Предметная неделя "Моя семья - мое богатство"
методическая разработка по истории
Предварительный просмотр:
Из программы по воспитанию толерантности
Внимание!
С 14 января по 21 января в школе № 116
Объявляется
Неделя истории,
посвященная Году Семьи в Новосибирске
Тема:
«Моя семья – моё богатство»
Приглашаются к участию все желающие мальчишки и девчонки, а также их родители!!!
Мероприятия:
- Конкурс творческих работ «Семья глазами ребёнка» (принимают участие учащиеся 5-х кл. и их родители); «В кругу семьи» (коллажи, фотогазеты, комиксы и др творческие работы учащихся 6 кл. и их родителей); «Герб моей семьи» (все классы).
- Коллективное изготовление «Дерева семьи» учащимися 5-9 кл. по результатам анкетирования (анкета «Неоконченное предложение»).
- Лекторий «Что означают наши имена?" - лекторская группа 8 «А» кл. в 4 «А» классе.
- Конкурс сочинений «История моего имени» (принимают участие ученики и родители 4-х кл.).
- Конкурс визиток: «Здравствуйте, это я…» (8-е кл.).
- Конкурс по написанию эссе «Моя семья – моё богатство» (все классы).
- Исследовательская работа по составлению родословной своей семьи (участвуют учащиеся и их родители).
- Подбор пословиц, поговорок, стихотворений о семье. Социологический опрос взрослых (учителей, родителей) детьми («Что для вас сегодня семья?») и выпуск газеты: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» (все классы).
- «Что имеем и храним…» (Какие семейные реликвии хранятся в вашем доме родителями, бабушками, дедушками? Что вам известно об этих реликвиях?). Конкурс сочинений (5-9 кл.).
- Социологическое исследование «Знаешь ли ты…?» (автопортрет класса, школы). Оформление результатов исследования.
- Подведение итогов.
Цели:
- Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”;
- Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений;
- Развивать потребность узнавать историю своей семьи, своего имени;
- Научить бережно хранить семейные реликвии, изучать и знать свою родословную;
- Развивать гражданственность и патриотизм;
- Способствовать формированию любви и уважительного отношения детей к своим родителям и родителям к своим детям, влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей;
- Воспитывать чувство ответственности к своей семье, чувство толерантности;
- Повышение роли семьи в обществе.
Анкета «Неоконченное предложение» (к заданию «Дерево семьи»)
- Семья – это…
- Мои родители – это…
- Свет в окнах моего дома – это…
- Радость в моей семье – это…
- Горе в моей семье – это…
- Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
Что для Вас семья? ( по данным опроса журналистов газеты «Московский комсомолец»).
КЛАРА ЛУЧКО, киноактриса:
Семья для меня - тот маленький островок, где я могу жить спокойно. Когда я прихожу домой, я могу отдохнуть, меня понимают, мне сочувствуют, мне помогают. И я за это держусь, потому что это - самое стабильное, что у меня есть в этом нестабильном мире.
ТЕЛЬМАН ГДЛЯН, экс-депутат Госдумы:
Семья - это опора, тыл, степень надежности для достижения целей ее лидером, которым, как правило, является мужчина. Если семья несплоченная - успехов не будет. Семья - основа всего!
ЭМИЛЬ ЛОТЯНУ, кинорежиссер:
Пока существует такая единица, как семья, она является основой общества. Для меня моя семья - это отсчет смысла жизни.
СЕРГЕЙ ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
Семья - это единственная стабильная единица общества. Это, в общем, как причал, на который ты можешь накинуть канат, когда на реке творится, бог знает что и лодку того и гляди куда-нибудь унесет...
ЕФИМ ШИФРИН, артист:
В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.
АРКАДИЙ ИНИН, писатель-сатирик:
Ответ в самом вопросе: семья - это островок стабильности, нежности, надежды, за который можно зацепиться, чтобы тебя не снесло бурным потоком.
МАРК МИНКОВ, композитор:
Семья - это моя отдушина, это мой дом, мой остров стабильности в наше нестабильное время.
ЛАРИСА ГОЛУБКИНА, актриса:
Для меня семья значит очень многое. Это очень важное для меня понятие вне зависимости от стабильности и нестабильности. Семья или есть, или ее нет. Если семья настоящая, на ней никак не отражается никакая нестабильность.
Что для Вас семья? (по данным опроса учащихся 8 «А» класса школы №116).
Анна Алексеевна Меликова, учитель русского языка и литературы школы №116:
Семья – это вся твоя жизнь. Человек без семьи, как дерево без листьев.
