рабочая программа 8 -9 класс история
рабочая программа по истории (8, 9 класс)

Майорова Любовь Никитична

Рабочая программа 8 -9 класс история

Состав УМК:

·        Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: М: Просвещение, 2017.

·        Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.

Андреев И.Л. История России: конец XVII - XVIII вв.: учебник 

Состав УМК:

  • Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
  • Лященко Л.М. История России  XIX – начало XX вв. 9 класс: учебник / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев. – М: Дрофа, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_fgos_istoriya.docx49.66 КБ
Файл 9_ist_fgos.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);

  1. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждена приказом директора от 01.09.2015 г. №70/21-о);
  2. Учебный план МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о);
  3. Календарный учебный график МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 г. №53/3-о).

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией И. Годера, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской

 «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России. 6 – 10 классы» рабочая программа И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко М.: Дрофа, 2016. утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018 г. №53/3-о.

Состав УМК:

  • Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: М: Просвещение, 2017.
  • Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
  • Андреев И.Л. История России: конец XVII - XVIII вв.: учебник / И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова. – М: Дрофа, 2016.

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины мировой и российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи курса:

- формирование личности, способной национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

— овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

— воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;

— воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

— развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени и России;

— формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Особенности класса

В 8   классе обучается 12  учащихся. Класс  не сформирован как коллектив, функционирует, как объединение микрогрупп по 2 и более человек на основе общностей интересов.

Классу не чуждо межгрупповое соперничество, что особенно проявляется у девочек и иногда выливается во взаимную агрессию. Явных лидеров нет. На ВПР в прошлом учебном году  класс показал средние результаты

Учитывая указанные особенности на уроках, используются следующие формы организации учебного процесса: урок открытия нового знания, комбинированный урок; ролевая игра, групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); учебные проекты; исследования.

В содержание учебного предмета включены вопросы духовно-нравственного воспитания в целях обеспечения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Уроки, на которых изучаются вопросы духовно-нравственного воспитания отмечены в календарно-тематическом планировании аббревиатурой «ОДНКНР».

Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов -  стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.

Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме итогового тестирования.

Общая характеристика учебного предмета «История России. Всеобщая история»

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 8 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Базовые принципы школьного исторического образования:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
  • познавательное значение российской истории;
  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

 Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Описание места учебного предмета «История России. Всеобщая история»

На изучение истории в 8 классе отводится 68 часов. Курс «Всеобщей истории» в 8 классе изучается в объеме не менее 28 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории). Курс «История России» в 8 классе изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).

Планируемые результаты

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

  • применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д

Содержание учебного предмета

Рождение Российской империи

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Первые шаги на пути преобразований.   Сподвижники Петра I.

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Реформы местного управления городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Влияние культуры стран зарубежной Европы. Доминирование светского начала в культурной политике. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Россия  в 1725-1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины нестабильности политического строя. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э.Бирона, А.И.Остермана, А.П.Волынского, Б.Х.Миниха в управлении и политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

     «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II.

 Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А. А. Безбородко.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры. Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Итоговое повторение (2 ч). Региональный компонент. Наш регион в XVIII в.

 Эпоха Просвещения. Время преобразований. 

Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден. Особенности развития музыкального искусства XVIII в.

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости.

Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Франция в середине XVIII в. Созыв Генеральных штатов. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник и  человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Причины распада империи Великих Моголов. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. «Закрытие» Японии.

Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот  в средствах транспорта.  Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Содержание учебного предмета

История    8  класс  (68 часов)

Содержание учебного предмета по разделам

1.

Ведение

1 час

2.

Рождение российской империи

10

3.

Россия в 1725-1762 годах

7

4.

«Просвещённый абсолютизм».

Правление Екатерины II

17

Резерв

5

5.

Эпоха Просвещения. Время преобразований

16

6.

Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации

2

7.

Становление индустриального общества

4

Итоговое обобщение

2

Резерв

4

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе.

Название раздела

Кол-во часов

Тема урока

Формы контроля

Дата урока

План

Факт

Введение

1

1.От традиционного общества к индустриальному обществу.

