урок по истории:Тема : Южные и Юго-западные русские княжества.
план-конспект урока по истории (6 класс)

Стещенко Марина Сергеевна

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

Задачи:

  • Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в парах, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, тетради, атласы, карта.

Межпредметные связи: география, литекратура

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Южные и Юго-западные русские княжества.

Цель: Определить, как географическое положение и природные условия повлияли на развитие различных русских княжеств.

Задачи:

  • Установление связи между географическим положением, природными условиями и особенностями общественного развития
  • Развивать умения работать с текстом и анализировать информацию. Развивать умение работать в парах, слушать друг друга. Приходить к компромиссу.
  • Прививать чувство уважения к культуре своей Родины, толерантное отношение к другим народам.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.
  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.
  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, тетради, атласы, карта.

Межпредметные связи: география, литекратура

Основные понятия: политическая раздробленность, усобицы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

- Каким было географическое положение Новгородской земли? Покажите ее на карте. (Северо-запад и север Руси)  

- Какими были основные занятия населения? (Ремесла, торговля, промыслы, земледелия)

- Назовите основные города Новгородской земли. (Крупными городами Новгородской земли были Торжок, Великие Луки, Старая Руса, Городец.

- Отличалась ли форма правления в Новгородской земле от формы правления во Владимиро-Суздальском княжестве? Чем отличалась? (Главное отличие это способ осуществления власти в Новгороде это республиканская форма правления, где власть принадлежит вече, а в Владимиро-Суздальском княжестве главой был князь,

- Дайте определение понятию республика. (Респу́блика (лат. res publica — «общественное дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

- Назовите памятники культуры Новгородской республики.

Каледоскоп изученного.

- Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

- Принятие христианства: князь Владимир 980-1015, Днепр, 988г

- Крупнейшие города Руси: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Владимир-Волынский, Ростов, Полоцк.

- Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.

- Категории рядового населения: люди, смерды, закупы, холопы.  

- Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Понятия.

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика – искусство управлять государством.

Усобицы – вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей.

Бояре – высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина – крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Духовенство – служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Смерды – свободные крестьяне в Древней Руси.

Мозаика – изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла.

Патриотизм – любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Удел – владения младших членов княжеского рода.

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным людям.

Уроки – размер дани

Погосты – место сбора дани.

3.Мотивация. Постановка проблемы. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: На карте видно, что кроме Новгородских и Владимиро-Суздальских земель немало других княжеств.

Назовите наиболее крупные из них и покажите на карте.

Конечно, поговорить сегодня обо всех не удастся. С северными и северо-восточными землями мы познакомились. Осталось узнать о каких землях?

Тема: «Южные и юго-западные русские княжества в 12- начале 13 века».

План урока:

  1. Киевское княжество.
  2. Черниговское княжество.
  3. Смоленское княжество.
  4. Галицко-Волынское княжество.

Какие вопросы в жизни этих княжеств вы предлагаете рассмотреть?

Предполагаемый ответ: географическое положение, занятия населения, города, известных правителей, систему управления, памятники культуры.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развитие различных русских земель? Стр. 123

4. Введение в новый материал

Сегодня вы выступите в роли исследователей.

— Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив определенный материал, расскажет нам об истории одного из южных и юго-западных русских княжеств.

Первая группа анализирует историю Киевского княжества. Вторая группа оценивает развитие Черниговского княжества. Третья группа рассказывает о Смоленском княжестве.

Вы будете изучать географическое положение, занятия и культуру княжества. Расскажете нам о полученной из учебника информации.

  1. Киевское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Крупные города____________________________________________________

С какими княжествами граничит______________________________________

 

Занятия населения __________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 123)

  1. Черниговское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Крупные города____________________________________________________

С какими княжествами граничит______________________________________

__________________________________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 124)

Подведем итог: Как повлияли географическое положение и природные условия на развитие Киевского и Черниговского княжества? (здесь было развито земледелие, в многочисленных городах – ремесло и торговля. Постоянно совершали набеги половцы. Были боярские вотчины, а княжеская власть ослабела.

 

  1. Смоленское княжество. 

С какими княжествами граничит______________________________________

__________________________________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Подведем итог: как повлияло положение Смоленской земли на западной окраине на развитие княжества? (В Смоленской земле была сильная княжеская власть)

5.Физминутка.

Разминка. Все должны встать и выйти из-за парт. Я буду говорить утверждение, а вы, если оно верное – поднимаете руки вверх, если неверное – опускаете.

