Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по истории (6 класс)

Ермилова Ксения Александровна

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет        всеобщая история

Класс              6 класс

Тема урока    От варварских королевств к империи Карла Великого

Тип урока       Изучение нового материала 

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1)  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2) понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Предметные:

1)формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности,

2) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

3)создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Метапредметные:

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

3) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении.

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Метапредметные
результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод

Ресурс  (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

 1) Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М., «Просвещение», Учебник. ФГОС.  2013

2)  Игнатов А.В.  Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Методические рекомендации. ФГОС. 2013 г.

3)  Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков. 6 класс. К учебникам по истории Средних веков Федерального перечня. ФГОС, 2014 г.
4)
Всеобщая история. История средних веков. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «История Средних веков». 6 класс. ФГОС, 2014 г.     

5) Электронное приложение к учебнику История Средних веков. 6 класс. «Просвещение», 2009.
6)
 Комплект карт по истории средних веков и истории России

                                                                   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формы

оценивания

1. Организационный.

Входная диагностика.

– Проверь, готов ли ты к работе?

– Откройте учебник на с. 29. Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить?

Читают название параграфа.

Коллективное представление результатов задания.

1.Определять цель в учебной деятельности.

2.Планировать деятельность в учебной ситуации.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

устный опрос

2.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Вспомните, что такое Великое переселение народов, с чем оно было связано?

– Когда началось Великое переселение?

– Какие народы участвовали в Великом переселении?

– Какие важные события произошли в Европе в 476 году?

– Обратите внимание на то, что тема на доске не записана, в конце изучения новой темы вам предстоит дать название уроку.

– Варварские племена и их конунги стали хозяевами Европы. Давайте ознакомимся с историческим документом (раздаточный материал).

– Что сделал король Карл по просьбе христиан?

– Как изменилось отношение короля варваров-франков к императорской короне?

– Какое противоречие между историческим фактом?

Фиксируем на доске:

1. Карл принимает корону и готов забыть старые обиды.

2. Меняется отношение к короне как символу власти.

– Если Карл становится императором, то его королевство превращается в империю. Интересно, для чего это Карлу стало нужным, ведь варвары всегда презирали римлян и римские порядки?

– Какую проблему мы сегодня должны решить?

Фиксируем проблему урока на доске:

Почему Франкское королевство стало империей?

Великое переселение народов – массовое переселение германских, славянских и других племён на территории Евразии. Скорее всего, оно произошло из-за изменений климата.

– Великое переселение народов началось в IV веке.

– Гунны, франки, готы, вандалы, вестготы, саксы и т.д.

 

– В 476 году вождь отряда германских наёмников Одоакр свергнул последнего римского императора, провозгласил себя королём Италии, а императорскую корону отослал в Константинополь.

 

Учащийся читает вслух документ «Из Лоршских анналов». Затем отвечают на вопросы.

В коллективной беседе выясняется, что король варваров-франков Карл с удовольствием принимает корону от папы римского, призывая помириться и забыть старые обиды. Учащиеся отвечают, что меняется отношение к короне как символу власти.

Запись в тетради

Формулируют главный вопрос урока: Почему Франкское королевство стало империей?

1.Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

1.Определять проблему в учебной деятельности.

2. Выбирать средства достижения цели.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Определять понятия.

3. Ставить проблему.

беседа

3.Актуализация знаний.

– Давайте вспомним признаки империи. А для этого выполним в рабочей тетради, в уроке 3, задание 1, с. 10.

– Выберите признаки империи и соедините их стрелками.

Обсуждение результатов работы.

1.Формирование устойчивого познавательного интереса

1. Выбирать средства достижения цели.

2.Работать по плану, сверяясь с целью

3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

 1. Строить монологическое контекстное высказывание.

2. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Находить в тексте требуемую информацию.

3. Обобщать, делать выводы.

беседа

4.Открытие нового знания.

– Итак, варвары стали хозяевами Европы. Многие варварские племена образовали свои варварские королевства. Постепенно в жизни стали происходить изменения. Сейчас выполним задание, которое поможет нам их выявить.

Задание 1 варианту

– С помощью фактов и п. 1 докажите, что варвары взошли на ступень цивилизации.

Задание 2 варианту

 Определите, что потеряли римляне с приходом варваров?

Фиксируем на доске:

Римляне потеряли:

1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения.

2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские.

3. Забыто железо.

– Можно ли назвать потери значительными?

Возможно ли было вернуть хотя бы часть потерянного?

 

Фиксируем на доске:

Варвары приобрели:

1. Приняли христианство.

2. Земли с рабами.

3. Изменение законов и обычаев.

4. Стремление знати к роскоши и римским традициям.

– Случилось ли это, стали ли варвары цивилизованными людьми?

– Как вы думаете, какое утверждение более правильное: «Варвары поднялись до уровня цивилизации» или «Римляне опустились до уровня варваров»?

