Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс)

Медведева Инна Анатольевна

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Учитель Медведева Инна Анатольевна

Предмет: история

Класс 7

Тема урока: Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Тип урока: усвоение новых знаний.

 Урок сопровождается слайдовой презентацией.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  1. уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
  2.  изложение своей точки зрения, её аргументация
  3. обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

метапредметные:

  1. осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
  2. планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
  3. работать с дополнительной информацией, анализировать  текстовую информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

предметные:

1)  определение и использование исторических понятий и терминов:

- внешняя политика, засечная черта; ясак

 2)  использование сведений из исторической карты как источника информации:

-показывать на карте Российское государство во второй половине XVI в., соседей Российского государства, территории, вошедшие в состав Российского государства и территории, отошедшие то России в результате Ливонской войны

3)  овладение представлениями об историческом пути России XVI в. и судьбах населяющих её народов;

Учебно-методическое и техническое оснащение урока: учебник История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; Рабочая тетрадь. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Лукутин, Л.А. Соколова; листы самооценки, рабочие листы,   карточки с заданиями для групповой работы, мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки; самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку

Этап урока

Время (мин)

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Психологическая минутка «Здравствуйте»

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

Пожелаем друг другу успеха.

Рада, что у нас отличное настроение. Думаю и урок пройдет интересно и увлекательно. 

Учащиеся касаются ладонью ладони своего соседа и говорят:

-Желаю успеха!

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Постановка учебной задачи

Целеполагание

3 мин.

4- 5 мин

Постановка проблемной задачи

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать эпоху Ивана Грозного.

Какие государства были соседями России в 16 веке?

Какие были у них отношения с Россией?

- Как вы считаете, какова тема нашего урока?

- Проверьте правильность вашего ответа по учебнику

Грозный – настолько противоречивая фигура, что, давая оценку его правлению, историки и по сей день не могут прийти к единому мнению. Предлагаю вам познакомиться с оценками одного из направлений его политики двух наших с вами современников

Перед вами мнение Ю.Мухина, политика и публициста.

Внешняя политика  была успешной по мере того, сколько у него хватало для этого сил. Убраны были опасности с востока и с юга. Была замирена Казань. Но она считается завоёванной. Это престиж даёт любому суверену, что он завоёван. А фактически замирена, потому что она вошла на таких же правах, как и русские, в состав империи. И таким образом она была скорее присоединена. Астраханское ханство. Меньше успехов у него было с тогда ещё сильной Литвой и Польшей, но, тем не менее, он старался пробиться к Балтийскому морю. У него не получилось. Это осталось Петру. Но пробиться к Балтийскому морю было очень важно, потому что самые короткие пути торговли и, следовательно, самая выгодная возможность продать товары, которые были у России, за хорошую цену на хорошем рынке. И в этом была крайняя необходимость. Тут у него успехи были небольшие, но, тем не менее, он и в этом направлении работал очень много. Так что в целом, я считаю, что он был достаточно успешный царь с точки зрения проведения внешней

 А теперь вашему вниманию предлагается мнение Н.Сванидзе

Внешняя политика Грозного прошла несколько этапов. И в каких-то направлениях её можно считать успешной, в каких-то нет. Скажем, завоевание Казани, Астрахани — это ранний период Грозного, это несомненно успех. А Левонская война — это огромный провал. Поэтому в целом политику внешнюю Грозного, трудно оценить однозначно.

Итак, какое противоречие налицо? 

Это наш главный вопрос урока.

Запись на доске: Политика

 И.Грозного – это успех или провал?

 обсуждается цель и выясняются  цели, которые ставят учащиеся, некоторые записываются на доске.

- Каким образом мы получим ответы на наши вопросы?

Используя §7-8, обсудите в парах и составьте план изучения новой темы

Корректировка плана

Отвечают на вопросы

Показывают на карте Швецию, Ливонский орден, Великое княжество Литовское, Польское королевство, Казанское ханство, Сибирское, Астраханское, Крымское ханства.

- внешняя политика Ивана Грозного.

«Внешняя политика России во второй половине XVI в ”

Внешняя политика И.Грозного – это успех или провал?

Ответы учащихся

это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее.

Учащиеся составляют план изучения темы

Коммуникативные УУД (умение работать в паре, приходить к общему мнению, принимать и уважать мнение другого)  

Учебно-познавательные  УУД (умение работать с методическим аппаратом учебника, свёртывать информацию, представлять ее схематичной модельной форме).

Регулятивные УУД (умение ставить цель, составлять план реализации поставленной цели)

Актуализация знаний

1-2 мин.

«Мозговой штурм»

 Что значит внешняя политика?

