Тематический урок "Падение Берлина"
план-конспект занятия по истории (8, 9, 10, 11 класс)

Колесниченко Валерий Юрьевич

Разработа  материала по теме "взятие Берлина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.95 МБ
Файл rabochiy_list.docx2.34 МБ
Файл rekomendatsii.docx673.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Падение Берлина

Слайд 3

Штурм берлина

Слайд 4

Подготовка плана берлинской наступательной операции

Слайд 5

Штурм берлина А Б В Г

Слайд 6

оборона рейхстага

Слайд 7

Штурм рейхстага Разведчики 756 полка 150 стрелковой дивизии М.А. Егоров (справа) и М.В. Кантария (слева) со Знаменем Победы, Берлин, май 1945 ВОДРУЖЕНИЕ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ НА РЕЙХСТАГ, БЕРЛИН, МАЙ 1945

Слайд 8

Надписи на рейхстаге

Слайд 9

Победа!

Слайд 10

Медаль «За взятие Берлина »


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с материалами тематического занятия

(классного часа) «Падение Берлина»

для обучающихся 8-9-х классов

Цель: формирование ценностного отношения к событиям Великой Отечественной войны, осмысление обучающимися исторического опыта героической защиты Родины. 

Задачи:

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм; чувства гордости за свою страну;
  • формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;
  • формирование гуманистических качеств личности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер. Учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.

Слайд

Комментарий для учителя

Задание 1. Посмотрите видеофрагмент.

Рабочий лист. Прочитайте текст. Прокомментируйте его, ответив на вопросы.

  1. Какому событию посвящены эти обращения?
  2. Какой смысл вложен в эти обращения?
  3. Сформулируйте цель и задачи нашего занятия.
  4. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

Аргументируйте свой ответ.

С самого начала войны Германии против СССР подавляющее большинство советских людей верило в то, что враг будет изгнан с родной земли, Красная Армия возьмёт Берлин и уничтожит фашизм. Уже с конца 1944 года, несмотря на то, что часть Европы всё ещё находилась под господством Третьего рейха, все фронтовые дорожные указатели отсчитывали, сколько километров осталось до Берлина. «Добить фашистского зверя в его логове» – таково было общее мнение в СССР и пострадавшей от фашизма Европе.

Задание 2. Рассмотрите плакаты на слайде. Ответьте на вопросы.

  1. Можно ли по этим плакатам определить год их выпуска? Объясните свой ответ.
  2. Какими художественными средствами в плакатах Великой Отечественной войны показано стремление советского народа закончить войну в Берлине? Объясните свой ответ.

Выполните задание по ссылке.

Задание 3. Рабочий лист. Посмотрите видеофрагмент и рассмотрите карту. Ответьте на вопросы.

  1. В чем состоял замысел этой операции?
  2. В чем заключались сильные стороны военного плана советского командования. Приведите 2-3 доказательства с опорой на видеофрагмент и на карту битвы.
  3. Сколько оборонительных обводов изображено на картах? О чем это свидетельствует?

Сделайте выводы.

Задание 4. Заполните пропуски в тексте о подготовке Берлинской наступательной операции. Выполните задание по ссылке.

Как вы думаете, почему солдаты Красной Армии делали надписи на снарядах?

Как подчеркнул в своих «Воспоминаниях и размышлениях» командующий 1-м Белорусским фронтом Г.К. Жуков, советское командование противопоставило заранее подготовленному гитлеровцами плану обороны Берлина с его секторами, районами и участками свой детально разработанный план наступления с тщательно продуманной системой городских боев. Каждой армии, штурмовавшей Берлин, заранее были определены полосы наступления. Задача уличных боев в Берлине заключалась в том, чтобы лишить врага возможности собрать свои силы в кулак, разделить гарнизон на отдельные части и уничтожить их.

Задание 5. Рабочий лист. Установите соответствие между фотографиями и описанием родов войск, принимавших участие в Берлинской наступательной операции. Выполните задание по ссылке.

 Сформулируйте определение рода войск для оставшейся фотографии. Заполните таблицу.

На фотографиях слайда изображены:

  1. «Катюши» - советские боевые машины реактивной артиллерии.
  2. Пулемётчики – стрелковая дивизия.
  3. Артиллерийские пушки - артиллерия.
  4. Бомбардировщики воздушной армии.

Рода войск: 1,3 -  А – артиллерия; 2 - Б- пехота; 4 - В- авиация; 5 - Г- нет фотографии на слайде - танковые войска.

«…Гитлеровцы разбрасывали с самолётов листовки, пытались как-то устрашить наших бойцов. Так, в одной из листовок говорилось: «От Берлина вы недалеко. Но вы не будете в нашей столице. В Берлине до 600 тысяч домов, и каждый — это крепость, которая будет для вас могилой».

Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армией Михаила Катукова

Задание 6. Рабочий лист. Выполните задания.