– Сравните карты на с. 21 и 32. Как меняется территория франкского государства? Чьи земли были завоёваны? Сравните его с территорией других государств того времени. На задание дано 3 минуты.

– Прочитайте п. 2, с. 35 и 36. Как удалось франкским королям создать сильное государство?

– Оправдался ли расчёт Карла Мартелла? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите иллюстрацию «Битва франков и арабов при Пуатье в 732 году». Сделайте вывод о причинах становления империи франков.

Фиксируем на доске:

К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе.

– Наивысшего могущества государство франков достигло при Карле Великом. Давайте прочитаем учебник на с. 30–31. Можно ли назвать прочитанное восстановлением римских порядков?

– Рассматривая иллюстрации стр. 33  и используя материал п. 3, докажите, что произошло восстановление других римских порядков.

– Удалось ли Карлу восстановить Римскую империю и «римский порядок»?

В коллективной беседе выясняются основные изменения и выписываются на доску учителем.

Римляне потеряли:

1. Традиции глубокой вспашки земли и её удобрения.

2. Исчезли крупные города и ремесленные мастерские.

3. Забыто железо.

4. Каменные постройки сменились деревянными.

5. Дороги заросли.

6. Спокойствие и порядок (в лесах – разбойники).

Высказывают свое мнение.

– Вероятно, что-то могло вернуться, если варвары смогли подняться до уровня римлян.

Мальчики отмечают, что варвары постепенно менялись.

Варвары приобрели:

1. Приняли христианство.

2. Земли с рабами.

3. Изменение законов и обычаев.

4. Стремление знати к роскоши и римским традициям.

Высказывают своё мнение.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Учащиеся работают с картой на с. 21 и 32

– Территория государства франков вырастает примерно в три раза. Франкское государство самое большое и могущественное в то время в Европе.

– Таких успехов можно достичь только благодаря сильной и большой армии.

– Управляющий дворцом Карл Мартелл придумал давать рыцарям (профессиональным воинам) земли за военную службу. Они обязаны были полностью вооружить себя. Если они переставали служить, землю у них отнимали.

– Да, оправдался. Войска Франкского королевства сокрушили лангобардов, отвоевали часть Испании, покорили саксов. Угроза потери условного землевладения заставляла рыцарей-воинов верой и правдой служить королям. К 800 году Франкское королевство стало самым большим и сильным в Западной Европе.

– Власть Карла стала похожа на власть римских императоров, он созывал собрания знати и священников, назначал графов (управителей территорий) из землевладельцев, они приносили ему клятву верности, чеканились монеты, Карл всех заставил принять христианство, восстановление спокойствия и порядка, открылись школы, строились храмы.

– «Римский порядок» до конца установить не удалось, т.к. жизнь на окраинах империи изменилась мало, хотя успехи по пути продвижения к цивилизации были значительными

1. Освоение общемирового культурного наследия

1.Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

2.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

3. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2.Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

1. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций.

4. Обобщать, делать выводы.

беседа

работа с картой и иллюстрациями

5.Выражение решения проблемы.

– Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока?

Почему Франкское королевство стало империей?

– Посмотрите, на нашей доске до сих пор нет темы урока. Обсудите в парах, дайте название, запишите в тетрадь.

Предполагаемый вывод:

– Франкское королевство стало империей при Карле Великом, который хотел восстановить «римские порядки».

Предложенные темы обсуждаются, наиболее успешный вариант записывается на доску и в рабочую тетрадь на с. 10 урока № 3.

1. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию.

работа в парах

беседа

6.Применение нового знания.

– На твой взгляд, человека XXI века, Карл Великий – действительно великий правитель? Рассмотрите деятельность Карла Великого с разных позиций, подтвердив одним-двумя аргументами. Обсуди в парах.

Учащиеся обсуждают в парах или выполняют задание 6, с. 11 в тетради.

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Строить логическое рассуждение.

3. Обобщать, делать выводы на основе аргументации.

работа в парах

работа со схемой

7.Домашнее задание.

– Изменений в жизни римлян и варваров становилось всё больше, постепенно разница между ними стала практически незаметна. О том, какие  изменения произошли в отношения между людьми, как проходил процесс превращения Франкского королевства в империю вы прочитаете дома в § 3 и ответите на вопросы после него.

Запись д/з

опрос

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Презентация содержит подробное описание составления технологической карты урока в соответствии требованиями ФГОС второго поколения...

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий –требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторамитехнологическая карта...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  учитель русского языка и литературы А.В.Незнанов предназначена для учителей русского языка и литературы в 8 классах....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: "Технология. Индустриальные технологии"Класс: 5Тема урока: Выпиливание лобзиком.Тип урока: комбинированный...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

«UK souvenirs.Culture Corner. ». Сувениры из Великобритании. 5 класс...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...