Открытый урок по истории "РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Ооржак Алдынай Шолбановна

открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_goda.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

Учебник под редакцией А.В. Торкунова. Москва. Просвещение. 2016.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока

Знать структуру российского общества в XVI в.

План урока

  1. Структура «служилых людей»
  2. Структура «тяглового населения»

Методы и приемы
обучения

самостоятельная работа с текстом учебника

Основные понятия

  1. Роль личности правителя в истории страны
  2. «Служилое» и «тяглое» население
  3. Феодальная лестница

Планируемые результаты

Предметные: на основе самостоятельной работы определить структуру российского общества, особенности формирования сословий в России, их права и обязанности.  

Метапредметные:

Переводить письменный текст в схемы и таблицы, проводить причинно-следственные связи.

Личностные: понимают роль личности в истории, влияние на ее деятельность различных объективных и субъективных факторов, дают характеристику нравственного аспекта деятельности правителей.

Оборудование

Учебник, Рабочие листы с заданиями

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я учитель истории из Ээрбека, зовут меня Алдынай Шолбановна . Сегодня мне выпала уникальнейшая  возможность провести урок в вашем классе. Надеюсь, что ваши знания помогут вам на уроке и будут мне надёжной опорой. Договорились?

(слайд № 1)

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

2.Актуализация опорных знаний

(слайд № 2)

- А теперь попрошу вас сосредоточиться и обратить внимание на слайд «Россия и Европа в XVI веке».  

- Что изображено на иллюстрациях?

- Какие существенные отличия вы видите?

Вывод: основное занятие европейцев ремесло и торговля, а россиян – сельское хозяйство.

3.Мотивационно-целевой этап

(слайд № 3)

- Отсюда возникает проблемный вопрос: «Почему Европа и Россия в конце XV- начале XVI века в социально-экономическом развитии пошли разными путями?» Анализ Российского общества в XVI веке, я надеюсь, позволит нам получить ответ на этот вопрос.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Российское общество в XVI веке: «Служилые» и «Тяглые»)

(слайд № 4)

- Сегодня мы должны с вами рассмотреть такие вопросы:

(слайд № 5)

План урока

1. Европа в начале XVI века. (Ну вы ж взрослые люди и понимаете, что всё познаётся в сравнении, нам это сравнение нужно, что б понять специфику Российского общества)

2. На государевой службе.

3. Крестьянский мир.

4. Изучение новой темы

- Я попрошу вас разбиться на 3 группы в соответствии с пунктами плана и цветом жетона, который каждый из вас получил перед началом урока. Возьмитесь за руки, вы теперь команда, поделитесь волшебной силой через рукопожатие и взгляд.

- Ваша задача изучить документ, ответить (письменно) на вопросы к нему, составить интеллект - карту, состоящую из основных моментов, изучаемой вами проблемы и отчитаться о проделанной работе.  Работаем дружно, быстро, времени у вас на всё 7 минут.

Задание для 1 группы

(слайд № 6)

Европа в конце XV- начале XVIвека

       Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы.

       Характерной чертой хозяйственной жизни стало наличие технических открытий: был сконструирован широкий ткацкий станок и самопрялка, значительный прогресс в оружейном деле - началось вытеснения холодного оружия огнестрельным, быстро развивались книгопечатание, производство бумаги, стекла, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

       Однако экономический рост в Европе более всего был заметен в области торговли. В связи с Великими географическими открытиями складывается общеевропейский рынок, а с открытием и началом торговых сообщений с Азией, Америкой и Африкой — формируются основы общемирового рынка.

       Таким образом важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений. Все эти новшества привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества, где преобладало торгово-ремесленное население.

Вопросы к тексту:

1. Когда в Европе начинается экономический подъём?

2. О каких технических открытиях говорится в документе?

3. Назовите важную особенность в социально-экономическом развитии Европы.

https://lh4.googleusercontent.com/VbDN0qPXZYX5WCtJFazEJdoclmVTwHvGjGjwf5Lo0-vAl2qfXs0xn-4KHDwUp0zfg6tjjlNhmxV-cDADMYKg8jiaClox-2c9VN0LhRxNgj5G1jdFT2NHNp8cEFXp22YYmEFAuAF2dcddM4Iazg

Клише ответа

Перед нашей группой стояла задача изучить документ «Европа в конце 15 – начале 16 века». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. Со второй половины XV в. начинается экономический подъем Европы 

2. Связано это было в первую очередь с техническими открытиями в области производства, мореплавания, оружия, книгопечатания.

3. Важнейшей особенностью данного периода является зарождение капиталистического уклада и начало разложения феодальных отношений.

Вывод: Все эти изменения привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества.

Европа

https://docs.google.com/drawings/d/sZXo4FJOfmJzOlmw3mTep7A/image?rev=1&h=91&w=567&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/szVtX6p8dl6I0oHTMiEApkA/image?rev=1&h=112&w=151&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/s34xK4RdGkp1hDlHjj0mthg/image?rev=1&h=126&w=171&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/s3AIwUaov1NkEOOLG5ey1lw/image?rev=1&h=117&w=171&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sDQ5bTLmKI5SyNDeSjIXLhw/image?rev=1&h=121&w=168&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/sGxCq_8zfJi8abB3xJSTslQ/image?rev=1&h=164&w=278&ac=1

Задание для 2 группы

(слайд № 7)

На государевой службе

- Работая с первым пунктом параграфа, вы отвечаете на вопросы и делаете интеллект карту

Вопросы к документу:

1. На какие сословия делилось российское общество в XVI веке?

2. Кто такие бояре и кто такие дворяне?

3. Чем регулировались отношения между членами государева двора? Что такое местничество?

