Уильям Шекспир - титан эпохи Возрождения
методическая разработка по истории

Указанный урок актуален тем, что Шекспир является  мировым гением, имеющим свой оригинальный облик; важнейшим компонентом изучения англо-американской культуры в России. Каждый образованный человек должен знать, кто такой Шекспир, так как, по-моему, он является ориентиром образованности и эрудированности личности любого члена  общества.
  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uilyam_shekspia-titar_vozrozhdeniya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

МБОУ СОШ села Бай-Хаак Тандинского кожууна

Сценарий урока:

«Уильям Шекспир – титан эпохи Возрождения».

Разработчик:

Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –

учитель истории, обществознания и права

МБОУ СОШ села Бай-Хаак

Тандинского кожууна высшей категории

2018 г.

Тема: Уильям Шекспир – титан эпохи Возрождения.

Указанный урок актуален тем, что Шекспир является  мировым гением, имеющим свой оригинальный облик; важнейшим компонентом изучения англо-американской культуры в России. Каждый образованный человек должен знать, кто такой Шекспир, так как, по-моему, он является ориентиром образованности и эрудированности личности любого члена  общества.
 

 Общая дидактическая цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающегося мастера культуры, титана эпохи Возрождения, как Уильям Шекспир.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

1.изучить творчество и биографию Шекспира;

2. сформировать понятия гуманизм, Возрождение (Ренессанс), трагедия, титан;

3.раскрыть сущность трех знаменитых трагедий У.Шекспира.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

А. учебно-исследовательской: давать определение терминов и понятий гуманизм, Возрождение (Ренессанс), трагедия, титан; выделять главные тематики творчества У.Шекспира;

Б.информационной: использовать различные источники информации при подготовке доклада;

В. коммуникативной: работать в группе и паре, формулировать краткие и развернутые ответы на поставленный вопрос;

Г. технологической: способность к самоорганизации учебно-познавательной деятельности в группе и паре;

Д. рефлексивной: использовать приемы эмоционально- чувственной и рациональной рефлексии для анализа результатов работы класса на уроке и собственных учебных достижений.

Воспитательный аспект:  продолжить воспитывать уважение к культуре Нового времени, в данном случае к творчеству У.Шекспира; способствовать формированию и развитию толерантности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

ФОПД:

1.фронтальная,

2. групповая,

3. индивидуальная.

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.по  методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные;

2.по методам  контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

3. по методам  стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности,  интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Элементы пед.технологий, используемых на уроке: технология групповой работы, использования ИКТ на уроке, технология сотрудничества, рефлексия, элементы дискуссии, технология использования художественной иллюстрации на уроке.

Термины и понятия, вводимые и актуализируемые на уроке: гуманизм, Возрождение, трагедия, титан.

Психологический климат па уроке - поддержание атмосферы толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт между учениками.

                           Результаты обучения и освоения содержания темы урока:

1.Предметный результат: расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и творчества У.Шекспира в истории человечества в целом.

2.Метапредметный результат:

А.Познавательный: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приемы решения поставленных задач;

Б.Коммуникативный: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество), осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

В.Регулятивный: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностный результат: понимают культурное многообразия мира, уважают историю и искусство других народов.

Предварительное задание классу: учащиеся за две недели получают задания: прочитать трагедии Шекспира, хотя бы в отрывках: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир». Также класс заранее делится на три группы и им выдается задание – с помощью дополнительной литературы, справочной литературы, Интернета  и учебного материала приготовить сообщения о трагедиях: первая группа – о «Гамлете», вторая группа – о «Ромео и Джульетте», третья группа – о «Короле Лире». Предварительное задание группам: группы заранее выбирают руководителя группы и организатора коммуникации, который в ходе урока будет отвечать за понимание между всеми участниками. Также организатора рефлексии, который в конце спрашивает, что понял ученик из данного урока в результате организации учебной  деятельности – понимания, каким образом эта деятельность организовывалась, и что для ее организации потребовалось. Рабочие места должны быть размещены так, чтобы дети могли общаться и видеть друг друга.

