МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «75–ая ГОДОВЩИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛОРУССИИ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ»
учебно-методический материал по истории (11 класс)

Селиванова Татьяна Николаевна.

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении внеклассных мероприятий. В ней собран познавательный  интересный исторический материал на тему: « Великая Отечественная война».Интересные и малоизвестные факты войны, музыка той эпохи, стихи, посвященные Великой Отечественной войны, фрагменты документального фильма о войне, песни о Белоруссии.                                                                Занятие проходит в форме музыкально- литературной  композиции.                                                                      Исторические факты способствуют активации познавательного процесса у обучающихся, стихи расширяют знания о Белоруссии.  Эта разработка имеет большое воспитательное значение: воспитывает патриотизм у обучающихся, способствует формированию чёткой гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_materiala.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области                                                                                                        «Черемховский техникум промышленной индустрии»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ                                                      

«75–ая  ГОДОВЩИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛОРУССИИ ОТ ФАШИСТСКИХ          ЗАХВАТЧИКОВ»

Составили: преподаватель русского языка и литературы;                                                                 Пушкарева Людмила Георгиевна                                                                        преподаватель общественных дисциплин                                                                               Селиванова Татьяна николаевна.

Черемхово.2019г.:                       

                       Методические рекомендации

Данная методическая разработка может быть полезна при проведении внеклассных мероприятий. В ней собран познавательный  интересный исторический материал на тему: « Великая Отечественная война».Интересные и малоизвестные факты войны, музыка той эпохи, стихи, посвященные Великой Отечественной войны, фрагменты документального фильма о войне, песни о Белоруссии.                                                                Занятие проходит в форме музыкально- литературной  композиции.                                                                      Исторические факты способствуют активации познавательного процесса у обучающихся, стихи расширяют знания о Белоруссии.  Эта разработка имеет большое воспитательное значение: воспитывает патриотизм у обучающихся, способствует формированию чёткой гражданской позиции.

Цель мероприятия:  1воспитывать уважение к истории своей страны , малой родины, чувство париотизма

2воспитывать уважение к исторической и  литературной наукам

3 воспитывать интерес к истории и литературе своей страны.

Задачи мероприятия: 1 ознакомить  историческими фактами борьбы советского народа против фашистских оккупантов :защитники -герои Брестской крепости, партизанского движения.                                                                                                           2показать  мужество, героизм белорусского народа и советских солдат в борьбе против оккупантов.                                                                                                        3.развивать сохранение памяти прошлых лет, творческие навыки обучающихся

Оборудование: презентация, альбом о герое -антифашисте  Куляс Ганс Крестьяновиче, стихи белорусских поэтов о войне, книга « Хатынь»

Техническое оснащение: Компьютер, мультивидео, звуковое сопровождение.

.

                          Содержание

1.Введение  -----------------------------------------------------------5стр.                                    

2.Подготовительный этап      --------------------------------------6стр

3.Основной этап: проведения мероприятия ------------------7-12стр                                                                         4Заключение---------------------------------------------------------  13стр

5.Литература.----------------------------------------------------------14 стр.

                                               

                                                 Введение:

Методическая разработка представляет историко-литературно- музыкальную композицию, которая помогает определить , как провести данное внеклассное мероприятие , в какой последовательности  организован показ презентации , какую методику целесообразно  применять для эффективности  проведения мероприятия. Среди многих форм внеклассной  воспитательной работы, не мало важное значение приобретает    историко -литературно-музыкальная композиция посвященное значительным памятным датам нашего народа. Благодаря этим формам затрагиваются основные  направления в воспитании человека,  гражданско- патриотические и нравственные качества. Целью этих форм является обучение – пониманию  ценностей человеческого  существования , формирование познания исторического прошлого нашего народа, позитивного отношения к его традициям. Методика   проведения   мероприятия направлена на то, чтобы обучающиеся могли усвоить  содержание преподнесенного материала. Методические приемы помогают преподнести факты, события, чтобы обучающиеся могли получить образное представление о том, как это было. Память о событиях Великой Отечественной войны- особая память. Нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война. Соприкосновение с историей нашего многострадального народа на примере Великой Отечественной войны, имеется огромный потенциал для формирования ценностей у молодого поколения.  Данная методическая разработка посвящена важному событию: «Освобождению Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов», в ней раскрывается подвиг  советских пограничников-защитников Брестской крепости, роль партизанского движения на территории Белоруссии, в ответ на злодеяния оккупантов и их приспешников, совместные военные действия советских войск и партизан по освобождению республики.

                      Подготовительный этап      

1.Преподаватель  русского языка и литературы дает задание обучающимся выучить стихи белорусских поэтов о Великой Отечественной войне.

