Классный час " Урок Победы"
классный час по истории (9 класс)

Клычкова Елена Викторовна

Классный час " Урок Победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час " Урок Победы"29.31 КБ

Предварительный просмотр:

                      Методическая разработка классного часа «Урок Победы»

                                                         для 9 класса

Цель : формирование патриотизма, воспитание чувства гордости за свою страну, на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи:

 -образовательные: познакомить школьников с событиями и героями Великой Отечественной войны;
- воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну;
- развивающие: развитие умений выделять главное, активизировать познавательную активность ,находить дополнительную информацию на заданную тему.

Ведущая педагогическая технология: воспитательная.

Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Проектор, компьютер с колонками, песня «Журавли» с видеорядом кадров Великой Отечественной войны, презентация «День Победы»,  диск с речью Юрия Левитана, плакаты с тематикой Великой Отечественной войны.
На доске оформление- плакаты времён Великой Отечественной войны (репродукции).
Подготовительная работа: подготовка школьниками сообщений о земляках, которые на фронте и в тылу ковали победу.

Организационный момент

В начале Урока Победы включается видеоряд с кадрами Великой Отечественной войны под песню « Журавли».  Учащиеся понимают ,чему будет посвящён классный час.

Ход классного часа

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому  этот день, День Победы, очень важен для каждого. В каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражения, и тех, кто после войны налаживал мирную, добрую жизнь.

Вопрос ученикам: А что лично для вас означают слова «любить Родину, быть патриотом»?(ответы учащихся)

Учитель: В толковом словаре Даля этот термин даёт такое определение: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины»

Вопрос ученикам:  Почему патриотизм в нашей стране преимущественно воспринимается как военно - героический? (ответы учащихся).  А  можно ли быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды? Если да, аргументируйте собственное мнение (ответы учащихся)

Рассказ учителя ( параллельно показываются слайды презентации «День Победы»): Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Без прошлого нет будущего. На самом деле, будущее- то есть. Но вопрос- какое?

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война. 
22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского союза.

Учитель включает голос диктора Юрия Левитана, объявившего советскому народу о вторжении на нашу землю. .

 Так началась Велика Отечественная война. В те страшные годы речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену... Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно... Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.

 Вопрос ученикам: На доске и стенах кабинета вы видите плакаты времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, какая роль  отводилась плакатному искусству в такое тяжёлое для людей время? ( Ответы учащихся ).

  Учитель: На защиту родной земли поднялись сотни тысяч советских людей. Никто не остался в стороне. Все семьи были затронуты войной - если не воевали, то работали в тылу. И сегодня нельзя не вспомнить о том, какой вклад в победу внесли наши земляки, жители города Чапаевск. Ведь в годы Великой Отечественной войны почти половина всех взрывчатых веществ и каждый третий артиллерийский снаряд были выпущены на чапаевских предприятиях.

В первый год войны Чапаевские заводы оставались единственными в стране по изготовлению некоторых изделий боеприпасов. Производство взрывчатых веществ в городе имело огромное значение. Не считаясь со временем, специалисты военных предприятий выполняли срочные задания по вводу новых производственных мощностей оборонного назначения. Организаторами и руководителями этих работ были С.А. Щекотихин (завод №15) и А.П. Мосенков (завод №309) 17. Например, на заводе №15 предстояло осуществить изготовление 63-х номенклатур против 26 в мирное время, при этом двадцать наименований являлись новыми, мощностей для которых не создавалось18. Строить капитально уже не было времени, а фронт испытывал острую нужду в боеприпасах. В этой ситуации более десятка небольших зданий были приспособлены для организации производства19. На заводе №309 монтаж резервного оборудования, оборудования собственного изготовления и поступающего с эвакуированных заводов производился круглосуточно20.

