Система учебных задач по истории России
методическая разработка по истории (11 класс)

Завьялова Александра Арефьевна

система учебных задач по истории России (20-21 вв.) по А.Ю. Морозову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uz_po_istorii_rossii.docx46.99 КБ

Предварительный просмотр:

Система учебных задач по истории России  (20 -21 в.в.) по А.Ю. Морозову

Тема

Исходное противоречие

Учебная задача

Организация учебной деятельности

Ожидаемые результаты

1.

Россия в XX веке.

Исходное противоречие: Никогда ранее Россия не оказывала столь масштабное и многозначное влияние на ход мировой истории, а на протяжении XX века в России происходили события, приковывавшие внимание всего мира.

Учебная задача (проблема) к курсу истории России XX века:

Почему XX век стал веком России?

Проверяются в конце изучения курса.

1.1.

Россия в начале 20 века. Вводное занятие. 1900-1917 г.г.

Более 300 лет в России правила династия Романовых (в 1913 году при большом энтузиазме населения был торжественно отпразднован юбилей), но меньше чем через 4 года  монархия  в России пала, и восторгов по этому поводу было ничуть не меньше.

Учебная задача к периоду.

Почему рухнула Российская империя?

 

 Проверяются в конце изучения периода

1.2.

Российское государство и общество в начале XX века.

Исходное противоречие.  Революции являются результатом общественных противоречий. До начала XX века Россия избегала революционных потрясений, но, видимо, что – то изменилось. Буря! «Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:— Пусть сильнее грянет буря!..» - М.Горький.

Каковы причины этого явления?

Учебная задача к уроку. Почему недовольство существующим строем стало всеобщим? Какие общественные противоречия «разодрали» Российскую империю?

Ожидаемые результаты. Ученики получают «узел противоречий», которым и была Россия в начале XX века. (  противоречия между крестьянами и помещиками, рабочий, национальный вопросы, вопрос о власти).

1.3.

Экономика Росси начала XX века.

Исходное противоречие.  В Западной Европе противоречия обычно разрешались в результате революций или реформ. В России они накапливались, что привело к взрыву необыкновенной силы.

Учебная задача к уроку.  Почему Россия стала узлом противоречий?

Для промышленности и транспорта отмечаются быстрые темпы развития, зависимость от госзаказа, развитие ВПК, уровень концентрации производства, но в аграрном секторе – медленные темпы роста. Нерешенность противоречий.

1.4.

Тема: «Русско – японская война».

Исходное противоречие. Россия рассчитывала  на «маленькую победоносную войну», но она проиграла Японии.

Учебная задача. Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией?

Ожидаемые результаты. Слабые стороны России и сильные стороны Японии, проявившиеся в войне.

1.5.

Первая русская революция.

?

Исходное противоречие. Масштабы революционных потрясений в 1905 году были огромны. Забастовки, сливаясь воедино,  парализовали страну. Во всеобщую забастовку включились железнодорожники, рабочие, ремесленники, студенты, представители интеллигенции, чиновники.

Учебная задача. Почему  не смотря на масштабы революции, власть сохранилась и  существующий порядок уцелел?  Почему первая русская революция не привела к падению царизма

Ожидаемые результаты. Учащиеся отмечают причины неудачи революции. Такие причины, как способность власти пойти на уступки, раздробленность оппозиционных сил, наличие у власти серьезной социальной базы (черносотенное движение).

1.6.

Политические партии в России.

Исходное противоречие. Различные политические силы имели общего противника – существовавший в России строй. Но в борьбе с противником не были едины.

Учебная задача. Что разъединяло различные политические силы в России?

Ожидаемые результаты. Понимание учащимися различий между тремя идеологиями, положенными в основу партийных программ: социализм, либерализм, консерватизм. Характеристика различий между партиями в рамках течений.

1.7

Самодержавие и Государственная Дума.

Исходное противоречие. Одной из причин революции было отсутствие представительного органа власти в системе органов государственного управления. В ходе революции такой орган появился – Государственная Дума.