  1. Одной из причин феодальной раздробленности было господство натурального хозяйства.+
  2. Политическая раздробленность имела только положительные последствия. -
  3. Положительным последствие раздробленности был расцвет культуры.+
  4. Церковь выступала за единство земель, прекращение усобиц. +
  5. В период раздробленности Киев оставался центром всех земель. –
  6. В период раздробленности продолжала развиваться торговля с соседними княжествами и с дальними соседями.+
  7. В период раздробленности не развивалась культура.-

6.Аналитический этап.

Все учащиеся  смотрят фрагмент видеоурока и работают самостоятельно по Галицко-Волынскому княжеству. Они заполняют таблицу в течение 7-8 минут, потом проверка задания.

(Предполагаемый ответ:

  1. Географическое положение: юго-запад Руси, мягкий климат, плодородные почвы.
  2. Занятия населения: пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, добыча соли.
  3. Города: Владимир-Волынский, Галич.
  4. Известные правители: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий.
  5. Система управления: княжеская власть ограничена боярами.
  6. Памятники культуры: Успенский собор во Владимире-Волынском, «Галицко-Волынская летопись», княжеский дворец в Галиче)

- Галицко-Волынское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Крупные города____________________________________________________

Известные правители_______________________________________________

__________________________________________________________________

Система управления_________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

(работа с документом на странице 127 учебника)

7.Подведение итогов.

Проблемный вопрос: Как географическое положение и природные условия сказывались на особенностях развитие различных русских земель? (географическое положение и природные условия повлияли на особенность развития различных русских земель на севере руси установилось феодальная республика в центре и юго-востоке абсолютная монархия на юге и юго-западе сословная монархия.)

  •  Означала ли раздробленность конец существования русского государства? (Нет: сохранялось единство языка, культуры, православной церкви, законов и.т.д.)

Учитель: Я предлагала вам выполнить творческое домашнее задание. Используя учебник, ресурсы интернета подготовить рисунок по одному из городов 12 - начала 13 века.

(Слушаются ответы учащихся)

8. Рефлексия. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

- За что сегодня я могу себя похвалить?

- Мне надо ещё поработать над … чем?

- «слышал краем уха»

- «хлопал ушами»

- «шевелил мозгами»

- «считал ворон»

9.Домашнее задание

Повторить изученный материал по теме «Русь в середине XII- начале XIII в.» (§ 12—14)

 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 128).

Составить Кроссенс к главе 3

Приложение 1.

Каледоскоп изученного.

 Первые русские князья: Олег

  Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

 Принятие христианства:

 князь Владимир

980-1015

Днепр  

988г

 Крупнейшие города Руси: Киев

Новгород

Чернигов

Переяславль Смоленск

 Владимир-Волынский Ростов

Полоцк

 Органы власти:

Князь

 Посадник

 Тысяцкий

 вече

 Категории рядового населения: люди

 Смерды

 Закупы

 холопы  

Древнерусское право: Русская Правда

церковные уставы

Понятия.

Наместник –

глава местного управления, назначенный центральной властью.

Политика –

искусство управлять государством.

Усобицы –

вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей.

Бояре –

высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин.

Вотчина –

крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования.

Духовенство –

служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.

Смерды –

свободные крестьяне в Древней Руси.

Мозаика –

изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла.

Патриотизм –

любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Удел –

владения младших членов княжеского рода.

Республика –

форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным людям.

Уроки –

размер дани

Погосты –

место сбора дани.

Киевское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Крупные города____________________________________________________

С какими княжествами граничит______________________________________

 

Занятия населения __________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 123)

Черниговское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Крупные города____________________________________________________

С какими княжествами граничит______________________________________

__________________________________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

( при ответе показать на карте, обратиться к иллюстрации на стр. 124)

Смоленское княжество

С какими княжествами граничит______________________________________

__________________________________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Галицко-Волынское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Крупные города____________________________________________________

Известные правители_______________________________________________

__________________________________________________________________

Система управления_________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

(работа с документом на странице 127 учебника)

Галицко-Волынское княжество. 

Географическое положение__________________________________________

Занятия населения__________________________________________________

Крупные города____________________________________________________

Известные правители_______________________________________________

__________________________________________________________________

Система управления_________________________________________________

Памятники культуры________________________________________________

(работа с документом на странице 127 учебника)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...