6.1. Установите с помощью карты скорость продвижения советских войск, учитывая масштаб и хронологию изменений положения советских войск при продвижении к Рейхстагу, например, 525 сп (стрелковый полк). Сделайте вывод.

Ответ: с 28.04 по 30.04.1945 года 525 сп прошёл с боями 500 м, это значит средняя скорость его продвижения к Рейхстагу примерно 10 м в час.

6.2. Прочитайте текст. Приведите примеры героизма советских воинов. Сделайте выводы. Обоснуйте свой ответ.

Штурм Рейхстага явился завершающим событием битвы за Берлин. К 15 часам 2 мая сопротивление немцев в Берлине полностью прекратилось, остатки берлинского гарнизона (135 тыс. человек) во главе с его командующим генералом артиллерии Г. Вейдлингом сдались в плен.

Кто штурмовал Рейхстаг? Сколько знамен было водружено над Рейхстагом, и кто штурмовал немецкую цитадель? Пятницкий, Щербина, Егоров, Кантария…

Задание 7.  Посмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопросы.

  1. Что значит Знамя Победы для советского солдата?
  2. В чём проявилось мужество солдат, водрузивших флаг над Рейхстагом?

Взятие Берна войсками Красной Армии означало для советских людей событие огромной исторической значимости – победу справедливости над величайшим злом – фашизмом и завершение Великой Отечественной войны, для людей всего мира – разгром нацистской Германии и окончание военных действий Второй мировой войны в Европе.

Одним из символов взятия Берлина и Победы стали надписи, оставленные советскими солдатами на Рейхстаге. Всемирно известный британский архитектор Норман Фостер, сохранивший для истории автографы Победы, сказал: «Мы не можем скрыться от истории. Для нашего общества имеет решающее значение то, сможем ли мы, лицом к лицу с будущим, сохранить память о трагедиях и страданиях прошлого. Именно поэтому для меня важно сохранить эти надписи. Следы прошлого на стенах говорят об эпохе выразительней, чем любая историческая выставка».

Задание 8. Прочитайте текст.

8.1. Ответьте на вопросы.

  1. Согласны ли вы с мнением Нормана Фостера?
  2. Почему при реконструкции Рейхстага было решено сохранить часть надписей, которые сделали советские солдаты весной 1945 года?

Сохранение надписей советских солдат на Рейхстаге должно постоянно напоминать о самой страшной войне и тяжелом поражении немецко-фашистских захватчиков.

8.2. Рабочий лист. Прочитайте надписи, сделанные советскими солдатами на стенах Рейхстага в мае 1945 года. О чём могут рассказать надписи советских солдат на стенах Рейхстага современному поколению?

Задание 9.  Посмотрите видеофрагмент. Рассмотрите изображения на слайде.

9.1. Прочитайте текст, указанный стрелками. В чём заключается основная идея представленной информации?

9.2. Определите слагаемые Победы. Сделайте вывод. Аргументируйте свой ответ.

Президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1945 года учредил медаль «За взятие Берлина», которой были награждены более 1 082 тысяч солдат и офицеров, 187 частям и соединениям Красной Армии, наиболее отличившимся при штурме Берлина, присвоено почётное наименование «Берлинские». Более 600 участников штурма удостоены звания Героя Советского Союза. 13 человек награждены 2-й медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Задание 10.  Прослушайте аудиофрагмент.  Объясните смысл фразы: «Последний бой – он трудный самый…».

  1. Как соотносится эта фраза из песни с надписью в удостоверении «За участие в героическом штурме и взятии Берлина»?
  2. О чем свидетельствует количество наград за взятие Берлина?

        

Дополнительные материалы (фото, видео, тексты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Путешествие в Берлин"

МОУ «СОШ с. Липовка  Духовницкий район»   Урок в 6 классе Учитель немецкого языка Малова И.М. + 2010 г Задачи Обр...

Презентация по теме "Путешествие в Берлин"

Данная презентация может быть использована в 6 классе при изучении темы "Поездка классом по Германии"...

презентация "Достопримечательности Берлина"

Презентацию подготовила ученица 6 класса при изучении темы "Поездка в Германию. Классно?!" по учебнику   И.Л.Бим Deutsch einige Schritte weiter....

Интерактивный тест "Берлин" для текущего контроля на уроках немецкого языка в 6 - 8 классах

Интерактивный тест "Берлин" можно использовать при прохождении темы "Достопримечательности Берлина". Рекомендуется  использовать для текущего контроля и после просмотра презентации о Берлине....

Презентация "Набережная Берлина"

Изучая немецкий язык, ученикам важно знать о достопримечательных местах столицы страны изучаемого языка. Берлен полон интересных мест и дети с увлечением путешествуют по площадям, замкам, музеям....

История Берлина

При изучении  темы «Германия» на уроках немецкого языка учителя сталкиваются с тем, что учащиеся затрудняются ответить на вопросы, связанные с историей Берлина. Возникла необходимость восполнить ...

конспект урока "Путешествие по Берлину"

Конспект урока "Путешествие по Берлину" с использованием видеофильма...