Общая характеристика курса истории в 8 классе.

 Фронтальный опрос, выполнение заданий в РТ

2.09

2.09

Тема №1

Рождение российской империи.

10

2-3.Предпосылки и начало преобразований.

Первые реформы.

Фронтальный опрос, самоконтроль

4.09-9.09

4.09-9.09

4-5.Северная война.

Причины, первые сражения.

Завершение войны, итоги

выполнение заданий в РТ

Работа в группе с картой

11.09-16.09

11.09-16.09

6-7.Обновленная Россия. Цели и характер реформ. Итоги преобразований.

Фронтальный опрос, работа с терминами ,тест

18.09-23.09

18.09-23.09

8.Общество и государство. Тяготы реформ. «ОДНКНР».

Фронтальный опрос, выполнение заданий в РТ

25.09

25.09

9-10.«Новая Россия». Итоги реформ.

Личность Петра 1в истории.

Работа в группе, самоконтроль

30.09-2.10

30.09-2.10

11.Обобщение темы 1

Беседа, тестовые уровневые задания

7.10

7.10

Тема № 2 

Россия в 1725-1762 годах.

7

12.Россия после Петра I

проблемная беседа

9.10

9.10

13.Царствование Анны Иоанновны

Фронтальный опрос, выполнение заданий в РТ

14.10

14.10

14-15.Правление Елизаветы Петровны. Внутренняя политика.

Реформы в образовании. М.В.Ломоносов. «ОДНКНР».

выполнение  инд. заданий ,тест

16-21.10

16-21.1

16-17.Внешняя политика России в 1741—1762 годах. Европейская политика.

Участие в Семилетней войне.

работа в группе, работа с терминами

выполнение заданий в РТ

23-28.10

23-28.10

18.Обобщение темы 2

работа в группе, исторический диктант

30.10

30.10

Тема № 3

«Просвещённый абсолютизм».

Правление Екатерины II 

15

19-20. Восшествие на престол Екатерины II.

Первые преобразования.

Фронтальный опрос, выполнение  инд. заданий

11.11-13.11

11.11-13.11

21.Пугачёвское восстание. «ОДНКНР».

проблемная беседа, работа в парах

18.11

18.11

22-23.Жизнь империи в 1775-1796 годах.

Распространение прогрессивных идей. «ОДНКНР».

работа с терминами

выполнение заданий в РТ

20.11-25.11

20.11-25.11

24-25.Внешняя политика России в 1762-1796 годах. Империя на марше.

работа в парах

работа с картой

27.11-2.12

27.11-2.12

26-27.Рубеж веков. Павловская Россия.

Участие России  антифранцузской коалиции.

Заговор против Павла.

проблемная беседа , взаимопроверка по тексту учебника

4.12-9.12

4.12-9.12

28-29.Культура России второй половины XVIII века.

Образование и наука. Литература, искусство, театр. «ОДНКНР».

Выполнение индивидуальных заданий

выполнение заданий в РТ взаимопроверка по тексту учебника

11.12-16.12

11.12-16.12

30.Быт россиян в XVIII веке. «ОДНКНР».

Фронтальный опрос, взаимопроверка по тексту учебника

18.12

18.12

31.XVIII век, блестящий и героический

проблемная беседа

23.12

23.12

32-33. Обобщение темы 3

Выполнение инд. заданий

25.12-30.12

25.12-30.12

Итоговое повторение

2

34-35.Россия в 18 веке. Край в 18 веке. «ОДНКНР».

работа в группе, исторический диктант

13.01-15.01

13.01-15.01

36-40.Резервные уроки.

Выполнение творческих заданий

 Тема № 4

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

16

41.Великие просветители Европы

работа в парах

работа с таблицей

20.01

20.01

 42-44.Мир художественной культуры Просвещения.

Наука и образование. Литература. Искусство. «ОДНКНР».

Выполнение инд. Заданий,

работа с таблицей

45-46.На пути к индустриальной эре.

