Программы для 1 - 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка на тему

Носова Инна Михайловна

В данном материале содержится "Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся" и "Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средняя  общеобразовательная школа №8

 г. Аткарска

«УТВЕРЖДАЮ»

            Директор МОУ – СОШ №8

города Аткарска

____________ Т.Н. Капралова

2012 год

 

Программа

духовно-нравственного воспитания

обучающихся

2012 год

Наименование программы: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Нормативно-правовые документы: Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Конституция Российской федерации
  3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка
  4. Стандарты второго поколения
  5. Декларация прав и свобод человека
  6. Конвенция о правах ребёнка
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  8. Устав школы

Основные разделы программы:

  1. Цель и задачи программы
  2. Основные направления программы
  3. Принципы и особенности организации содержания программы
  4. Содержание программы по каждому из направлений
  5. Виды деятельности программы
  6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности
  7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей
  8. Планируемые результаты

Цель программы: духовно – нравственное развитие и воспитание, обучающихся на ступени начального общего образования, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Основные задачи программы:

  1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  2. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  3. развитие трудолюбия, способности у преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  4. формирование отношения к семье как основе российского общества;
  5. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  6. пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  7. воспитание ценностного отношения к русскому языку и его культуре;
  8. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  9. укрепление доверия к другим людям;
  10.  развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Сроки реализации: 2012 – 2018 годы

Воспитательные медоды:

  1. Вовлечение в общественную деятельность
  2. Сотрудничество
  3. Доверие
  4. Открытый диалог
  5. Свобода выбора
  6. Увлечение
  7. Коллективный анализ и самооценка
  8. Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
  9. Личный пример

Принципы:

Принцип ориентации на идеал Воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно – нравственного развития личности. Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Принцип аксиологический Ценности определяют основное содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образей ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Принцип идентификации Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно – эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Принцип полисубъектности воспитания  В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисуъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно – деятельностной организации воспитания  Воспитание, направленное на духовно – нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, деятельности младших школьников. Итреграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно – нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей.

Основные направления программы: Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

  1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  7. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области, района, села;
  10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
  11. любовь к школе, своему селу, народу, России;
  12. уважение к защитникам Родины;
  13. умение отвечать за свои поступки;
  14. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

«Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  10. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

 «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  1. бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  2. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

«Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи:

  1. представления о душевной и физической красоте человека;
  2. умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  4. интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. стремление к опрятному внешнему виду;
  6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе

Задачи:

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  4. бережное отношение к растениям и животным.

Содержание программы по каждому направлению

« Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека »

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

« Воспитание нравственных чувств и этического сознания »

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

«Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни »

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

« Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях »

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

« Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

ценностное отношение к природе природным явлениям, формам жизни

Формы занятий

«Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

  1. беседы
  2. экскурсии
  3. чтение книг
  4. праздники
  5. просмотр кинофильмов
  6. встречи
  7. создание пректов интеллектуальные сражения (игры, викторины)
  8. участие в детских исследовательских конкурсах

« Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

  1. беседы
  2. экскурсии
  3. праздники
  4. игровые программы
  5. просмотр учебных фильмов
  6. встречи
  7. создание проектов – ролевые игры
  8. участие в благотворительности, в акциях милосердия

«Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»

  1. беседы
  2. экскурсии
  3. ярмарки, выставки
  4. конкурсы
  5. сюжетно – ролевые игры
  6. предметные олимпиады, декады
  7. конкурсы, викторины
  8. выпуск стенных газет
  9. создание проектов

« Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях»

  1. беседы
  2. встречи
  3. экскурсии
  4. выставки, музеи
  5. просмотр фильмов
  6. участие в художественном оформление помещений
  7. участие в творческих конкурсах
  8. участие в концертной деятельности
  9. создание проеков

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

  1. беседы
  2. экскурсии
  3. прогулки
  4. просмотр фильмов
  5. участие в коллективных творческих семейных делах
  6. выпуск стенных экологических газет, информационных листков
  7. заочное путешествие по родному краю
  8. создание проектов, презентаций

Мероприятия по реализации  программы воспитания

духовно-нравственного развития  обучающихся на ступени начального общего образования

 «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Название деятельности

Виды и формы деятельности

Результаты деятельности

Отметка о выполнении

История России – наша история

Классные часы

Беседы

Экскурсии

Заочные путешествия

Рисунки

Праздники

Встречи

Проект «Моя малая Родина – частица большой страны»

( 1-2 класс)



Проект «Выпускники нашей школы в истории России и малой Родины»

(3 – 4 класс)

«Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

Название деятельности

Виды и формы деятельности

Результаты деятельности

Отметка о выполнении

Что такое хорошо и что такое плохо

Классные часы

Беседы

Просмотр фильмов

Обсуждение ситуаций

Рисунки и поделки

Праздники

Ролевые игры

Проект «Наш дружный класс»

( 1-2 класс)



Проект «Мама, папа, я – спортивная семья»

(3 – 4 класс)


Проект «Раскрой свое сердце»

 (1 – 4 класс)

«Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»

Название деятельности

Виды и формы деятельности

Результаты деятельности

Отметка о выполнении

Учёба и труд рядом идут

Беседы о профессиях

Экскурсии на производство

Ярмарки поделок

Встречи с интересными людьми

Занятия в кружке «Умелые ручки»

Проект «Все профессии от А до Я»

( 1-2 класс)


Выставка поделок «Школа мастеров»

 (1 – 4 класс)


Проект «Труд наших родных»

(2 – 4 класс)

«Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях»

Название деятельности

Виды и формы деятельности

Результаты деятельности

Отметка о выполнении

Что такое красота

Беседы

Выставки

Посещение выставок

Чтение книг

Участие в конкурсах и праздниках

Проект «Одежда красит человека»

( 3 - 4 класс)


Конкурс чтецов

 (1 – 4 класс)


Конкурс рисунков «Красота вокруг нас»

(1 – 4 класс)


Проект «Наша школа самая красивая»

(1 – 4 класс)

Праздник «Мир детства»

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

Взаимодействие школы и семьи.

