Простые механизмы и их использование в прошлом и настоящем
план-конспект урока по истории (7 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

Урок истории + физики + математики поможет глубже изучить тему "Простые механизмы" на примере скульптуры Пётру I "Медный всадник". Интегративность сделает занятие более интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istoriya_fizika_matematika.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Простые механизмы и их использование в прошлом и настоящем

(Урок физики + истории + математики в 7 классе)

«Взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевести его на другое место приводило в ужас»

Современник Екатерины II

Интегративность.

История, ИЗО: Живопись и скульптура 18 века.

Математика: Функциональная зависимость Пропорциональные переменные (расчёты плотности).

Физика: Простые механизмы.

Оборудование: арт-объекты, презентация, раздаточный материал, карта, приборы для лабораторной работы по физике.

Персоналии: Екатерина Великая, Пётр Первый, Фальконе, Мари Анн Коло, Гордеев, Фельтен.

Ход урока

(Звучит в начале урока – клавесин-менуэт)

Учитель истории:  XVIII век – эпоха париков, карет, менуэтов, треуголок; эпоха книг с очень длинными названиями «Марсельезы» и гильотины; эпоха, когда национальное начало все больше притягивало к себе людей.

- Вспомните исторических личностей данной эпохи? Ломоносов, Фонвизин, Пугачёв, Пётр Первый, Екатерина Вторая…. 

- И только две личности были названы великими. Кто это? Пётр Великий и Екатерина Великая.

- Что их связывало между собой? 18 век начался реформами Петра I Великого, а закончился реформами Екатерины II, также названной современниками Великой. В ее планы входила тонкое прославление своего имени. Она решила поставить монумент Петру, но сделать, это так, чтобы показать всем, что истинной преемницей Великого человека является она, Екатерина II.

Слайд 1 с изображением Медного всадника.

Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою 

Сидел на бронзовом коне.

Куда ты скачешь гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

(Видеосюжет или театрализация; звучит клавесин-менуэт, на троне сидит Екатерина II, к ней приходит скульптор Фальконе)

Фальконе: (обращаясь к Екатерине, показывая эскизы) …Монумент мой будет прост. Вместо императора-полководца я попытаюсь создать образ народного героя. Я хочу представить Петра верхом на вздыбленном коне, поднявшимся на полном скаку по крутой скале и остановившегося у края обрыва. Конь еще весь в движении, жар как будто исходит от всего его существа, а изображение всадника, его посадка, поза, жест олицетворяют могучую волю и величественный покой. Но для осуществления этого художественного замысла нужно, чтобы постаментом памятника служила настоящая скала. Мне нужен огромный камень. Я слышал, что таковой есть близь селения Лахты посреди трудно проходимого болота.

Екатерина Великая: (встает, бьёт посохом в пол) Приказываю, камень доставить в Санкт-Петербург. (Звучит клавесин-менуэт, артисты уходят).

Учитель физика: «Взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевести его на другое место приводило в ужас», - сказал современник Екатерины II. Предположите, какими способами люди смогли выполнить приказ Екатерины Второй? (Запись на доске предположений учеников). Попробуем сформулировать тему нашего занятия. Запись в тетрадь или рабочие листы. Простые механизмы и их использование в прошлом и настоящем. Слайд 2. 

(Объяснение или работа с учебным пособием по физике). 

Учитель истории: вучит клавесин-менуэт). Вернёмся в XVIII век. Как же на самом деле подняли огромный валун на брёвна для транспортировки? Подтвердятся ли наши предположения. У нас сегодня в гостях группы специалистов. Это картографисты, искусствоведы, хронисты, математики, механики. Каждая группа выполняет своё задание по одному и тому же тексту. (Во время работы групп тихо звучит клавесин-менуэт).

Текст

«Медный всадник» — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Его торжественное открытие состоялось 18 августа 1782 года на Сенатской площади.

В 1766 году в Россию прибыл французский скульптор Фальконе. Он решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внёс изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива близ деревни Конная в окрестностях Лахты, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. Валун имел длину 12,1 м., ширину 6,21 м. и высоту 8,24 м. Весил же он около 1600 тонн. Для транспортировки камня по суше была сооружена из толстых брёвен огромная платформа. С нижней её стороны находились обитые медными листами деревянные желоба. Они покрывали собою такие же, уложенные на землю, переносные желоба-рельсы, по которым во время движения перекатывались 30 бронзовых 5-дюймовых шаров. Эти шары позволили намного уменьшить трение при движении платформы. После того, как валун, глубоко ушедший в землю, был окружён большим котлованом, его с помощью 12 рычагов и 4 воротов приподняли и уложили на платформу. Камень тянули по специально проложенной дороге, используя для этого от 2 до 6 воротов, каждый из которых приводился в движение 32 рабочими. Всего в транспортировке камня участвовало до 400 человек. Во время передвижения скалы на верху её находились 2 барабанщика, дававшие сигналы рабочим. Доставка колоссального монолита по суше, а затем по воде к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру I Екатерина II Лета 1782». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.

Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца-победителя. В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место, которое он сейчас занимает еще в 1762 году было отдано самой Екатерине Второй для установки памятника в ее честь. Но она приняла волевое решение установить там памятник основателю Санкт-Петербурга к 100-летию его восшествия на престол. 

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть "Медный всадник".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Хронисты: Преобразуйте текстовую информацию в таблицу. Оформите работу в электронном варианте.

Этапы работы над памятником Петру Первому

Дата

Этапы создания Медного всадника

Сколько лет шла работа над памятником? Прочитав текст, определите в каком году стал править Петр Первый?  С чьей лёгкой руки памятник получил название «Медный всадник»?

Искусствоведы: Прочитайте текст, соотнесите выбранную информацию с изображением Медного всадника. Какие символы вы можете найти в образе Петра и постамента? Какой смысл скрыт в надписи «Петру I Екатерина II Лета 1782»? Что нового привнёс Фальконе в искусство эпохи Просвещения?

Картографисты: Изучите текст и карту.  Каково расстояние от места находки «гром-камня» до места установки памятника? Переведите в современное исчисление, зная, что 1 верста = 500 саженям = 1,0668 км.  Отметьте на электронной карте примерный путь продвижения камня.

Математики: Масса вещества равна произведению его плотности на объем. Используя текст,  рассчитайте V (объём) валуна (гром-камня). Зная массу (кг) и объём камня (м³), найдите плотность вещества, округлив полученное значение до сотен.

Используя таблицу плотностей (см. раздел «Справочные материалы», учебник «Алгебра», 7 класс),  определите породу валуна.

Механики: Лабораторная работа. Смоделируйте и продемонстрируйте доставку камня к месту назначения.

Учитель математики: Обратите внимание на скульптуру «Медный всадник». Физминутка.

Дружно встанем, ноги на ширине плеч расставим.

Гордо плечи мы расправим и Петром себя представим.

Руку левую вперёд, и уздечку мы возьмём.

Руку правую поднимем. Россию - матушку обнимем.

А теперь мы быстрый конь. Ногу правую вперёд и в колене мы согнём.

А чтоб нас и не качало, и не штормило, точку опоры мы найдём. (Садятся на место)

Выступление групп. Учителя (математики, истории, физики) корректируют и подытоживают работу групп.

 Хронисты.

Этапы работы над памятником Петру Первому

Дата

Этапы создания Медного всадника

1766

Фальконе начал работу над скульптурой

1768

Найден гром-камень

1770

Гром-камень доставлен к месту

1782

Открытие памятника

Над памятником работа шла 16 лет. Памятник открыт к 100-летию правления Петра Великого, значит, он стал править с 1682 года. Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».

Искусствоведы: Прочитайте текст, соотнесите выбранную информацию с изображением Медного всадника.

Какие символы вы можете найти в образе Петра и постамента? Камню была придана форма скалы. Змея, символизирующая зависть, косность и злобу, растоптана конём. Это победы Петра Первого над противниками его реформ и врагами по оружию. Венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца-победителя. Вздыбленный скакун олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, покорившийся и принимающий власть императора над ним.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Какой смысл скрыт в надписи «Петру I Екатерина II Лета 1782»? Лаконичная подпись на памятнике, выполненная по желанию императрицы, означает и подчеркивает звание Великих императоров ее и Петра Первого (кроме них Великих императоров в Российской империи на тот  период больше не было), и одновременно эта надпись подчеркивает, что Екатерина Вторая, бывшая по истине и идейной и духовной последовательницей Петра Великого, она «вторая» не после безродной Екатерины Первой, а «вторая» после великого реформатора Петра Первого.

Что нового привнёс Фальконе в искусство эпохи Просвещения? Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой.

Картографисты: Изучите текст и карту.  Каково расстояние от места находки «гром-камня» до места установки памятника? Переведите в современное исчисление, зная, что 1 верста = 500 саженям = 1,0668 км.  Отметьте на электронной карте примерный путь продвижения камня. Расстояние 12 верст, умножим на 1, 0668 км. Получим S = 12, 8 км.

Математики:  Масса вещества равна произведению его плотности на объем. Используя текст,  рассчитайте V (объём) валуна (гром-камня). Зная массу (кг) и объём камня (м³), найдите плотность вещества, округлив полученное значение до сотен.

Используя таблицу плотностей (см. раздел «Справочные материалы», учебник «Алгебра», 7 класс),  определите породу валуна.

