Главные вкладки

    Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
    статья по теме

    Якимчик Елена Евгеньевна

    Учитель химии Якимчик Е.Е.     

    ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)

     

    Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx130.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель химии Якимчик Е.Е.      

    ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)

    Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков

    (информационно-справочный материал для работы
    по разработке рабочих программ и технологических карт урока
    в соответствии с требованиями ФГОС)

    В связи с постепенным переходом на рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС, перед учителем-предметником возникают определенные вопросы по реализации данных требований, как в рабочих программах, так и в технологических картах уроков. Содержание и структура рабочих программ (ФГОС) значительно отличаются от прежних рабочих программ (ГОС) и требуют от учителя определенного переосмысления материалов теории и методики обучения. Представленный в статье материал может оказать определенную помощь учителю в систематизации теоретических знаний по дидактике, и их практического применения при разработке рабочих программ и технологических карт уроков.

    Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

    Виды и формы обучения

    Виды обучения

    Каждая дидактическая система вызывает к жизни новую практическую технологию – вид обучения. А поскольку, как было сказано, системы не отрицаются, а постепенно эволюционируют к более совершенным, то в одно и то же время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование обусловлено также и тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики обучения, сохраняя при этом способность к восприятию новых идей.

    B современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

    – объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным);

    – проблемное (ПбО) ;

    – программированное (ПО) и развившегося на его основе компьютерное, или компьютеризованное, обучение (КО).

    Формы обучения

    Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащегося, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся, месту проведения занятия, продолжительности учебных занятий и др.

    Существовавшие системы обучения на разных этапах развития школы преимущество отдавалось разным формам обучения:

    • Индивидуально-групповая (средневековая школа)
    • Взаимного обучения (белл-ланкастерская система в Англии)
    • Дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система)
    • Бригадное обучение (советская школа 20-х годов)
    • Американский «план Трампа» (большая группа – малая группа – самостоятельная работа)
    • Классно-урочная система
    • Внеурочная система обучения (консультации, факультативы, кружки, конференция, экскурсии, домашняя работа).

    Типы и виды уроков

    Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

    Виды уроков – разновидность уроков одного типа с доминированием тех или иных методов и средств

    Основные типы уроков

    В настоящее время в школьной практике преподавания выделяют следующие основные (стандартные) типы уроков:

    • Комбинированные (смешанные) уроки
    • Уроки изучения новых знаний (нового материала)
    • Уроки формирования новых умений
    • Уроки обобщения и систематизации изученного
    • Уроки контроля и коррекции знаний, умений
    • Уроки практического применения знаний, умений (закрепления знаний)

    1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1 -2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин.) изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

    2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

    3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний по формированию умений и закреплению навыков.

    4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения.

    5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, “пробелов” в знаниях, определению дополнительных задании.

    Нестандартные уроки

    В школьной практике используют и другие виды уроков, которые принято относить к нестандартному типу уроков. Это могут быть:

    • Уроки «погружения»
    • Уроки – деловые игры
    • Уроки – пресс-конференции
    • Уроки – соревнования
    • Уроки типа КВН
    • Театрализованные уроки
    • Уроки – консультации
    • Компьютерные уроки
    • Уроки с групповыми формами работы
    • Уроки взаимообучения учащихся
    • Уроки – творчества
    • Уроки – аукционы
    • Уроки, которые ведут учащийся
    • Уроки – зачеты
    • Уроки – сомнения
    • Уроки – творческие отчеты
    • Уроки – формулы
    • Уроки конкурсы
    • Бинарные уроки
    • Уроки – обобщения
    • Уроки – фантазии
    • Уроки – игры
    • Уроки – суды
    • Уроки – поиска истины
    • Уроки – лекции Парадоксы
    • Уроки – концерты
    • Уроки – диалоги
    • Уроки – Следствие ведут знатоки
    • Уроки – ролевые игры
    • Уроки – конференции
    • Уроки – семинары
    • Интегральные уроки
    • Уроки - « круговая тренировка»
    • Межпредметные уроки
    • Уроки – экскурсии
    • Уроки – « Поле чудес»

    В качестве современных форм организации учебного процесса применяются экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). Дидактические основы вышепредставленных форм хорошо разработаны и описаны в научной и методической литературе.

    Методы обучения

    Метод обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Он является связующим звеном между определенной целью и конечным результатом.

    Метод обучения - это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программы для 1 - 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС

    В данном материале содержится "Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся" и "Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся"...

    Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС

    Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....

    Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", разработанный в соответствии с требованиями ФГОС,

    Тема "Сложение и вычитание смешанных чисел".Место урока в изучаемой теме:  урок "открытия"  нового знания.Конспект урока составлен с использованием технологической карты, в которой прописаны...

    Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

    Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

    Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

    Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

    Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

    Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...