Методическая разработка на тему «Искусство Возрождения в Италии», 9 класс
методическая разработка по мхк (9 класс) по теме

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_vozrozhdeniya_v_italii.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Эпоха Возрождения»

Цель: формирование представлений учащихся о художественной культуре эпохи        Возрождения.

 Задачи:  - познакомить учащихся с истоками и характером художественного образа Ренессанса;

                   - развивать познавательную активность;

                   - воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Ход урока

I Организационный этап

II Введение

- У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающей зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.

Колыбелью искусство Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance – «Возрождение») была Италия.

III Мировоззренческие основы ренессансной культуры

- Эпоха Возрождения – одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV –XVI вв.). В сравнении с эпохами древнего мира (около 5000 лет), средневековья (около тысячи лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства.

В XV – XVI века Западная Европа переживала «золотой век» своей истории, в который Италия вступила на столетие раньше – в XIV веке. Появилось искусство во Флоренции в начале XIV века, отсюда оно распространилось на всю Италию. К концу XVI века новый стиль охватил почти всю Европу, постепенно вытеснив готику.

- В итальянском искусстве не считая проторенессансных (предренессансных) явлений XIII - XIV веков различают Раннее (XV в.), Высокое (XV- 1 четверть XVI в.) и Позднее (XVI в.) Возрождение. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма. (У каждого ученика на столе схема, заполняем ее вместе).

Работа в тетради: 

  • Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении XV – XVI веков распространилось и в других европейских странах.
  • Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо.
  • Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
  • Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и физическими возможностями.

        - Каковы же были предпосылки идей гуманизма? Что гуманисты взяли за основу своих принципов?

- Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время  как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, варварским.

Тем не менее, искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. Т.о. мы можем сформулировать определение.

Работа в тетради: 

           Искусство Возрождения – это возрождение чего? Античной традиции,                   классической культуры Древней Греции и Древнего Рима;

                                                              - это возрождение кого? Человека и его целостности: духовной и физической.

                                                                   

        - Италия находилась на пересечении нескольких стилистических потоков, каждый их которых внес свой вклад в формирование художественного образа Ренессанса.

                                                                                      тяжеловесность и                      

        устойчивость форм

              антропоморфность

                                                                                                                мощное духовное

                                                                                                                          начало

                          колористика,

                           иконопись

IV Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения

Работа в тетради: 

  • гуманизм и его девиз «Человек – мера всех вещей»;
  • развиваются науки, книгопечатание, совершаются географические открытия, изобретения;
  • появляется научная основа изобразительных искусств и архитектуры:

- разработка законов перспективы

- изучение анатомии        в связи с этим …

- в архитектуре во главе угла - пропорции

… происходит развитие реалистических тенденций в искусстве, освобождение от условности готического искусства;

  • основной жанр – портрет;
  • развивается станковая живопись, станковая скульптура;
  • зарождаются жанры: пейзаж, исторический, бытовой;
  • культура носит светский характер, хотя основной круг сюжетов оставался связан с библейской  и мифологической тематикой.

V Закрепление

- Почему именно Италия стала страной, где произошло зарождение новой культуры?

- Почему эпоха получила такое название?

- Объясните, почему основным жанром изобразительного искусства эпохи Возрождения становится портрет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме урока "Графики функций" (7 класс)

Методическая разработка по теме урока "Графики функций"(конспект, презентация)...

Методическая разработка по теме "Раннее возрождение"

Разработка по ттеме"Раннее возрождение", 11 класс, программа Емахоновой. Тема: Раннее ВозрождениеЦель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений  художественной куль...

методическая разработка по теме "Живопись" в 9-ом классе

Разработка предлагает набор лексических упражнений, спрособствующих развитию навыков говорения по теме. Включено также  аудирование и кроссворд,...

Методическая разработка по теме Задачи "на части" 5 класс

Методическая разработка включает технологическую карту и презентацию урока математики, соответствующего требованиям ФГОС по теме "Задачи "на части"" , в 5 классе (УМК С.М. Никольский и др.)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Искусство ставить и достигать цели»

Цель: Осознание своих жизненных целей, ценностей и ресурсов, которые могут помочь в достижении цели; формирования личной ответственности за свое будущее.Оборудование: мультимедийный проектор.«Бу...

Методическая разработка устного журнала «Искусство владения словом» (6 класс)

Данная  методическая    разработка    устного  журнала   «Искусство  владения  словом» поможет  учителю  провести ...

Методические разработки по теме Искусство английский язык

Методическая разработка для самостоятельной работы учеников при подготовке презентации по теме "Искусство"...