Учебная задача. Смогла ли Государственная Дума стать реальным органом власти и выразителем интересов общества или его части?

Ожидаемые результаты. Вывод учащихся о том, что во – первых, Государственная Дума обладала очень ограниченными полномочиями, и во – вторых,  выполняла роль «кривого зеркала», преувеличивая представительство одних групп населения и преуменьшая – других.

1.8

.Столыпинская аграрная реформа.

Исходное противоречие. Важнейшей причиной революции были крестьянское малоземелье и противоречия между помещиками и крестьянами из- за земли (аграрный вопрос). В ходе революции власть начала проводить аграрную реформу, призванную покончить с аграрным вопросом в России.

Учебная задача. Удалось ли в результате революции решить аграрный вопрос?

Ожидаемые результаты. Высказывается широкий спектр точек зрения  о результатах Столыпинской реформы с опорой на факты и аргументы.

1.9

.Россия в Первой мировой войне. Февральская революция.

Исходное противоречие. Итогом Первой мировой войны стала гибель четырех империй – Российской, Германской, австро- Венгерской, Османской. Но только Российская империя пала в ходе войны, остальные – после ее окончания, в результате поражения на фронтах. Неужели «судьба обошлась с Россией безжалостно: ее корабль затонул у входа в гавань»( У.Черчилль)?

Учебная задача. Почему в воюющей России произошла революция?

Ожидаемые результаты. Учащиеся приходят к выводу, что противоречия, имевшиеся в России, несколько смягчившиеся в начальный период войны, вновь обострились в ходе затяжной и кровопролитной войны с малопонятными целями. Скоротечность Февральской революции на этом фоне не выглядит чем – то  удивительным, как и всеобщий энтузиазм, охвативший народ после свержения самодержавия.

1.10.

Культура России начала XX века.

Исходное противоречие.  До начала XX века  ультура России не вызывала в мире особого интереса. В начале столетия отмечется колоссальный всплеск интереса к русской культуре.

Учебная задача. Почему русская культура получила мировое признание?

Ожидаемые результаты. На основе анализа выступлений учащиеся приходят к выводу, что массовый интерес к русской культуре  обусловлен и высочайшими достижениями отечественной культуры этого периода, и грандиозными политическими потрясениями в России

1.11.

Заключительное занятие.

Дискуссия о причинах крушения Российской империи с опорой на изученный материал.

Возможно выполнение разноуровневых заданий по типу ЕГЭ.

2.

Тема2. Россия в 1917 – 1921 г.г.

2.1.

Вводное занятие.

Исходное противоречие.   Кто такие большевики к началу 1917года? Маленькая фракция маленькой партии, лидеры которой широко известны ы узких кругах. Кто они к началу 1921 года7 Правящая партия, установившая и удержавшая свое господство над большей частью Российской империи.

Учебная задача. Почему большевики смогли взять и удержать власть?

Ожидаемые результаты. Проверяются в конце изучения периода.

2.2. Россия в марте – июле 1917 года.

Исходное противоречие.    В начале марта 1917 года казалось, что Россия обрела прочную власть: Временное правительство возглавили авторитетные общественные деятели, его поддерживали эсеры и меньшевики, господствовавшие в Советах. Но через несколько месяцев от авторитета Временного правительства остались руины, упало влияние поддерживавших его партий, зато стремительно выросло влияние большевиков – единственной заметной политической силы, выдвинувшей лозунг «Никакой поддержки Временному правительству!».

Учебная задача. Почему упал авторитет Временного правительства и выросло влияние большевиков?

Ожидаемые результаты. Понимание учащимися причин слабости Временного правительства и силы большевиков

2.3.

Корниловский мятеж.

Исходное противоречие.     Генерал Л.Г.Корнилов предложил простой и понятный путь спасения страны от воцарившегося хаоса. Тем не менее Корнилов проиграл, быстро и бескровно.