2.Подбор документальных фильмов о войне

3.Преподаватель общественных дисциплин; подготовить сообщение о защитниках – героях Брестской крепости, партизанском движении, о карательных действиях фашистов и их пособниках во времена оккупации на территории Белоруссии.

4.Составление презентации обучающихся совместно с преподавателями

            Основной этап: проведение мероприятия

Вступительное слово Пушкаревой Л.Г,. преподаватель русского языка и литературы,

  о проведении данного мероприятия.

Включается видео, где показано начало Великой Отечественной войны, а потом на экране показан  Герб и флаг Белоруссии. Слайд№1,2

Выступление  обучающийся  стихотворение, посвященное Белоруссии.слайд№3

Белорусская земля -

Всем богата, но скромна,

Добродушна и чиста

Белых аистов страна.

 

Приютила, обогрела

Всех живущих здесь людей,

Мир и дружбу подарила,

Теплоту души своей.

 

Покорила широтою

Рек, полей, озер, лесов.

Ослепила красотою

Синеглазых васильков.

 

Здесь вокруг нам все родное:

Дом родительский, семья...

Наша славная Отчизна –

Белорусская земля.

Преподаватель истории  продолжает:

2019 год, ознаменуется важными событиями :75-ая годовщина снятие блокады Ленинграда, освобождением Украины и Крыма  и ее союзников от немецко-фашистских захватчиков. Летом предстоит еще одно важное событие: освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.

Наше внеклассное мероприятие посвящено важному событию. На нашем мероприятии постараемся раскрыть моменты героической борьбы советских солдат и народа, начиная с тех , кто первыми встретили фашистов на границе Советского Союза- это были пограничники, наш рассказ будет посвящен героям Брестской крепости.                                                              

Выступление обучающегося: сообщение: «Оборона Брестской крепости».слайд№6

22 июня 1941 г. в 3:15 по берлинскому времени фашистская Германия, внезапно без объявления войны, начала военные действия против СССР. Согласно плану «Барбаросса» немецкие войска совершили план блицкрига, одновременно наступая со всех направлений ,чтобы за короткий период оккупировать территорию западной и южной части СССР.

Первыми встретили агрессора пограничники. Не имея тяжелого оружия, зенитных и противотанковых средств, они героически отражали атаки превосходящих сил противника, поддержанные танками, артиллерией и авиацией. Ни одна пограничная застава с линии границы без приказа не отошла . 11 дней сражались в окружении бойцы 13-й погранзаставы Владимир- Волынского погранотряда под командованием лейтенанта Лопатина. 19 суток оборонялась на линии государственной границы объединенная группа Карело-Финского погранокруга под командованием лейтенанта Кайманова.

Но навеки в памяти народа останется подвиг защитников Брестской крепости, где с 22 июня 1941 г. по 29 июля 1941 г. шли ожесточенные бои под командованием майора П. М Гаврилова и полкового комиссара Фомина.

После вероломного нападения немцев на Брестскую крепость, П М, Гаврилов, для обороны крепости, возглавил группу бойцов из батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления, затем возглавлял гарнизон Восточного фронта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления.23июня Гаврилов был тяжело ранен и ,оставшись один после тяжёлого боя,оказался  в плену. Освобожден был советскими войсками, восстановлен в звании и осенью 1945 г. участвовал в военных действиях против Японии. Звания Героя Советского Союза был удостоен 30 января 1957 г. за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости. Основными очагами сопротивления оставался   Восточный форт . 27 июня 20 командиров и 370 бойцов из 393 зенитного батальона 42 стрелковой дивизии во главе с командиром 44 пехотного полка майором Петром Гавриловым оборонялись от фашистских натисков, почти все эти  участники обороны погибли.

В июле генерал Шлиппер в донесении о взятии Брестской крепости сообщал: «Наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови. Эта простая истина еще раз доказана при взятии Брестской крепости русские в Брест-Литовске дрались исключительно настойчиво и упорно, они показали превосходную выучку пехоты». В Брестской крепости вместе с пограничниками много было женщин и дете, которым пришлось пережить страшный период. Они погибали вместе с бойцами. Немцы никого не щадили. Это еще раз подтверждает ,что дух советского народа не сломить, «Погибали ,но не сдавались» и было написано кровью на стене,  защитниками крепости.                     Показ слайдов №6                                                                                                                                                              Выступление обучающихся стихотворение о защитниках Брестской крепости

- та Вздыбили землю снаряды.

Рухнула наземь сосна.

Рокот моторов

Сквозь гул канонады —

Так началась война. 