взаимопроверка по тексту учебника,

 47. Английские колонии в Северной Америке

Фронтальный опрос, взаимопроверка по тексту учебника

48-49.Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки

работа в группе, работа с картой

50-51.Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции

Выполнение индивидуальных заданий

Работа со схемой

52.Французская революция. От монархии к республике.

Индивидуальная работа с дидактическим материалом

53-54.Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

работа в парах , взаимопроверка по тексту учебника

55-56.Европа в период Французской революции

Фронтальный опрос, тест , Выполнение индивидуальных заданий

Тема № 5

Традиционные общества Востока.

Начало европейской колонизации.

2

57-58.Государства Востока.

Начало европейской колонизации.

взаимопроверка по тексту учебника

Тема № 6

Становление индустриального общества.

4

59-60. Индустриальные революции: достижения и проблемы

Фронтальный опрос, работа в группе

61-62. Индустриальное общество: новые проблемы

и новые ценности. «ОДНКНР».

Индивидуальная работа с дидактическим материалом

Итоговое обобщение

2

63-64. Россия, страны Запада и Востока в XVIII веке.

Выполнение индивидуальных заданий, тест

65-68-резерв

Выполнение творческих заданий

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература (основная)

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В.Амосова

История России конец XVII - XVIII вв. 8 класс

Дрофа

2016

2.

И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др.

История России. 6-10 классы: рабочая программа

Дрофа

2016

3.

К.В. Волкова,

О.В. Давыдова

«Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1500 – 1800 гг.».

«Экзамен»

2006

4.

Симонова Е.В.

Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова, И.В. Амосовой «История России.XVI – конец XVII - XVIII вв. 8 класс»

http://history.drofa.ru/umk

5.

К.А. Соловьев

«Поурочные разработки по новой истории.1500 -1800.»

«ВАКО»

2006

6.

А. Я. Юдовская, П. А. Баранов,

Л. М. Ванюшкина

«Новая история. 1500—1800»

Просвещение

2017

7.

А. Я. Юдовская

Поурочные разработки по Новой истории, 1800-1913 гг: пособие для 8 кл.

Просвещение

2009

Учебно-методическая литература (вспомогательная)

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Балязин В. 

''Занимательная история России с древнейших времен до середины ХVI века»

Первое сентября

2007

2.

Брандт М.Ю.

Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-методическое пособие.

Дрофа

2007

6.

Кадневский В.М

''Тесты. История России с древнейших времен до конца ХVIII века 6 -7 и 10 классы''

Дрофа

2008

7.

Клоков В. А., Симонова Е. В.

Рабочая тетрадь к учебнику «История России. Конец XVII - XVIII вв. 8 класс»

«Дрофа»

2017

8.

Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П.

''История в таблица х 5 -11 классы''

Дрофа

2009

9.

А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина

Рабочая тетрадь по новой истории (1500—1800), выпуски 1 и 2

«Просвещение»

2016

Ресурсы Интернета 

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://museum.ru/Портал «Музеи России».

http://window.edu.ru/ Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://his.1september.ru/ Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»)

http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.nlr.ru/res/inv/kray/ Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных интернет-сайтах

http://www.istrodina.com/ Сайт исторического иллюстрированного журнала «Родина»

http://www.historicus.ru/ Научно-популярный просветительский журнал «Историк»

Печатные пособия

Наименование

Количество

1.Становление российского государства. Картины по истории Отечества.

1

2.. Картины и таблицы по истории Отечества 14-19 века.

1

3. Схемы сражений: Полтава, Куликовская битва, Бородино, Измаил, Синоп, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва.

1

4.Вассальная лестница

1



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по Всеобщей истории. Истории России составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);

  1. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждена приказом директора от 01.09.2015 г. №70/21-о);
  2. Учебный план МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 31.08.2018 г. №59/3-о);
  3. Календарный учебный график МБОУ «Берёзовская СОШ» (утверждён приказом директора от 31.08.2018 г. №59/6-о).

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией И. Годера, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовской

 «Всеобщая история. История Нового времени» и «История России. 6 – 10 классы» рабочая программа И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко М.: Дрофа, 2016. утверждённый приказом директора ОУ от 31.08.2018 г. №53/3-о.