Учебная задача. Почему Корниловский мятеж потерпел поражение?

Ожидаемые результаты.  Понимание причин, хода выступления, последствий Корниловского мятежа.

2.4.

Октябрьское вооруженное восстание.

Исходное противоречие.      Корнилов потерпел поражение, и его выступление осталось в истории как «мятеж»,  но  выступление большевиков  (тоже антиправительственное) одержало победу, но его не называют антиправительственным,  оно осталось в истории под другим названием, как победа.

Учебная задача. Почему большевикам удалось то, что не удалось Корнилову – свергнуть Временное правительство?

Ожидаемые результаты.  Понимание учащимися причин разочарования общества Временным правительством и причин усиливающегося влияния большевиков.

2.5.

Триумфальное шествие» большевиков.(ноябрь 1917 – февраль 1918 г.г.)

Исходное противоречие.       Захватывая власть, большевики пользовались поддержкой меньшинства населения, но это не помешало им довольно быстро установить контроль над большей частью Российской империи и разогнать Учредительное собрание.

Учебная задача. Почему большевики после захвата власти в Петрограде смогли распространить  е почти на всю территорию страны?

2.6.

Начало Гражданской войны.

Исходное противоречие.       В ходе Гражданской войны возникали ситуации, когда положение большевиков представлялось безнадежным, но победу в Гражданской войне тем не менее одержали именно большевики.

Учебная задача. Почему в Гражданской войне победили большевики?

Ожидаемые результаты. Понимание причин победы большевиков

2.7

Кризис Советской республики в начале 1921 года.

Исходное противоречие. К началу 1921 года победа большевиков на всех фронтах была более чем очевидной. Но в это же самое время В.И.Ленин пишет о «самом большом внутреннем политическом кризисе Советской Росси», который заставляет их отказаться от старой экономической политики и начать новую.

Учебная задача. Что заставило большевиков начать новую экономическую политику?

Ожидаемые результаты. Понимание причин перехода к нэпу.

2.9

Заключительное занятие.

Дискуссия о причинах успеха большевиков в 1917 – 1921 г.г.

3.

3.1.

Тема 3. Россия и СССР в 1921 -1953 г.г.

Вводное занятие.

Исходное противоречие.       Советская Россия в начале 1920 – х годов – государство с разрушенной экономикой и нищим населением, находящееся в международной изоляции, но СССР в середине 1950 –х годов – могущественная сверхдержава, готовящаяся выйти в космос, распространившая свое влияние чуть ли не на половину земного шара.

Учебная задача к периоду. Почему созданное большевиками государство стало сверхдержавой?

3.2.

Образование СССР.

государства.

Исходное противоречие.     Большевики до 1917 года выступали противниками федеративного устройства государства, но после прихода  к власти Ленин и большевики, однако, постепенно изменили свою позицию- и РСФСР, и СССР были созданы как федеративные

Учебная задача. Почему большевики создали федеративное государство?

Ожидаемые результаты. Понимание учащимися центростремительных и центробежных сил, которые имели место  в отношениях между республиками.

3.4.

Внутрипартийная борьба 1920 –х г.г.

Исходное противоречие.  Болезнь и смерть Ленина поставили вопрос о его наследии и обострили борьбу в руководстве партии, но победу одержал И.В.Сталин, который никогда не считался соратником Ленина, был весьма слабым теоретиком и посредственным оратором.

Учебная задача. Почему преемником Ленина стал Сталин?

Ожидаемые результаты. Понимание учащимися причин побед тех внутрипартийных групп, в состав которых входил Сталин.

3.5.

Свертывание нэпа.

Исходное противоречие.  Свертывание нэпа – отказ использования рыночных механизмов экономики и переход к государственному управлению эеономикой. Вопрос о причинах свертывания нэпа – один из острых и дискуссионных. Некотрые считают, что нэповская полурыночная экономика имела огромный потенциал, но по злой воле Сталина была сломана и, и страна выбрала другой, более тяжкий путь развития. Другие утверждают, что дело не в злой или доброй воле руководителя страны, а в объективных обстоятельствах.