Брестская крепость над Бугом,

Ты и Отчизна и дом.

Матерью будь нам,

Соратником,

Другом,

Нашим последним жильем.

 

Не отступили ни шагу

Мы перед злобой свинца.

Отчей земле,

Ее гордому стягу

Были верны до конца.

 

Стойко держась и отважно

И не боясь врага

Храбро сражаясь.

И жизнь отдавая,

В вечность ушли навсегда.

 

Подвиг свершили отважный

Нужно всем помнить всегда.

Вечная память и слава

Защитникам крепости

Будет всегда!

Преподаватель истории  продолжает:

На  слайде №7 обозначены границы Белоруссии. В то время пока шли бои под Брестом. Немецкие дивизии группы армии «Центр» устремляются вглубь территории Белоруссии, так как в их планах конечной целью захватить не только Белоруссию но и выйти на территорию России и захватить Москву.

Противостояли немецким захватчикам и её пособникам не только советские солдаты, но развернувшееся на всей территории партизанское движение.

Выступление обучающегося : оккупационный режим и партизанское движение Партизанское движение слайд№8

Ни какими репрессиями оккупанты не смогли сломить волю белорусского народа к освобождению. Свой вклад в разгром фашистских захватчиков и их приспешников, внесли партизаны и подпольщики Белоруссии. За три года героической борьбы в тылу врага патриоты Белоруссии уничтожили почти полмиллиона гитлеровцев и полицейских. На территории Белоруссии было создано множество партизанских отрядов которые скрывались в лесах, в болотах, куда доступ карателей был затруднен. Их подвиг навсегда останется в памяти народной. Глубокое чувство патриотизма, связано с огромным риском для жизни, не только одного человека, но и его близких, но они не колебались, выбирали борьбу.

Самые крупные партизанские отряды возглавляли поистине самородки, такие как Федоров, Вершигора и другие. Действия их наносили урон не только живой силе, но и выводили из строя технику.

Проводили диверсионные действия, препятствуя отправке немецких эшелонов на фронт. Своими действиями они внесли огромный вклад в Победу.

Выступление обучающегося, который на фоне представленной презентации, под звуки музыки зачитывает стихотворение. Партизанское движение Слайд№8

Шумел сурово белорусский лес,

Спускались темные туманы,

Деревья слышали окрест,

Как шли тропою партизаны,

 

Тропою тайной меж берёз

Спешили дебрями густыми

И каждый за плечами нёс

Винтовку с пулями литыми

 

В лесах врагам спасенья нет,

Летят советские гранаты,

И командир кричит им вслед:

— Громи захватчиков, ребята!

 

Шумел сурово белорусский лес,

Спускались темные туманы,

Деревья слышали окрест,

Как шли с победой пар

Преподаватель истории продолжает:

В ответ на народное сопротивление немцы и их пособники ( среди них украинские националисты), начали карательные действия против мирных жителей. История белорусского села Хатынь. Эта страшная история, которую испытали 180 белорусских сел. Слайд№9

На фоне презентации, слайд№10, 11 под звуки музыки.                                                                          Выступление  обучающегося;

Оккупационный режим

Еще до нападения на СССР в мае 1940 г. руководство фашистской Германии приступило к разработке плана поколения народов Восточной Европы , получившее название «Ост» согласно чудовищному плану предполагалась  ликвидация нашей страны как единого целого , уничтожение населения страны . Первыми подвергались нападению республики, находящиеся вблизи границ СССР среди них была Белоруссия . 3 года продолжался оккупационный режим . Гитлеровцы чинили неслыханные зверства , не щадя ни женщин , ни детей . Концлагеря , гетто действовали практически в каждом районе Белоруссии . Всего в пределах республики было создано 260 лагерей смерти и 70 гетто . Только в одном из них , Тростенецком  погиб 206,5 тыс . человек . Поэтому не случайно на всей территории Белоруссии развернулось партизанское движение , а республику назвали партизанской .

Для  борьбы с партизанами немцы  прибегли к созданию националистических формирований одно из них ОУН-УПА для борьбы с партизанами ( организация украинских националистов ) – Галичина . У Украинских  националистов кураторами были немцы .

