Технологическая карта урока " Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Степанова Ольга Вениаминовна

Урок с использованием игровой технологии в 5классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассирийская держава 5 класс

Слайд 2

5 класс Тема: Ассирийская держава. Цель : установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии. Ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями. Тип урока: изучение нового материала. Предполагаемые результаты: Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: структурирование знаний; постановка и формулирование цели познавательной деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение структурировать знания. Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого; умение выражать свои мысли; организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения; умение выражать свои мысли; Метапредметные результаты: - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, , формулировать и обосновывать выводы); - способность решать творческие задачи; - готовность к сотрудничеству с соучениками, парной работе. Предметные результаты: - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира. Оборудование урока: Карта «Рост территорий государств в древности», ,. Раздаточный материал: рабочие листы собираются в «Дневник путешественника»), кусок глины и кусок железной руды ( можно взять из коллекций географов), «Чемодан исторических находок путешественника» Новые понятия: держава, железо, Ниневия, таран. Новые даты: 612г.до н.э.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Основные этапы

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

Примечания

1. Актуализация опорных знаний

1.1. Мотивирование к деятельности.

Ребята, сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в одну из стран Древнего мира. Посмотрите кругом, что нам поможет в нашем новом путешествии?

- Давайте откроем наш волшебный «Чемодан исторических находок путешественника» и вспомним, в каких странах мы уже побывали и что нашли там интересного.

- К столу учителя вызывается один ученик и вытаскивает предметы и называет страну, в которой они были найдены, а ученики находят ее на карте в атласах

-Найдите эти страны в атласе

Сегодня я принесла вам в подарок еще 2 предмета, они связаны с той страной, в которую мы должны отправиться. Показывает и просит их назвать.

-Для чего можно было их использовать?

Слушают, вспоминают, отвечают, ищут на карте.

Ожидаемые ответы: нам помогут в новом путешествии: карта на доске и в атласах, материалы из папки «Дневник путешественника», учебник, иллюстрации на доске.

- Вызванный ученик достает предмет и называет изученную страну:

- Папирус-Египет

- Библия – Еврейское царство (Палестина)

- Алфавит – Финикия

-отыскивают эти страны на карте

-Называют железо и глина.

-Предполагаемый ответ: Глина могла использоваться как строительный материал и материал для письма (клинопись в Междуречье), а железо для изготовления орудий труда и оружия

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности

Найдите на карте страну, где впервые стали широко использовать железо. Она находится к северу от Вавилона, у истоков реки Тигр.

- Как она называется?

- Можем мы сразу связать древнюю историю этой страны и наши находки.

- На какие вопросы мы должны ответить?

- находят на карте в атласах Ассирийскую державу

- высказывают гипотезу о связи железа и могущества этой страны

- называют основные направления изучения нового материала

- Какие природные условия были в этой стране?

- Основные занятия людей?

- Кто и как правил?

- Какими успехами в развитии культуры прославилась эта страна?

Основные направления изучения материала даны в «Дневник путешественника» и в случае затруднения можно обратить внимание учащихся на него

2. Постановка цели урока

Открываем тетради и записываем тему нашего урока «Ассирийская держава»

- Какую мы поставим перед собой главную цель?

Показ слайдов (1, 2)

Записывают тему, пытаются сформулировать цель:

- Узнать информацию об Ассирии и понять, как связано могущество и слава этой страны с железом и глиной.

В случае затруднения учитель может сам сформулировать цель или попросить наиболее подготовленного ученика

3.Изучение нового материала

3.1. Работа с термином держава.

В нашей теме есть слово «Держава» Что оно обозначает? Мы с этим словом встречались в гимне России.

Вспоминают, формулируют, записывают.

Держава - большое и сильное государство.

Стр. 87 в учебнике

3.2. Начало обработки железа

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. В гробнице египетского фараона Тутанхамона среди множества золотых вещей были всего только три предмета из железа

Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата?

Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Сначала люди занимались здесь в основном только охотой и скотоводством. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.

X век до н.э. – широкое применение железа. Слайд №3

Слушают, запоминают

Отвечают:

«Почва в долинах этих рек была рыхлой и давала большие урожаи благодаря плодородному илу, который приносили реки во время разлива»

Записывают в тетради

3.3. Ассирийская армия

Железо ассирийцы стали использовать не только для создания орудий труда, но и для создания оружия. В 8-7 веках до нашей эры ассирийская армия не знала себе равных. Посмотрите на эти рисунки и ответьте на вопросы в виде схемы.

-Из каких родов войск состояла ассирийская армия?

-Каким оружием они вооружены?

(Проверим ваши записи.) Слайд №4.

Рассматривают иллюстрации в учебнике и на доске, заполняют схемы, делают выводы.

Схема1.

Схема2.

