Рабочая программа по истории 5-9 классы
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Васильев Александр Григорьевич

Рабочая программа по истории 5-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории 5-9 классы.

Пояснительная записка для ООО 5 - 9 классы (ФГОС)

       Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена в    соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
  • Примерной программой по предмету история;
  • Основной образовательной программой  ООО МБОУ «Байкальская СОШ»;
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Байкальская СОШ»;
  • Учебным планом МБОУ «Байкальская СОШ».

В учебном  плане  на изучение предмета «история» в 5-9 классах отведено по 68 часов в каждом, из расчёта 2 часа в неделю.

Целью школьного исторического образования является: формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.  Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.

 В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009–2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:  

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;  

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;  

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

 − развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

 − формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.  В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:  

− идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

− рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;  

− ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

 − воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

 − общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.  − познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

 − принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

− многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

 − многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;  

− исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;  

− антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

− историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

УМК:  - История России с древнейших времен до XVI века. ООО «ДРОФА».

Андреев И.Л., Фёдоров И.Н. 6 класс;

 - История России XVI - конец XVII века. ООО «ДРОФА».

 Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. 7 класс;

 - История России конец XVII- XVIII век. ООО «ДРОФА».

Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Фёдоров И.Н. 8 класс;

 - История России XIX - начало XX века. ООО «ДРОФА».

Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. 9 класс;

- История древнего мира.  «Просвещение», 2017 г.

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., 5 класс;

 - История средних веков. «Просвещение», 2019 г.

Агибалова Е.В., Донской Г.М., 6 класс;

 - История Нового времени. «Просвещение», 2018 г.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., 7-9 классы

Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). 

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и

значение.

История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени• используя историческую карту, характеризовать социально-

экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История»

5 КЛАСС

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных

версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально – этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

-  уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

6 КЛАСС

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных

результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной

деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять

план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и

роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении

человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,

расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,

памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на

жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных

славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

7 КЛАСС

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие

умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в

средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное

осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

8 КЛАСС

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под

руководством учителя);

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);

• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания;

• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных  учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

9 КЛАСС

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям

исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную

идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Содержание  учебного  курса «История»

История России. Всеобщая история.

Всеобщая история

5 класс

Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.  Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний  Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности.  Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в  Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.  В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим.  Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима  германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.

6 класс

Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя  и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.  Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

7 класс

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.

8 класс

Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.  Европейское общество в раннее  в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв.  Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.

9 класс

Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика.  Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.   Политическое развитие в начале XX в.

История России.

6 класс

Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.  Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.

7 класс

Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.  Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.  Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

8 класс

Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика  Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.   Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя  политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во  внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в.  Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.  Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г  Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.  Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

Тематическое  планирование

История древнего мира

5 класс (68 ч.)

Темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Что изучает история

1

2.1.1

Древнейшие люди

1

3.1.2

Родовые общины охотников и собирателей

1

4.1.3

Возникновение искусства и религиозных верований

1

5.2.4

Возникновение земледелия и скотоводства

1

6.2.5

Появление неравенства и знати

1

7.1-2.

Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества. Устный опрос

1

8.3

Историческая хронология

1

9.4.6

Государство на берегах Нила

1

10.4.7

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

11.4.8

Жизнь египетского вельможи

1

12.4.9

Военные походы фараонов

1

13.4.10

Религия древних египтян

1

14..4.11

Искусство Древнего Египта

1

15.4.12

Письменность и знания древних египтян

1

16.4.

