Несколько слов о Кавказской войне
план-конспект урока по истории (9 класс)

Быкадорова Светлана Николаевна

Урок. Тема: «Несколько слов о Кавказской войне 1817-1864г.»

Цель:

расширить представления обучающихся о исторических событиях родного края;      пробудить интерес к изучению истории Кавказской войны, истории Ставрополья.

Бывали ли вы в  городе Ставрополе? Видели  там эти ворота? (Показать фото Тифлисских ворот). Вы не задавали себе вопрос : «А что это и почему здесь?) Почему арка на гербе г. Ставрополя?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kraevedeniyu_region_komp._kavkazskaya_voyna.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Тема: «Несколько слов о Кавказской войне 1817-1864г.»

Цель:

расширить представления обучающихся о исторических событиях родного края;      пробудить интерес к изучению истории Кавказской войны, истории Ставрополья.

Бывали ли вы в  городе Ставрополе? Видели  там эти ворота? (Показать фото Тифлисских ворот). Вы не задавали себе вопрос : «А что это и почему здесь?) Почему арка на гербе г. Ставрополя?

А вот был человек, который задавал себе такие вопросы. К сожалению 24 дек 2019 г. его не стало. Я говорю о Г. Беликове (фото) Проводник в историю Ставрополя. Он посвятил себя изучению родного города, делился открытиями в своих изданиях. Часами работал в архивах, музеях, библиотеках края и России.Очерки, статьи, книги. Он до последнего издавал новые рукописи. Четыре десятка томов его авторства остались в наследство краевой столице.

   Эти ворота были построены в   1841г.  К 30-летнему юбилею победы на французами в Отечественной войне 1812 г. во многих городах Российской империи устраивались триумфальные арки и победные колонны, и Ставрополь не стал исключением. Ворота разрушены в 1930 г. 

    В 1990-х Беликов настаивал, чтобы городские власти восстановили триумфальную арку на проспекте Карла Маркса, а также вернули бульвару изначальное название - имени генерала Алексея Ермолова, - и добился своего». Вы знаете, кто такой А. Ермолов? (фото). Если в Ставрополе в честь его назван центральный бульвар, в Пятигорске- ванны, а вряде городов Ставрополья  воздвигнуты памятники ему?Это генерал, который очень серьезно повлиял на развитие нашего края в очень неспокойный период 19 века, во время войны, происходящей именно здесь, в нашем регионе.  Как вы думаете как называлась эта война?  Называют : кавказская.  Вы догадались ,о чем разговор? Какова Тема урока?- Кавказская война.

В один урок вместить все о Кавказской войне невозможно. Поэтому назовем урок так: «Несколько слов о Кавказской войне».

А кого из знаменитых личностей пребывавших на Кавказе вы знаете еще? Наверняка М.Ю. Лермонтова. Тоже участника Кавказской войны. Вот  отрывок из его  стихотворения нам поможет определиться с тем, что мы узнаем сегодня о Кавказской войне.

А там вдали, грядой нестройной,

но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!..небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?»

Так о чем мы узнаем? Правильно, о причинах. Но не только о них, а еще о чем можно узнать, иучая войны?

 Итак, задача на урок: выявить причины Кавказской войны, ее итоги и последствия.

О ходе войны, итогах и последствиях..

  1. Определение причин. Текст учебника Кругова с16. Из текста выделите причины. Назовите, запишите. Добавим и то, что горцы ежегодно вывозили с Кавказского побережья более 12 тыс рабов из русских поселений на Кавказе (Можно упомянуть о набегах на слободу Александровку, от которой берет начало Зеленокумск)
  2. Рассказ учителя о тактике генерала Ермолова. С. 17.об объявленной войне-газават. О Шамиле. О имамате. С. 21
  3. Окончание войны. С. 23.  Как вы понимаете слова Шамиля: « я 30 лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, наибы разбежались, да и сам я утомился, я стар, мне 63 года. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успехов в управлнии горцами для блага их».  

В чем Шамиль видит причину поражения горцев?

Основной итог войны- окончательное присоединение всей территории Кавказа к Российской империи.

Ваше предположение: каковы последствия войны?

Работа с текстом с. 26  Почему последствия противоречивы?

События Кавказской войны и ее последствия до сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов Северного Кавказа. Как вы думаете, почему?

А как вы думаете, почему краевед Беликов так боролся за восстановление ворот и добился своего? Восстановление Триумфальной арки на благотворительной основе имеет большое значение с градостроительной и военно-патриотической точки зрения, т.к. она символизировала и будет символизировать значение Ставрополя как военно-административного центра Северного Кавказа как главных ворот на Кавказе.

 Эти ворота связывают нас с минувшим временем с историей родного края. Если вы хотите пойти этой дорогой и узнать, что было в прошлом  нашего благословенного края, прочтите его книгу, которая так и называется «Дорога из минувшего» (Показать книгу).

Д/З Кругов п.2, тест

«Мы мало знаем свою Родину. Мы слишком мало ценим свой народ»  И.Д. Попко , предводитель ставропольского дворянства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказская война

Презентация к уроку истории в 8 классе...

Кавказская война

урок для учащихся 8 класса...

Кавказская война

Презентация посвящена вопросам присоединения Кавказа, войне с Шамилем, появлению ваххабизма....

Кавказская война XIX века

Материалы к урокам Кавказская война XIX века в 8 (10) классе. Материал можно при менить во внеурочной работе по предмету, на классных часах....

Кавказская война

Презентация к уроку истории в 8 классе...

Презентация к уроку истории "Кавказская война"

Презентация к уроку истории «Кавказская война»предназначена для проведения уроков в 8 и 10 классах,освещая одно из ключевых направлений внешней политики России при Николае I и Александ...

Воспоминания офицеров Отдельного кавказского корпуса в период Кавказской войны (1817-1864 гг.):особенности восприятия "образа врага"

Предпринята попытка обратиться к проблеме формирования "образа врага" в представлении русских офицеров Отдельного Кавказского корпуса. Для достижения данной цели были изучены и проанализиров...