Нина Фёдоровна Обозная, учитель химии и биологии, воспитатель школы №116:
Семья – это ячейка общества, семья приносит полноту жизни, я не мыслю и дня прожить без моей семьи: это мой муж, дети, внуки. Семья приносит мне счастье, придаёт силы, энергию, которая мне необходима для работы, для воспитания внука. Без семьи нет смысла в жизни. Как хорошо, что у меня есть семья.
Елена Вениаминовна Золотаренко, учитель, воспитатель школы №116:
Семья – это самое главное в моей жизни. Самые дорогие и любимые люди, за них я отдала бы свою жизнь, даже не задумываясь.
Мария Юрьевна Фетисова, учитель русского языка и литературы школы №116:
Семья для меня – это мои близкие, это единение с ними.
Светлана Яковлевна Растворова, учитель русского языка и литературы, завуч школы №116:
Для меня семья – это моя мама, сыновья, внук – все такие разные, но родные, любимые. Семья – смысл жизни человека. Только в семье тебя могут понять, простить и любить безоглядно.
Миненко Лариса Анатольевна, учитель химии и биологии школы №116:
Семья – это группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Для меня семья – это всё, без семьи жить невозможно. Семья объединяет самых близких и дорогих людей, которые заботятся друг о друге! Уважают и любят друг друга.
Каравайкина Людмила Николаевна, учитель физики школы №116:
Семья – это здорово! Цените, любите своих родных!
Липанина Алёна, ученица 8 «А» класса школы №116:
Семья – это самое главное в моей жизни. Я очень люблю свою семью. Это моё сокровище, моё богатство. Семья – это опора в трудные минуты. Семья – это всё, что есть в моей жизни.
Конкурс творческих работ
Задание: нарисовать, изготовить рисунки, коллажи, комиксы, фотогазеты и пр.
Победители:
(См. итоги недели) !
Конкурс
Задание: придумать и нарисовать герб своей семьи.
Победители:
Конкурс
Задание: Составить родословное древо своей семьи.
Положа руку на сердце, скажите, до какого колена вы знаете свою родословную? Опросы показывают, что у большинства людей дальше деда дело не идет. В лучшем случае известен прадед. И лишь очень-очень немногие могут рассказать о своих предках, живших сотню-другую лет назад. Почему так? Ведь, например, у казахов считается позором не знать семь поколений своих предков. Президент Казахстана Н. Назарбаев перечисляет их, не задумываясь. А в Китае в каждой семье есть специальные книжечки, в которых записаны краткие биографические сведения всех членов рода.
Неужели мы действительно Иваны, не помнящие родства?
Попробуйте отыскать своих предков.
Задание: написать сочинение «История моего имени».
Победители:
Конкурс «Автопортрет класса»
Задание: провести социологическое исследование в классе и творчески оформить результаты исследования.
Вопросы к социологическому исследованию «Знаешь ли ты…?»
( конкурс автопортрет класса)
- Средний рост вашего класса?
- Средний вес вашего класса?
- Сколько глаз у вас? (Серых, карих, зелёных, голубых).
- Сколько родных братьев и сестёр?
- Ваши увлечения?
- Что означают ваши имена?
- Девиз класса?
Победил класс:
Конкурс
Задание: написать сочинение «Что имеем и храним…»
! ! ! Какие семейные реликвии хранятся в вашем доме родителями, бабушками, дедушками? Что вам известно об этих реликвиях?
Победители:
Конкурс
Задание: подобрать стихотворения, пословицы, поговорки о семье.
! ! ! Творчески оформить.
Победители:
Лекторий: "Что означают наши имена"
Цели:
1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.
2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.
3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Форма проведения: Лекция старшеклассников для учеников 4-х классов.
Оборудование:
1) Русь – Россия – Российская империя. Генеалогическое древо основных русских родов. 862 –1917.
2) Аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени" (Исполнение группы Любэ").
3) "Ромашка" с именами учащихся.
4) Плакаты с высказываниями: "Из людей не бывает никто безымянным" (Гомер).
"Назвать человека, дать ему имя, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир осмысленным" (А. Ф. Лосев).
Подготовительная работа:
1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей почему они дали ему именно такое имя.
2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование. Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места.
3) Учащиеся подготовили "ромашку" со своими именами.
Учет возрастных особенностей: Час общения проводился в 6 классе, во второй половине учебного года. В возрасте 12–14 лет учащиеся пытаются ответить на вопрос: "Кто Я? Зачем Я?". Данный час общения и призван помочь учащимся ответить на эти очень важные для них вопросы.
План
- Вступительное слово учителя.
- Как возникли личные имена.
- Что означают наши имена.