Оборудование урока:

1.Учебник. Новая история. 7 класс. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Просвещение. 2002г., презентация к уроку.

План урока:

  1. Орг.момент – 1 минута,
  2. Этап целеполагания и планирования – 3 минуты.
  3. Изучение новой темы – 27 минут:

А.доклад ученика – 2 минуты,

Б.групповая работа по 6 минут каждая группа,

В.мини- дискуссия – 5 минут,

Г.работа с учебником – 2 минуты.

  1. Физкультминутка – 2 минуты.
  2. Закрепление нового материала в форме тестирования – 2минуты.
  3. Владение основами самоконтроля (рефлексия) – 2 минуты.
  4. Подведение итогов – 2 минуты.
  5. Домашнее задание- 1 минута.

Ход урока.

                                                                                Эпиграф:

Такой большой художник, как Шекспир,
неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.
Б. Пастернак.

№ п/п

Этап занятия

Оргдеятельностная схема

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг.момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места. Настраивает учеников  на активную деятельность.

Учитель просит детей поприветствовать друг друга объятием своего соседа.

Ученики приветствуют учителя, проверяют  готовность своего  рабочего места. Настраиваются на  активную работу.

Соседи по парте приветствуют друг друга объятием.

2

Этап целеполагания и планирования.

Индивидуальная работа.

Фронтальный опрос.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа..

Сегодня на уроке мы рассмотрим одного из титана Возрождения,  имя которого знает каждый образованный человек. Вначале сами попытаемся  угадать,  кто это!

1.Сведения о его биографии скудные и не всегда достоверные.

2. Он известен в первую очередь, как мастер сонет.

3. У него нет никаких наград, его творчество не было отмечено никакими дипломами.

4.Словарный запас у данного человека – 12 000 слов, а для сравнения скажем, что современный человек использует в речи не более 4 000 слов.

5. И самое главное он всем известен, как автор «Ромео и Джульетты». Так, кто это?

Правильно, речь сегодня пойдет о человеке-загадке, об одном из титанов Возрождения – Уильяме Шекспире .

1. Учитель просит одного ученика прочитать название темы.

2. Используя жизненный опыт обучающихся, учитель помогает им самостоятельно сформулировать цель урока. Задаёт наводящие вопросы:

- Как, по вашему мнению, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте, какие задачи, по-вашему,  мы должны решить на  нашем уроке?

-Чего вы ожидаете от нашей встречи?

 Сейчас каждый в тетради  составит планирование своих действий на сегодняшнем уроке.

После составления планирования учебной деятельности учениками, учитель знакомит их с планом урока:

Сейчас познакомимся с планом нашего занятия:

1. Послушаем краткую характеристику эпохи Возрождения, узнаем, что это такое (не более 5 минут).

2.Узнаем сведения о творчестве У.Шекспира (не более 5 минут).

3. Послушаем ваши доклады о трех трагедиях Шекспира, отражение в них противоречий эпохи (сообщения учеников не более 3-х минуты и обсуждение каждой темы не более 2-х минут).

4.Отдохнем. Проведем физкультминутку.

5. Ответим на тестирование.

6. Составим рефлексию себя на уроке.

7.Подведем итоги, запишем домашнее задание в дневник.

Дети внимательно слушают учителя.

Дети отвечают на вопрос.

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют планирование своей работы по схеме:

1. Что я сегодня изучу?

 2. Как буду изучать? При помощи чего?

3.С кем в паре сегодня буду работать?

4.Какую роль хочу исполнять в группе?

Дети внимательно слушают учителя.

3

Изучение новой темы.

Доклад ученика.

Мини-дискуссия на 5 минут.

Работа с учебником.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

(слайд № 10).