Решение:   m=PV,  cледовательно p = m/V

             m =  1600 т =1600000кг,     V=a●b●c=12,1● 6,21● 8,24= 619,16184 м³

                p=m|V = 1600000/619,16184 =2584,13858 ≈2600 кг/м³

Вывод:  Найденный валун был из  гранита.

Механики: Лабораторная работа. Смоделируйте и продемонстрируйте доставку камня к месту назначения.

Закрепление.

Учитель физики: Подведём итог. Что относится к простым механизмам? Можно ли сейчас применят простые механизмы? Приведите примеры.

Объяснение домашнего задания.

Дома: изготовить модель простого механизма.

Рефлексия: видеосюжет «Открытие памятника Петру Перовому» (2 минуты).

Учитель математики:  Просим вас выразить своё мнение об уроке, выбрав наиболее близкое для вас высказывание 


Приложение

Текст.

«Медный всадник» — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Его торжественное открытие состоялось 18 августа 1782 года на Сенатской площади.

В 1766 году в Россию прибыл французский скульптор Фальконе. Он решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внёс изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива близ деревни Конная в окрестностях Лахты, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. Валун имел длину 12,1 м., ширину 6,21 м. и высоту 8,24 м. Весил же он около 1600 тонн. Для транспортировки камня по суше была сооружена из толстых брёвен огромная платформа. С нижней её стороны находились обитые медными листами деревянные желоба. Они покрывали собою такие же, уложенные на землю, переносные желоба-рельсы, по которым во время движения перекатывались 30 бронзовых 5-дюймовых шаров. Эти шары позволили намного уменьшить трение при движении платформы. После того, как валун, глубоко ушедший в землю, был окружён большим котлованом, его с помощью 12 рычагов и 4 воротов приподняли и уложили на платформу. Камень тянули по специально проложенной дороге, используя для этого от 2 до 6 воротов, каждый из которых приводился в движение 32 рабочими. Всего в транспортировке камня участвовало до 400 человек. Во время передвижения скалы на верху её находились 2 барабанщика, дававшие сигналы рабочим. Доставка колоссального монолита по суше, а затем по воде к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру I Екатерина II Лета 1782». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.

Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца-победителя. В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место, которое он сейчас занимает еще в 1762 году было отдано самой Екатерине Второй для установки памятника в ее честь. Но она приняла волевое решение установить там памятник основателю Санкт-Петербурга к 100-летию его восшествия на престол. 

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть "Медный всадник".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Карточка

Хронисты: Преобразуйте текстовую информацию в таблицу. Оформите работу в электронном варианте.

Этапы работы над памятником Петру Первому

Дата

Этапы создания Медного всадника

Сколько лет шла работа над памятником? Прочитав текст, определите в каком году стал править Петр Великий? С чьей лёгкой руки памятник получил название «Медный всадник»?

Карточка

Искусствоведы: Прочитайте текст, соотнесите выбранную информацию с изображением Медного всадника. Какие символы вы можете найти в образе Петра и постамента? Какой смысл скрыт в надписи «Петру I Екатерина II Лета 1782»? Что нового привнёс Фальконе в искусство эпохи Просвещения?

 

Карточка

Картографисты: Изучите текст и карту.  Каково расстояние от места находки «гром-камня» до места установки памятника? Переведите в современное исчисление, зная, что 1 верста = 500 саженям = 1,0668 км.  Отметьте на карте примерный путь продвижения камня.

Карточка

Математики: Масса вещества равна произведению его плотности на объем. Используя текст,  рассчитайте V (объём) валуна (гром-камня). Зная массу (кг) и объём камня (м³), найдите плотность вещества, округлив полученное значение до сотен.

Используя таблицу плотностей (см. раздел «Справочные материалы», учебник «Алгебра», 7 класс),  определите породу валуна.

Карточка

Механики: Лабораторная работа. Смоделируйте и продемонстрируйте доставку камня к месту назначения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Использование простых механизмов"

презентация к уроку по физике 7 кл. "Использование простых механизмов", прогр. А.А.Пинского...

разработка урока по физике в 7 классе "Простые механизмы. КПД простых механизмов"

Разработка урока по физике с применением интерактивных технологийШилова Лариса Петровна, учитель физики  ГБОУ СОШ №583 Приморского района Санкт-ПетербургаТема: Простые механизмы,.КПД простых...

Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")

Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...

Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...

Урок физики в 7 классе с использованием ЭОР "Простые механизмы. Рычаг"

Урок физики в 7 классе с использованием ЭОР "Простые механизмы. Рычаг"...

Урок по физике в 7 классе ( с использованием ТДМ) . Тема : « Простые механизмы . Рычаг. Равновесие сил на рычаге.»

Разработка урока физики в соответствии с технологиями деятельностного метода...