- Нравятся ли вам ваши имена?
- Имянаречение.
- Итоги школьного социологического исследования.
- Викторина "Имена".
- Зачем человеку имя?
- Верна ли поговорка "Не имя красит человека, а человек имя"?
- Подведение итогов.
Содержание
1. Вступительное слово учителя.
"Из людей не бывает никто безымянным" – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской "Одиссеи" – созданном десять тысяч лет назад.
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.
Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.
2. Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).
Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.
Именины: 8 марта, 28 марта, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 26 мая, 2 июня, 22 июня, 23 июня, 25 августа, 12 сентября, 4 ноября, 6 декабря, 25 декабря.
Алексей. Древнегреческое алексиа – "защита, помощь", то есть Алексей – "оберегающий". Другое старославянское значение – "божий человек". Имя русским принесено христианством из Византии. Теперь – одно из самых частых.
Именины: 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 18 октября, 6 декабря.
Владислав. Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.
Именины 7 октября.
Ирина – греческое "мир, покой".
Именины: 29 апреля, 18 мая, 26 мая, 1 октября.
Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.
Именины 8 сентября.
Николай. В переводе с древнегреческого – "победитель народов". К русским принесено христианством из Византии, долго оставалось редким. Со свержением Николая II резко пошло на убыль, но сохранилось в сельских местностях. В конце XX века участилось и в городах.
Именины: 6 января, 16 февраля, 17 февраля, 13 марта, 22 мая, 9 августа, 19 декабря.
Нина – древнейшее из существующих у нас имен. Документировано более трех тысяч лет назад в Двуречье (Месопотамия). В Грузии – имя царицы, которая в IV веке н. э. Ввела там христианство, за что ее занесли в "святцы". Может быть, под влиянием присоединения Грузии к России в конце XVIII века имя стало чаще даваться русскими.
Именины 27 января.
Надежда. Имя появилось благодаря выдумке о римлянке – христианке Софии, трех малолетних детей которой подверг пыткам и казни император – истребитель христиан. Доказано, что вся история о трагической участи Надежды и её сестер вымышленная. Мнимое имя греки приняли не в подлиннике, а заменили греческим словом, то же самое проделали русские, заменив словом надежда. Имена Надежда, Вера и Любовь до середины XVIII века оставались без употребления. Только после того, как из правительства изгнали иноземцев, церковь стала внедрять эти имена. Сначала их давали дворянкам, XIX столетии имя стало общенародным. Теперь оно частоупотребимо.
Именины 30 сентября.
Ольга. Принесенное варягами старинное скандинавское хельга – "святая". Точнее – женская форма имени Олег. Стало первым церковным именем русских женщин, но не взято из Византии, подобно другим, в "святцы" вошло благодаря княгине Ольге, матери Владимира I, которая первая из русских приняла христианство, за что церковь объявила ее "святой". Не под новым именем, полученным при крещении, – Елена, а под старым, языческим. Имя пользовалось огромной популярностью. За последние десятилетия XX века удерживало третье место по частоте употребления.
Именины 24 июля.
3. Нравится ли вам ваше имя? Беседа.(Учащиеся высказывают свое мнение).
4. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.
С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.
При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.
Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг.
5. Мы провели небольшое социологическое исследование. Выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т.д. места. Познакомимся с этой информацией.
Первая ученица. Всего в нашей школе 151 мальчик.
На первом месте – имя Дима (11 человек).
На втором месте – Алексей (8 человек).
На третьем месте – Сергей и Саша (по 6 человек).
На четвертом – Миша и Рома (по 5 человек).
На пятом – Денис, Ваня, Костя, Никита, Максим, Женя, Антон (по 4 человека).
На шестом месте имена: Коля, Руслан, Стас, Илья (по 3 человека).
На седьмом месте имена: Олег, Артём, Андрей, Игорь, Витя, Кирилл (по 2 человека).
Также в нашей школе есть: Гриша, Гена, Вова, Слава, Вадим, Семён, Стёпа, Егор, Борис, Митя, Артур, Толя.
Есть и редкие имена: Родион, Тимофей. А самые редкие – Бахтияр, Жахонгир (полководец), Исфандер (король).
Вторая ученица. Всего в школе 37 девочек.
На первом месте – имена: Катя, Настя, Аня, Лена (Алена) - по 4 человека.
На втором месте имена: Валя, Наташа, Вика, Даша - по 2 человека.
Также в нашей школе есть: Маша, Ира, Оля, Оксана, Женя, Надя, Саша, Люда, Таня, Галя, Анжела, Жанна, Полина.
Есть и редкие имена: Виолетта, Снежана, Дана. А самое редкое – Фарангиз, что означает – цветок.