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Тема нашего урока «У.Шекспир-титан Возрождения». Кто может сказать,  кто такой титан? Слайд 4.

Запишите в тетради, титан –  в литературе - это всесильный  человек, вдохновляющийся революционной борьбой с установившимся порядком.

В ходе нашего урока мы должны ответить на вопрос: почему Шекспира считают титаном эпохи Возрождения? Сначала узнаем, кто такой У.Шекспир.

  Уильям Шекспир (1564-1616)—английский драматург и поэт; был актером королевской труппы. О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды, которыми обросли его жизнь и творчество, мнения, догадки, гипотезы, некоторые документы, которые касаются в основном имущественных дел драматурга и его великие произведения.

Послушаем сейчас – в какую эпоху он жил, почему она называется Возрождение.

   Эпоха Возрождения — это время,  охватывающее два века — ХV и ХVI. Данная  пора ознаменовалась стремительным ростом городов, развитием торговли, купцы начинают  отправлять свои корабли в далекие плавания. В связи с этими преобразованиями появились люди, которые не желали соглашаться с тем, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что радость и блаженство достижимы только после смерти. Этих людей стали называть гуманистами. Благодаря их деятельности были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античности. Отсюда и происходит слово «Возрождение». Но вскоре это слово стало обозначать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей. Эпоха Возрождения стала временем нового, невиданного расцвета литературы и искусства.

Вывод: Возрождение – это эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Он - титан эпохи Возрождения, потому что пошел против устоявшихся устоев и предложил всем свое видение мира.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. (ru.wikipedia.org).

Доклад ученика о биографии Шекспира на 2 минуты. (В помощь ученику - слайд № 6).

Учитель объясняет основные творческие достижения драматурга.

Дальше учитель рассказывает о периодизации творчества У.Шекспира. Слайд 7.

Э.К.Чемперс (шекспировед) выделил следующие периоды творчества У.Шекспира. Первый период (1590-1594): ранее: хроники, ренессансные комедии, две поэмы, «трагедия ужаса».

Второй период. (1594-1600): ренессансные комедии, трагедия «Ромео и Джульетта», хроники с элементами трагедии, «Юлий Цезарь».

Третий период (1601-1608): великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии».

Четвертый период (1609-1613): драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом

Перед началом работ по группам, учитель у класса спрашивает, что такое трагедия.

Учитель предлагает написать, что такое трагедия. Слайд 11.

Трагедия – это противополагаемый комедии, специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. (ru.wikipedia.org).

Учитель следит за порядком работы групп.

Учитель задает вопрос дискуссии, следим за рабочим процессом. Вопрос дискуссии:

Ниже указаны две точки зрения:

1.Все, что следовало сделать в литературе по-шекспирски, в основном сделал уже Шекспир. (Георх Лихтенберг).

2.Не Шекспир главное, а примечание к нему. (А.П.Чехов).

      Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной, почему?

Учитель дает задание. Откройте страницу 63 учебника. Прочитайте, и какая группа ответит быстрее всех на вопрос: Что, по-мнению, Шекспира должно стать для его современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости?

Дети слушают учителя. Отвечают на вопрос, кто такой титан.

Записывают понятие в тетрадь.

Дети слушают учителя.

Дети записывают, что такое Возрождение и гуманизм. Если есть, вопросы задают учителю.

Ученики  слушают товарища.

Ученики слушают учителя.

Дети отвечают, что такое трагедия.

Пишут понятие трагедии. Далее идет работа по группам:

Задания группам.

Работа первой группы с трагедией «Гамлет».        Опережающее задание группы: задача группы – разработать предложенную тему, в которой необходимо отразить: историю написания и выхода трагедии, характер героев, сюжет, какую мораль автор осуждает, а также вопросы:1. по рождению Гамлет принадлежит к обществу правителей народа Дании, которое полно убийцами, предателями. Как вы относитесь к тому, что он замкнулся в себе, притворившись сумасшедшим; 2.Гамлет очень прост в обращении с людьми и одинаково относится к своим университетским товарищам и к актерам. Как это характеризует его?