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян. Контрольное тестирование

1

17.5.13

Древнее Двуречье

1

18.5.14

Вавилонский царь Хаммурапи  и его законы

1

19.5.15

Финикийские мореплаватели

1

20.5.16

Библейские сказания

1

21.5.17

Древнееврейское царство

1

22.5.18

Ассирийская держава

1

23.5.19

Персидская держава «царя царей»

1

24.6.20

Природа и люди Древней Индии

1

25.6.21

Индийские касты

1

26.6.22

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27.6.23

Первый властелин единого Китая

1

28.5-6

Повторительно-обобщающий урок. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. Контрольное тестирование

1

29.7.24

Греки и критяне

1

30.7.25

Микены и Троя

1

31.7.26

Поэма Гомера «Илиада»

1

32.7.27

Поэма Гомера «Одиссея»

1

33.7.28

Религия древних греков

1

34.8.29

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

35.8.30

Зарождение демократии в  Афинах

1

36.8.31

Древняя Спарта

1

37.8.32

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

38.8.33

Олимпийские игры в древности

1

39.8.34

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

40.8.35

Нашествие персидских войск на Элладу

1

41.9.36

В гаванях афинского порта Пирей

1

42.9.37

В городе богини Афины

1

43.9.38

В афинских школах и гимнасиях

1

44.9.39

В афинском театре

1

45.9.40

Афинская демократия при Перикле

1

46.10.41

Города Эллады подчиняются Македонии

1

47.10.42

Поход Александра Македонского на Восток

1

48.10.43

В Александрии Египетской

1

49.7-10

Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Устный опрос. Кроссворд.

1

50.11.44

Древний Рим

1

51.11.45

Завоевание Римом Италии

1

52.11.46

Устройство Римской республики

1

53.12.47

Вторая война Рима с Карфагеном

1

54.12.48

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

55.12.49

Рабство в Древнем Риме

1

56.13.50

Земельный закон братьев Гракхов

1

57.13.51

Восстание Спартака

1

58.13.52

Единовластие Цезаря

1

59.13.53

Установление империи

1

60.14.54

Соседи Римской империи

1

61.14.55

В Риме при императоре Нероне

1

62.14.56

Первые христиане и их учение

1

63.14.57

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1

64.14.58

Вечный город и его жители.

1

65.15.59

Римская империя при Константине

1

66.15.60

Взятие Рима варварами

1

67.

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима

2

68.

Повторительно-обобщающий урок. Признаки цивилизации Греции и Рима. Контрольное тестирование

6 класс  (28 ч. – всеобщая история)

История средних веков

Темы

Кол-во часов

1.

Введение. Живое Средневековье

1

2.1.1

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

1

3.1.2-3

Христианская церковь в VI-VIIIвв.

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4.1.4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

5.1.5

Англия в раннее Средневековье

1

6.2.6-7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

7.2.8

Образование славянских государств

1

8.3.9-10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

1

9.4.11

Средневековая деревня и ее обитатели

1

10.4.12-13

В рыцарском замке. Формирование средневековых городов.

1

11.5.14-15

Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века

1

12.5.

Повторительно-обобщающий урок. Контрольное тестирование

1

13.6.16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

14.6.17

Крестовые походы

1

15.7.18

Как происходило объединение Франции

1

16.7.19

Что англичане считают началом своих свобод

1

17.7.20

Столетняя война

1

18.7.21

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1

19.7.22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

20.7.23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

21.8.24

Гуситское движение в Чехии

1

22.8.25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

23.9.26-27

Образование и философия. Средневековая литература.

1

24.9.28-29

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

25.9.30

Научные открытия и изобретения.

1

26.10.31

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

27.10.32

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

28.

Повторительно-обобщающий урок «Наследие Средних веков в истории человечества». Контрольное тестирование

1

6 класс  (40 ч. – история России)

История России

Темы

Кол-во часов

29.

Человек и история

1

30.1.1

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

1

31.1.2

История народов Восточной Европы в 1 тыс. до н.э. – сер VI в. н.э.

1

32.1.3

Первые государства на территории Восточной Европы

1

33.

Повторительно-обобщающий урок по главе 1. Устный опрос

1

34.2.4-5

Образование Древнерусского государства

1

35.2.4-5

Образование Древнерусского государства

1

36.2.6-7

Русь в к.Х- первой половине ХI в. Становление государства

1

37.2.6-7

Русь в к.Х- первой половине ХI в. Становление государства

1

38.2.8-9

Русь в середине XI- начале ХII в.