Каковы основные направления внешней политики Ивана IV?

На решение каких задач была направлена

деятельность Ивана IV?

Внешняя политика - взаимоотношение с другими государствами и странами в интересах собственного государства

Начинают заполнять схему «Основные направления внешней политики Ивана IV»

Первичное усвоение новых  знаний

5-7 мин.

учитываются индивидуальные особенности учащихся

Чтобы выяснить,  как эти задачи были реализованы, предлагаю вам поработать в группах по определенному направлению и,  узнать,  как действовал Иван Грозный в отношении этих государств.  Также в течение урока вам будет нужно заполнить схему «Основные направления внешней политики Ивана IV», работая в рабочих листах

Учитель делит класс на 4 группы

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Каждая группа получает пакет с заданием. Выполняет его. Представляет результат работы.

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Определять назначение текста.

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

Первичная проверка понимания

15

мин.

Работа в группах

1 группа

Покажите на карте Казанское ханство.

 Где оно расположено?

 Какое  это направление внешней политики русского государства?

Как развивались отношения русского государства с Казанью?

 Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель?

Сколько походов предпринял Иван IV против Казани?

Почему первые попытки завоевания Казани оказались неудачными?

Когда и как была завоевана Казань?

Какие народы вошли в состав русского государства?

2 группа

Покажите на карте Астраханское  ханство.

Где оно расположено?

Какое  это направление внешней политики русского государства?

Представляло ли Астраханское  ханство угрозу  для русских земель?

Как развивались отношения русского государства с Астраханью?

 Когда  была завоевана Астрахань?

Какие  земли  и народы вошли в состав русского государства с завоеванием Астраханского ханства?

3 группа

 покажите на карте Крымское ханство.

Где оно расположено?

Какое  это направление внешней политики русского государства?

Представляло ли Крымское   ханство угрозу  для русских земель?

Как развивались отношения русского государства с Крымом?

Что такое засека? Почему возводились засеки на границе с Крымским ханством?

Как вы думаете, почему Иван IV  не начал войну с Крымским ханством?

- После присоединения к России Поволжья взоры русского царя обратились на Сибирское ханство. Экономическое значение этих земель велико - они были богаты рудой, серебром, пушниной.

 4 группа

- Покажите на карте Сибирское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое  это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?

- Кто командовал русским отрядом,  покоряющим Сибирь? (сообщение)

- Что такое ясак?

- Что дало России присоединение Сибири?

 - Взятие ханств сделало Волгу «русской рекой», а это способствовало развитию разносторонних связей с государствами и народами Востока. В состав Российского государства вошли многие народы, населявшие территорию Поволжья. Теперь их историческая судьба оказалась тесно связана с Россией. Российское государство становилось все более многонациональным. Перед Россией встала задача дальнейшего освоения Сибири.

Оцените свою работу  в группе

Сообщение подготовленного ученика «Ливонская война»

Вопросы 5-7

ВЫВОД: учебник стр. 68

В течение урока заполняется схема «Основные направления внешней политики Ивана IV»

Самооценка работы

Отвечают на вопросы к параграф 5-7

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Первичное закрепление

10 мин.

 Тест

Рабочие

Тетради

(индивидуально)

Выполните задания

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Завоевательные походы Ивана Грозного положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы.

Задание  стр. 28 № 2,  3

Самооценка

самооценка

Информация и д/з, инструкция по его выполнению

1-2 мин.

Беседа

Инструкция по выполнению д/з

§7-8,  работать с картой стр. 68;

Ответить на вопросы 1-7 стр. 68

 Желающим предложено подумать над вопросами повышенной сложности, обозначенными значком *

Записывают д/з

Рефлексия

3 мин.

«Плюс-минус-интересно».

Письменно «Плюс – минус – интересно»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Поднимите руку, кто достиг цели сегодняшнего урока, был уверен  в своих знаниях, кому было комфортно?

Выставление оценок.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Рефлексия способов и условий действия.

Контроль и оценка процесса деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 1гр.  «Присоединение Казанского ханства»

Задание: Прочитайте пункт 1 стр. 58-61, дополнительный материал и ответьте на вопросы:

- покажите на карте Казанское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое  это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Казанью?

- Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель?

- Сколько походов предпринял Иван IV против Казани?

- Почему первые попытки завоевания Казани оказались неудачными?

- Когда и как была завоевана Казань?

- Какие народы вошли в состав русского государства?

Казанское ханство

Казанское ханство — государство в Среднем Поволжье (1438–1552). Казанское ханство выделилось из состава Золотой Орды в период её распада. Первым казанским ханом стал Улу-Мухаммед, свергнувший в 1438 г. местного князя. Население Казанского ханства не было однородным в национальном плане — здесь жили казанские татары, мордва, мари, чуваши, удмурты, башкиры. Государственной религией ханства был ислам.