Чапаевский испытательный полигон разместил на своих производственных площадях мастерскую тульского завода №178 по сборке 20 и 23-мм авиационных патронов. Сборка патронов и отправка их на фронт осуществлялись до 1944 года. С мая 1943 г. предприятие производило сборку 82-мм ракетных снарядов к установкам БМ-8 «Катюша». В конце 1941 года в Чапаевск эвакуировался Крымский авиационный полигон

с материальной частью и обслуживающим персоналом во главе с начальником полигона полковником Д.А. Ивановым, который, как старший по званию, возглавил Чапаевский артиллерийский полигон. На правой границе полигона срочно был построен полевой аэродром, и полигон приступил к испытаниям авиабомб и взрывателей к ним. Полигон располагал самолетами ДБ-3, СБ-3, ИЛ-2, У-221. Увеличились номенклатура и количество испытываемых изделий. Как отмечалось в справке Чапаевского артиллерийского полигона в Куйбышевский обком ВКП(б) о работе 1941-1944 гг., мощность испытаний предприятия увеличилась с 75 заводов в мирное время до 176 в период войны22. Учитывая, что в начальный период войны три полигона, производивших испытания боеприпасов заводов, расположенных в центральной части России, Украины и Белоруссии, были эвакуированы, вся тяжесть по испытаниям легла на Чапаевский, Уральский и Новосибирский полигоны23.

В период войны наиболее острой была проблема обеспечения оборонных предприятий города Чапаевска рабочей силой. Мобилизации военнообязанных, расширяющееся военное производство требовали огромного количества рабочих рук. Так, на заводе №102 количество рабочих рук за год войны возросло с 1672 до 2379 человек24. В эти дни родился почин заменить ушедших на фронт мужчин женщинами. Его инициаторами стали работницы швейной фабрики и хлебозавода. К станкам, аппаратам, прессам вместо мужчин встали женщины, в том числе и прибывшие в город в порядке эвакуации из западных районов страны25. Уже к концу 1941 года более 70% всех работающих составляли женщины. В период боев под Москвой для помощи заводу в выполнении задания правительства с ноября 1941 года на заводы №15 и №309 направляются студенты заводского техникума, а также студенты спецфакультета Куйбышевского индустриального института26. Увеличилось количество работающей молодежи допризывного возраста за счет учащихся старших классов общеобразовательных школ, которые встали на рабочие места в мастерских предприятий, а также студентов техникума, переведенных на гибкий график сочетания производственной работы с обучением. Специальность молодые люди приобретали непосредственно на предприятиях, где широко развернулось соревнование за обучение молодых рабочих. Например, Николай Голик подготовил за короткое время более десяти подростков и создал бригаду, завоевавшую позже звание фронтовой27. Одним из способов решения кадровой проблемы были трудовые мобилизации. Как отмечалось в докладной за-

писке уполномоченного Государственного Комитета Обороны Докторова в ЦК ВКП(б), в порядке мобилизации только в сентябре-октябре 1941 г. завод №15 получил 1398 человек, завод №309 - 2400 человек, а затем дополнительно еще 3968 человек28. Работники военных производств подвергались строгой проверке отделами найма заводов и горотдела НКВД.

Условия труда на оборонных предприятиях города были чрезвычайно тяжелыми. Преобладал ручной труд при 10-12-часовом рабочем дне, без выходных и праздничных дней. «Нередко мы сутками не покидали свои цеха, - вспоминала работница одного из военных заводов М.Т. Кондратьева. - Прикорнем на 3-4 часа и снова на работу»29. В мастерских отсутствовали элементарные бытовые удобства, а в некоторых и вентиляционные системы. Порою не хватало питьевой воды. Особенно проблема наблюдалась в летнее время30. Учащиеся Чапаевской школы №2 порой не выдерживали график работы и убега-ли31. Именно по этой причине даже в условиях военного времени руководство цехов и заводов нередко сталкивалось с фактом невыхода на работу отдельных членов бригад или всей бригады. Значительная часть рабочих, прибывших на заводы, не приступая к работе или проработав 1015 дней, возвращалась к месту жительства.

Технологические ошибки сопровождались авариями. За годы Великой Отечественной войны на оборонных предприятиях произошло пять крупных взрывов, в результате которых погибло 108 человек32. «В те годы взрывы бывали на наших заводах, ведь люди работали на износ, нередко игнорируя правила техники безопасности», - отмечал работник завода №309 В.И. Ко-лотилин в своих воспоминаниях. Одна из самых страшных аварий, истинные причины которой так и остались невыясненными, произошла 16 февраля 1944 года. Ее жертвами стали 84 человека (работники заводов №15 и №309, пожарные ОВПО НКВД завода №15) 33. В 19 часов 45 минут в нитрационных мастерских цеха №7 завода №15, находившихся почти в самом центре Чапаевска, прогремел взрыв огромной разрушительной силы. Через 4,5 минуты за ним последовал второй. Очевидцы рассказывали, что во многих домах осыпались оконные стекла, вылетели рамы, над заводом стояло огненное зарево, а территория вокруг него была усеяна обломками оборудования. Ударная волна от взрыва дошла до населенных пунктов в радиусе 25 километров. На месте кирпичных зданий на территории завода образовались воронки глубиной до 9 метров. В результате аварии возникло 18 вторичных очагов пожаров, продолжавшихся около пяти часов. Помимо взорвавшихся мастерских были