Состав УМК:

  • Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: М: Просвещение, 2016.
  • Лященко Л.М. История России  XIX – начало XX вв. 9 класс: учебник / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев. – М: Дрофа, 2016.

Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины мировой и российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

Особенности класса

В 9 классе 19 учащихся. Класс сформирован как коллектив, функционирующий как объединение микрогрупп по 2 и более человек на основе общностей интересов. Есть лидеры-Корень Е.Дудина А.Юзефович Н.Класс с готовностью принимает новые формы  работы на уроке.

В поддержке нуждаются Семченкова Д.Деньгин А.Прадед А.

Учитывая указанные особенности на уроках, используются следующие формы организации учебного процесса: урок открытия нового знания, комбинированный урок; ролевая игра, групповая и парная работа; самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); учебные проекты; исследования.

В содержание учебного предмета включены вопросы духовно-нравственного воспитания в целях обеспечения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Уроки, на которых изучаются вопросы духовно-нравственного воспитания отмечены в календарно-тематическом планировании аббревиатурой «ОДНКНР».

Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета «История России. Всеобщая история» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме итогового тестирования.

Общая характеристика учебного предмета «История России. Всеобщая история»

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом базовых принципов школьного исторического образования, целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 9 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Базовые принципы школьного исторического образования:

  • идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
  • познавательное значение российской истории;
  • формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

 Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
  • антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этно-национальной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Описание места учебного предмета «История России. Всеобщая история»

На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов. Курс «Всеобщей истории» в 9 классе изучается в объеме не менее 28 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории). Курс «История России» в 9 классе изучается в объеме не менее 40 ч. (в соответствии с Примерной программой по истории, с авторской программой по истории России).

II. Планируемые результаты

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные        

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные

Регулятивные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

     Познавательные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметные

Выпускник научится

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

·использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

· составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

· систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

· раскрывать характерные, существенные черты:

 а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;

 б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

 в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);

 г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

· объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

· сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

· давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

· использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

· сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

· применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края

Содержание учебного предмета

От традиционного общества к обществу индустриальному. Причины быстрого развития физики и других естественных наук. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Крах просветительских иллюзий. Жизнь без романтического флёра. От критического реализма к натурализму. «Огненные кисти романтиков». «Надо омужичить искусство!». «Крестьянский живописец». «Салон отверженных». «Поэт Парижа». «Живописец счастья». В поисках собственного пути. Создатели «маленьких шедевров». Опера с «неприличным» сюжетом. Звучащая живопись. «Великий немой». Архитектура Нового Света.

Каким быть обществу? Разрешено всё, что не запрещено. Сохранять традиционные ценности! Почему появились социалистические учения? Карл Маркс и Фридрих Энгельс о путях преобразования общества. Анархизм.

Строительство новой Европы. От Франции революционной к Франции буржуазной. Завоевательные войны консульства и империи. «Истинная слава» Наполеона. «Ради славы Франции и своей власти». Жизнь во времена империи. Причины ослабления наполеоновской империи. Поход в Россию. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. «Полёт орла». Венский конгресс.

Билль о реформе. Чартизм. Начало Викторианской эпохи. Англия – «мастерская мира». «Законченный парламентский режим». От чартизма к почтительности.

Промышленная революция продолжается. Буржуазная монархия. Июльская революция 1830 г. Голодные сороковые». «Монархия на вулкане».!». Вторая республика. Внешняя политика.

Германский союз. Экономическое развитие Германии и проблема объединения страны. Берлин, март 1848 г. «Сильный всегда прав. Первые шаги «железного канцлера». Образование Северогерманского союза. «Железный канцлер».

Разделённая Италия. Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г. Война с Австралией. Революция в Центральной Италии. Завершение объединения Италии.

Император на шатающемся троне. Седанская катастрофа и конец Второй империи. Третья республика. Окончание войны. Провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Бунт или подвиг?

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Модернизация в экономике. Монополистический капитализм.. «Новый курс» Бисмарка. От «Нового курса» к «мировой политике».