Оружие, доспехи и приспособления ассирийцев

-Железные мечи

-Боевые топорики

-Тугие луки со стрелами

-Круглые щиты с металлическими бляхами

-Остроконечные шлемы

-Панцири

-Таран

-Кожаные мешки

3.4. Завоевательные войны

Ребята, а теперь давайте разделимся на группы (по вариантам: 1,2,3) и попробуем узнать, какой характер носили войны Ассирии. Вы изучаете тексты по рядам и находите факты, подтверждающие вашу точку зрения.

Выводы: ассирийцы завоевали многие страны:

Вавилон, Финикию, часть Палестины, Урарту, ходили в Египет. Эти войны носили грабительский, захватнический характер. Ассирийские правители действовали жестоко, пытаясь запугать местные народы и заставить их починяться себе.

1 вариант: работает с текстом учебника на стр. 88 (до п.4).

2 вариант: работает с текстом документа в учебнике на стр. 89 «Летопись ассирийского царя».

3 вариант: работает с текстом на слайде:

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту:

Изучают тексты, делают выводы:

1ряд: читают стр.87-88 п.2

2ряд: читают документ в учебнике стр.89

3ряд: читают тексты по выданным рабочим листам№3.

Рабочий лист №3

документ №1

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

документ №2

Надпись Синахериба (691 год до н.э.).

В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

3.5. Физкульт -минутка

Физкультминутка БЫСТРО.

БЫСТРО все ребята встали

Руки БЫСТРО вверх подняли.

БЫСТРО хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

БЫСТРО-БЫСТРО поморгали

И… ногами постучали.

БЫСТРО влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз – Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели!

Делают упражнения, отдыхают

Можно предложить ребятам самим подбирать музыку и придумать интересную фразу в конце, объясняющую поведение пингвинов.

3.6. Ниневия - «логовище львов», «город крови»

Давайте запишем название столицы этого государства – Ниневия. Одни этим городом гордились и восхищались, другие ненавидели и мечтали разрушить. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем рассказ ….Кирилла Петрова, он нашел материал в энциклопедии. Слайд № 5, 6,7,8

Текст для ученика:

На победной колеснице едет один из последних ассирийских владык, внук Синахериба по имени Ашшурбанапал это рисунок нашего времени…

Сохранилось изображение царя (с. 86 учебника), сделанное самими ассирийцами.

-В колесницу вместо коней запряжены захваченные в плен цари покоренных стран. Какому страшному унижению их подвергают! Но этим дело не ограничивалось. Бывало, что в губы и ноздри несчастных царей вставляли кольца и водили их на веревке по улицам, держали полуголыми и грязными в клетке у городских ворот. Ниневию вполне заслуженно называли городом крови. Здесь постоянно шествовали войска и гнали пленных. Было слышно, как хлопают кнуты и ржут кони. Грохочут колесницы. Говорили, что ни у кого нет стольких всадников как у царя Ассирии. Они не знают усталости, копыта их словно из камня… на рисунке справа виден царский дворец, он был возведен на искусственном холме и напоминал крепость. Вход во дворец, подобно грозным стражам охраняли огромные крылатые быки с человеческими головами. Их называют «Шеду». Посмотрите на верхний рисунок(стр.89).

- дворцы ассирийских владык были украшены рельефами – целыми картинами, вырезанными на камне. Рассмотрите рис. С. 87. Это замечательное произведение искусства. Мы как будто слышим рев пронзенного стрелами, но еще полного сил льва. Могучий лев оскалил зубы, передними лапами он пытается удержать несущуюся колесницу. Царственный охотник стреляет из лука. На помощь ему спешат с обнаженными кинжалами в руках телохранители. Возничий хлещет коней, несущихся мимо убитого льва. Да, таким искусством можно восхищаться и им очень гордились ассирийские правители

Из-за нехватки времени на уроке 1вариант:

этот текст можно дать ученику заранее или попросить найти в интернете, энциклопедии и на уроке только ответить на вопрос.

2вариант:

объединить с предыдущим этапом урока (3.5.) и выделить для работы отдельную группу.

3.7. Гибель Ниневии

Государства, созданные с помощью силы и жестокости существуют недолго, так произошло и с Ассирией. В 612 году до н.э. мидийцы и вавилоняне, покоренные ассирийцами народы, объединились и разрушили Ниневию. Город сгорел в огне, не погибли только книги, собранные по приказу самого просвещенного ассирийского царя по имени Ашшурбанапал. Почему?

Давайте запишем эту информацию в тетради.

Наше путешествие подходит к концу, давайте проверим себя, какой багаж знаний взял с собой каждый из нас.

Слушают, отвечают на вопрос.

-Глина в огне становится только крепче.

Записывают:

612год- гибель Ниневии.

Ашшурбанапал – ассирийский царь, собравший библиотеку глиняных книг.