Основным занятием жителей Казанского ханства было земледелие. В городах большого расцвета достигало ремесло. Кроме того, Казанское ханство поддерживало торговые отношения с Россией, Сибирью, странами Востока.

Главой государства являлся хан, однако он вынужден был считаться с решениями совета важнейших феодалов (диваном).

Являясь остатком Золотой Орды, Казанское ханство некоторое время продолжало её политику по отношению к русским землям — на них не раз совершались набеги. Однако в ответ на эти набеги Иван III организовал поход русских войск на Казань (1467–1469), в результате которого Казанское ханство оказалось в вассальной зависимости от России. Эта зависимость продолжалась до 1521 г., когда российский ставленник Шах-Али был свергнут с престола братом крымского хана Сахиб-Гиреем. В тот же год, объединённые войска Крымского и Казанского ханств совершили набег на русские земли.

Завоевание Казани.

Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов. 2 похода на Казань безуспешны, к третьему готовились серьезно: построили разборную крепость Свияжск, собрали 150 тысяч воинов, 150 артиллерийских орудий. Русские штурмом брали Казань, на них со стен кидали камни, толкали бревна, лили кипящую смолу. На штурмующих летели тучи стрел. Штурмом взять Казань не смогли. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 года раздался страшный взрыв, в пролом вошли войска. Страшная битва началась в самом городе: после боя всюду груды мертвых, всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось.  Населению обещали защиту от внешних врагов, уважительное отношение к исламу. Добровольно перешли в русское подданство удмурты, чуваши, марийцы, часть башкир. Русское государство стало еще более многонациональным.

2гр. « Присоединение Астраханского ханства»

Задание: Прочитайте пункт 2 стр. 61 – 62, дополнительный  материал и ответьте на вопросы:

 - Покажите на карте Астраханское  ханство.

- Где оно расположено?

- Какое  это направление внешней политики русского государства?

- Представляло ли Астраханское  ханство угрозу  для русских земель?

- Как развивались отношения русского государства с Астраханью?

- Когда  была завоевана Астрахань?

- Какие  земли  и народы вошли в состав русского государства с завоеванием Астраханского ханства?

Астраханское ханство

Астраханское ханство — государство в районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Астраханское ханство возникло в результате распада Золотой Орды. Около 1460 г. хан Большой Орды (одного из государств, выделившихся из Золотой Орды) Махмуд, потерпев поражение в борьбе за власть со своим братом Ахматом, ушёл в Астрахань, где создал собственное государство. Однако до начала XVI в. Астраханское ханство продолжало находиться в зависимости от Большой Орды, но и после её окончательного разгрома Крымским ханством полной независимости государство не получило — Крымское ханство распространило на него своё влияние.

Основным занятием жителей Астраханского ханства было кочевое скотоводство, развивались также охота, рыболовство и соледобыча. Астрахань находилась на пересечении торговых путей с Востоком, что способствовало росту благосостояния города.

В 1553 г. астраханский хан Абдурахман заключил договор о дружбе с Иваном IV, надеясь таким образом получить помощь в противостоянии Крымскому ханству. В ответ крымский хан добился свержения Абдурахмана и посадил на астраханский престол своего ставленника Ямгурчея, который разорвал договор с Россией и заключил договоры с Турцией и Крымом.

Расположение Астраханского  ханства по  нижнему течению Волги было исключительно выгодным, что давало ему огромные преимущества в торговле с Востоком. Политика ханов зачастую шла вразрез с интересами России. На русские земли регулярно совершали набеги татары.

3 гр. «Южное направление. Крымское ханство»

Задание: прочитайте пункт 3 стр. 62, дополнительный материал и ответьте на вопросы:

- покажите на карте Крымское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое  это направление внешней политики русского государства?

- Представляло ли Крымское   ханство угрозу  для русских земель?

- Как развивались отношения русского государства с Крымом?

- Что такое засека? Почему возводились засеки на границе с Крымским ханством?

- Как вы думаете, почему Иван IV  не начал войну с Крымским ханством?

Иван IV решил не начинать решительной борьбы с Крымским ханством, так как считал, что  главное для России пробиться к Балтийскому морю. Но  крымский хан, Девлет – Гирей не унимался, он совершил набег на Русь в 1571 году, разграбил Москву, набег повторился, татары дошли до деревни Молоди в 50 км от Москвы, но были разбиты русскими войсками.  Для защиты от набегов крымских татар, опустошавших южнорусские уезды, при Иване IV  начали строить засечную черту из засек и крепостей, первая линия прошла от Брянска к Туле, от нее к Рязани. Тульская засечная черта.  Позже построили Белгородскую черту от Белгорода к Ливнам, а от них к Воронежу.