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

  1. создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  1. позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  2. преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
  3. способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  1. создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  2. создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Повышение педагогической культуры родителей

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

  1. совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  2. сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  3. педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  4. поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
  5. содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  6. опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

  1. создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  2. изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  3. сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  4. создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
  5. удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
  6. разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
  7. организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
  8. привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
  9. демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  10. поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Классные родительские собрания

сентябрь-май

классный руководитель

1 класса

Классные родительские собрания

сентябрь-май

классный руководитель

2 класса

Внеклассное мероприятие на тему «Мама! Нет слова прекраснее!»

ноябрь

классные руководители

Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время

сентябрь-май

классные руководители

Работа с семьями учащихся, стоящих на внутришкольном учете

сентябрь-май

классные руководители

социальный педагог

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

На втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно – ориентированных поступков;

На третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно – ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Средняя  общеобразовательная школа №8

 г. Аткарска

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

 ___________Т.Н. Капралова

_____________ 2012 год

Программа

по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

2012 год

Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

• неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

• чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

• особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

Выбор стратегии реализации настоящей программы совершён с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей младшего школьного возраста, опираясь на зону актуального развития. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы школы по охране здоровья обучающихся.

Наименование программы: Программа по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 г. Аткарска Саратовской области

Актуальность программы: Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 Гуманистическая направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем:

формировать установки на здоровый образ жизни;

формировать нетерпимость и умение противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовые документы: 

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Концепция УМК «Перспективная начальная школа»

Цель программы: 

Основная цель настоящей программы — сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

   Задачи программы:

• сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

• сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

• сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

• научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

• сформировать навыки позитивного общения;

• научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Сроки реализации: 2012 – 2018 годы

Основные направления программы: Работа по формированию экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

 «Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  4. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  5. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  6. интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  7. первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  8. первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  9. отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Задачи:

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  4. бережное отношение к растениям и животным.

Содержание программы по каждому направлению

«Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни»

здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

 «Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Виды деятельности и формы занятий

«Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни»

  1. приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
  2. участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  3. практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  4. составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  5. получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  6. получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом школы, медицинскими работниками, родителями;
  7. получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

  1. усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);
  2. получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
  3. получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
  4. усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни»

Название деятельности

Виды и формы деятельности

Результаты деятельности

Отметка о выполнении

Если хочешь быть здоров….

Походы

Утренняя зарядка в школе

Режим дня

Мониторинг

Правильное питание

Мониторинг здоровья (сентябрь – май)

Весёлые старты (февраль)

Проект «Овощи и фрукты – полезные продукты» (1 – 2 класс)

Проект «Физкультура и спорт – залог здоровья в моей семье» (3 – 4 классы»

Мероприятия по реализации направления программы воспитания

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»

Название деятельности

Виды и формы деятельности

Результаты деятельности

Отметка о выполнении

Наша планета - Земля

Экскурсии в природу

Беседы

Видеоуроки

Участие в акциях

Акция «Помоги птицам зимой» (1 – 4 класс)

Акция «Покорми животных зоопарка» (1 – 4 класс)


Праздник «Наша планета – Земля»

Формы деятельности

 Уроки, кружки, секции, дни здоровья, спортивные соревнования.

Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать  следующие   функции:

1. Теоретические: изучение опыта работы других образовательных учреждений, нормативной литературы, проведение теоретических семинаров с сотрудниками.

2. Методические: корректировка действующих учебных программ с учетом психологических, оздоровительных требований, составление и разработка специальных учебных программ по физической культуре для учащихся различных возрастных групп, составление перечней функциональных обязанностей специалистов службы, планирование учебно-воспитательной работы в соответствии с основными направлениями работы школы.

3. Организационные: подбор специалистов, повышение их квалификации, оснащение классных кабинетов, комнаты психофизиологической разгрузки.

4. Обеспечение необходимыми учебниками, методическими пособиями, наглядными, раздаточными и дидактическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем.

 

Работа с детьми 

  1. Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
  2. Обучение школьников здоровому образу жизни.
  3. Обучение школьников личной гигиене.
  4. Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
  5. Выпуск школьных тематических газет о здоровье.
  6. Вовлечение детей в спортивные секции.
  7. Привитие школьникам эстетических чувств.

 Работа с родителями

  1. Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу с Прогимназией, с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
  2. Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.
  3. Включение родителей в воспитательный процесс в школе.

 

 Работа с педагогами 

  1. Просветительская работа по направлениям «Урок здоровья» и «Здоровый урок», по программе здоровьесберегающих технологий.
  2. Постановка новых целей и задач по  развитию школьников в социальном, психическом, физическом аспектах.
  3. Консультации учителей по сохранению собственного здоровья.
  4. Информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке, о последствиях психической травматизации школьников в процессе обучения.

Планируемые результаты

Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей  деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

1. Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Реализация дополнительных образовательных программ

Эффективное внедрение в систему работы ОУ программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в оответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования

Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования...

Фрагмент программы по информатике в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе Примерной программы по информатике для основной школы , Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (в соответствии с требованиями ФГОС)

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК «English-5» (4-й год обученя) авторов ...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...