Учебная задача. Почему был свернут нэп?

Ожидаемые результаты. Понимание экономических причин,  социально – политических, культурно – идеологических предпосылок свертывания нэпа.

3.6

.Индустриализация.

Исходное противоречие.  С помощью конкретных цифр показать масштабы индустриального рывка, который совершил Советский Союз в 1920 – начале 1930 –х годов.

Учебная задача. Почему  удалось провести индустриализацию?

Ожидаемые результаты. Понимание причин индустриального рывка, оценки индустриализации

3.7.Коллективизация.

Исходное противоречие. Ход  и исход Гражданской войны  во многом определялись позицией крестьянства: основная масса крестьян не сопротивлялась большевикам в период их «триумфального шествия», отшатнулись от них в середине 1918 года, сделала выбор в пользу «красных» в 1919 году, заставила пойти на введение нэпа в начале 1921 г.. Но в ходе коллективизации большевики впервые смогли навязать свою волю крестьянству, загнав его в колхозы, хотя основная масса крестьянства идти в колхозы не хотела.

Учебная задача. Почему удалось провести коллективизацию?

Ожидаемые результаты. Понимание факторов, способствовавших осуществлению коллективизации: коллективизация и раскулачивание, корректировка партийного курса (от коммуны к сельхозартели), голод как инструмент террора и устрашения крестьянства, сравнение крепостнического хозяйства и сталинского колхоза.

3.8.

Преобладание в сфере культуры в 1920- 1930 –е годы.

системы.

Исходное противоречие. В 1920 –е годы пестрота культурной жизни в СССР  поражала воображение современников: художественная интеллигенция объединялась в различные самостоятельные творческие группировки, новаторство соседствовало с традицией, авангард - с реализмом, но  в 1930 –е годы культурный пейзаж стал однообразным, еятели культуры были объединены в творческие союзы, превратились в «колесики и винтики» партийной

Учебная задача. Почему деятели культуры превратились в исполнителей воли партии?

Ожидаемые результаты. Выявление и понимание механизмов, способствовавших «закрепощению» деятелей культуры.

3.9.

Политическое развитие СССР в 1930- е годы

Исходное противоречие. В стране  существовала формальная демократизация во второй половине 1930 – х годов и разгул террора одновременно.

Учебная задача. Почему стал возможен «большой террор?»

Ожидаемые результаты. Выявление связи между формальной демократизацией и террором.

3.10.

Внешняя политика СССР в 1930 -е годы.

Исходное противоречие. После прихода А. Гитлера к власти Германия и СССР воспринимались как естественные враги, но в августе 1939 года эти страны заключили между собой пакт Молотова – Риббентропа, который почти все считали невозможным.

Учебная задача. Почему был заключен пакт Молотова – Риббентропа?

Ожидаемые результаты. Понимание причин заключения договора.

3.11.

СССР и Вторая мировая война.

Исходное противоречие. Договор о ненападении между СССР и Германией заключался на 10 лет, но действовал менее 2 лет.

Учебная задача. Почему началась война между СССР и Германией?

войны

Ожидаемые результаты. Понимание причин войны между ССР и Германией. Определение виновников в развязывании

3.12.

Начальный этап ВОВ.

Исходное противоречие. Советские люди верили, что Красная армия уничтожит врага «малой кровью на его территории», но война началась со страшных, катастрофических поражений Красной армии и потери огромной части территории страны.

Учебная задача. Почему ВОВ началась с катастрофы?

Ожидаемые результаты. Понимание факторов катастрофы в нача ле ВОВ.

3.13

Московская битва.

Исходное противоречие. К осени немцам удалось захватить территорию, на которой проживало 40 % населения страны, производилось более половины угля и стали. В плену оказались миллионы красноармейцев. Крах СССР казался неизбежным, но под Москвой враг был остановлен и отброшен, Красная армия сорвала немецкий план «молниеносной войны».

