Рабочая программа по истории 9 класс ФГОС
рабочая программа по истории (9 класс)

Елена Олеговна Рудова

История России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_istorii_9_klass_fgos.docx100.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Обсуждено на ШМО:

протокол № 1 от 29.08.2018 г.

Руководитель ШМО ________

                          А.Н. Жиманова

Согласовано:

30.08.2018 г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной

работе ________А.В. Каплунова

Принято:

на педагогическом совете:

протокол № 1 от 31.08.2018 г.

Секретарь педагогического совета

_________  Т.А. Скрынникова

Утверждаю.

Директор МКОУ СОШ № 2

_________ М.В. Козликина

Приказ № 157-пр

 от 31.08.2018 г.

Рабочая программа

по предметной области общественно-научные предметы

по предмету история

по УМК авторов А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной,

Н.М. Арсентьева А.А. Данилова  

(общеобразовательный уровень)

для 9 класса

на 2019-2020 учебный год

педагога

Рудовой Елены Олеговны

Рабочая программа 9 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089);
  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г

№ 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

    Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта

УМК

  • Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. М., Просвещение, 2016
  • Рабочая программа по Новой истории в 8 классе  составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня. Авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2013
  •  Новая история. 1800-1913 гг.учебник 8 класс/ Юдовская А.Я, Баранов П.А.-   11-е изд.-М.: Просвещение, 2016г.
  • Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова . История России. 9 класс Учебник М.: Просвещение, 2018г

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

          Согласно учебному плану и расписанию МКОУ СОШ №2  на 2019 – 2020 учебный год курс истории в 9 классе рассчитан на 105 часов (3 раза в неделю) На изучение Всеобщей истории отводится 28 часов, на изучение Истории России – 77 часа.

Содержание учебного курса

"История нового времени 1800-1913 гг. История России в ХIХ – начале XX века "

Всеобщая история (28 часов)

Часть I. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Индустриальная революция: достижения и проблемы

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.

Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВАК ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ . Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот), история России (особенности Развития общества в России в 19 в.)

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот, особенности жизни отдельных категорий населения).

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, , особенности жизни отдельных категорий населения, новые проблемы и новые ценности).

Развитие науки в XIX в.  Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот, потребности населения).

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история ( особенности жизни отдельных категорий населения), история России (художественная культура 19 в.)

Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (Особенности развития Франции в 18 в.), история России (Отечественная война 1812г., заграничный поход русской армии).

Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика-отношения Англии и Франции), история России (отношения между Англией и Францией)

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(падение империи Наполеона, особенности социально-экономического развития Франции в период правления Наполеона), история России (международные отношения с Россией)

Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(развитие торговли, промышленный переворот , особенности жизни отдельных категорий населения)

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.
 Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая истории ( особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Англии и Франции).

Часть II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 

Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социально-экономического и политического развития , особенности жизни отдельных категорий населения, внешняя политика Германии в первой половине 19 в.), история России (внешнеполитические отношения между Россией и Германией накануне Первой мировой войны).

Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.

Внешняя политика. Колониальные захваты Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития Англии в первой половине 19 в. , особенности жизни отдельных категорий населения. Внешняя политика Англии в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России второй половины 19 в.).

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.  Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (Франция вторая республика: внутренняя и внешняя политика), история России ( внешняя политика России второй половины 19 века)

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(Особенности развития Италии в первой половине 19 в.).Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(внешняя политика Габсбургов, отношения с Германией и Россией в первой половине 19 в.), история России (внешняя политика России во второй половине 19 в.)

Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история(особенности социально-экономического и политического развития США в конце 18 века)

США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США. Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (итоги гражданской войны, развитие промышленности и сельского хозяйства первой половины 19в., внешняя политика США впервой половине 19 в.)

Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
 Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности социально-экономического развития стран Латинской Америки в 18 веке, Испания. Англия в погоне за наживой) .

Страны Западной Европы и США в 19-начале 20 в. Повторительно-обобщающий урок.

Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
 (Работа в проблемных группах связанных с особенностями развития отдельных стран Азии и Африки в 19 веке).

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (особенности развития стран Азии и Африки в 18 веке, влияние Англии, Франции, на развитие этих территорий)

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯВ КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. 

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.

Межпредметные и внутрипредметные связи: всеобщая история (внешняя политика Англии, Франции, Германии во второй половине 19 века), история России (внешняя политика России во второй половине 19 века).  

История России (77 часов)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.

Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений. 

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.Российская культура как часть европейской культуры.Динамика повседневной жизни сословий.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.

Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.

Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Культурное пространство империи во второй половине 19 века

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская операУспехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Россия в начале ХХ в.: кризис империи

     Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала

  1. в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Ура- лья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Иносла- вие», «иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение. Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство. Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа .Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

Планируемые результаты изучения курса "История"

История России в ХIХ – начале XX века. Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Календарно-тематическое планирование

Всеобщая история

(28 часов)

п\п

Дата

план

Д/З

Тема урока

Базовый уровень

Кол-во часов

Компетенции

1- 2

п. 1-2

с.9-25

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм или империализм, его черты.

2

Уметь:

- называть основные черты империализма;

- оперировать основными понятиями;

- систематизировать знания в таблице.

3

п.3

с.26-36

Индустриальное общество.

Контрольная работа №1 Входной срез

Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд.

1

Уметь:

-описывать условия жизни людей разного социального положения;

- описывать достижения науки и техники в новое время и их влияние на труд и быт людей;

4

п.5

с.45-53

Наука: создание научной картины мира.

Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины, Наука на службе у человека.

1

Уметь:

- описывать открытия в разных областях науки;

- объяснять значение открытий для человечества;

- систематизировать знания в таблице

5

п.6-8

с.54-78

Искусство XIX века  поисках новой картины мира.

Основные художественные течения. Романтизм, критический реализм и натурализм в литературе.  Изобразительное искусство. Реализм, импрессионизм,

 постимпрессионизм в живописи. Музыка. Архитектура и градостроительство. Рождение кино.

1

Уметь:

- описывать выдающихся представителей и достиже-ния европейской художест-венной культуры  ХIХ в.;

- систематизировать материал;

- составлять таблицу.

6

п.9-10

с.78-89

Либералы, консерваторы и социалисты

Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины ХIХ в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К.Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение  ревизионизма. Э.Бренштейн. 1 Интернационал.

1

Уметь:

- называть крупнейших представителей и характерные черты общественно-политических учений;

- сравнивать основные положения общественно – политических учений

7

с.89-91

вопросы

Повтор – обобщающий урок «Становление индустриального Запада»

1

8

п.11

с.92-101

Консульство и образование наполеоновской империи.

Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона. Поход в Россию

1

Уметь:

- отмечать основные причины создания империи Наполеона;

-определять режим

правления Наполеона;

давать оценку исторической личности;

- называть и показывать на исторической карте территориальные изменения в Европе после Венского конгресса.

9

п.12

с.102-113

Разгром империи Наполеона

Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского

конгресса как основа новой системы международных отношений

1

Уметь:

- отмечать основные причины крушения империи Наполеона;

-определять режим

правления Наполеона;

давать оценку исторической личности;

- называть и показывать на исторической карте территориальные изменения в Европе после Венского конгресса.

10

п.13

с.113-122

Англия: сложный путь к величию и процветанию

Билль о реформе. Чартизм. Начало Викторианской эпохи. Англия – «мастерская мира». Внешняя политика.

1

Уметь:

- называть основные этапы складывания Британской колониальной империи;

- систематизировать материал;

- составлять хронологическую таблицу.

11

п.14

с.123-131

Франция Бурбонов и Орлеанов.

Революция 1830г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей.

1

Уметь:

- давать характеристику революции по памятке.

12

п.15

с.131-140

Франция: революция 1848 г. Вторая империя.

Революция 1848г.

1

Уметь:

- давать характеристику революции по памятке.

13

п.16

с.141-148

Германия: на пути к единству

Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо – Германского союза.

1

- называть характерные черты объединительной политики;

- сравнивать данные параграфа и документов, выявлять сходное и различное в процессе объединения европейских стран;

- составлять синхронистическую таблицу объединительного движения в Италии и Германии.

14

п.17

с.148-158

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

К.Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д. Мадзини. Национальное объединение Италии.

1

15

п.18

с.158-165

Война, изменившая карту Европы

Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.

1

- знать основные события войны и деятельности Парижской Коммуны;

- анализировать развитие социально – политических движений в Европе в 1800- 1870гг.; составлять синхро

нистическую таблицу;

- описать историческую личность по памятке.

16

с.166-167

таблица

Повтор – обобщающий урок «Строительство новой Европы»

1

17

п.19

с.168-177

Германская империя на рубеже XIX-XX вв.

Политическое устройство. При- чины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов», политика «нового курса»

- социальные реформы. Вильгельм 2 . От «нового курса» к «мировой политике». Национализм. Подготовка к войне.

1

Уметь:

- указывать основные черты экономического развития Германии;

- давать определение основных понятий.

18

п.20

с.177-186

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Английский парламент. Черты гражданского общества. Б. Дизраили и вторая избирательная реформа 1867г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Д.Р. Макдональд. Д.Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.

1

Уметь:

- называть основные этапы складывания Британской колониальной империи;

- систематизировать материал;

- составлять хронологическую таблицу.