 Засека – линия крепостей, острогов, завалов из срубленных деревьев.

 4 гр. «Присоединение Сибирского ханства»

Задание: прочитайте пункт 5 – 6 стр. 63-64, дополнительный материал  и ответьте на вопросы:

 - Покажите на карте Сибирское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое  это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?

- Кто командовал русским отрядом,  покоряющим Сибирь? (сообщение)

- что такое ясак?

- Что дало России присоединение Сибири?

На Сибирское ханство в середине 16 века стали нападать южные кочевники. Поэтому хан Едигер перешел в российское подданство, надеясь получить от России защиту от набегов. Население этого ханства стало платить русскому царю ясак – дань пушниной. В 1563 году к власти пришел Кучум, потомок Чингисхана. Он отказался платить ясак. Возобновил набеги. В 1581 г. купцы Строгановы послали отряд казаков во главе с атаманом Ермаком на стругах, помощником был атаман Кольцо.

   В упорном бою взяли Кашлык (он еще называется Искер, Сибирь); у казаков было преимущество: они имели огнестрельное оружие.

   Приближалась зима, город пуст, вокруг степь, топлива нет, продуктов тоже. Это пугало казаков. Они хотели вернуться назад.    Но Ермак убедил их  остаться на зиму в Кашлыке.  К весне из 500 человек осталось только 270: остальные погибли от холода и голода. Вот какой ценой русским доставалось освоение Сибири! Летом 1582 года был послан Иван Кольцо в Москву с письмом о завоевании Сибирского ханства. Он вернулся, привел в подкрепление 500 стрельцов, боеприпасы, жалованье и доспехи Ермаку – подарок царя Ивана IV. Но жить трудно. Кучум беспокоит. Хлеба мало. 5 августа 1584 года казаки на стругах пошли встречать бухарский обоз с хлебом. Обоз не встретили, устали, нашли место для ночлега при слиянии реки Вагая с Иртышом. Темнота, ветер, гроза, дождь. Ермак охрану не выставил. Кучум с отрядом оказался поблизости. Враги подкрались к казакам, весь отряд вырезали. Остались двое: один казак и Ермак. Атаман проснулся от стона раненого. Ермак схватился за оружие, отбиваясь, дошел до берега Иртыша и кинулся вплавь к стругам. Ранен был, силы слабели, доспехи тяжелы.

      Спасшийся казак вернулся в Искер, сообщил о гибели Ермака. Но царь (уже Федор Иванович) прислал казаков и стрельцов, которые упорно продвигались в глубь Западной Сибири, настигли и разбили Кучума, он бежал и вскоре погиб. Сибирское ханство покорено Россией. Открылся путь для освоения всей Сибири до Дальнего востока и берегов Тихого океана. Ермака не забыли. Народ помнил о нем и складывал песни. В 1839 г в городе Тобольске, недалеко от того места, где находился древний Искер, ему поставлен памятник.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

1. Расположите события в хронологическом порядке:

а) присоединение Сибири

б) присоединение Астрахани

в) взятие Казани

г) строительство крепости Свияжск

2. Что такое засечная черта?

а) линия укрепления из лесных завалов и крепостей

б) линия на картах, обозначающая границы государств

в) линия, вдоль которой велись военные действия

3. Ивану IV не удалось присоединить к России

а) Астраханское ханство

б) Крымское ханство

в) Казанское ханство

4. Кто утонул в Иртыше, спасаясь от погони?

а) Хан Кучум

б) Знатный князь Курбский

в) Ермак Тимофеевич

5. Что можно отнести к итогам восточной политики Ивана IV?

а) обеспечение безопасности вдоль южной границы России

б) победа над традиционными врагами

в) вхождение в состав России новых территорий и народов

г) большие возможности для развития торговли на восточном направлении

д) улучшение отношений с Османской империей

е) Россия получила возможность для дальнейшего продвижения в Сибирь

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материалаЦели:·         Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.Задачи:·...

Разработка урока "Внешняя политика России во второй половине 19 века"

Разработка урока с иллюстрациями  и дидактическими материалами...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

Внешняя политика России во второй половине 16 века (технологическая карта)

Технологическая карта урока в 7 классе (первый из двух уроков по теме)...

Технологическая карта урока "Внешняя политика России в XVII в." (урок по методу создания кластеров)

В таблице расписаны действия учителя и учеников. Урок на освоение нового материала через создание кластера (интеллект-карты) или таблицы....

7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".

7 класс  Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века"....

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"...