Учебная задача. Почему под Москвой немецкая армия потерпела  первое во Второй мировой войне крупное  поражение?

Ожидаемые результаты. Понимание причин победы Красной армии и роли западной помощи в этот период.

3.14.

Коренной перелом в ходе ВОВ.

Исходное противоречие. Успех под Москвой еще не был решающей победой – летом 1942 года ситуация вновь стала катастрофической. Но катастрофа постигла не  все же не советскую, а немецкую армию: Сталинградская и курская битвы, а также «битва за Днепр» ознаменовали коренной перелом в войне.

Учебная задача. Почему произошел коренной перелом в ходе ВОВ?

Ожидаемые результаты. Понимание причин коренного перелома в ходе ВОВ.

3.15.

«Два тыла».

.

Исходное противоречие. Почти во всех европейских странах нашлось немало людей. Ставших на путь сотрудничества с оккупантами, но вместе с тем сопротивление  немцам  почти нигде не носило массового характера. Для СССР же коллаборационизм не был   характерным явлением за исключением недавно вошедших в его состав западных районов, и борьба с захватчиком приобрела общенародный характер

Учебная задача. Почему население оккупированных районов развернуло борьбу с нацистским режимом.  Почему советский тыл выдержал испытание войной?

.

Ожидаемые результаты. Понимание причин массового сопротивления оккупантам

3.16

.Военные действия в 1944 – 1945 г.г.. Окончание ВОВ.

.

Исходное противоречие. Решающие сражения ВОВ произошли в конце 1942 года и в 1943 году. Но после этого война продолжалась еще долгих полтора года.

Учебная задача. Почему путь к победе над врагом был трудныи и долгим?

Ожидаемые результаты. Выявление факторов, повлиявших на долгий ход войны

3.17.

Начало «холодной войны».

Исходное противоречие. В ходе Второй мировой войны сложилась Антигитлеровская коалиция СССР, США и Ведликобритании. Многие надеялись на продолжение сотрудничества этих стран в  послевоенное время, но эти надежды не оправдались, вместо сотрудничества началась «холодная война».

Учебная задача. Почему началась «холодная война»?

Ожидаемые результаты. Понимание причин «холодной войны».

3.18.

СССР в первые послевоенные годы.

Исходное противоречие. Война нанесла огромный ущерб народному хозяйству СССР. Западные эксперты не верили в быстрое восстановление экономики, но послевоенные успехи СССР поражают воображение- так, в 1953 г. СССР впервые в своей истории вошел в двадцатку ведущих стран мира по производству промышленной продукции на душу населения, опредив Францию, Италию.

Учебная задача. Почему в сжатые сроки удалось восстановить хозяйство страны?

Ожидаемые результаты. Понимание факта, что ускоренное развитие одних секторов экономики предпринималось за счет истощения других (сельское хозяйство, социальная сфера). Выявление исходных противоречий  (Ожидание демократизации общественного строя после окончания Отечественной войны и его ужесточение) и постановка учебных задач (Почему после окончания ВОВ не оправдались надежды на демократизацию страны?), поиск способов  самостоятельной учебной деятельности.

3.19.

Заключительное занятие.

Свободная дискуссия о причинах превращения созданного большевиками государства в сверхдержаву.

4.

Тема4. СССР и Россия в 1953-1991г.г.

4.1.

Вводное занятие.

СССР в 1950-первой половине 1950-х гг. – могущественная сверхдержава, неравных соперничающая с США за влияние в мире (военное, политическое, культурное). Но с середины 1980-х гг. это государство, казавшееся вечным начинает стремительно рушиться и исчезает с мировой карты.  

Учебная задача к периоду. Почему распался Советский Союз?

ОУД. Фиксируются основные события периода во времени и в пространстве.

ОР. Проверяются в конце изучения периода.

4.2.

Борьба за власть после смерти  И.В.Сталина.