   После доклада идет работа группы с иллюстрацией М.Врубеля, отвечают на вопрос: какие грани образа Гамлета помог вам увидеть художник?

Работа второй группы  с трагедией «Ромео и Джульетта». Опережающее задание группы: задача группы – разработать предложенную тему, в которой необходимо отразить: историю выхода трагедии, где происходят события трагедии, время действия, в чем выражается основной конфликт трагедии. Также ответить на вопросы:1.какие отношения сложились в семье у Джульетты; 2.вступив в тайный брак с Джульеттой, от чего отказывается Ромео?

Далее идет работа группы с иллюстрацией Д.А.Шмаринова , отвечают на вопрос: насколько, по-вашему мнению, графические образы совпадают с литературными?

Работа третей группы с трагедией «Король Лир».      Опережающее задание группы: задача группы – разработать предложенную тему, в которой необходимо отразить: историю выхода трагедии, характер героев, сюжет. Также ответить на вопросы:1.кого олицетворяет безродный Эдмонд, какие средства он использует ради достижения цели;

2.как  Шекспир раскрыл сложные взаимоотношения отцов и детей, дочерней и сыновей благодарности?

 Далее работа группы с иллюстрацией Дж.Барри, отвечают на вопрос: по-вашему, насколько соответствует  графический  образ с литературным?

(Выступления групп должны быть не более трех минут, а работа с иллюстрационным материалом не более 2-х минут. После выступления всех групп, ученики ставят друг другу оценки, комментируя почему).

Дети участвуют в дискуссии.

Ученики работают с параграфом учебника. Читают и стараются ответить на вопрос первыми.(Группа, ответившая первой получает дополнительно 3 балла. Все баллы групп суммируются, выводится выигравшая группа: членам которой за урок ставится «5» ).

4

Физкультминутка.

Индивидуальная работа.

Учитель ставит медленную музыку, просит одного ученика руководить зарядкой.

В классе развешены таблички с датами, терминами, персоналиями: 1564г., «Глобус», Возрождение, 1602г., «Ромео и Джульетта».

Учитель предлагает проделать ряд упражнений:

- Повернитесь в ту сторону, где находится дата рождения Шекспира.

- Укажите левой рукой название театра Шекспира.

- Укажите правой рукой название эпохи, когда творил писатель.

- Укажите двумя руками дату первой постановки «Гамлета».

- Повернитесь лицом к названию трагедии о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов Вероны.

Затем переходят к упражнению «Герои Шекспира».

Этот пальчик – Король Лир (большой),
Этот пальчик - Гамлет
(указательный),
Этот пальчик - Ромео
(средний),
Этот пальчик - Офелия
(безымянный),
Этот пальчик - Джульетта
(мизинец).

5

Закрепление нового материала в форме тестирования.

Парная работа.

Учитель раздает тесты ученикам.

1.Что в переводе на русский язык означает фамилия Шекспира?

А. шесты,

Б. новое имя,

В.потрясающий копьем.

2.Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир?

А.театр «Сатира»,

Б.театр «Глобус»,

В.театр «Ромео и Джульетта».

3.Написать самим: В каких жанрах писал Шекспир свои произведения?

4.Установите соответствие между датами выхода произведений Шекспира и названиями его произведений: к каждой позиции первого столбца – подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

Дата выхода произведения.

Название произведения.

А.1595г.

Б.1599г.

В.1602г.

Г.1606г..

1. «Макбет»,

2. «Король Лир»,

3. «Ромео и Джульетта»,

4. «Юлий Цезарь»,

5.  «Гамлет».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А

Б

В

Г

За каждый правильный ответ дается один балл, за 4-ое задание- 2 балла.  Сколько баллов, такая и оценка.