Клише ответа.

Перед нашей группой стояла задача изучить документ «На государевой службе». В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. в XVI в. российское общество делилось на знатные и незнатные сословия. Верхушку знати составляли владельцы собственных княжеств — удельные князья и «служилые» князья пограничных земель

2. Бояре – это выходцы из старшей боярской дружины, несли государственную службу; владели вотчинами на основе частной собственности, т.е. могли продать, завещать, подарить.  Дворяне – это взятые на службу при дворе князя выходцы из младшей дружины, выполнявшие военные, хозяйственные и денежные поручения за право  пользования земельным наделом вместе с закрепленными за ним крестьянами.

3.Отношения между членами государева двора регулировались местничествомМестничество - это система  распределения должностей и порядок                           назначения на государственные должности  в зависимости от знатности                           рода и происхождения   

Вывод: В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

 (В ходе выполнения задания при консультативной помощи учителя составляется схема.)

https://docs.google.com/drawings/d/si3fS7Qkk7MTE9P2VmnmIfA/image?rev=1&h=65&w=345&ac=1Задание для 3 группы

(слайд № 8)

Крестьянский мир

В XVI веке 95% населения России составляли крестьяне. Они делились на черносошных (лично свободных, трудившихся на государство), дворцовых (принадлежавших лично государю) и владельческих (проживавших на землях вотчинников и помещиков).

Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Среднее российское село в XVI веке состояло из 10-30 дворов, деревня же насчитывала всего 3-5 дворов. Основное жилище крестьянина – изба по своим размерам была невелика (от 10 до 30 кв.метров)

В избе жила крестьянская семья, состоящая из 6-8 человек. В крестьянском хозяйстве трудились и мужчины и женщины: глава семьи с сыновьями расчищал поле, выполнял все сельскохозяйственные работы (на жатве работала вся семья); он строил и чинил дом, заготавливал дрова. Уход за скотом, приготовление еды, изготовление домотканной одежды лежали на хозяйке и дочерях.

Женились и выходили замуж рано – до 20 лет (как только юноша был способен вести своё хозяйство и нести повинности – тягло). Повинностями были барщина и оброк. Оброк выплачивали зерном, скотом, маслом, мясо, рыбой, ягодами, курами , яйцами и очень редко деньгами. В качестве барщинных работ могли пахать поля, прудить пруды, косить сено и выполнять ряд других работ.

Вопросы к документу

1. Кто составлял большинство населения России в XVI в.? 

2. На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? 

3. Что являлось центром крестьянской общины? 

4Каковы были обязанности крестьянина? 

5Какие повинности несли крестьяне? 

Клише ответа.

Перед нашей группой стояла задача изучить пункт «Крестьянский мир в 16 веке» В ходе проделанной работы, мы выяснили, что

1. большинство населения России в XVI в. составляли  крестьяне 95%

2. российское крестьянство в XVI в. делилось на лично свободных черносошных крестьян, дворцовых (принадлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.

3. центром крестьянской общины было село. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.

4. в обязанности крестьянина входили сельскохозяйственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.

5. крестьяне несли тягло в виде Оброка и барщины. Оброк платили зерном, скотом, курами, яйцами, маслом, рыбой….очень редко деньгами

https://docs.google.com/drawings/d/sQCy-u-DbU9ZkOoNOTv45zg/image?rev=1&h=125&w=416&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/sH87cE8HcolxxitqBtQETLQ/image?rev=1&h=85&w=189&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sVTchEkZYVeyYlqrr2rOHmQ/image?rev=1&h=88&w=186&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sxY0wbAkPXWGAtE7m76_QWA/image?rev=1&h=83&w=189&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/soBAC7NidbZSCfUHmPLjT4w/image?rev=1&h=69&w=295&ac=1

https://docs.google.com/drawings/d/sUqEPVoZl5DQrB1DJulHT0A/image?rev=1&h=68&w=199&ac=1https://docs.google.com/drawings/d/sRfZrdiixun1VH4M_DXUO9Q/image?rev=1&h=71&w=211&ac=1

- Выполнение повинностей крестьян по отношению к знатным сословиям, было основным источником их существования, в отличие от Европейского общества, где как мы видим широко развивалось ремесло и торговля.

(слайд № 9)

- В конце 16 века массовый отток крестьянского населения из - за не урожайности и возросших налогов заставили правительство ввести Заповедные и Урочные лета. Таким образом в России продолжается законодательное оформление крепостного права.

5. Подведение итогов.

- Ну а теперь подведём итог. Мы видим, что Российское общество в 16 веке было сословным. Но тягловое население находилось в большей степени поземельной и личной зависимости, чем в Европе, которая активно в тот момент включалась в товарно-денежные отношения и мировой рынок. Отсюда и разные пути Европы и России в социально-экономическом развитии.

- Ответили мы на наш проблемный вопрос? Ответили!

- Что бы обобщить вашу работу я предлагаю составить синквейн.

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы.

6. Рефлексия

https://lh3.googleusercontent.com/1e57bSEK-QTLmKi6vyPh21V4Dlo-RdFxipt5ogQWRvT-OtvIdto9hhB52GyrS2F_jbDuL85HNU759FKKmmXjypc-fjo3fSxcLXqeMmPFln34PPkHvGtTqlgE6kTXghXRIxQTMOHGFAgz9dW9rw

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок!

Вам девчонки и мальчишки,

Всем спасибо за урок!

Всем спасибо за внимание,

А гостям мы говорим «до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и...

открытый урок по обществу 7 класс

открытый урок по теме: Конституция РФ...

Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: ...

Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые"

презентация  по истории России для 7 класса Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые" соответствует обновленному ФГОС...