Выступление на ярмарке методических идей. Диалог на уроке истории как составная часть технологии системно-деятельностного обучения.
презентация к уроку по истории

Кобелева Т.И.

Презентация включает в себя информацию, представленную на школьной  ярмарке методических идей, и включает в себя приемы, методы и формы работы на уроках истории,

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1._dialog._yarmarka_metodicheskih_idey._2018.ppt2.65 МБ
Microsoft Office document icon doklad_dialog.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МАОУ ВЫДРИНСКАЯ СОШ» ЯРМАРКА МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ 2018 Г . КОБЕЛЕВА Т.И. ДИАЛОГ НА УРОКЕ ИСТОРИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». (Сократ)

Слайд 2

во-первых, учащиеся теряют интерес к обучению; во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников.

Слайд 3

Диалог – это разговор между двумя лицами, обмен репликами (толковый словарь) « Диалог на уроке – это тот мостик, на котором и учитель, и ученик встречаются как равноправные участники педагогического процесса, учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить» (В. Н. Петрова Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить, М.1999 г.) Что такое диалог?

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий

Слайд 5

Методы постановки учебной проблемы

Слайд 6

Побуждающий диалог. (практика применения)

Слайд 7

Урок истории в 5 классе Тема: «Знать своих предков – знать историю». Проблема: «Родные люди, родственники, род От них произошел большой народ. Детей родили, городили города и край родимый Полюбили навсегда Имели родословную свою И защищали Родину в бою… Твой дом, село и улица твоя Народ один и Родина одна, Ты будешь жив, пока жива она! Мы все одною с ней судьбой живем. Земля родная – наш большой и светлый Дом!» Вопросы: -Найдите в стихотворении однокоренные слова? -Значение какого слова мы пока не можем объяснить? -Надо ли знать свою родословную? - Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы решить эту проблему? Подводящий диалог (практика применения)

Слайд 8

Учитель Ученики - Изучите слова на доске Проведите АНАЛИЗ, КЛАССИФИКАЦИЮ Какие 2 слова являются лишними? СДЕЛАЙ ВЫВОД - Над какой темой будем работать? Читают: Петр 1, вервь, бороды, Великое посольство, Сенат, Синод, Полтава, Нарва. - Они относятся к политике Петра 1 Полтава и Нарва. Все остальные понятия относятся к внутренней политики Петра 1, тему эту мы уже изучали. Внешняя политика Петра 1. Подводящий диалог (практика применения)

Слайд 9

Прием « Яркое пятно» Сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но связанного с темой урока. Пример: «Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд». «Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие». (В.О. Ключевский) Сообщение темы с мотивирующим приемом (практика применения)

Слайд 10

Сообщение темы с мотивирующим приемом (практика применения)

Слайд 11

Одна из задач – вызвать эмоции!!!

Слайд 12

Один из методов развития речи Развитие монологической речи неразрывно вязано с методом применения технологии диалогового обучения, так как умение последовательно развивать свою мысль, строить связный, логический рассказ дает возможность в последующем: активно отстаивать свою точку зрения, вступать без боязни в диалог с учителем, учениками, развивать самостоятельность, развивать мышление, вести цивилизованную дискуссию и тд.

Слайд 13

Значение объективной оценки: Для оценивания учениками результатов своей работы, мы используем технологию оценивания учебных успехов - ТОУУ. Самооценка может проводиться или в конце урока, или после выполнения определенного задания. Ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет собственные ошибки. Критерии оценки : Правильность ответа Аргументированность ответа Логичность и «слаженность» ответа Наличие/отсутствие поправок учителя. Выполнил полностью – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Не справился – «2» Критерии оценивания устного ответа

Слайд 14

способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее разрешения; Самостоятельности в поиске учебного материала; Развитию мышления обучающихся; Способности высказывать и аргументировать свою позицию; Способности работать в группе, парах, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию; Развивает образность мышления Технология диалогического обучения способствует : Приемы диалогового обучения можно использовать не только на уроках истории, но и на других предметах.

Слайд 15

Спасибо за внимание! И как сказал русский философ М.М. Бахтин: «Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».



Предварительный просмотр:

МАОУ «Выдринская СОШ»  учитель истории Кобелева Т.И.

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках

истории и обществознания как средство формирования

личностного развития обучающихся

Человек глубоко постигает лишь то,

 до чего додумывается сам.

Сократ

 Задачами учителя на современном этапе являются не просто обучение, а всестороннее развитие личности учащегося, её интеллектуальных и творческих способностей, развитие интереса к познанию. Решение этих задач, возможно только если дети являются активными  субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. В этом ключе моё внимание привлекла

 технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.

В соответствии с данной темой,  я выбрала эпиграф к уроку:  «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».(Сократ)

(Слайд 2) Так как новые стандарты ФГОС требуют, чтобы  у ученика развивали умения самостоятельно решать проблемы, открывать новые знания (организационные умения - метапредметные результаты), то традиционный урок становится все более не актуальным, и преподавание истории в связи с этим претерпевает такие же изменения, как и все остальные учебные предметы.

(Слайд3)

  • Существуют острые проблемы, такие как: во-первых, учащиеся теряют интерес к обучению;
  • во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. И многие другие. В соответствии с этим, технология проблемно-диалогового обучения дает возможность как раз выполнять все поставленные требования ФГОС.