Ответы: 1в.,2 б.,3 сонеты, поэмы, стихотворения, пьесы, 4.

А

Б

В

Г

3

4

5

2

Дети на листочках отвечают на вопросы тестирования, затем меняются с соседями по парте и осуществляют взаимоконтроль, выставляют друг другу оценки. Руководитель группы собирает работы и сдает учителю.

6

Владение основами самоконтроля.

Рефлексия себя в уроке» (разработка М.Н. Черновой).

Учитель раздает «Рефлексию себя в уроке» по разработка М.Н. Черновой.

«Я»: как работал, допускал ли ошибки.

«Мы»; насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я –им?

«Дело» - понял ли материал? Узнал ли больше?

Через 2 минуты просит одного или нескольких учеников прочитать вслух то, что они написали.

Ученики отвечают на вопросы рефлексии. По выбору учителя читают написанное классу. Во время работы организатор рефлексии помогает ответить на вопрос: «Мы»; насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я –им?

7

Подведение итогов.

Групповая  работа.

Учитель просит учеников вернуться к эпиграфу и прочитать его одному из учеников. Учитель у класса спрашивает, как они понимают высказывание. Далее идут слова учителя:

Слайд 22.

Правильно отметил Пастернак о Шекспире. Давайте и мы научимся у Великого Шекспира любви к человеку. Ведь драмы Шекспира глубоко социальны, насыщены гуманистическими идеалами своего времени.  У него ярко проявляется глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и неповторимых ошибках людей. Он мечтал о счастье для человека и всего человечества.  Не забывайте его слова: «Какое чудо природы человек!».

Учитель просит каждой группе поставить оценку своим членам.

 Ученики высказываются, как они понимают цитату.

Организатор коммуникации вместе с группой ставит своим членам оценки, пишет данные на листочке и отдает учителю.

8

Домашнее задание.

Индивидуальная работа.

Дифференцированное задание.

  1. Для сильных учеников –   Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем У.Шекспир.(Хью Тревор Роупер). Письменная   работа должна иметь следующую структуру: ваша позиция; ее обоснование (аргументы); примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения; выводы. Работа должна иметь следующую структуру: ваша позиция; ее обоснование (аргументы); примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения; выводы.
  2. Для средних учеников -  написать эссе «В чем, по-моему, состоит загадка У.Шекспира?».
  3. Для слабых учеников -  используя Интернет, подготовить сообщение о сонетах У.Шекспира.

Учитель благодарит всех за урок, прощается с учениками до следующего занятия.

Дети пищат домашнее задание в дневник. Благодарят учителя за урок, прощаются.

Использованная литература:

1.Н.Ю.Бухарева. Новая история. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Ведюшкина, С.Н.Бурина. Волгоград. Издательство «Учитель». 2007 год.

2.Н.Трапезникова. Зарубежная литература в средней школе. Издательство Казанского университета. 1982г.

3.Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Уильям Шекспир"

Презентация на английском языке  о жизни и творчестве У. Шекспира....

Конспект мультимедийного урока по теме: "Shakespeare\'s Land" с использованием презентации "Уильям Шекспир"

Конспект урока для 7 класса с использованием презентации "Уильям Шекспир"....

Уильям Шекспир

Презентация к урокам английского языка в старших классах....

Урок "Уильям Шекспир: прошедшее время"

Урок с применением электронной презентации. Может использоваться как дополнительный урок английского языка о выдающихся людях....

Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта»

Методическая разработка представляет собой конспект урока литературы  по теме: «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта».  Осн...

Уильям Шекспир, его жизнь и творчество

Презентация подготовлена к уроку "Литературная гостиная" для 8-9 классов. Урок проводился в рамках недели английского языка....

Урок по теме "Эпоха Титанов. Искусство Возрождения"

Конспект урока разработан  соответствии со стандартами второго поколения. Содержит элементы театрализации....