 «Мастерская мира» уходит в прошлое. Эпоха реформ. «Движения протеста. Рождение Лейбористской партии. «Мятежный остров» борется за гомруль.. Центр мира.

От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капиталов. Борьба за республику. Третья республика. Эпоха демократических реформ. Рабочее и социалистическое движение. Движение протеста. Создание колониальное империи.

Цена объединения. Мучительный путь развития сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Плата за отсталость страны – эмиграция. Движения протеста в стране. Колониальные авантюры – «стать не хуже других».

Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Начало промышленной революции. Накануне крушения. Последний монарх «старой школы».

Две Америки. Особенности промышленной революции в США. Плантационное хозяйство на Юге. Аболиционизм. Образование республиканской партии. Мятеж рабовладельческого Юга. Начало Гражданской войны.. Переход к решительным мерам. Победа северян.. Истоки трудолюбия. Фермер чувствует себя покинутым. Господство трестов. Президентская республика. «Окончательное решение» индейского вопроса.

Особенности рабочего движения. Американская федерация труда. Испано-американская война.

 Латинская Америка в XIX в.: время перемен. Встреча миров. Создание колониальной системы управления. Латиноамериканское общество. Время освободителей. Итоги и значение освободительных войн. Век каудильо. Медленное развитие экономики. Латиноамериканский «Плавильный котёл». Особенности верований у католиков в Латинской Америке.

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Насильственного «открытие» Японии. Начало эры «просвещенного правления». Реформы Мэйдзи. Синто на службе у государства. Внешняя политика. Изменения в образе жизни японского общества. Модернизация страны и школа.

 «Открытие» Китая. «Опиумные войны» и их последствия. Движение тайпинов. Курс на политику самоусиления. Восстание ихэтуаней.

Индия – жемчужина британской короны. Англия «вводит» Индию в мировой рынок: это благо или трагедия? Великое восстание 1857 г.: война против английского господства или война за возвращение к старым традициям? Индийский национальный конгресс. Изменения в составе индийского общества в XIX в.: интеллигенция и средний класс.

Международные отношения: обострение противоречий. Начало распада Османской империи. Завершение раздела

мира. Создание военных блоков. Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.  Преступная война.

Введение. XIX столетие - особый этап в истории России.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Новые веяния в сельском хозяйстве. Влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства. Влияние крепостного права на развитие промышленности. Внутренняя и внешняя торговля, финансовая система.

Российская империя в царствование Александра I. 1801-1825 гг.  Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг.  . Негласный комитет и М.М. Сперанский. Начало войны с Наполеоном. Сражение при Бородино. Народная война.

 Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816-1825 гг. Священный союз и Венская система. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Общественная жизнь в России. Русский консерватизм. Возникновение революционной идеологии в России. Первые тайные организации. Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов. Северное и Южное тайные общества. Восстание декабристов. Итоги и последствия движения декабристов.

Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг. Идеологическое обоснование внутренней политики Николая I. Создание и деятельность III отделения императорской канцелярии. Усиление цензуры и кодификация законов. Борьба с вольнодумством среди молодёжи. Изменения в социальном положении дворянства. Попытки урегулировать взаимоотношения помещиков и крестьян. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.. Война за Кавказ. Борьба с революциями и международный авторитет России в середине XIX в. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги царствования Николая I.

Общественное движение после декабристов.

Начало золотого века русской культуры. Изменения в системе российского образования. Развитие науки и техники. Новое в культуре народов России. Литература первой половины XIX в. Русская журналистика. Архитектура. Живопись и скульптура. Музыка и театр. Литература и художественная культура народов России.

Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг. Предпосылки отмены крепостного права. Крестьянская реформа. Судебная реформа 1864 г. Реформа земского и городского самоуправления. Реформы в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Реформаторские планы Александра II. Внешняя политика России на Балканах. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Итоги царствования императора-освободителя. Либеральный лагерь в общественном движении второй половины XIX в. Революционные кружки и организации.

Пропагандистское направление в идеологии народничества. "Хождение в народ". Новая "Земля и воля" и её распад.

Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг. Укрепление самодержавной власти. Внешнеполитический курс Александра III. Россия на Балканах. Россия и европейские страны. Александр Миротворец. Консерваторы: за сохранность самодержавия. Либералы: между консерваторами и революционерами. Либеральное и революционное народничество. Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России.  

Многообразие религий в России. Церковь в системе государственного управления. Политика по укреплению положения церкви в государстве. Церковь во второй половине XIX в.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Два пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Аграрная проблема после отмены крепостного права. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт. Промышленность и транспорт в пореформенное время. Развитие торговли и банков.

Быт крестьян. Быт привилегированных сословий. Новшества в жизни городских обывателей.

Продолжение золотого века русской культуры.

Образование. Усиление контроля за системой образования. Успехи в сфере образования и книгоиздания. Достижения российской науки. Либеральная и консервативная журналистика. Литература как отражение общественных процессов. Литература народов России.

Бунт в Академии художеств. Скульптура и архитектура: поиск новых форм. Музыкальное искусство и театр. Художественная

Россия в конце XIX - начале XX в.

Россия в системе мирового социально-экономического развития. Территория и население. Имперский центр и регионы. Разложение сословных структур: дворянство и крестьянство. Формирование новых социальных страт: буржуазии, рабочих, средних городских слоёв.

Николай II и самодержавная государственность. Нарастание оппозиционных настроений. Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война. Взаимоотношения власти и общества.

Причины и особенности революции 1905-1907 гг. Начало революции: 9 января 1905 г. Массовые выступления весной и летом 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Декабрьское вооружённые восстания.

Революционные партии. Либеральные партии и организации. Правомонархические партии. Национальные партии и организации.

Основные государственные законы 1906 г. Особенности революционных выступлений 1906-1907 гг. I и II Государственная дума. Столыпинская программа социальных преобразований и её реализация. III и IV Государственная дума. Незавершённость преобразований и нарастание социальных противоречий.

Просвещение. Развитие научной мысли. Художественная культура: Серебряный век.

 Россия на пороге нового мира.

Содержание учебного предмета

История    9 класс  (68 часов)

Содержание учебного предмета по разделам

1.

Введение

1

2.

Становление индустриального общества

6

3.

Строительство новой Европы

6

4.

Страны Западной Европы в конце XIX в.

Успехи и проблемы индустриального общества

5

5.

Две Америки

3

6.

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

4

7.

Международные отношения: обострение противоречий

2

8.

Итоговое повторение курса новой истории 19 век

1(28)

9.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

2

10.

Российская империя в царствование Александра I.

1801-1825 гг.

5

11.

Российская империя в царствование Николая I. 1825-1855 гг.

4

12.

Начало золотого века русской культуры

3

13.

Эпоха Великих реформ в России. 1860-1870-е гг.

5

14.

Российская империя в царствование Александра III. 1881-1894 гг.

4

15.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

3

16.

Продолжение золотого века русской культуры

3

17.

Россия в конце XIX - начале XX в.

10

18.

Итоговое повторение

1 (40)

Календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе.

Название раздела

Кол-во часов

Тема урока

Формы контроля

Дата урока

План

Факт

Введение

1

1.От традиционного общества к обществу индустриальному

Фронтальная беседа, входной мониторинг

2.09

2.09

Становление индустриального общества

6

2. Наука: создание научной картины мира

Проблемная беседа, составление таблицы

5.09

5.09

3. XIX в. в зеркале художественных исканий

Составление таблицы, выполнение инд. заданий

9.09

9.09

4-5. Искусство в поисках новой картины мира

Составление таблицы, выполнение инд. заданий

12.09-16.09

12.09-16.09

6-7. Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

Составление таблицы

19.09-23.09

19.09-23.09

Строительство новой Европы

6

8. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

Самостоятельная работа с картой,

составление плана

26.09

26.09

9. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

Фронтальный опрос, работа в парах

30.09

30.09

10. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису

Фронтальный опрос

3.10

3.10

11. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

работа в парах

7.10

7.10

12. Объединение Германии и Италии.