1

39.2.8-9

Русь в середине XI- начале ХII в.

1

40.2.10

Общественный строй Древней Руси

1

41.2.11-12

Древнерусская культура

1

42.2.11-12

Древнерусская культура

1

43

Повторительно-обобщающий урок по главе 2. Контрольное тестирование

1

44.3.13

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

1

45.3.14

Княжества Северо-Восточной Руси

1

46.3.15

Боярские республики Северо-Восточной Руси

1

47.3.16-17

Культура Руси

1

48.3.16-17

Культура Руси

1

49

Повторительно-обобщающий урок по главе 3. Контрольное тестирование

1

50.4.18

Походы Батыя на Русь

1

51.4.19

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

1

52.4.20-21

Русские земли под властью Орды

1

53.4.20-21

Русские земли под властью Орды

1

54.4.22

Москва и Тверь: борьба за лидерство

1

55

Повторительно-обобщающий урок по главе 4. Устный опрос

1

56.5.23

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1

57.5.24

Московское княжество в к XIV-сер.XV в.

1

58.5.25

Соперники Москвы

1

59

Повторительно-обобщающий урок по главе 5. Устный опрос

1

60.6.26

Объединение русских земель вокруг Москвы

1

61.6.27

Русское государство во второй половине XV-начале XVI в.

1

62.6.28

Русская культура в XIV-начале XVI в.

1

63.6.29

Русская культура в XIV-начале XVI в.

1

64

Повторительно-обобщающий урок по главе 6. Устный опрос

1

65

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русское государство в IX- XV веках». Контрольная работа

1

66

Человек в Российском государстве

1

67

История и культура родного края

1

68

Итоговый урок

1

7 класс (28 ч. – всеобщая история)

Новая История

Темы

Кол-во часов

1

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1

2.1.1

Технические открытия и выход к Мировому океану.

1

3.1.2

Встреча миров.

1

4.1.2

 Великие географические открытия и их последствия.

1

5.1.3

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

1

6.1.4

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

7.1.5

Европейское общество в раннее Новое время.

1

8.1.6

Повседневная жизнь

1

9.1.7

Великие гуманисты Европы

1

10.1.8

Мир художественной культуры Возрождения.

1

11.1.9

Мир художественной культуры Возрождения.

1

12.1.10

Рождение новой европейской науки.

1

13.1.11

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

1

14.1.12

Распространение Реформации в Европе.

1

15.1.12

Контрреформация.

1

16.1.13

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

1

17.1.14

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

18.1.14

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

19

Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени». Контрольное тестирование

1

20.2.15

Освободительная война в Нидерландах.

1

21.2.15

Рождение Республики Соединённых провинций.  

1

22.2.16

Парламент против короля.

1

23.2.16

Парламент против короля.

1

24.2.17

Путь к парламентской  монархии.  

1

25.2.18

Международные отношения в XVI –  XVIII вв.  

1

26.2.19

Международные отношения в XVI –  XVIII вв.  

1

27

Повторительно-обобщающий урок «Первые революции Нового времени». Устный опрос

1

28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв.». Контрольная работа

1

7 класс  (40ч – история России.)

История России

Темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2.1.1

Василий III и его время

1

3.1.2

Василий III и его время

1

4.1.3

Русское государство и общество: трудности роста

1

5.1.4

Начало реформ. Избранная рада

1

6.1.5

Строительство царства

1

7.1.6

Строительство царства

1

8.1.7

Внешняя политика Ивана IV

1

9.1.8

Опричнина. Итоги правления Ивана IV

1

10.1.9

Опричнина. Итоги правления Ивана IV

1

11.1.10

Русская культура в XVI в.

1

12

Повторительно-обобщающий урок по главе 1. Контрольное тестирование

1

13.2.11

Кризис власти на рубеже 16-17 вв.

1

14.2.12

Начало Смуты. Самозванец на троне

1

15.2.12

Начало Смуты. Самозванец на троне.