ИП. Высшим в руководстве страны было несколько человек, готовых после смерти Сталина претендовать на руководство страной – Г.М.Маленков, Л.П. Берия, Н.С.Хрущев. Шансы Хрущева оценивались не очень высоко: в первом опубликованном после сталинском составе Президиума ЦК КПСС его имя стояло на 5 месте (после Маленкова, Берии, Молотова, Ворошилова). Соратники считали Хрущева человеком простоватым и без больших амбиций. Но наследовал Сталину все-таки именно он. 

УЗ. Почему в борьбе за власть 1950-ее гг. победу одержал Н.С.Хрущев.

ОУД. Заполнение таблицы «Борьба за власть в 1950-ее гг.» с графами: «Этапы борьбы»;. «Стороны»; «Предметы дискуссии»; «Причины победы. Поражение». Самостоятельный анализ текста учебника.

ОР.  Выделение основных этапов борьбы за власть, определение как объективных, так и субъективных причин победы Хрущева.

4.3.

Реформы в СССР в 1950 – е годы.

ИП. Обычно в России реформы являются следствием масштабных внешнеполитических неудач. Но в середине 1950-х гг. к преобразованиям приступила страна, которая добилась победы в тяжелейшей войне и быстро восстановившая разрушенное войной хозяйство. Все основные участники борьбы за власть после смерти Сталина старались зарекомендовать себя как реформаторы.

УЗ. Почему возникло стремление к преобразованиям и какие реформы были реализованы.

ОУД.  Организация работы в группах по направлениям: промыш9ленность, сельское хозяйство, социальная сфера, культура, анализ причин преобразований и их сущности.

ОР. Выявление проблемы советской экономики середины XX века и проблем в социальной и духовной сферах.

4.4.

Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 г.г.

ИП.  После смерти И.В.Сталина произошло потепление в отношениях между западом и востоком. 20 съезд КПСС провозгласил идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем. У многих появилась надежда, что худшие времена холодной войны позади. Но эта иллюзия оказалась обманчивой, так как период Хрущева стал временем острых международных конфликтов, угрожавших гибелью всего человечества.

УЗ. Что мешало налаживанию сотрудничества между СССР и странами Запада и прекращению холодной войны.

ОУД. Заполнение таблицы по отношениям СССР с развитыми странами Запада. С социалистическими государствами Европы и «третьим миром».

ОР. Понимание холодной войны как глобального идеологического и геополитического противостояния.

4.5.

СССР в первой половине 1960-х г.г. Отстранение Н.С.Хрущева от власти.

ИП.  После разгрома «старой гвардии» Н.С.Хрущев заполнил верхние этажи власти своими сторонниками. Но через несколько лет этиже его выдвиженцы составили заговор против Первого секретаря и отстранили его от власти.

УЗ.  Почему Хрущева удалось сравнительно легко отправить в отставку.

ОУД. Организуется работа в группах, соответствующим стратам советского общества: партийная номенклатура, «хозяйственники», военные, интеллигенция, рабочие, колхозники и готовят выступление об их отношении к Хрущеву на протяжении его правления.  

ОР.  Понимание причин отстранения Хрущева. 

4.6.

Косыгинская экономическая реформа.

ИП.  Косыгинская реформа. Косыгин осуществил реформы в сфере экономики, которые дали положительный эффект. Казалось бы успешная хозяйственная реформа должна быть продолжена, но этого не произошло и в начале 1970- х гг. она была исподволь свернута.

УЗ. Почему успешные экономические преобразования во второй половине 1960-х гг. не получили продолжение.

ОУД. Заполнение таблицы: сущность реформы, трудности реформы, сопротивление реформы.

 ОР.  Понимание сущности косыгинской реформы. 

4.7.

«Развитой социализм» (СССР в 1970 –е –начале 1980-х г.г.)

ИП.  Л.И.Брежнев был человеком скромных способностей, к тому же в последние годы тяжело болел. Тем не менее он не был свергнут, к тому же поток сверословий в его адрес с каждым годом увеличивался. И годы эти вошли в историю страны как период стабильности.