 75 лет  назад в Белорусской деревне произошла страшная трагедия . 22 марта 1943 г . в деревню Хатынь вошел 118 батальон украинских националистов  и окружил её . Всё население от мала до велика – стариков , женщин , детей выгнали из домов , загнали в колхозный сарай . Прикладами автоматов поднимали с постели больных , стариков , не щадили женщин с маленькими и грудными детьми . Когда всех людей собрали в сарае ,каратели заперли дверей , обложили сарай соломой и подожгли . Сарай быстро загорелся . Под напором десятков человеческих тел не выдержали и  рухнули дверей . В горящей одежде , охваченные ужасом , задыхаясь , люди бросились бежать , но тех кто вырвался из пламени , расстреливали из пулеметов , В огне сгорели 149 жителей деревни из них 79 детей младше 16 лет . Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56 летний кузнец Иосиф Каминский . Обгоревший , раненный , он пришел в сознание лишь поздно ночью , когда карательные  отряды покинули деревню . Ему пришлось пережить сына . Мальчик был смертельно ранен в живот , получил сильные ожоги , он скончался на руках у отца .

 В бронзе он предстал теперь с мертвым сыном на протянутых руках . В этих руках всё – и отчаяние , и трагизм и бесконечная воля к жизни , которая и  Быков в статье « Колокола Хатыни».

 Мемориальный архитектурно –скульптурный комплекс  был возведен для увековечения памяти тех , кто погиб во время оккупации, гранитные плиты символизируют деревни сожженные карателями , а где когда- то стояло дома , поставлено 26 обелисков , напоминающих печные трубы и столько же символических срубов из бетона . На трубах – обелисках бронзовые таблички с именами тех , кто здесь родился и жил , а сверху печально звенящие колокола . 186 деревень сожгли каратели . Пройти спокойно по теме местам невозможно , сжимается сердце и страшно что в нынешних событиях история повторяется .        

Преподаватель истории  продолжает:

Очевидно кому-то не хочется, чтобы мы забыли о произошедших событиях той страшной войны. Современные события напомнили, что нацизм не уничтожен, что он действует. !943г. и  2014г, и сейчас пытаются перевернуть ход истории. И тогда и сейчас украинские националисты использовали одну тактику: загоняют мирных граждан г. Одессе в здание профсоюза, поджигают его, распыляют отравляющие вещества, а если кто-то пытался спастись, забивали насмерть или расстреливали. Событие теперь войдет в современную историю как Хатынь по Одесски. Событие произошло 2 мая 2014г.

Демонстрация презентации слайд№12

И закончим наше повествование истории войны с 3 по 29 июля 1944г. в результате совместных действий советских войск и партизан фашисты были изгнаны с территории Белоруссии и снова я вернусь к словам : «Никто не забыт- ничто не забыто». Которые помещены в презентации

В заключении скажу несколько слов о поисковой работе нашего кружка «Историк».

Нами был оформлен альбом об одном участнике боев против фашистов, на территории Белоруссии немецком антифашисте Гансе  Крестьяновиче  Кулясе, перешедшем на сторону партизан и участвовавшем в освобождении Белоруссии. Кому интересно, я могу предложить посмотреть альбом, там помещен интересный материал.

Спасибо за внимание!  

 

                                           Заключение                                                                                                                    Рефлексия , проведенная в конце мероприятия показывает следующие результаты.                                                                                                                                                                  ----- Обучающиеся осознают важность данного мероприятия.                                                                                                ----- Данное мероприятие вызывает чувство патриотизма                                                                              -----  Проявление индивидуальных особенностей обучающихся                                                                     ----- Расширяет познавательную деятельность обучающихся                                                                      -----   Способствует развитию творческой активности инициативности обучающихся                                                                                                                                                -----Оптимальная активность всех присутствующих.

                      Литература                                                                                                                            1. Стихи  белорусских поэтов о войне                                                                                                                                                  2.www.encyclopaedia/ru\art6icle/php=791


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экскурсия в школьный музей Бевой славы, посвящённая годовщине освобождения Заполярья от фашистских захватчиков

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Она явилась суровым испытанием для народа, величайшим экзаменом мужества, стойкости и вер...

Освобождение Кубани от фашистских захватчиков

70-летие освобождение Кубани от фашистских захватчиков...

Сценарий мероприятия, посвящённого 73 -й годовщине освобождения Воронежа от фашистских захватчиков

Сегодня мы живем в мирное время. А когда – то давно, много лет назад наш город находился под обстрелом фашистской техники. Те страшные дни называют Великой Отечественной войной. От любимого города ост...

Методическая разработка урока мужества на тему: «Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков»

Методическая разработка урока мужества на тему:«Освобождение города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» для учащихся 5 «Б» класса...

Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков...

"Освобождение Воронежа от фашистских захватчиков"

Воронеж- ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.Одна из самых памятных и  славных страниц истории Воронежа- его жизнь и борьба в годы Великой Отечественной войны. Разрушенный, но непокоренный Воронеж, выстоял и по...

Классный час "80 лет со дня освобождения Черкесска от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны".

Классный час"80 лет со дня освобождения Черкесска от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны"....