работа с различными историческими источниками работа по карте

10.10

10.10

13. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

работа с терминами составление плана

14.10

14.10

Страны Западной Европы в конце XIX в.

Успехи и проблемы индустриального общества

5

14. Германская империя: борьба за "место под солнцем"

Фронтальный опрос, работа с картой,

17.10

17.10

15. Великобритания: конец Викторианской эпохи

Фронтальный опрос, работа с картой,

21.10

21.10

16. Франция: Третья республика

составление хронологических карт

24.10

24.10

17. Италия: время реформ и колониальных захватов

Составление плана

28.10

28.10

18.От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

Индивидуальные задания

31.10

31.10

Две Америки

3

19. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства

и сохранение республики

Работа в группе

11.11

11.11

20. США: империализм и вступление в мировую политику

Работа в группе

14.11

14.11

21. Латинская Америка в XIX в.: время перемен

фронтальный опрос; работа с картой,

18.11

18.11

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

4

22. Япония на пути модернизации: "восточная мораль - западная техника"

Индивидуальные задания

21.11

21.11

23. Китай: традиции против модернизации

Индивидуальные задания

25.11

25.11

24.Индия: насильственное разрушение традиционного общества

Индивидуальные задания

28.11

28.11

25. Африка: континент в эпоху перемен

Индивидуальные задания

2.12

2.12

Международные отношения: обострение противоречий

2

26-27. Международные отношения: дипломатия или войны?

фронтальный опрос; работа с картой Составление таблицы

5.12-9.12

5.12-9.12

Итоговое повторение

1

28. Мир  Запада и Востока в XIX веке

фронтальный опрос тест

12.12

12.12

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

2

29.XIX столетие - особый этап в истории России. Сельское хозяйство. «ОДНКНР».

фронтальный опрос; работа с картой Составление таблицы

16.12

16.12

30.Развитие промышленности, транспорта и торговли.

Взаимопроверка по материалу учебника, тест

19.12

19.12

Российская империя в царствование Александра I. 1801 – 1825 гг.

5

31. Внутренняя и внешняя политика России в 1801 – 1811 гг.

Хронологический диктант

23.12

32. Героический 1812 год. «ОДНКНР».

Работа с картой и документами

26.12

26.01

33.Внутренняя и внешняя политика Александра I

в 1816 – 1825 гг.

Проблемная беседа

30.12

30.12

34. Общественная жизнь в России

Проблемная беседа

9.01

9.01

35.Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов. «ОДНКНР».

работа в парах тест

13.01

13.01

Российская империя в царствование Николая I. 1825 – 1855 гг

4

36. Охранительный курс Николая I во внутренней политике

Взаимопроверка по материалу учебника

16.01

16.01

37.Политика правительства в социально-экономической сфере

составление таблицы, выполнение инд. заданий

20.01

20.01

38. Россия в «европейском оркестре»

в 1826 – 1856 гг. Крымская война.

выполнение инд. заданий работа с картой

23.01

39. Общественно-политическая жизнь России в 1830-1840 гг.

Проблемная беседа

27.01

Начало золотого века русской культуры

3

40. Просвещение и наука в 1801 – 1850-е гг. «ОДНКНР».

выполнение инд. заданий

41. Литература как главное действующее лицо российской культуры

выполнение инд. заданий

42. Живопись, театр, музыка архитектура в первой половине XIX века

выполнение инд. заданий

Эпоха Великих реформ в России. 1860 – 1870-е гг

5

43. «Распалась цепь великая…»:

крестьянская реформа 1861 года

Проблемная беседа

44. Последующие реформы

составление схемы

45. Внешняя политика России в 1850-е – начале 1880-х гг.

работа с картой

46.Либеральный и революционный общественно-политические лагеря в России 1860-1870

Проблемная беседа составление таблицы

47.Основные направления в народничестве 1870-1880

составление таблицы тест

Российская империя в царствование Александра III. 1881 – 1894 гг

4

48. Внутренняя политика Александра III: контрреформы.

Проблемная беседа выполнение инд. заданий

49. Внешняя политика России в 1880-е – начале 1890-х гг.