УЗ.  В.И. Брежнев 18 лет оставался во главе партии 18 лет.

ОУД. Анализ факторов, обеспечивающих стабильность общества. Групповая работа.

ОР. Понимание факторов экономической, социальной, политической стабильности.

4.8.

Советские культуры.

ИП.  В 1930-ее гг. и в начале 1950-х гг. официальная советская культура была одновременно культурой широких слоев населения. Но к началу 1980-х гг. между официальной и массовой культурой образовался колоссальный разрыв. Одни художники были обласканы властью, имели регалии и награды, но их творчество оставляло людей равнодушным. И были те, кто не имея официального признания, имел признание народа.

УЗ. Почему неофициальная культура стала массовой?

ОУД. Выступление учащихся по опережающим заданиям.

ОР. Понимание факторов привлекательности неофициальной культуры. 

4.9.

Советские народы.

ИП.  В докладе Л,И.Брежнева на праздновании 50-летия СССР провозглашалось, что образовалась новая историческая общность – советский народ. национальный вопрос «объявлялся решенным полностью и окончательно». Но в тоже самое время специалисты пытались обратить внимание вождей «на напряжение межнациональных отношений». Пройдет немного времени, и страну захлеснет война конфликтов на национальной почве.

УЗ. Почему вновь стал актуальным национальный вопрос.

ОУД. Учащиеся выступают с подготовленной информацией о межнациональных конфликтах в различных регионах СССР.

ОР.  Понимание кризиса коммунистической идеологии.

4.10.

Внешняя политика СССР в период правления Л.И.Брежнева.

ИП.  В 1970-ее гг. вошли в историю как период разрядки.

УЗ. Почему удалось на время «разрядить международную обстан6овку».

ОУД. Составление хроники разрядки.

ОР. Понимание причин разрядки.

4.11

СССР в середине 1980-х г.г.: истоки «перестройки».

ИП.  В начале 1980-х гг. СССР напоминал царство, в котором невозможны перемены. Но в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран 54-летний М.С.Горбачев, который приступил к энергичным преобразованиям.

УЗ. Почему государство вновь возглавил реформатор?

ОУД. Заполнение таблицы по экономическим, социальным и политическим предпосылкам перестройки.

ОР. Понимание предпосылок и причин перестройки.

4.12.

Начало «перестройки».

ИП.  Раньше, чем Советский Союз к хозяйственным преобразованиям приступил Китай (1978 г.). и эти реформы оказались успешными. КНР демонстрирует уверенно хозяйственный рост. Многие усматривают причину в том, что компартия Китая, отказавшись от демократических преобразований, обеспечило в стране порядок. Горбачева упрекают за то, что он встал на путь разрушения государства. Справедливо ли такое обвинение.

УЗ. Почему Горбачев начал политические реформы.

ОУД.  Составление хроники событий.

ОР. Понимание сущности политических преобразований.

4.13.

СССР в 1989 – 1990 г.г.

ИП.  Политические реформы, начатые М.С.Горбачевым были призваны укрепить страну, но не смогли предотвратить распад Советского Союза и даже способствовали этому.

УЗ. Почему перестройка стала угрожать существованию СССР?

ОУД. Составление хроники событий по сферам жизни общества и внешней политики.

ОР. Понимание причин распада Советского Союза.

4.14.

Попытки спасения СССР и его гибель.

ИП.  В последний год существования СССР М.С.Горбачев и люди из его окружения предпринимали попытки спасти гибнущую державу, но все эти попытки закончились неудачей, Советский Союз в конце 1991 г. перестал существовать.

УЗ. Почему не удалось спасти СССР.

ОУД. Составление «списка попыток и причин неудач».

ОР.Дискуссия

4.15

Заключительное занятие.

ИП.  

УЗ.

ОУД. Свободная дискуссия о причинах распада СССР. 

ОР. Выполнение тестовых заданий. 