6. Викторина "Имена".
1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.
(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).
2) Назовите имена былинных богатырей.
(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).
3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).
4) Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть имена.
(Наш Гришка не просит лишка.
Голодному Федоту и щи в охоту.
Рад Епифан, что нажил серый кафтан.
Стоит Антошка на одной ножке.)
7. "Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).
Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".
А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.
Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.
Успех Ивана Калиты, собирателя русских земель, побудил несколько раз повторить его имя на московском троне, пока печальная участь Ивана Пятого и Ивана Шестого не оттолкнула последующих царей от такого повтора.
В своих анкетах вы писали, что кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.
Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.
8. Верна ли поговорка " Не имя красит человека, а человек имя"? (Учащиеся высказывают свое мнение).
Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в селе, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.
С другой стороны, исследования показывают, что гениальные догадки древних о судьбоносном значении имени вовсе не пустяк. Имя, безусловно, влияет на личность, предопределяя его психологические характеристики. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры. Но характер зависит не только от имени. Важно, в какое время года человек родился, и какое отчество носит.
9. Подведение итогов.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Нов день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
(А.С. Пушкин, 1830 г.)
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени".
Д/З: написать сочинение «История моего имени», изготовить вензель, творчески оформить работу.
Доп. информация: имя – ангел-хранитель; вензель.
Литература
- Мартышин В. С. Твоя родословная: Учебное пособие по изучению семьи и составлению родословной (серия "Духовно-нравственные основы семьи"). – М.: Школьная Пресса, 2000. – 224 с. ("Воспитание школьников". Библиотека журнала. Вып.12).
- Никонов В. А. Ищем имя. – М.: Сов. Россия, 1988. – 128 с.
- Пушкин А. С. Поэмы. Драматические произведения. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 384 с. – (Библиотека отечественной классической литературы).
- Хигир Б. Ю. Имена и судьбы. – М.: Золотой теленок, 2001. – 272 с.
- Хигир Б. Ю. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: ООО Изд-во "Яуза", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2002. – 448 с.
- Хигир Б. Ю. Энциклопедия имен. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
Итоги проведения недели истории
С 14 по 21 января 2007г. в школе №116 проводилась неделя истории, посвященная Году Семьи в Новосибирске (в рамках программы по формированию толерантного сознания школьников):
«Моя семья – моё богатство»
Мероприятия:
- Конкурс творческих работ: «Семья глазами ребёнка» (принимают участие учащиеся 5-х кл. и их родители); «В кругу семьи» (коллажи, фотогазеты, комиксы и др творческие работы учащихся 6 кл. и их родителей); «Герб моей семьи» (все классы).
- Коллективное изготовление «Дерева семьи» учащимися 5-9 кл. по результатам анкетирования (анкета «Неоконченное предложение»).
- Лекторий «Что означают наши имена?" - лекторская группа 8 «А» кл. в 4 «А» классе.
- Конкурс сочинений «История моего имени» (принимают участие ученики и родители 4-х кл.).
- Конкурс визиток: «Здравствуйте, это я…» (8-е кл.).
- Конкурс по написанию эссе «Моя семья – моё богатство» (все классы).
- Исследовательская работа по составлению родословной своей семьи (участвуют учащиеся и их родители).
- Подбор пословиц, поговорок, стихотворений о семье.
- Социологический опрос взрослых (учителей, родителей) детьми («Что для вас сегодня семья?») и выпуск газеты: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» (все классы).
- «Что имеем и храним…» (Какие семейные реликвии хранятся в вашем доме родителями, бабушками, дедушками? Что вам известно об этих реликвиях?). Конкурс сочинений (5-9 кл.).
- Социологическое исследование «Знаешь ли ты…?» (автопортрет класса, школы). Оформление результатов исследования.
- В рамках недели истории проводится конкурс на лучшее портфолио среди учащихся 8 «А» класса.
- Подведение итогов.
Цели и задачи:
- Познакомить детей с понятиями “семья”, “генеалогия”, “генеалогическое древо”;
- Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений;
- Развивать потребность узнавать историю своей семьи, своего имени;
- Научить бережно хранить семейные реликвии, изучать и знать свою родословную;
- Развивать гражданственность и патриотизм;
- Способствовать формированию любви и уважительного отношения детей к своим родителям и родителям к своим детям, влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей;
- Воспитывать чувство ответственности к своей семье, чувство толерантности;
- Повышение роли семьи в обществе.
В неделе истории приняли участие учащиеся 4-х – 8-х классов. Самое активное участие приняли ученики 6 «Б» и 8 «А» классов.