4. Первичное закрепление материала

Для того чтобы проверить себя, давайте поиграем в «Крестики-нолики». Я называю вам предложение, если вы с ним соглашаетесь, то ставите Х, а если нет – О К доске пойдут 2человека……

Тест для закрепления

1 вариант

1. Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из железа.

2. Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей колесницы.

3. Для переправы через реку ассирийцы использовали таран

4. Столица Ассирии Ниневия, была самым богатым городом.

1. - Х.

2. - О

3. - О

4.- Х

2 вариант

Ассирия находилась в верхнем течении реки Тигр.

Почва Ассирии каменистая, богата залежами бронзы

В 8 веке до н. э. армия Ассирии не смогла покорить соседние государства. и была очень слабой.

Ассирийский царь Ашшурбанапал собрал самую большую библиотеку глиняных книг.

1. - Х.

2. - О

3. - О

4. - Х

Можно дать тест по вариантам без вызова к доске.

5. Подведение итогов урока

Что дало использование железа Ассирии?

Есть ли связь между могуществом этой державы и использованием железа?

А при чем здесь глина?

Действительно, история Ассирии связана с этими находками, и мы можем смело положить их в «Чемодан исторических находок путешественника»

Предполагаемые ответы:

-Ассирийцы добились успехов в сельском хозяйстве благодаря железным орудиям труда;

-Ассирийцы создали самую сильную армию и завоевали соседние государства, создав огромную державу.

-Но могуществу Ассирии пришел конец в 612 году до н.э., когда была разрушена ее столица – город Ниневия

 Глина была не только строительным материалом, но и материалом для письма.

До нас дошла самая большая библиотека глиняных книг, собранная по приказу царя Ашшурбанапала

6. Рефлексия

Наше путешествие заканчивается, подумайте и продолжите фразы:

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

Отвечают на вопросы, пытаются проанализировать свои действия

7. Домашнее задание.

Записывает на доске: П.18, вопросы, слабые учащиеся заполняют листы из «Дневника путешествий» вместо вопросов.

Записывают в дневники.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист №1

(составлен по материалам ВПР)

Ассирийская держава

1. Определяем географическое положение страны:

- На каком континенте располагалась? _________________________________________

- В какой его части? _________________________________________________________

- Какие другие географические объекты связаны с этой страной?

(Горы, реки (устье, истоки), моря…)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Назови самые известные города ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась эта страна.

https://hist5-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=969&png=1

2. Определяем климат: ___________________________________________________________________________

3. Какой народ здесь проживал в древности?

___________________________________________________________________________4. Основные занятия людей: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Объясни значение новых слов.

Тигр - _____________________________________________________________________

Ниневия - __________________________________________________________________

Библиотека глиняных книг (Библиотека Ашшурбанапала) _________________________

Шеду - ____________________________________________________________________

6. Значимые события в истории страны

- Создание библиотеки Ашшурбанапала;

- Падение Ниневии;

Вспомни основные факты, связанные с этими событиями и напиши небольшой рассказ об одном из них(не менее 6-7 предложений)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рабочий лист №2 (Заполнить пропуски)

(составлен по материалам ВПР)

Ассирийская держава

  1. Ассирийская армия (3 рода войск)

Ассирийцы были вооружены: ………., …………., ………….

Для штурма городов они использовали: ……………..……………………

Для переправы через реки они надували …………….……………..

  1. «Крестики – нолики» (Х- верно / О – неверно)

Тест: 1 вариант

  1. Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из железа.
  2. Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей колесницы.
  3. Для переправы через реку ассирийцы использовали таран
  4. Столица Ассирии Ниневия, была самым богатым городом.

Тест: 2 вариант

  1. Ассирия находилась в верхнем течении реки Тигр.
  2. Почва Ассирии каменистая, богата залежами бронзы
  3. В 8 веке до н. э. армия Ассирии не смогла покорить соседние государства и была очень слабой.
  4. Ассирийский царь Ашшурбанапал собрал самую большую библиотеку глиняных книг.

1вопрос

2вопрос

3вопрос

4вопрос

1 вариант

2 вариант



Предварительный просмотр:

Рабочий лист №3

(составлен по материалам ВПР)

Ассирийская держава

Документ №1

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

Документ №2

Надпись Синахериба. (691 год до н.э.).

В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

Методическая разработка урока "Ассирийская держава" 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обы...

Презентация к уроку: "Ассирийская держава"

Презентация содержит материал к уроку, который позволит выяснить причины возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; продолжить формирование умений раб...

технологическая карта урока по теме "Ассирийская держава".

Цель урока: выяснить развитие и гибель Ассирийской державыЗадачи урока:1.      Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесс...

Технологическая карта урока «Ассирийская держава», 5 класс

Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Ассирийская держава»...

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...