоба, Узрев комету дрогнула земля. И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя.

Внимательно слушают выступления, делают записи со слайдов.

Ответы обучающихся: Семибоярщина – это группа бояр из семи человек во главе с князем Мстиславским, захватившая власть после низложения Василия Шуйского.

1.Групповая работа

2. Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают 
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию 
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного 5

Итоги и значение Смутного времени.

С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, окончательно освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".

Освобождение Москвы вызвало мощный патриотический подъём всенародной борьбы против оставшихся на территории интервентов. Известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина

Выполнение теста Анализируют документ Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке сведений

Ребята давайте проверим полученные сегодня на уроке знания.

Тест:1. Какой год считается началом Смутного времени:

А)1598г. Б)1603г. В) 1613г.

2. Какая из этих причин Смутного времени экономическая?

А) Династический кризис;

Б) Хозяйственное разорение страны;

В) Ухудшение положения крестьян;

3. Выбрать вариант, где последовательно указаны правители.

А) Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Федор Борисович.

Б) Федор Борисович, Лжедмитрий I, Василий Шуйский.

В) Лжедмитрий I, Федор Борисович, Василий Шуйский.

Выполняют тест. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Самостоятельное оценивание учащихся

работы на уроке путем подшёта балов на своих рабочих листах

Домашнее задание 2

§27. стр. 171-177.

Работа с документом стр. 22 – 23.

Ответить на вопросы задания стр.178 параграфа.

Проблемный вопрос :почему претендентов на престол сначала поддерживал народ, а потом начинал борьбу с ними?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

Технологическая карта по истории России и краеведению 7 класс

Технологическая карта по истории России и краеведению для 7 класса с добавлением тем по антикоррупции....

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Технологическая карта урока "Россия - правовое государство"

Технологическая карта урока. Предмет: обществознание. Класс: 10. Тема урока: «Россия - правовое государство.» Технология урока: модифицированные дебаты. Тип урока: расширение знаний. В разделе...

Этапы становления технологического образования в России

В статье кратко описаны основные этапы становления технологического образования в России. Статья может быть полезна для использования на уроках технологиии при проектной деятельности....

Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».

Конспект урока истории по теме:  «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...