история 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Музраева Юлия Владимировна

урок повторения в 5 клае по теме Древний Восток

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_9.12.docx37.91 КБ

Предварительный просмотр:

                           Тема урока: Древний Восток
                                           

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: командная развивающая игра.

Форма организации ученой деятельности: групповая  /командная/

Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.
Задачи:
  1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока  в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– устанавливать причинно-следственные связи  на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план,

схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,

задавать вопросы, вырабатывать решения);

– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.

– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

– выдвигать версии;

– планировать учебную деятельность;

– работать по плану, сверяясь с целью;

– находить и исправлять ошибки;

 - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Личностные УУД:

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать  собственные мировоззренческие позиции;

Роль и место урока в курсе:

Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций  в развитии мировой цивилизации.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Повторение и систематизация знаний по пройденному материалу.

А) Конкурс«Терминологическая разминка»

Б) Конкурс«Что является лишним?»

Г) Конкурс«Кот в мешке»

Д)Вставить пропущенные слова

Е) Узнать письменность.

Ж) Конкурс «О ком идёт речь»?

З) Найди ошибки

3.Рефлексия

Ход урока:

  Класс делится на команды, команды выбирают капитана,

Учитель: Ребята! Вот и заканчивается наше путешествие по странам   Древнего Востока. Мы узнали о них очень много интересного. Наш урок мы проведём в форме путешествия.   Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут  станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания. И сегодня мы проведем игру с помощью, которой закрепим наши знания и докажем, что являемся настоящими путешественниками – активными, находчивыми и эрудированными. Может, будет нелегко, но если работать дружно, в команде, то вас ждёт успех.

И сейчас мы отправляемся в страны Древнего Востока. Ну а чтобы нам не проехать мимо, необходимо изучить карту.

1.Станция «Картово»

Задание: (карта узнать какая страна)

         Покажите на карте:

         -Какие страны мы отнесём к странам Древнего Востока? Покажите их на карте?

         -Какие реки протекали по территории этих государств?

         - Покажите самые известные города Древнего Востока?

         Каким океаном омывается территория Индии с юга, какими горами ограничена с севера?

         Почему все эти государства возникали около рек?

2.Станция  Что является лишним?

Командам раздаются карточки со словами.

1) Клинопись, алфавит, стекло. Это всё изобретения финикийцев. Клинопись – Междуречье.

2) Египет, Мидия, Лидия. Все эти государства расположены на полуострове Малая Азия. Египет в Африке.

3) Осирис, Сет, Шамаш. Это египетские боги. Шамаш – бог ДревнегоДвуречья.

4) Тир, Библ, Мемфис. Это финикийские города. Мемфис - Египет

5) Инд, Ганг, Янцзы. Это реки Индии. Янцзы – река в Китае

6) Брахманы, неприкасаемые, фараоны. -

  1. Станция  “Отгадай” (Знание исторических личностей)

Задание: Назовите имя.

О ком идёт речь?

  1. Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).

  1. Это один из самых любимых богов египтян. Именно он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить (Осирис).

  1. Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня (Хаммурапи).

  1. Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).

  1. Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания

     (Ашшурбанапал).

  1. Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу (Кир).

  1. При нём Китай стал единым государством и он стал его первым властелином (ЦинъШихуан).

  1. В 3 веке до н. э. почти все индийские царства он объединил под своей властью (Ашока).

  1. Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий(Будда)
  2.  Китайский мудрец (Конфуций)

  1. Станция   Конкурс мудрецов

 1 группа .Найдите ошибки.

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

  • Когда я попал в эту страну, — рассказывал он друзьям, — то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд... Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу — горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутан-хамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхамона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась...
  • Перестань выдумывать, — прервали рассказчика слушатели, — ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Опишите эти ошибки.

2 группа.    

Кто, по мнению египтян, произнес эти слова? Кому они были сказаны?

1. Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.

2. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.

3. Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.

5. Сын солнца предлагает своему вельможе вернуться: ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.

3 группа.  Ответьте на вопросы.

Представьте себе, что один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

—        Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

—        Ну какой же ты выдумщик и враль!

  • Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
  • Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

5. Станция «Загадкино»

1) Жители одной из стран Древнего Востока  научились смешивать чистый белый песок с содой, затем они плавили эту смесь как медную руду. Из полученной массы выдували изящные сосуды.

2) Это изобретение помогло финикийским торговцам в их деле, благодаря ему они не боялись быть обманутыми, не боялись что-нибудь забыть. Что в ящике?

3) Это растение сажали в заболоченных местах, так как оно очень любит влагу, его побеги растут прямо из воды.

4) В Одной из стран Древнего Востока войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ этой страны считал, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Для руководителя государства, т.е. для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками.

5) То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)

6) Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)

6.Станция Рекламное агентство.

  • Каждой команде придумать и разрекламировать (что интересного, необычного, куда проложите дорогу, какие памятники культуры сохранились) :
  • «Маршрут путешествия в  Древний Египет»
  • «Маршрут путешествия в Китай»
  • «Маршрут путешествия в Финикию»

7.Станция «Тестово»

1.Столица Ассирийской державы, “логовище львов”, “город крови”:

А) Ниневия

Б) Персеполь

В) Вавилон

2.  Египет располагался на берегах реки:

А) Нил

Б)  Амазонка

В)  Инд

3. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:

А) Адам

Б) Авраам

В) Ной

4) Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:

А) Соломон

Б) Хаммурапи

В) Гильгамеш

5. В какой стране люди  ходили с метёлочкой в руках, боясь растоптать животное или насекомое, считая их священными?

А) Индии;

Б) Китае;

В) Египте?

6)У какого правителя была несгораемая библиотека?

А) Тутанхамона

Б) Давида 1

В) Ашшурбанапал

7)  Какой металл научились обрабатывать люди в 10 веке до н.э.?
А) бронза
Б) железо
В) медь

  1. Станция  Терминово
  1. Устройство для подъёма воды (шадуф).
  2. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
  3. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
  4. Обязательные правила поведения (законы).
  5. Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
  6. Жрец в Индии (брахман).
  7. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями(касты).
  8. Большое сильное государство (держава).
  9. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
  10. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
  11. Люди, владеющие рабами (рабовладельцы).
  12. Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли(каналы).
  13. Гробница египетских фараонов(пирамиды)
  14. Древнеегипетский письменный знак(иероглифы)
  15. Денежный сбор в пользу государства(налог)

Обобщение:

Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали, что жители первых древних государств основывали свои города вблизи рек, что позволяло им заниматься земледелием. Мы узнали, что люди научились строить оросительные каналы, осушать болота, т.е. люди уже не просто пользовались тем, что давала природа, но и сами активно преобразовывали её. Много было сделано великих открытий и изобретений, которые оказали влияние на дальнейшее развитие  человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран, интересных и полезных открытий, немало загадок мы ещё с вами разгадаем.

4. Подведение итогов.

Дача домашнего задания: написать сочинение «Если бы у меня была машина времени, я бы отправился в …..»

Сочинение-рассуждение о том, какую из стран Древнего Востока ты бы хотел посетить.

  1. Рефлексия

если урок вам понравился передайте мне солнышко, если нет – тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПРЕДМЕТ: Программа предпрофильного обучения «КЛЮЧИ К ТАЙНАМ ИСТОРИИ» КЛАСС: 9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  УРОКОВ   ПРЕДМЕТ:              Программа предпрофильного обучения«КЛЮЧ...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...