Работа с картой и схемой

50. Общественное и рабочее движение в 1880-е – начале 1890-х гг.

Работа в группах

51. Религиозная политика в России XIX века. «ОДНКНР».

Взаимопроверка по материалу учебника

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

3

52. Развитие сельского хозяйства

Фронтальный опрос, работа в группах, составление таблицы

53. Промышленность, банковское дело, торговля и транспорт

Фронтальный опрос, работа в группах, составление таблицы

54. Повседневная жизнь основных слоёв  населения России в XIX в.

выполнение инд. заданий

Продолжение золотого века русской культуры

3

55. Просвещение и наука. «ОДНКНР».

Фронтальный опрос, анализ текста и иллюстраций,

56.Периодическая печать и литература.

выполнение инд. заданий

57. Новые течения в архитектуре, живописи, театре, музыке

Фронтальный опрос, анализ текста и иллюстраций

Россия в конце 19 начале 20 века.

10

58. Экономическое развитие России: город и деревня

Фронтальный опрос, анализ текста работа с картой

59. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи

составление плана

60-61. Государство и общество на рубеже веков

Фронтальный опрос, работа в группе;

62. 1905 год: революция и самодержавие

Фронтальный опрос, работа в группе;

63. Начало многопартийности

Проблемная беседа выполнение инд. заданий

64. Завершающий период революции 1905 – 1907 гг.;

Работа в группе

65. Общество и власть после Первой русской революции. . «ОДНКНР».

Проблемная беседа

66-67. Серебряный век российской культуры. . «ОДНКНР».

выполнение инд. заданий

Обобщение по курсу «История России в XIX в.»

1

68. Россия на пороге нового мира

тест

VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература (основная)

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В.Амосова

История России. XIX в. 9 класс

Дрофа

2016

2.

И.Л. Андреев, О.В. Волобуев и др.

История России. 6-10 классы: рабочая программа

Дрофа

2016

3.

К.В. Волкова, О.В. Давыдова М.:

«Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800-1913 гг.».

«Экзамен»

2006

4.

Симонова Е.В.

Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова «История России. XIX в. 9 класс»

http://history.drofa.ru/umk

6.

А. Я. Юдовская и др.

«Новая история. 1800-1913»

Просвещение

2017

7.

А. Я. Юдовская и др.

Поурочные разработки по Новой истории, 1800-1913 гг: пособие для 8 кл.

Просвещение

2016

Учебно-методическая литература (вспомогательная)

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Брандт М.Ю.

Новая история. Тесты. 8 кл.: Учебно-методическое пособие.

Дрофа

2007

2.

Симонова Е.В.

Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX в.

9 класс»

«Дрофа»

2017

3.

Степанищев А.Т., Белозеров Н.М.

''История в таблицах 5 -11 классы''

Дрофа

2009

4.

А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина

Рабочая тетрадь по новой истории (1800-1900), выпуски 1 и 2

«Просвещение»

2016

Ресурсы Интернета 

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://museum.ru/Портал «Музеи России».

http://his.1september.ru/ Электронная версия газеты «История» (приложение к газете «Первое сентября» и сайт «Я иду на урок истории»)

http://www.historicus.ru/ Научно-популярный просветительский журнал «Историк»

Печатные пособия

Наименование

Количество

1. Становление российского государства. Картины по истории Отечества.

1

2. Картины и таблицы по истории Отечества 14-19 века.

1

3. Схемы сражений: Полтава, Куликовская битва, Бородино, Измаил, Синоп, Ледовое побоище, Грюнвальдская битва.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочая программа 8 класс история

Рабочая программа 8 класс история...

Рабочая программа 9 класс история

Рабочая программа 9 класс история...

рабочая программа 5 класс история

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс предназначена для обучающихся общеобразовательных школ, изучающих историю по учебнику Михайловского Ф.М....

рабочая программа 6 класс история России

рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века издательство "Русское слово"...

Рабочая программа 6 класс история

Рабочая программа 6 класс история...

Рабочая программа 10 класс история

Рабочая программа 10 класс по истории...