19

п.21

с.187-194

Франция: Третья республика.

Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

1

Уметь:

- называть основные черты политического и экономи-ческого развития Франции;

- сравнивать экономическое развитие Франции с экономикой других европейских государств;

- объяснять значение основных понятий.

20

п.22

с.194-200

Италия: время реформ и колониальных захватов.

Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Д. Джолитти. Внешняя политика колониальные войны.

1

Уметь:

- называть причины медленного экономического развития Италии;

- сравнивать экономическое развитие Италии  с экономикой других европейских государств;

21

п.23

с.200-208

От Австрийской импении к Австро-Венгрии.

«Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов.

«Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

1

Уметь:

- называть основные черты политического и

экономического развития

Австро - Венгрии;

- сравнивать экономическое развитие Австро-Венгрии с экономикой других европейских государств;

- объяснять значение основных понятий.

22

п.24

с.211-221

США в XIX веке.

Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине ХIХ в. С. Маккормик. Фермер. Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров – рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание

Д. Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. А. Линкольн. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян. Экономическое развитие после гражданской войны.

1

Уметь:

- называть основные причины, ход и итоги Гражданской войны;

- Находить при работе с документами доказательства развития в США «организованного капитализма»;

- объяснять основные значения.

23

п.25

с.222-229

США: империализм и вступление в мировую политику

Господство трестов. Президентская  республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США

1

Уметь:

- называть основные причины, ход и итоги Гражданской войны;

- Находить при работе с документами доказательства развития в США «организованного капитализма»;

- объяснять основные значения.

24

п.26

с.229-237

Латинская Америка.

Национально – освободительная борьба народов Латинской Америки. С.Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котёл».

1

Уметь:

- называть основные причины, ход, итоги освободительной борьбы народов Латинской Америки;

- характеризовать лидеров национально – освободительной борьбы.

25

п.27

с.240-247

Япония на пути модернизации

Кризис традиционализма. Насильственное «открытие». Японии  европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к Национализму. Колониальная политика.

1

Уметь:

- называть характерные черты развития стран Азии в конце ХIХ в.;

- определять основные направления и характер преобразований в странах Азии.

27

п.28-29

с.248-265

Китай и Индия.

Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859г. Аграрное перенаселение страны, голод, эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Б.Тилак.

1

27

п.30

с.265-272

Африка.

Культы и религия Африки. Раздел Африки. Эфиопия – страна, оставшаяся  самостоятельной. Европейская колонизация.

1

Уметь:

- называть характерные черты развития  стран Африки в конце ХIХ в.;

- определять основные направления и характер преобразований в странах Африки.

28

п.31

с.274-284

Международные отношения: дипломатия или война.

Контрольная работа №2 по теме: "История нового времени 19 века"

Отсутствие системы европейского равновесия в ХIХ в. Начало распада Османской империи. Полит. карта мира к нач. ХХ в. Нарастание противоречий между великими державами. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балкан-ские войны. Болгарское государство. Сербия. Черногория. Румыния. Пацифистское движение. II Интернационал против войн.

1

Уметь:

-давать оценку международным отношениям;

- называть причины противоречий между великими державами;

- систематизировать материал, составлять таблицу.

Календарно-тематическое планирование

История России

(77 часов)

Тема урока

Дата

Дидактические единицы

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

9 КЛАСС (77 часов)

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Введение, 1 час

Российская империя в к. XVIII –н. XIX веке

Геополитическое положение России в начале XIX века. Особенности колониальной политики России в Новое время. Население многонациональной Российской империи.

Задачи исторического развития России в XIX веке в контексте вызовов модернизации.

Периодизация истории России ХIX века в школьном учебнике.   Источники по отечественной истории ХIX века.  

По карте характеризовать геополитическое положение России в начале XIX века. Реконструировать самоидентификацию жителей в связи с особенностями населения и национальной политики Российской империи. Находить общее и различия в историческом развитии России и других стран Европы, оказавшихся  перед вызовами модернизации. По иллюстрациям учебника и другим средствам обобщать информацию об исторических источниках, выявлять новые виды источников и способы изучения истории России

с.5-6

Россия в первой четверти XIX в., 18 часов

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.

Сословная структура российского общества. Российская деревня. Крепостное хозяйство. Крестьянские повинности. Дворянская усадьба, её «золотой век». Политический строй

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи в начале XIX в. (используя историческую карту). Рассказывать о социальной структуре российского общества, положении основных групп населения

п.1 с.8-12

Развитие экономики на рубеже XVIII – XIX вв.

