Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Лазаренко Лада Владимировна

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орехово-Зуевский Педагогический  Колледж

Открытый урок

По предмету «История»

Преподавателя Лазаренко Л. В.

Тема урока: « От Киевской Руси к Московскому  государству».

2009 год.

Цели урока:

1. Повторить и обобщить изученный ранее материал по темам: «Киевская Русь», «Раздробленность Руси», «Отражение внешних угроз в XIII веке», «Возвышение Москвы и создание Московского государства».

2. Развитие логических   методов познания у студентов, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

3. Развитие у студентов грамотной, красивой речи.

4. Воспитание патриотических чувств.

5. Развитие интереса к истории у студентов.

6. Развитие у студентов творческого отношения к выполняемым ими заданиям, расширение кругозора учащихся.

Оборудование:

  1. Ноутбук, проектор,
  2. Презентация: «От Киевской Руси к Московскому государству»,
  3. Листы контроля  по количеству творческих групп,
  4. Творческие работы студентов для конкурса презентаций.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели  урока, а также способа начисления баллов и их учёта командирами творческих групп.
  2. Основная часть:

Слайд 1- Титульный

Слайды 2-19- Раздел «Правители»

Слайд 2-Заполни таблицу:( За каждый правильный ответ- 1 балл. Максимально- 5 баллов)

князь

Олег

Святослав

Владимир I

Ярослав Мудрый

Владимир II

Мономах

событие

1 - ввел христианство как государственную религию; для обороны Руси от печенегов начал строительство городов – крепостей по притокам Днепра;
2. - разгромил Хазарский каганат; вел войны на территории Византийской империи;
3. – добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках;
4. - с деятельностью этого князя связано появление древнейшей части «Русской правды»;
5. – основатель г. Владимира - на - Клязьме; организатор походов в половецкие степи; один из инициаторов Любеческого съезда князей;

Слайд3- Ответ:

князь

Олег

Святослав

Владимир I

Ярослав Мудрый

Владимир II

Мономах

событие

3

2

1

4

5

Слайд4-Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой. Кратко обоснуйте свой ответ (За каждый правильный ответ- 1 балл. С обоснованием ответа-2 балла. Максимально- 6 баллов):

                    

Правильный ответ:

Картинки 1, 3, 4. Изображение Ивана Грозного (1), при котором взята Казань (4), в честь ее взятия построен Покровский собор (3).

Слайд 5- Соотнесите имена исторических личностей с тем, что их объединяло(За каждый правильный ответ- 1 балл. Максимально- 6 баллов):

1) Рюрик и Игорь

а) «Повесть временных лет»

2) Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый

б) Отец и сын

3) Нестор и Сильвестр

в) Одна и та же личность

4) Ольгерд и Гедимин

г) Куликовская битва

5) Тимур и Тамерлан

д) Братья

6) Дмитрий Боброк и Владимир Храбрый.

е) Литовские князья

Ответ: 1Б, 2Д, 3А, 4Е, 5В, 6Г.

 Слайд 6- Из предложенных изображений  выберите три, связанных между собой. Кратко обоснуйте свой ответ(За каждый правильный ответ- 1 балл. С обоснованием ответа-2 балла. Максимально- 6 баллов):

                       

         

Правильный ответ:

Картинки 1, 3, 5. Бюст-реконструкция Ярослава Мудрого (1), карта похода Ярослава на печенегов (5), реконструкция Софийского собора в Киеве, построенного в честь победы над печенегами (3).

Слайд7- Установите соответствие между определениями и терминами(За каждый правильный ответ- 1 балл. Максимально- 5 баллов)

1) орган, управлявший личными землями князя

а) волость

2) территория, с которой должностному лицу было предоставлено право собирать часть государственных доходов

б) дворец

3) административно-территориальная единица в XV-XVII вв.

в) Боярская дума

4) денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день

г) поместье

5) высший орган управления при великом князе

д) кормление

е) пожилое

Ответ: 1)-Б), 2)-Д), 3)-А), 4)-Е), 5)-В)

Слайды 8,11,13- Задания группам (Максимальная оценка 10 баллов).

Задание 1 группе.

В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Святославович, и Василько Ростиславович, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславской отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль…» и на том целовали крест (…)    

«Повесть временных лет»

Набеги половцев, разорительные междоусобные войны заставили князей собраться в Любече и узаконить распад единой Руси на отчины. Но мир в стране не наступил. И только Владимиру Мономаху на короткий срок удалось объединить Русь.

