Конспект урока по истории "Верования Восточных славян"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Конспект урока разработан с использованием современных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл religiya_drevnih_slavyan.docx62.29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории Древней Руси по теме

«Верования восточных славян»

Автор: преподаватель  истории  и обществознания

ГБПОУ НСО «Линевский центр профессионального обучения»

Используется технология развивающего обучения.

        Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

       В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

       Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию.

Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти.      Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими.

         Цель урока: изучить богов Восточных славян, узнать чему они покровительствовали.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с возникновением верования в духов, богов и связанных с их почитанием обрядов; помочь осознать, что древние люди были бессильны перед многими явлениями природы.

Коррекционно-развивающие:

Учить извлекать знания из прочитанного теста, продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником, корректного мышления, восприятия.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к древним поверьям, воспитывать уважение к людям других вер и религий, поклонение силам природы.

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная.

Тип урока: комбинированный

Технология: развивающего обучения.

 Оборудование:   учебник, тетради, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

Какие цели урока мы с вами наметим? (вспомнить и закрепить знания о религии древних славян).

  1. Проверка ранее изученного материала.
  • Сейчас вы получите каждый лист оценивания- заполните его- слева расположены боги Восточных славян, а справа их имена-соотнесите их.
  • А теперь соседи обменяйтесь листами оценивания и давайте проверим, правильно ли вы их заполнили?

СЛАЙДЫ:

  • Род - Верховный бог неба и земли.
  • Велес – бог плодородия, скота.
  • Мокошь -  Богиня земли, урожая и женской судьбы.
  •  Стрибог – бог ветра.
  •  Перун – бог грома и молний.
  • Ярило - Бог весеннего солнца. Сын Велеса.
  • Морена - Богиня зла, болезней и смерти.

Каких богов вы ещё знаете?

  • Даждьбог - бог плодородия и солнечного света.
  • Хорс – бог солнца.
  • Сварог - Повелитель Вселенной. Бог неба.

Чтобы молиться богам, славяне делали  изображения из дерева и камня. Такие изображения богов называли? (идолы)

Рассказ учителя.

У древних восточных славян не строили храмы. Все обряды проводились в местах, которые они считали священными, где были установлены идолы. Принципиальным отличием верования восточных славян было то, что они не просили прощения у богов, им возносили молитвы, прославляя их, им приносили жертвоприношения иногда даже в виде людей. Этим богам принадлежал свой праздничный день в году. В этот день ему пели хвалебные песни, молились, жгли костры и громко смеялись. Как считали древние славяне именно смех отпугивает нечистую силу.

Древние славяне очень сильно почитали своих предков. Они обожествляли давно умерших основателей рода и глубоко верили в то, что их дух оберегал и защищал весь род от бед. Славяне верили и в то, что духи мертвых могут ходить среди живых. Они представляли их в виде русалок.

Как раз все мультипликационные герои нашего времени представленные в виде лешего, водяного, кикиморы и есть не что иное, как воображение древних восточных славян о злых духах.

Причинами всех своих болезней и бед люди видели в проделках этих злых духов или гневе богов. Поэтому и лечились они с помощью заговоров, заклинаний и жертвоприношений. Что бы защитить себя славяне и придумали себе - оберег.

Что это была за фигура?  (домового)

В домах на видном месте устанавливали фигурку домового, который символизировал дух умершего предка и были уверенны, что именно он защитит их жилище от воров, пожара и будет оберегать их покой.

https://www.istmira.com/uploads/posts/2019-02/thumbs/1550859066_slide-88.jpg
          Когда к власти пришел Князь Владимир укрепляя отношения между государствами поднимая свой авторитет, он решил принять в основе веры восточных славян, одно из самых влиятельных верований на тот момент - Христианство.

  1. Работа в группах.

А теперь разделимся на 2 команды, каждая получит задание, по которому вы должны будете составить рассказ, используя свои листы оценивания и те знания, которые вы сегодня вспомнили. А затем один человек из команды представит нам свой рассказ.

  • Какие боги изображены на картинках?
  • Проанализируйте изображение.
  • Составьте рассказ.
  1. Рассказ по картинке.
  2. Закрепление. Рефлексия.

Ребята давайте с вами  ещё раз обратимся к целям нашего урока -  достигли ли мы их?

  В  завершении нашего урока, чтобы подвести итог, я предлагаю вам по очереди  высказаться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  1.   Д/З: подготовить сообщение :

Об одном понравившемся боге древних славян, используя знания из дополнительных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Восточный макрорегеон"

Урок - обобщения по теме "Восточный макрорегеон" для учащихся 9-х классов по курсу экономическая география России....

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Урок по теме "Восточные славяне в древности"

Урок-практикум по теме "Востчные славяне в древности" для 10 класса....

Конспект урока по теме: «Восточные славяне в древности».

подробный конспект урока истории в 6 классе с приложениями...

План урока по теме:Восточные славяне и их соседи ,6 класс

Технологическая карта урока истории России в 6 классе.К учебнику под редакцией Торкунова...

План-конспект урока по теме: Восточная Африка. 7 класс.

Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе ,  навыков работы с картами атласа, называть и показывать изу...