Начало промышленного переворота. Торговля. Товарная специализация отдельных районов. Изменения в финансовой системе. Пути сообщения. Начало железнодорожного строительства. Города и городская жизнь. И.П. Кулибин. Д.Уатт

Рассказывать о промышленном развитии страны, начале промышленного переворота, используя историческую карту. Проводить сопоставление промышленного развития России и западноевропейских стран

п.1 с.12-14

Александр I: начало правления

Александр I. Негласный комитет. Реформа образования. Учреждение министерств. Политика в отношении крестьян

Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале и во второй половине его царствования. Объяснять значение        понятий: Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы. Излагать и обосновывать оценку деятельности         российских         реформаторов начала XIX в.

п.2 с.14-17

Реформы М.М. Сперанского

М.М. Сперанский. Его реформаторская деятельность

Составлять характеристику государственного деятеля М.М. Сперанского. Характеризовать причины и последствия его реформаторской деятельности

п.2 с.17-21

Ставропольский  край в начале XIX века Р/К

Административная реформа 1822г.  

Рассказывать, используя тексты источников об особенностях развития Ставропольского края края в начале XIX веке

доп. лит-ра

Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

Политика в восточном направлении. Отношения с Францией. Русско-шведская война (1808—1809)

Характеризовать основные направления внешней политики Российской империи

п.3 с.22-27

Отечественная война 1812 г.

Причины войны. Начальный этап         войны. М.Б.Барклай-де-Толли и П.И. Багратион. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Оставление Москвы и Тарутинский марш-манёвр. Партизанская и народная война

Рассказывать, используя историческую карту и тексты источников, о ходе, основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору)

п.4 с.27-34

Герои и события

Отечественной войны 1812 г.

Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 года и его место в истории Отечественной войны 1812 года. Герои Бородина. Участники партизанского движения

Проектирование виртуального музейного  маршрута по местам сражений Отечественной войны 1812 г.

п.4 с.27-34

Заграничные походы русской армии

Гибель наполеоновской армии. «Битва народов». Капитуляция Парижа

Объяснять, в  чём заключались  последствия Отечественной войны 1812 г. для международного положения России и ситуации в стране. Характеризовать направления внешней политики Александра I

п.5 с.34-35

п.5 с 36-40

Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг.

Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. Россия и Америка

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

Государственная уставная грамота. Н.Н. Новосильцев. Отказ Александра I от реформ в конце царствования

Представлять характеристику (исторический портрет) Александра I, объяснять         причины  изменения  его внутриполитического курса

п.6 с.40-44

Национальная политика Александра I

Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири

Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти

с.44-49

Социальное развитие страны в первой четверти XIX в.

Экономический кризис. Развитие сельского хозяйства. Крестьянский вопрос. Военные поселения. А.А. Аракчеев. Развитие промышленности, торговли, путей сообщения

Объяснять значение терминов: военные поселения, аракчеевщина.  Характеризовать особенности экономического развития России.  Составлять характеристики государственных и военных деятелей первой четверти XIX в. (М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, П.И. Багратиона и др.)

п.7 с.49-52

п.7 с.52-54

Экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

Общественное  движение при Александре I

 Первые тайные общества. Причины движения декабристов. Первые декабристские организации.         Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьёва и «Русская правда» П.И. Пестеля. Смерть Александра I и династический кризис. Восстания на Сенатской площади и на Украине. Следствие и суд над декабристами

Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов.

Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

п.8-9

с.55-60

с.60-64

Выступление декабристов

Декабристы и Ставропольский край Р/К

Жизнь и деятельность декабристов в Ставропольской губернии.

Характеризовать жизнь и деятельность декабристов в Ставропольской губернии. Защита учебного проекта

доп. лит-ра

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Правление Александра 1"

п.2-9 выучить термины

Россия во второй четверти XIX в.,  14 часов

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Политический курс Николая I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Кодификация законов  III Отделение Его Императорского Величества канцелярии и Отдельный корпус жандармов. А.Х. Бенкендорф. Политика в области просвещения. С.С. Уваров и «теория официальной народности». Цензура. «Мрачное семилетие»

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления в России во второй четверти XIX в., оценивать их значение. Объяснять смысл терминов кодификация законов, корпус жандармов. Составлять характеристику (исторический портрет) Николая I. Объяснять, в чём состояла острота  крестьянского вопроса в России в годы правления Николая I

п.10 с.66-69

Экономическая политика Николая I

Экономическая  и  финансовая  политика         в условиях политической консервации. Денежная  реформа  Е.Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Указ об обязанных крестьянах.  Реформа  государственной деревни; деятельность П.Д. Киселёва. Сословная политика. Николаевская бюрократия

Давать оценку деятельности Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселёва

Объяснять  смысл  понятий         и  терминов темы

п.11 с.69-72

с.72-75

Социальная политика Николая I

Общественное движение при Николае I

Политика в области просвещения. С.С. Уваров и «теория официальной народности». Либеральное направление. К.С. Аксаков. Т.Н. Грановский. Радикальное направление. В.Г. Белинский. Зарождение социалистической мысли. А.И. Герцен

Характеризовать основные положения теории  официальной         народности. Представлять характеристику (исторический портрет) общественных деятелей 1830—1850-х гг. (по выбору)

п.12 с.75-80

Национальная и религиозная политика Николая I

Религии и народы Российской империи. Христианские конфессии. Православные народы. Старообрядцы. Католики, протестанты, армяно-григорианская Церковь. Нехристианские  конфессии.  Иудеи, мусульмане, буддисты, язычники. Польское восстание в 1830—1831 гг.

Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти. Характеризовать причины и основные события национальных движений в империи

с.80-83

с.83-86

Этнокультурный облик страны

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.

Перемены во внешнеполитическом курсе. Русско-иранская война (1826—1828). Политика России в восточном вопросе. Русско-турецкая война (1828— 1829). Россия и европейские революции. Кавказская война. Шамиль

Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Персией и Турцией, Кавказской войне, характеризовать их итоги.

п.13-14

с.86-91

Крымская война

1853—1856 гг.

Крымская война. Синопское сражение. Севастопольская оборона. Парижский мирный договор

Систематизировать материал по истории Крымской войны 1853— 1856 гг. (причины войны, участники, ключевые события, результаты). Объяснять,  в         чём  заключались причины поражения России в Крымской войне. Подготовить сообщение о героях Крымской войны (по выбору). Участвовать в подготовке учебного проекта на тему «Севастопольская оборона — ”героем был народ русский”» (Л.Н. Толстой)

п.13-14

с.91-97

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Правление Николая 1"

п.10-14

Культурное пространство России в первой половине XIX в.

Роль государства в русской культуре. Народная культура. Литература. Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский. От классициз-ма к реализму. А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов.Архитектура: художественные стили (ампир, исторический стиль); зодчие и их творения. К.И. Росси. А.Д. Воронихин. О. Монферран.  К.А. Тон.  Изобразительное искусство. Академическая живопись. Лубок. Сентиментализм, романтизм, реализм. В.Л. Боровиковский. К.П. Брюллов. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. П.А. Федотов. Монументальная скульптура. Театр и музыка. Наука. Русские учёные и изобретатели. Н.И. Лобачевский. Н.Н. Зинин. П.П. Аносов. Географические открытия

Объяснять смысл  понятия  «золотой век» русской культуры.

Характеризовать достижения отечественной науки и культуры первой половины XIX в., их место в мировой культуре. Называть основные жанры литературы первой половины XIX в., известных писателей, их произведения. Составлять описание памятников архитектуры, произведений изобразительного искусства первой половины XIX в., выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщения о представителях культуры первой половины XIX в., их творчестве (по выбору).Проводить  поиск  информации  о  культуре края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении, эссе и т.д.

п.15

с.97-101

с.101-103

п.16

с.103-106

Наука и образование в первой половине XIX в.

«Золотой век» русской культуры

Выдающиеся деятели России первой половины

XIX века

Темы проектов указаны в приложении

Защита индивидуальных проектов «Выдающиеся деятели России первой половины XIX века»

п.16

с.106-110

Повторительно-обобщающий урок по теме: "России в первой половине XIX в."

п.1-16

Россия в эпоху Великих реформ,  13 часов

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Промышленный переворот в России. Сельское хозяйство. Торговля. Предпосылки отмены крепостного права

Характеризовать  экономическое  развитие  России, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать предпосылки отмены крепостного права

п.17

с.112-116

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

Александр II. Подготовка Крестьянской  реформы.  Положения 19 февраля 1861 г. Правовой статус крестьян, наделение их землёй, выкупная операция

Характеризовать предпосылки отмены крепостного права

п.18

с.117-123

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

 Земская и городская реформы. Судебная  реформа. Военные  реформы. Вопрос  о  конституции. Реформы в области народного просвещения

Называть основные положения Крестьянской реформы, земской,  судебной, военной реформ. Объяснять  значение  понятий:  редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд. Излагать оценки характера и значения  реформ  1860—1870-х  гг.,  объяснять,  на чём  они основываются

п.19

с.124-127

с.127-137

Значение Великих реформ

Пореформенная Россия. Сельское хозяйство

Помещичье хозяйство. Дворянское оскудение. Отработочная и капиталистическая системы. Крестьянское хозяйство. Нехватка земли и обременённость выкупными платежами. Крестьянская община. Промышленность и транспорт. Индустриализация и урбанизация. Развитие железнодорожной сети. Рабочий вопрос

Характеризовать  экономическое  развитие  России  в  пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в структуре российского общества в последней трети XIX в.