По итогам детского голосования:
I место – Петрова А. 6 «А» - 10 голосов (коллаж, пословицы).
II место – по 5 голосов – Боцко М. 8 «А» (эссе, коллаж), Овчинников Д. 8 «А» (коллаж), Захаров Д. 6 «Б» (герб).
III место – по 4 голоса – Серебренникова о. 8 «А» (коллаж). Мухортов Р.5 «А» (герб), Гук А. 8 «А» (коллаж, эссе), Альшевский А. 8 «А» (портрет класса).
По 3 голоса – Мухортов Р.5 «А» (герб), Гук А. 8 «А» (коллаж, эссе), Альшевский А. 8 «А» (портрет класса).
По 2 голоса - Камилова К. 5 «А» (герб), Маннанов А. 6 «Б» (герб).
По 1 голосу – Маточкин Д. 8 «А» (эссе), Камилов Д. 6 «Б» (родословное древо, герб).
Все участники получили «5» по истории и ценные подарки.
Отмечаются также Массини И. 6 «Б» (родословное древо), Муханова Н. 6 «Б» (пословицы), Черченко А. 5 «Б» (реликвия), Тимченко А. 4 «А» («История моего имени»).
Особая благодарность и «5» по обществознанию выражается лекторской группе 8 «А» класса: Липаниной А., Альшевскому А., Боцко М. за подготовку и проведение урока лектория в 4 «А» классе. А также Михайлову К., Овчинникову Д., Серебренниковой О. за проведение социологического опроса.
«Моя семья – моё богатство»
Эссе
Я думаю, что семья – это большая ценность. Для хорошей семьи характерны сплоченность, доброжелательность. В такой семье царят любовь, взаимное уважение, доверие друг к другу, готовность понять и помочь друг другу. Немаловажную роль в семье играют также семейный уклад и традиции.
Боцко Михаил 8 «А» класс
«Моя семья – моё сокровище»
Эссе
Моя семья – это моё сокровище. И я им очень дорожу. Ведь на свете нет ничего лучше, чем родная семья. Для каждого человека семья – это клад, которым он дорожит. Семья – это очень много! И я тоже люблю и дорожу своей семьёй.
Гук Анатолий 8 «А» класс
«Моё богатство – моя семья»
Эссе
Когда я возвращаюсь домой, то думаю о своих родных. Видя свет моих окон, я понимаю, что все дома. Я знаю, меня там ждут. Мне приятно встречать на пороге своей квартиры бабушку и дедушку.
Каждый вечер бабушка готовит вкусный ужин. Она заботится о том, чтобы вся семья была накормлена.
Мой дедушка самый добрый человек на свете. Он отзывчивый и всегда поможет мне в моих делах. Позже всех с работы приходит мама. Мама у меня очень прогрессивный человек, она учит меня английскому языку, водит автомобиль, работает на компьютере, может выручить меня в любой ситуации.
У меня есть семья, я знаю это. Я знаю, что в беде, радости меня всегда поддержат, поймут, а если нужно, то и выручат.
Моя семья – это и есть моё богатство!!!
Липанина Алёна 8 «А» класс
Пословицы, поговорки о семье
«Муж без жены не отец деткам, а сам – сирота»
«Муж жену любит здоровую, а брат сестру – богатую»
«Суженого и на коне не объедешь»
«Лучший клад – когда в семье лад»
«Красивая жена – лишняя сухота»
«Семья вместе – душа на месте»
«Хоть не богат, да гостям рад»
«В чужом дому не будь приметлив, а будь приветлив»
«Сын – мой, а ум у него – свой»
«Слепой щенок и тот к матери ползёт»
«Что мать в голову вобьет, то и отец не выбьет»
«Нет такого дружка, как родимая матушка»
«Родительское слово на ветер не молвится»
«Каково дерево, таков и плод»
«Какого гостя позовёшь, с таким и пообедаешь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы нагл...
Классный час на тему: "Моя семья - мое богатство".
Предлагаю презентацию классного часа на тему "Моя семья - мое ббогатство", с помощью которой можно провести первый классный час в новом учебном году....
Моя семья - мое богатство
Урок знания в 5 А классе по семейным ценностям и традициям, 4 сентября 2012 года....
МОЯ СЕМЬЯ-МОЕ БОГАТСТВО
Классный час о традициях семьи....
Моя семья - мое богатство
Моя семья - мое богатство...
классный час: "Моя семья-мое богатство"
классный час проводился в 5 классе...
Конкурс стенгазет на темы "Моя семья - мое богатство", "Моя дружная семья"
В конкурсе стенгазет приняло участие 20 семей....