Почему Владимиру Мономаху удалось в последствии в последний раз объединить Древнюю Русь?

Ответ:

  •   С 1093  Владимир Мономах вёл войну с вступившими в союз половцами  Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097), 1100, 1103.)

Задание 2 группе.

В год 6488 (988)… И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорива, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот (…)

В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и взял их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого он падет, того и зарежем в жертву богам»

«Повесть Временных лет»

Пройдет всего несколько лет, и будут повержены кумиры, а на их месте вырастут храмы. Русь станет страной христианского мира

.Почему Русь приняла христианство?

Ответ:

  1. во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
  2. во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
  3. в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
  4. в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял  авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
  5.  в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

Задание 3 группе

В год 6572 (1019). Пошел Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал   и вышел против него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздел руки к небу, сказал: «Кровь брата моего вопиет к тебе, владыка! Отомсти за кровь праведника сего…» Помолился и сказал: Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего – убийцы и гордеца». И когда сказал так, двинулись противники друг на друга и покрыли поле Альтинское множеством воинов. Была же тогда пятница, и всходило солнце, и сошлись обе стороны, и была сеча жестока, какой не бывало на Руси, и, за руки хватаясь, рубились, и сходились трижды, да так, что кровь текла по низинам. К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал (…)

«Повесть временных лет»

Пошел брат на брата, усобицу затеяли дети Владимира Святого…Победил Ярослав. Его бы за что упрекнуть современниками потомкам – и против отца выступал, и брата своего продержал в заточении 24 года. Да и наследство досталось трудное – разоренная войной страна. Однако именно в годы его правления Русь пережила расцвет, а сам он заслужил почетное прозвище Мудрого.

Почему расцвет Древней Руси пришелся на правление Ярослава Мудрого?

Ответ:

  • 1. При Ярославе были приняты единые законы
  • 2. Окончательно складывается организация православной церкви
  • 3. Появляются первые государственные школы,
  • 4. Было построено 400 церквей, началось строительство монастырей
  • 5. Развивается летописание
  • 6. Ярослав совершает поход против Византии, наносит сильнейший удар по печенегам
  • 7. Укрепляется международный престиж Руси
  • При Ярославе Русь вышла на международную арену и была принята в семью европейских монархов.
  • Сам Ярослав в 1019 г. вторым браком женился на шведской принцессе Ингигерд и имел от нее семь сыновей и троих дочерей.
  • Дочь Елизавету он выдал замуж за норвежского короля Харальда,
  • Анну - за французского короля Генриха I,
  •  Анастасию - за венгерского короля Эндре I.
  • Внучка Ярослава вышла замуж за германского императора.
  • Один его сын женился на дочери польского короля,
  • другой - Всеволод - на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Слайд- 15

  1. Рассмотрите репродукцию картины П.Д. Корина и ответьте на следующие вопросы:

а) какая историческая личность изображена на картине? (1 балл)

б) чье изображение виднеется на знамени? (1 балл)

в) какой город изображен на заднем плане? (2 балла)

г) по какому признаку вы это определили? (2 балла)

д) по вашему мнению, когда или приблизительно в какое время П.Д. Корин написал эту картину? (3 балла)

е) насколько актуальным было обращение художника к образу данной исторической личности? (3 балла)

 Ответ: а) Александр Невский; б) Иисус Христос; в) Новгород Великий; г) гл. признак –  Софийский собор; д) в 1942 г. (за ответ «в годы Великой Отечественной войны» присуждается столько же баллов); е) общий мотив борьбы с немецкими агрессорами, защиты Отечества. (Максимальный балл-12)

Слайд 16-

  • Представьте себе, что Вы – Александр Невский и попали на Суд Истории. Какой бы был Ваш ответ на такой упрёк: “Вы бесстрашно сражались против шведов и немецких рыцарей, но пресмыкались перед монголо-татарами, с их помощью расправились со своим братом Андреем, помогали им подавлять антиордынские народные восстания. И это вместо того, чтобы соединившись с Европой дать отпор Азии!”( Максимально-5 баллов).