Рассказывать о положении основных слоёв населения в пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории (устное сообщение, эссе и др.)

п.20

с.130-133

с.133-137

Пореформенная Россия. Промышленность

Становление промышленности в Ставропольском крае Р/К

Промышленный переворот в Ставропольском крае.

Участвовать в подготовке учебного проекта на тему «Наш край в последней трети XIX в.: начало формирования промышленного облика»

доп.лит-ра

Контрольная работа №3 по теме:"Реформы Александра 2"

Общественное движение при Александре II и политика правительства

Интеллигенция, её характеристика. Пореформенный либерализм. Народничество: основные направления. «Хождение в народ». Политический терроризм. Дискуссия о проекте  реформы  Государственного совета М.Т. Лорис-Меликова. Положение о мерах к охранению государственного порядка.

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения в России в 1860—1880-е гг. Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1870—1880-е гг. Давать характеристику участников общественного движения 1860—1880-х гг., используя материалы учебника и дополнительные источники (в том числе — интернет-ресурсы)

п.21-22

с.137-139

с.139-146

Народничество

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

Россия — многонациональное государство. Народы Российской империи. Общая характеристика национальной политики. Взаимодействие культур и народов. Еврейский вопрос. Политика в отношении Польши. Польское восстание (1863—1864). Финляндия в составе Российской империи

Рассказывать, используя карту, о национальном составе населения Российской империи во второй половине XIX в.

Характеризовать политику самодержавной власти в отношении народов империи, приводить примеры. Объяснять, какие цели преследовали участники национальных движений, какие пути их достижения они выбирали

п.23

с.146-152

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Европейское направление внешней политики в годы царствования Александра II. Политика России в Средней Азии. Взаимоотношения с дальневосточными государствами. Русско-турецкая война (1877— 1878)

Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о событиях русско-турецкой войны 1877—1878 гг., наиболее значительных военных кампаниях. Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX  в.,  объяснять, как осуществлялось  управление  этими  территориями. Составлять характеристику крупных военных деятелей, дипломатов (по выбору)

п.24

с.152-160

Повторительно-обобщающий урок по теме:" Правление Александра 2"

п.17-24

Россия в 1880—1890-е гг., 11 часов

Александр III: особенности внутренней политики

Начало царствования Александра III. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Реформы образования.  Цензурная политика. Земское положение 1890 г. Городское самоуправление. Преобразования в области судебной системы. Финансовая политика. Аграрные отношения

Характеризовать внутреннюю политику в годы царствования Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ  последней трети XIX в. Составлять характеристику (исторический портрет) императора Александра III, государственных деятелей последней трети XIX в. (по выбору)

п.25

с.4-10

Перемены в экономике и социальном строе

Н.Х. Бунге. И.А. Вышнеградский. С.Ю. Витте. Сельское хозяйство. Социальная структура общества

Характеризовать  экономическое  развитие  России  в  пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать, в чём заключались изменения в структуре российского общества в последней трети XIX в.

Рассказывать о положении основных слоёв населения в пореформенной России, используя информацию учебника, документальные и изобразительные материалы по истории (устное сообщение, эссе и др.)

п.26

с.11-20

Общественное движение при Александре III

Революционное народничество. Русский марксизм. Либеральное движение

Объяснять, в чём заключалась эволюция народнического движения в 1880—1890-е гг.

Давать характеристику участников общественного движения 1880—1890-х гг., используя материалы учебника и дополнительные источники (в том числе — интернет-ресурсы)

п.27

с.20-25

Национальная и религиозная политика Александра III

Религиозная политика. И. Кронштадский. Национально-религиозная политика самодержавия. Положение нехристианских религий

Характеризовать политику самодержавной власти в отношении народов империи, приводить примеры.

Объяснять, какие цели преследовали участники национальных движений, какие пути их достижения они выбирали

п.28

с.25-30

Внешняя политика Александра III

Берлинский конгресс. Внешнеполитический курс в царствование Александра III. Русско-французское сближение

Характеризовать место и роль России в международных отношениях последней трети XIX в. Характеризовать важнейшие итоги внешней политики Александра III

п.29

с.31-36

Повторительно-обобщающий урок по теме:" Правление Александра 3"

п.25-29

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в. Рост образования. Научное развитие. Физиология (И.М. Сеченов. И.И. Мечников). Химия (А.М. Бутлеров). Периодический закон Д.И. Менделеева. Историческая наука (С.М. Соловьёв. В.О. Ключевский). Путешественники (П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Н.М. Пржевальский). Литература. Романы И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Проза и драматургия А.П. Чехова. Поэзия (Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Н.А. Некрасов). Драматургия А.Н. Островского. Театр. Актёры новой школы. Музыкальный  театр. Хореография М.И. Петипа. Живопись. Товарищество передвижных выставок (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин). Живопись В.И. Сурикова. В.А. Серов. Архитектура. Псевдорусский стиль. В.О. Шервуд. А.Н. Померанцев. Градостроительство. Музыка. Консерваторское образование. П.И. Чайковский. «Могучая кучка» (А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.)