Тема 5

5.1.

. Россия в 1990-2000 г.г.

Экономические реформы в начале 1990- х. г.г.

Исходное противоречие.  Пришедшая к власти команда реформаторов- рыночников рассчитывала «пройти безболезненный  участок пути быстро».  Ельцин в ноябре 1991 г. обещал: «Хуже будет всем примерно полгода, затем – снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года – стабилизация  экономики, постепенное улучшение жизни людей». Но жизнь развеяла эти иллюзии: стабилизация экономики наступила не скоро, а рост уровня жизни большинства населения начался только в XXI веке и при следующем президенте.

Учебная задача к периоду. Почему переход к рыночной экономике сопровождался большими трудностями?

Ожидаемые результаты.  Как известно, согласно мнению критиков, гайдаровские преобразования не учитывали российских условий, были безграмотными и продиктованы внешними силами. В результате они разрушили российскую экономику. Сторонники Гайдара полагают, что ему не дали провести преобразования в соответствии с планом, а результаты реформ оценивают в основном положительно ( как создание фундамента российской рыночной экономики). Можно придерживаться любой версии, но при этом ссылаться на конкретные факты и обосновывать их.

5.2

Политическое развитие России в 1990 годы.

Исходное противоречие.   Социально – экономические реформы, осуществленные в начале 1990-х г.г., привели к падению уровня жизни основной массы населения, ослаблению государства и разочарованию в реформах и реформаторах. Но они не привели  к победе противников президента Б.Н.Ельцина. напротив, в решающих политических битвах Ельцин всегда одерживал победу (1993, 1996, 1999 г.г.). В конечном итоге вторым президентом России стал человек, которого Ельцин прямо назвал своим преемником.

Учебная задача. Почему в 1990 годы не произошла смена власти?

.

Ожидаемые результаты.  Понимание  совокупности причин побед Ельцина

5.3.Внешняя политика Российской Федерации в 1990 –е годы.

Исходное противоречие.    С распадом СССР и социалистического лагеря многие связывали не только окончание «холодной войны», но наступление в международных отношениях эры партнерства и сотрудничества. Но этого не произошло, на смену «холодной войне» пришел «холодный мир» (Б.Ельцин).

Учебная задача. Почему в 1990 –е годы произошло охлаждение отношений между Россией и странами Запада?

Ожидаемые результаты.   Понимание аргументов России и аргументов Запада.

5.4.

Российская Федерация в XXI веке.

Исходное противоречие.    Когда В. Путин при поддержке большинства населения стал президентом страны, в скептических комментариях экспертов не было недостатка. Масштабы проблем, перед которыми стояла страна, были таковы, что это, казалось, неизбежно должно было привести к падению рейтинга доверия президенту, разочарованию и нарастанию оппозиционного настроения. Но эти расчеты не оправдались: на протяжении всех восьми лет президенства Путина его рейтинг оставался стабильно высоким, а новым Президентом РФ был избран человек, на которого путин указывал как на своего преемника.

Учебная задача. Почему президент В.В. Путин на протяжении всего времени своего правления пользовался доверием абсолютного большинства населения?

Ожидаемые результаты.    Понимание факторов доверия Президенту (экономический подъем, контраст с предшествующим периодом истории страны).

5.5.

Заключительное занятие.

Почему XX век стал веком России?

Размышления о причинах и последствиях, постигших нашу страну испытаний. Возможно написание эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»

Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...

Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения

1. Различные технологии, применяемые на уроках (теория)     2. Основные этапы, применяемых технологий при работе на уроке над задачей....

Отечественная история как система учебных задач

Урок разработан для учащихся 11 (12) классов, как обобщающий. Учащиеся получают опережающее задание Урок проводится в форме семинара. Учащиеся должны определить этапы развития страны, привязать их к д...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 6 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 7 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с середины XVI  до конца XVII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 8 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XVIII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Учебный курс по истории России "История в лицах" для 9 класса

Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XIX  - начале  XX вв.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...