Урок по теме "Эпоха Титанов. Искусство Возрождения"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Конспект урока разработан  соответствии со стандартами второго поколения. Содержит элементы театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_mir_kultury_vozrozhdeniya_otkrytyy_urok.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по истории Нового времени в 7 классе на тему: «Эпоха Титанов. Искусство  Возрождения».

Автор: Алехина Мария Сергеевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53»

Предмет: История

Класс: 7

Цели: охарактеризовать тенденции развития европейского искусства в XV – XVI вв., определить сходство и различия творческого метода творцов искусства Высокого Возрождения; формировать и развивать умение работать с различными историческими источниками, использовать их при подготовке сообщений и презентаций.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с миром художественной культуры Возрождения; формирование знаний о эпохе «титанов»: Леонардо да Винчи, Микеланджело,  Рафаэле Санти и др.;

Воспитательная: формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков учащихся работать со справочным аппаратом учебника, письменными источниками.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты: познакомиться с культурными достижениями эпохи Возрождения; сформировать представление о произведениях искусства изучаемой эпохи; оценить влияние идей гуманистов на творчество деятелей культуры эпохи Возрождения; давать развернутые характеристики исторических персоналий; научиться обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации, создавать презентации; развивать межпредметные связи с курсом литературы, мировой художественной культуры.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности  творцов искусства эпохи Возрождения, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое отношение к произведениям искусства эпохи Возрождения.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, портреты деятелей культуры эпохи Возрождения, репродукции картин, пакеты  заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте. Раз мы стоим, один раз глубоко вдохнём все вместе и  выдохнем! «Поймаем» взгляд друг друга, улыбнёмся, поймаем тишину, сядем и начнем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (ответы учеников)

Учитель: А что такое гуманизм? (система идей, взглядов, где высшей ценностью является жизнь человека, его права, интересы, человек рассматривается в гуманизме как «мера всех вещей»)

Учитель: А сейчас я вам предлагаю игру «Найди пару». Давайте вспомним правила данной игры.

 (выполнение задания с применением приложения learningapps, ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=p8eur7u0a18)

Вопросы к заданию «Найди пару»:

1. Перу Эразма Роттердамского принадлежит сочинение: «Похвала Глупости».

2. Автор книги «Опыты»:  - Мишель Монтень.

3. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» написал:  – Франсуа Рабле.

4. Дословный перевод слова «утопия»:  - место, которого нет.

5. Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане была поручена:  – Микеланджело.

6. Лордом – канцлером Английского королевства был: – Томас Мор.

7. Термин «утопия» ввел: – Томас Мор.

8. Вечный город – Рим.

9. Томас Мор жил в: – Англии.

(проверка выполнения задания)

II. Мотивационно – целевой этап.

Учитель: В конце XV – начале XVI века наступил период Высокого Возрождения, когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. «Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый - средосточие мира, человек всегда центр мира». (Леонардо да Винчи)? Ребята, какие у вас ассоциации со словом Возрождение? (ответы учеников) – гуманисты, Томас Мор, человек, Франческа Петрарка, культура, Вечный город, величие духа, утопия.

На основании нашего ассоциативного ряда, давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема урока: «Мир художественной культуры Возрождения». Так, откройте свои тетради и запишем тему урока «Мир художественной культуры Возрождения».

III. Работа по теме урока

Учитель: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины» - это начало «Божественной комедии» Данте, написанной им в XIV в.  Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному.

У вас на партах высказывания средневековых мыслителей и гуманистов о мире и месте человека в этом мире.  Определите различия представлений о мире средневекового и Нового времени?

(Выдержки: «Реальность Бога нельзя установить логическими средствами или через чувственный опыт.»-Уильям Оккам (1285-1349). «Человек имеет две природы: духовную, данную Богом (бессмертная душа) и биологическую (смертную), приобретенную самим человеком.». Человеческая природа в Средневековье рассматривалась как зло, которое надо всячески уничтожать. Новое время: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобно было обозревать всё, что есть в мире»; «Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком  высоким, ни центр земли слишком глубоким…».  Обращение к внутреннему миру человека, красоте его тела – характерная черта Нового времени.

В Новое время меняются представления о мире и о роли человека в этом мире. Возрождение (по - французски Ренессанс) - эпоха расцвета наук и искусств в Европе.

Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, отмеченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными талантами.

Давайте вернемся на несколько веков назад и  посетим самые знаменитые музеи мира. А сделать мы это сможем благодаря  проектам, которые для вас  подготовили ваши одноклассники. Во время нашей виртуальной экскурсии  вы будете тоже ее активными участниками. У нас будут работать три творческие группы. У каждой из них на парте в конверте есть задание, которое они выполняют в течение нашей экскурсии и в конце его презентуют. Распечатайте конверты и познакомьтесь с заданием. Напоминаю, чтобы  справиться с творческим заданием  успешно, нужно быть внимательными во время нашей экскурсии.

Учитель: Наша экскурсия начинается. Леонардо да Винчи.

Презентация проекта по Леонардо да Винчи.

Учитель: Леонардо да Винчи поставил основные проблемы искусства Нового времени – Рафаэль сформулировал его канонические правила.

Презентация проекта по Рафаэлю Санти.

И высочайший гений не прибавит

Единой мысли к тем, что мрамор сам

Таит в избытке, - и лишь это нам

Рука, послушная рассудку, явит.

Презентация проекта по Микеланджело Буонаротти.

Физминутка.

Учитель: А теперь ребята посмотрим насколько вы трудолюбивы, стремитесь ли к самосовершенству и саморазвитию. Наступило ваше время завершить творческое задание. На выполнение этой работы 5  минут.  (музыкальная пауза)

Учитель предоставляет по очереди слово творческим группам.

1-я группа – составить синквейн про титанов эпохи Возрождения.

2-я группа – оформить специальный выпуск школьной газеты по теме «Эпоха титанов»

3-я группа – оформление экспозиции «Эпоха Возрождения глазами детей».

Презентация творческих проектов. (по 1 минуте на каждую группу)

Учитель: Высокое Возрождение связывают прежде всего с тремя великими именами: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, чьи произведения стали неиссякаемым вдохновением для последующих поколений творцов искусства.

Рефлексия: Перед вами  макет …

Зеленый –

Желтый –

Красный –

Отметки за урок.

Домашнее задание – страницы 75 – 81, таблица.

Учитель: Спасибо за урок!