Систематизировать  информацию  о достижениях российской науки во второй половине XIX в. (в виде таблицы),        объяснять, в чём состоял вклад российских учёных в развитие отечественной и мировой науки. Характеризовать основные жанры литературы второй половины XIX в., крупнейших писателей и их произведения. Характеризовать особенности русской живописи второй половины XIX в. (жанры, тематика, художественные приёмы), показывать их на примере конкретных произведений. Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской науки, культуры второй половины XIX в. (по выбору). Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, объяснять,  в  чём состоят  их  художественные особенности. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру XIX в., аргументировать своё мнение

п.30

с.36-42

п.31

с.42-47

п.32

с.47-54

Русская литература вт. пол. XIX в.

Художественная культура народов России вт. пол. XIX в.

Развитие культуры в Ставропольской губернии Р/К

Традиции и обряды в Ставропольской губернии.

Характеризовать вклад деятелей культуры Ставропольской губернии. Проводить  поиск информации  для сообщения о культуре Ставропольской губернии во второй половине XIX в. (проектная работа).

доп.лит-ра

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

Изменение облика города. «Верхи» и окраины. Досуг. Изменения в деревенской жизни

Характеризовать особенности развития городской и деревенской жизни. Выделять изменения, которые произошли в обществе

с.54-62

Россия в начале XX в., 18 часов

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.

Факторы и динамика промышленного развития Российской империи в конце XIX — начале XX в. Политический строй. Социальная структура. Образ жизни

Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Характеризовать политический строй Российской империи. Выявлять особенности российской модернизации. Характеризовать социальную структуру российского общества

п.33

с.64-67

с.67-71

Динамика и противоречия развития

Экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв.

Экономическая политика С.Ю.Витте. Денежная реформа. Промышленное развитие России конца XIX в. Новая         география экономики. Железнодорожное строительство; Транссибирская магистраль. Появление монополий. Россия—мировой экспортёр хлеба. Аграрный вопрос

Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России начала XX в. Раскрывать содержание и давать оценку планов и опыта реформ  в России начала XX в.Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале ХХ в.

п.34

с.71-73

Социальное развитие страны на рубеже XIX— XX вв.

Демография, социальная стратификация. Женский вопрос. Урбанизация. Городская жизнь конца XIX — начала XX в. Разложение сословного строя. Предприниматели конца XIX — начала XX в. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права

Характеризовать положение, образ жизни основных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края)

п.34

с.74-75

Преобразования в системе правления инородцев в конце XIX – начале XX вв.

Общественно-политическая жизнь на юге Енисейской губернии. Губернская реформа управления. Волостное управление. Упразднение Степных дум. Создание Ставропольской губернии как административной единицы в составе Российской империи.

Характеризовать ход и влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Систематизировать информацию в виде таблиц

доп. лит-ра

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

Николай II. «Зубатовский социализм».  Рабочие организации. Создание РСДРП. Создание ПСР. Либеральные организации

Объяснять термины и понятия: «зубатовский социализм», большевики, меньшевики, эсеры, программа-минимум, программа-максимум.   Давать характеристику участников общественного движения, используя материалы учебника и дополнительные источники (в том числе — интернет-ресурсы)

п.35

с.75-82

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

Международное положение страны в конце XIX в. Дальневосточная политика России. Китайско-Восточная железная дорога. Русско-японская война (1904— 1905). Портсмутский мир

Характеризовать причины русско-японской войны (1904—1905), планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение. Характеризовать воздействие русско-японской войны на общественную жизнь России

п.36

с.82-88

Первая российская революция

Накануне революции. Начало царствования Николая II. Либеральное движение. Борьба в правительственных  кругах:  С.Ю.         Витте  и  В.К. Плеве. Политика П.Д. Святополк-Мирского. Банкетная кампания. Кровавое воскресенье. Массовые движения. Революционные выступления в армии. «Булыгинская Дума». Манифест 17 октября 1905 г.