1

16.2.13

Разгар Смуты. Власть и народ

1

17.2.14

Окончание Смуты. Новая династия

1

18

Повторительно-обобщающий урок по главе 2. Контрольное тестирование

1

19.3.15

Социально-экономическое развитие России в 17 в.

1

20.3.16

Сословия в 17 в.: «верхи общества»

1

21.3.17

Сословия в 17 в.: «низы общества»

1

22.3.18

Государственное устройство России в 17 в.

1

23.3.18

Государственное устройство России в 17 в.

1

24

Повторительно-обобщающий урок по главе 3. Контрольное тестирование

1

25.4.19

Внутренняя политика царя Алексея Михайловича

1

26.4.20

Формирование абсолютизма

1

27.4.21

Церковный раскол

1

28.4.22

Церковный раскол

1

29.4.23

Народный ответ

1

30

Повторительно-обобщающий урок по главе 4. Устный опрос

1

31.5.24

Внешняя политика России в 17 в.

1

32.5.25

Внешняя политика России в 17 в.

1

33.5.26

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1

34

Повторительно-обобщающий урок по главе 5

1

35.6.27

Политика Федора Алексеевича Романова

1

36.6.28

Борьба за власть в конце 17 в.

1

37.6.29

Культура России 17 в.

1

38.6.30

Мир человека 17 в.

1

39

Повторительно-обобщающий урок по главе 6. Устный опрос

1

40

Итоговый урок. Контрольная работа

1

8 класс (28 ч – всеобщая история.)

Новая история

Темы

Кол-во часов

1.

Введение. Мир на рубеже XVII-XVIII вв.

1

2.

Европейское общество в раннее  в начале XVIII в.

1

3.3.20

Великие просветители Европы

1

4.3.20

Великие просветители Европы

1

5.3.21

Мир художественной культуры Просвещения

1

6.3.21

Мир художественной культуры Просвещения

1

7.3.22

На пути к индустриальной эре

1

8.3.22

На пути к индустриальной эре

1

9.3.22

Промышленный переворот в Англии

1

10.3.22

Промышленный переворот в Англии

1

11.3.23

Английские колонии в Северной Америке

1

12.3.23

Английские колонии в Северной Америке

1

13.3.24

Война за независимость.

1

14.3.24

 Создание Соединённых Штатов Америки.

1

15.3.25

Франция в XVIII в.

1

16.3.25

Причины и начало Великой французской революции.

1

17.3.26

Великая французская революция. От монархии к республике

1

18.3.26

Великая французская революция.  

1

19.3.27

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

20.

Обобщающее занятие «Эпоха Просвещения. Время преобразований». Контрольное тестирование

1

21.4.28

Традиционные общества Востока в эпоху раннего Нового времени.

1

22.4.29

Государства Востока

1

23.4.30

Начало европейской колонизации

1

24.

Обобщающее занятие «Традиционные общества Востока». Устный опрос

1

25.

Международные отношения  в XVIII в.

1

26.

Мир на рубеже XVIII–XIX вв.

1

27.

От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

28.

Повторительно-обобщающий урок по курсу. Контрольная работа

1

8 класс  (40ч. – история России)

Темы

Кол-во часов

29.

Россия 18 века

1

30.1.1

Предпосылки и начало преобразований

1

31.1.1

Предпосылки и начало преобразований

1

32.1.2-3

Северная война

1

33.1.2-3

Северная война

1

34.1.2-3

Северная война

1

35.1.4-5

Обновленная Россия

1

36.1.4-5

Обновленная Россия

1

37.1.6

Общество и государство

1

38.1.7

«Новая Россия». Итоги реформ

1

39.

Повторительно-обобщающий урок по главе 1. Устный опрос. Кроссворд

1

40.2.8

Россия после Петра 1

1

41.2.9

Царствование Анны Иоановны

1

42.2.10-11

Правление Елизаветы Петровны

1

43.2.10-11

Правление Елизаветы Петровны

1

44.2.10-11

Правление Елизаветы Петровны

1

45.2.12

Внешняя политика России в 1741-1762 гг.