Слайды 17-19-

Посмотрите отрывки из фильмов и ответьте на вопрос:
О каких правителях Руси  эти сюжеты и с какими историческими событиями связаны их имена?(2 балла за названия князей или событий истории, связанных с именами этих князей. )

Ответы: Первый и второй сюжеты посвящены Александру Невскому и Ледовому побоищу 1242 года, третий сюжет посвящён Ярославу Мудрому и росту престижа Киевской Руси в Европе

Слайды-20- 41 – Раздел « Экономика» . Слайд 21-. Путь из варяг в греки проходил:

а) из Балтийского моря через Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Днепр в Черное море;

б) из Белого моря через Северную Двину, Сухону, Волгу, Днепр в Черное море;

в) из Балтийского моря через Неву, Ладогу, Волхов, Волгу в Каспийское море;

г) из Балтийского моря через Вислу, Буг, Припять, Днепр в Черное море.

Ответ-А) (1 балл).

Слайд 22- Каким образом пополнялась казна после отмены полюдья?

Слайд 23- Ответ: После отмены полюдья на Руси княгиней Ольгой был введен регулярный сбор дани с населения( 1 балл).

Слайд 24- Когда на Руси начинают зарождаться феодальные отношения?

Слайд 25- Ответ: В 11-м, 12-м веках( 1 балл).

Слайд 26-Кого в старину называли рядовичами?

Слайд 27- Ответ: Рядовичи - это люди, которые за денежный долг, помощь семенами, орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени( 1 балл).

Слайд 28- Кого в старину называли закупами?

Слайд 29-  Ответ: Закупы это люди, которые брали у хозяина «купу» — долг и не могли уйти от господина, не отдав этого долга. ( 1 балл).

Слайд 30- Кого в старину называли наймитами?

Слайд 31- Ответ: Наймиты это люди, которые нанимались работать за плату( 1 балл).

Слайд 32- Кого в старину называли прощениками?

Слайд 33- Ответ: Прощенники это люди, которым были прощены их долги и преступления( 1 балл).

Слайд 34- Кого в старину называли смердами?

Слайд 35- Ответ: Это изначально свободные, постепенно превращающиеся в зависимых общинников. Существовали на Руси до XIV века. ( 1 балл).

Слайд 36- Какие преимущества имело феодальное хозяйство?

Слайд 37-  Ответ:

Феодальное хозяйство имело рад преимуществ:

Оно было, как правило, крупным, в нем можно было лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек, и многое другое.

Такое хозяйство было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи.

Кроме того, феодальный собственник в случае неурожаев, засухи, ураганов, пожаров помогал «своим» крестьянам, потому что, если разорялись они, разорялся он.(Максимально-3 балла)

Слайд 38- Назовите последствия раздробленности Руси

Слайд 39-  Ответ:

Распад Руси на отдельные княжества сыграл:
отрицательную роль:

  1. ослабление перед монголо-татарским нашествием
  2. ослабление центральной власти
  3. распад государства на отдельные княжества

положительную роль:

  1. неуклонное развитие крестьянского хозяйства.
  2.  происходило освоение новых пахотных земли,
  3. происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее передовой формой ведения хозяйства, хотя и происходило это счет труда зависимого крестьянского населения.
  4.   происходил рост городов,
  5. развивались старые и зарождались новые ремесленные специальности,
  6.  процветала торговля.
  7.  создавались замечательные памятники культуры, летописи.

Русь не распалась полностью:

  1. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну;
  2. Сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за
  3. единство Руси, осуждала княжеские усобицы;
  4. Полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев. (Максимально- 13 баллов).

Слайд 40-  В чем заключалась экономическая зависимость Руси от Золотой орды?

Слайд 41-  Ответ:

Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром, мехами, продуктами, изделиями ремесла ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. (2 балла).

 Слайды 42-47- Раздел  «Войны и внешняя политика».

Слайд 43- Распределите указанные события военной истории

1. Стояние на реке Угре
2. Куликовская битва
3. Невская битва
4. Взятие Казани
5.Батыево нашествие на Русь
6. Захват Олегом Киева
7. Ливонская война
8. Разгром Святославом Хазарского каганата
9. Взятие Астрахани
10. Битва на реке Воже
11. Походы Олега на Византию
12. Битва на реке Калке
13. Битва на Чудском озере
14. Завоевание Сибири

IXв.

Xв.

XIв.

XIIв.

XIIIв.

XIVв.

XVв.

XVIв.

Слайд 44- Ответ:

IXв.

Xв.

XIв.

XIIв.

XIIIв.

XIVв.

XVв.

XVIв.

6

8, 11

3, 5, 12, 13

2, 10

1

4, 7, 9, 14

За каждый правильный ответ-1балл. Максимально-14 баллов.