полностью или частично разрушены 52 производственных здания. «Очень сложно было работать на заводе, так как дисциплина была военная, режим работы жестокий», - вспоминает М.Б. Соколов.

Ужасными были и условия проживания рабочих. Например, в 1942 году для размещения работников Чапаевского полигона были построены шлакоблочные бараки - деревянные, засыпные, коридорного типа, с печным отоплением. Санитарные условия были ужасные, везде грязь, пыль.35 Электричество подавалось в них на два часа утром и на три часа вечером, пользоваться электронагревательными приборами не разрешалось. По воспоминаниям одного из работников полигона, «в первые дни войны из-за нехватки жилья эвакуированных размещали по 2-3 человека на койку. В ночное время света не было, найти свою койку можно было на ощупь или по голосу. На весь барак имелись две печки, что очень затрудняло приготовление пищи»36.

Суровую ответственность несли директора оборонных предприятий, не справившихся с выполнением производственных заданий ГКО. Они освобождались от занимаемых должностей, их дела передавались в следственные органы НКВД. Такова, например, судьба директора завода №15 С.А. Щекотихина, снятого с должности по распоряжению наркома боеприпасов Б.Л. Ванникова весной 1942 г.

К декабрю 1941 г. кризис в боеприпасной отрасли удалось остановить. Если в 1941 г. промышленность выпустила 67 млн. снарядов и мин, то в 1942 г. - 127 млн., 1943 г. - 161 млн. Общий объем боеприпасной продукции за войну составил более 10 млн. тонн37. Уже в первые месяцы войны оперативные задания ГКО работники чапаевской «оборонки» выполняли с честью. Как отмечалось в докладной записке Куйбышевского обкома ВКП(б) в ЦК ВКП(б),уже к концу 1941 г. рост объемов промышленного производства чапаевских заводов в 2,5 раза превысил довоенные. Количество работающих на них выросло на 40-45% и составило к началу 1942 г. 30 тысяч человек.

За успешное выполнение заданий правительства оборонные предприятия города неоднократно представлялись к различным наградам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1942 г. завод №15 был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а большая группа передовиков производства - орденами и медалями39 .

Очень много интересной информации о деятельности заводов ,о жизни нашего города и области в журнале «Победа» за 2010 год, специально выпущенном к 65-летию Великой Победы.

Живых свидетелей уже очень мало, но мы обязаны помнить их . «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» - слова Лао Цзы, древнекитайского философа .

Учитель: Ребята, я попросила вас и ваши семьи провести поисково-исследовательскую работу в ходе которой вы подробно познакомились с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи в Великую Победу. Результатами этой деятельности могут быть презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй.

Сообщения школьников  о земляках, которые на фронте и в тылу ковали победу.

Учитель: Память - часть нашей культуры, национального самосознания, если мы хотим остаться народом, Россией, жить и процветать, мы обязаны ПОМНИТЬ».

Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Еще теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал.
Вздохните, люди,
Преступив войны порог...

(А. Твардовский. Час мира)


Рефлексия

Учащимся предлагается продолжить предложение:

 Урок Победы для меня это-…

Учитель: Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа, наших земляков в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Урок Победы"

Классный час о ВОВ и нашей Победы...

Классный час "Урок победы"

Конспект классного часа в 6 классе...

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Классный час «Урок Победы», посвященный году памяти и славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Сценарий классного часа «Урок Победы», посвящённого празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

Сформировать представление учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны. Соде...

Классный час "Урок Победы"

УРОК ПОБЕДЫ, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Классный час "Урок Победы", посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне

Урок Победы, посвященный году Памяти и Славы- 75 летию Победы в Великой Отечественной войне...