Объяснять,  в         чём  заключалась необходимость политических реформ в России начала XX в.  Характеризовать основные течения в общественном движении России в начале XX в., их определяющие черты. Раскрывать причины и характер российской революции 1905— 1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905—1907 гг. и их участниках

п.37

с.88-94

Политические  реформы 1905—1907

Революционные события конца 1905 г. Партия эсеров: программа и тактика. Социал-демократы: образование партии. Большевики и меньшевики. Конституционно-демократическая партия: состав и программа. «Союз 17 октября»: программные установки. Консервативные партии. Революционные события ноября — декабря 1905 г. Московское вооружённое восстание. Выборы в Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Работа I Государственной думы. Её роспуск. Выборгское воззвание. II Государственная дума. Избирательный закон 3 июня 1907 г.

Объяснять значение понятий: Государственная дума, кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы. Систематизировать материал о политических партиях, сложившихся накануне и в ходе революции (идейно-политическая платформа, лидеры, тактика борьбы). Называть ключевые события, характеризовать особенности становления парламентаризма в России. Приводить оценки исторического значения Первой российской революции

с.94-98

Политические ссыльные на территории СК

. Общественно-политическая жизнь в Ставропольской губернии в начале XX в.

Установление причинно-следственных связей между событиями России и Ставрополья в начале XX в.

доп.лит-ра

Социально-экономические реформы П.А. Столыпина

Программа реформ П.А. Столыпина. Военно-полевые суды. Крестьянская реформа. Указ 9 ноября 1906 г. Переселенческая политика

Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика. Излагать основные положения аграрной         реформы П.А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию

п.38

с.98-104

Политическое развитие страны в 1907-1014 гг.

Взаимодействие правительства П.А. Столыпина и III Государственной думы. Работа IV Государственной думы

Характеризовать работу Государственных дум. Объяснять причины нарастаний революционных настроений в обществе

п.39

с.104-111

Повторительно-обобщающий урок по теме:"Россия при правлении Николая 2"

п.35-39

Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии в XIX – начале XX вв.

Особенности социально-экономического развития Ставропольской губернии в XIX – начале XX вв.

Установление причинно-следственных связей между событиями России и Ставропольской губернии в начале XX в.

доп. лит-ра

Серебряный век русской культуры.

Философские         течения. Сборник «Вехи».         Поэтические направления: символизм, акмеизм, футуризм. Крестьянские поэты. Проза И.А.Бунина, М. Горького, А.И. Куприна. Живопись. «Мир искусства». Группы «Бубновый валет», «Голубая роза». Русские авангардисты. Архитектура. Модерн. Скульптура. Музыка (А.Н. Скрябин. И.Ф. Стравинский. С.В. Рахманинов. С.С.Прокофьев). Музыкальный театр. Балет. Русские сезоны. Театр. «Система» К.С. Станиславского. Театр В.Э. Мейерхольда. Кинематограф. Правительственная политика в области образования. Новые высшие учебные заведения. Теория ракетостроения (К.Э. Циолковский). Биогеохимия (В.И. Вернадский). Достижения  в области физиологии (В.М. Бехтерев. И.П. Павлов. К.А. Тимирязев). Химия (Н.Д. Зелинский). Физика начала XX в. (П.Н. Лебедев. А.Ф. Иоффе). Российская математическая школа (А.А. Марков. В.А. Стеклов. А.М. Ляпунов). Исследования в области воздухоплавания (Н.Е. Жуковский. И.И. Сикорский). Историческая наука. (А.С. Лаппо-Данилевский. П.Н. Милюков и др.). Правоведы начала XX в. (М.М. Ковалевский и др.)

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры начала ХХ в. (в том числе находящихся в городе, крае), высказывать оценку их художественных достоинств. Представлять биографическую информацию,         обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием дополнительных материалов). Характеризовать основные черты развития образования в России в начале ХХ в. Систематизировать материал о достижениях российской науки в конце XIX—начале XX в., объяснять, в чём заключался вклад российских учёных в мировую науку. Представлять сообщения (презентации) о выдающихся деятелях российской науки начала XX в. (по выбору)

п.40

с.111-114

с.114-118

Искусство Серебряного века

Повторительно-обобщающий урок по теме:"Россия в начале XX века"

Контрольная работа №4.

Итоговый контроль

Заключение, 2 часа

Россия на рубеже XIX – XX вв.  

Достижения  и проблемы исторического развития России в XIX веке.

Обобщать основные итоги социально-экономического, политического и культурного развития России в XIX веке, в т.ч. на основе анализа карты, статистики, документов и визуальных источников; давать образную характеристику крупных исторических деятелей XIX в., готовить сообщения о других исторических личностях, объяснять свои интерес к ним; формулировать выводы. Аргументировано представлять свою точку зрения в дискуссии.

Итоговая тестовая работа.

Место и роль России в мировой истории в кон. XIX – нач. XX  вв.

Всемирная история и  история России: основные направления развития в кон. XIX – нач. XX  вв.

Составление сравнительной хронологической таблицы «Знаменательные события истории России и всемирной истории»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...