Слайд 45- Какой город монголо-татары назвали «Злым городом»?

Слайды 46-47- В течение февраля 1238 г. были взяты 14 городов, и среди них Ярославль, Тверь. В марте 1238 г. полчища Батыя у реки Сить разгромили рать владимирского князя Юрия, сам князь погиб, вся Ростово-Суздальская земля была разорена. Захватив Торжок, монголы пошли на Новгород, но, не дойдя до него 100 верст, повернули на юг.

На обратном пути монголы семь недель осаждали небольшой городок Козельск. Ценой огромных потерь они овладели им и, назвав «Злым городом», стерли с лица земли. –Слайды 48-63- Раздел « Культура».

Слайд 49-В «Слове о полку Игореве» его внуками названы ветра. О каком языческом боге идёт речь? (о боге ветров Стрибоге)- 1 балл.

Слайд 50- Он научил славян обрабатывать железо, он- повелитель небесного огня. Его имя переводится как «Небесный». (Сварог)- 1балл.

Слайд 51- Эта женская богиня считалась волшебной пряхой, поэтому в жертву ей девушки кидали пряжу в водоёмы и колодцы. (Мокошь)- 1 балл.

Слайд 52- Лишь двое из известных славянских богов требовали кровавых подношений. Назовите их. (Перун и Ярило)- 1 балл.

Слайд 53- Каково значение принятия христианства на Руси?

Слайды 54-55- Ответ:

  1. во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);
  2. во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
  3. в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;
  4. в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
  5. в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
  6. в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения. Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

За каждый правильный ответ- 1  балл. Максимально- 6 баллов.

Слайд 56-Установите соответствие между историческими документами и содержащимися в них цитатами:

1) «Домострой»                                а) «И был один муж, старейшина земли Ижорской,

                                                именем Пелугий, ему поручена была ночная стража

                                                на море»

2) «Житие Сергия Радонежского»                б) «Нет, то не гуси загоготали и не лебеди крыльями

заплескали, то поганый Мамай пришел на Русскую

землю и воинов своих привел»

3) «Житие Александра Невского»                в) «Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя

                                                в старости и принесет тебе честь»

4) «Задонщина»                                г) «Когда он послан был отцом своим искать скот, он

                                                увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося».( За каждый правильный ответ- 1  балл. Максимально- 4 балла)

 

Слайд 57- Соотнесите начало высказывания с его окончанием:

1) «Земля наша велика и обильна, а…

а) …не любишь меня».

2) «Как ты хочешь взять меня женою, когда…

б) …от меча и погибнет».

3) «Уж горько мне: отца моего ты убил, землю полонил, а теперь…

в) …порядка в ней нет».

4) «Когда нас всех не будет, тогда…

г) …свою покинул».

5) «Кто к нам с мечом придет…

д) …завтра возьмут вашу».

6) «Ты, князь, чужой земли ищешь, а…

е) …мы умрем за него».

7) «Ныне они взяли нашу землю…

ж) …сам крестил и назвал дочерью».

8) «Наш князь младенец, но…

з) …все ваше будет».

(За каждый правильный ответ- 1  балл. Максимально- 8 балловв)

Слайды 58-62- Назовите самые знаменитые русские храмы. Где они находятся?

Ответы: Слайд 58-Софийский Собор в Киеве, Слайд 59- Покровский Собор в Москве (Храм Василия Блаженного), Слайд 60- Софийский Собор в Новгороде, Слайд 61- Успенский Собор во Владимире, Слайд 62- Успенский Собор В Московском Кремле.

(За каждый правильный ответ- 1  балл. Максимально- 5 баллов)

Слайд 63- Какая русская икона, согласно преданию, спасла Москву от захвата  Тимуром в 1395 году? ( Владимирская икона Божией Матери)

Слайд 64- Подведение итогов.( Максимальное количество баллов- 124.)

III  часть – Если позволяет время, можно дополнительно провести конкурс презентаций, заранее подготовленных студентами.

IV часть- Подведение итогов, выставление оценок.

Образец итоговой таблицы:

Фамилия, имя

Правители

Экономика

Войны и внешняя политика

Культура

Всего баллов

1

Воробьёва Елена

19

4

6

13

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. Тема урока: «Куликовская битва»

Данный урок посвящён Куликовской битве 1380 года. Он ставит основной целью развтие творческого подхода студентов к выполнению заданий, умения рассуждать, формирование интереса к самостоятельной поиско...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"  был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся шк...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...