1

46

Повторительно-обобщающий урок по главе 2. Контрольное тестирование

1

47.3.13-14

Восшествие на престол Екатерины 2

1

48.3.13-14

Восшествие на престол Екатерины 2

1

49.3.13-14

Восшествие на престол Екатерины 2

1

50.3.15

Пугачевское восстание

1

51.3.16-17

Жизнь империи в 1775-1796 годах

1

52.3.16-17

Жизнь империи в 1775-1796 годах

1

53.3.16-17

Жизнь империи в 1775-1796 годах

1

54.3.18-19

Внешняя политика России в 1775-1796 годах. Империя на марше

1

55.3.18-19

Внешняя политика России в 1775-1796 годах. Империя на марше

1

56.3.

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа

1

57.3.20-21

Рубеж веков. Павловская Россия

1

58.3.20-21

Рубеж веков. Павловская Россия

1

59.3.20-21

Рубеж веков. Павловская Россия

1

60.3.22-23

Культура России второй половины 18 века

1

61.3.22-23

Культура России второй половины 18 века

1

62.3.22-23

Культура России второй половины 18 века

1

63.3.24

Русская архитектура XVIII в.

1

64.3.25

Быт россиян в 18 веке

1

65.3.26

18 век, блестящий и героический

1

66

Повторительно-обобщающий урок по главе 3. Контрольное тестирование

1

67

История родного края

1

68

Итоговый урок

1

9 класс (28 ч. Всеобщая история)

Новая история

Темы

Кол-во часов

1.

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

2.1.1-2

Индустриальные революции: достижения и проблемы.

1

3.1.3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

1

4.1.4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

5.1.5-6

Наука: создание научной картины мира

1

6.1.7-8

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. 1

1

7.1.9-10

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство

1

8.2.11-12

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

1

9.2.13

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1

10.2.14

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису

1

11.2.15

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

1

12.2.16

Германия: на пути к единству

1

13.2.17

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

14.2.18

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

1

15.3.19

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

1

16.3.20

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

17.3.21

Франция: Третья республика.

1

18.3.22

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

19.3.23

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

20.4.24

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

21.4.25

США: империализм и вступление в мировую политику.

1

22.4.26

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

23.5.27-28

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам

1

24.5.29-30

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен

1

25.6.31

Международные от- ношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий

1

26

Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.

1

27

Политическое развитие в начале XX в

1

28

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. 1800—1900». Контрольная работа

9 класс  (40 ч. История России)

Темы

Кол-во часов

29

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1

30

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1

31

Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.

1

32

Отечественная война 1812 г.

1

33

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

1

34

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

1

35

Национальная политика Александра I

1

36

Социально-экономическое  развитие страны в первой четверти XIX в.

1

37

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

1

38

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

1

39

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

1

40

Общественное движение при Николае I

1

41

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

1

42

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг.

1

43

Крымская война 1853—1856 гг.

1

44

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

1

45

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.». Контрольное тестирование

1

46

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

1

47

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

48

Реформы 1860—1870-х гг.:социальная и правовая модернизация

1

49

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

1

50

Общественное движение при Александре II и политика правительства

1

51

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

1

52

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

1

53

Александр III: особенности внутренней политики

1

54

Перемены в экономике и социальном строе

1

55

Общественное движение при Александре III

1

56

Национальная и религиозная политика Александра III

1

57

Внешняя политика Александра III

1

58

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

1

59

Повторительно-обобщающий урок. Контрольное тестирование

1

60

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.

1

61

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.

1

62

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

1

63

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

1

64

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг.

1

65

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

1

66

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

1

67

Серебряный век русской культуры

1

68

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия на рубеже  XIX-XX вв». Контрольная работа

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные материалы

Дополнительная литература

1. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М.

2. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

3. Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

4. Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

5. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

6.  Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.

7. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

8. Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

9. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО.

Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»

http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.http://www.vostlit.info/ – сайт-хранилище исторических источников Средневековья.

http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.

http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).

http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).

http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).

http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).

http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.

http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение» А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...