Написание конспекта как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся
статья по истории (6, 7, 10 класс)

Яшина Татьяна Петровна

Одним из способов организации самостоятельной деятельности учащихся является написание  конспекта. Необходимо ознакомить  обучающихся с правилами написания конспекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Написание конспекта как способ организации самостоятельной деятельности обучающихся основной школы в условиях ФГОС

Целью организации самостоятельной работы учащихся выступает самостоятельная деятельность, как вид познавательной деятельности. Самостоятельная работа направлена на решение дидактических задач, например, таких как научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников и осмысленно  использовать их на практике. Одним из способов организации самостоятельной деятельности учащихся является написание  конспекта. Необходимо ознакомить  обучающихся с правилами написания конспекта.

Правила написания  конспекта при организации самостоятельной деятельности учащихся

Конспект есть краткое, последовательное изложение, книги, статьи. Его основой является план. Прежде чем конспектировать, (это может быть параграф учебника), следует наметить порядок действий:

1.   Внимательно прочитайте текст.

2.  Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

3.  Наведите справку о лицах, событиях, упоминаемых в тексте.

При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

  1. При первом чтении текста необходимо составить простой план-                 последовательный перечень основных мыслей автора.
  2. При повторном чтении постарайтесь кратко их сформулировать, отметив аргументацию автора.

6. Заключительный этап конспектирования стоит из перечитывании ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

  1. При конспектировании нужно стремиться’ выразить мысль своими словами — это помогает более сознательному усвоению текста, при необходимости - цитируйте.
  2. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли, последующую ссылку на нее как на авторитетное мнение.
  3. Грамотно записывайте цитату.

10. Важно обращать внимание школьников на структуризацию записи конспекта - начало каждой новой мысли(идеи, проблемы) с нового абзаца; расчленение более крупных частей текста; нумерация перечислений; подчеркивание смысловых интонаций, понятийного аппарата.

11. Выводы делаются самостоятельно, при условии полного понимания логики и аргументации автора.

Только такой путь — вслед за авторским анализом фактов к выводам - продуктивен для усвоения, а, следовательно, и для запоминания.

12. Запоминать нужно главное – факты, понятия, выводы.

Система записывания способствует усвоению основных положений автора, стимулирует мыслительную деятельность учащихся, ведет к результативности самостоятельной деятельности; запись, дисциплинирует мысль.

При правильном написании конспекта, ученик научится структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, явлений, проблем.

Самостоятельная работа в условиях развивающегося обучения  становится ресурсом  активизации познавательной  деятельности  обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения  VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума,...

Инновационные приемы организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке литературы

Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эфф...

презентация "Организация самостоятельной деятельности обучающихся в условиях преемственности (на примере математики)"

Выступление на Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время", посвященной 55-летию системы....

Инновационный педагогический проект по теме "Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности"

Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на примере подготовки проектов по ФГОС

Тема урока: Повторение по теме: «Южные материки»Тема проекта: Гипотетический материк...

Игра на уроке – способ организации познавательной деятельности обучающихся.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...