(Слайд 4) Определение :

Диалог – это разговор между двумя лицами, обмен репликами (толковый словарь)

«Диалог на уроке – это тот мостик, на котором и учитель, и ученик встречаются как равноправные участники педагогического процесса, учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить» (В. Н. Петрова Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить, М.1999 г.)

(Слайд 5, 6) Методика проблемно-диалогового обучения построена так, что ученики усваивают предметный материал путем поиска самостоятельного решения. Основная особенность заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.

(Слайд 7) Сравнение Традиционного урока и проблемно-диалогического обучения.

Проблемно-диалогическая технология

Цель - обучить самостоятельному решению проблем, самостоятельному мышлению
Средство - открытие знаний вместе с детьми

(Слайд 8) На первом этапе урока, с использованием данной технологии диалогововго обучения ставится задача постановки проблемы. Можно использовать 3, наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом.

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Я предлагаю вам рассмотреть эти методы подробнее.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами.

(Слайд 9) - пример

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»).  учеников к переформулированию учебной проблемы: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

А если вы не готовы работать с ошибочными версиями, то поможет подводящий к теме диалог, т.к. он позволяет максимально исключить ошибочные версии.

(Слайд 10-11) Подводящий к теме диалог это система вопросов и заданий, с помощью которых я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. Учащиеся выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущую к новому знанию. Вопросы опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Учитель

Ученики

  • ИЗУЧИТЕ слова на доске.

  • ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ, КЛАССИФИКАЦИЮ

  •  Какие 2 слова являются лишними? СДЕЛАЙ ВЫВОД

  • Над какой темой будем работать?
  • Читают: Петр 1, верфь, бороды, великое посольство, Сенат, Синод, Полтава, Нарва.

  • Они относятся к политике Петра 1.

  • Полтава и Нарва. Все остальные понятия относятся к теме: внутренняя политика Петра 1, которую мы уже изучали.

- Внешняя политика при Петре 1

(Слайд 12) Наиболее простой метод постановки учебной проблемы, но не менее интересный  сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обращении к социальному  опыту учащихся, основан на их личных переживаниях.

(Прием актуальность. 

 Можно показать на фрагменте урока обществознания в 5 классе.

Учитель: Ребята, постарайтесь вспомнить, с какими трудностями вы столкнулись, когда перешли в 5 класс. Я вижу, вас беспокоит очень много проблем, связанных с вашей новой ролью – ролью учеников средней школы. Сегодня на уроке мы узнаем о том, что существует наука, которая помогает ученику более уверенно чувствовать себя в школе, не бояться всего нового, что вас окружает. О какой науке идёт речь? Правильно, о психологии.  Тема урока: разобраться в себе и помочь другим.)

(Слайд 13) ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОВ. Чтобы вызвать эмоции ребят, вызвать чувства, при изучении темы ВОВ я включаю голос Левитана, объявляющего начало войны. И достаточно спросить – Что вы чувствуете? О чем мы будем говорить? Что вы хотите узнать? Как вы думаете, а что тогда чувствовали люди? А как бы вы отреагировали на такое заявление сейчас? Дети, как правило, охотно делятся своими чувствами и переживаниями. У них появляется блеск в глазах.

Одна из основных задач – вызвать эмоции, любые, но чтобы они были искренними. Однажды, Зеленская К. у меня на уроке, выполняя задание по тексту учебника, в голос стала возмущаться, что это несправедливо и с какой стати интервенты «лезли» к нам в годы гражданской войны»!!!

Эмоции – это по крайней мере – сопереживание, а не безразличие.

(Слайд 15-16) Сейчас мы в своей работе столкнулись с такой проблемой – дети не умеют говорить. Эта проблема актуальна и для историков и для учителей литературы, русского языка и тд. Вновь возродили экзамен по устной части русского языка, и выяснилось – дети не умеют говорить.

Чтобы учащиеся могли поддержать диалог, они должны знать не только факты, но должны уметь ими апеллировать, уметь аргументировать свою точку зрения. Как это сделать? В своей работе я применяла следующий метод…. (Слайд 15-16)

Кроме того, на уроках постоянно побуждаю к диалогу учащихся: Как вы думаете? Докажите свою точку зрения. Приведите аргументы. Что было бы лучше, почему? И бесконечное почему-почему-почему.?? Если совсем плохо с диалогом, тогда прошу пересказать своими словами, как поняли прочитанное.

И высокое мастерство учителя – это умение вызвать учащихся на дискуссию. Но на дискуссию они смогут выйти только тогда, когда есть умение и возможность аргументировать свою точку зрения, пусть даже неправильную, но уметь ее доказать, на фактах. А коррекцию знаний можно сделать и по окончании диспута.

             Для   оценивания учениками результатов своей работы, мы используем технологию оценивания учебных успехов - ТОУУ. Самооценка может проводиться или в конце урока, или после выполнения определенного задания. Ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет собственные ошибки.

(Слайд 17-18) Результаты работы – по слайдам)

В заключение я бы хотела сказать:

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук  естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания.

В соответствии с этим, урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащимся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика  учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний.

Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:

  • способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;
  • самостоятельности в поиске учебного материала;
  • развитие мышления обучающихся;
  • способности высказывать и аргументировать свою позицию;
  • способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта

           

  И как сказал русский философ Михаил Михайлович Бахтин  

«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Выступление на онлайн ярмарке методических идей «Возможности смешанного обучения»,конструктор для создания обучающих тестов Online test Pad.

Краткая инструкция по работе в конструкторе тестов Online test Pad. Более подробную информацию можно получить посмотрев обучающее видео по этой теме....