Презентация и план-конспект урока по Истории России "Экономическое развитие России в 17 веке"
электронный образовательный ресурс по истории (7 класс)

Презентация и план-конспект урок по истории на тему: "Экономическое развитие России в 17 веке" для учащихся 7 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Слайд 3

ЦЕЛЬ: ВЫЯВИТЬ НОВЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ. СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Слайд 4

План изучения нового материала Развитие сельского хозяйства. Ремесленное и мелкотоварное производство. Мануфактура. Внутренняя и внешняя торговля.

Слайд 5

ИТОГИ СМУТЫ Упадок хозяйства Убыль населения Нарушение торговых связей Потери территорий

Слайд 6

Сельское хозяйство

Слайд 7

Сельское хозяйство Основные формы землевладения – вотчинное и помещичье.

Слайд 8

Задание Прочитайте материал учебника под заглавием «Сельское хозяйство» стр.34. Заполните таблицу «Специализация сельскохозяйственных районов»

Слайд 9

Район Специализация Юг и Поволжье Хлеб Запад Лен и конопля Поморье Соль и рыба Сибирь Меха Ярославль и Кострома Холсты

Слайд 10

РЕМЕСЛО

Слайд 11

Ремесленное и мелкотоварное производство РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО- изготовление продукции на индивидуальный заказ МЕЛКОТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО- система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке

Слайд 12

Ремесло. Ремесленные изделия мастеров 17 в.

Слайд 13

Ремесло Московский Пушечный двор в 17 веке.

Слайд 14

Ремесло

Слайд 15

Ремесло

Слайд 16

Ремесло

Слайд 17

ТУЛА с XVI века — кузница русского оружия Металлургический завод Демидовых

Слайд 18

Задание Прочитайте материал учебника под заглавием «Ремесло» стр.36. В информационной карте заполните таблицу «Специализация районов России в мелкотоварном производстве», используя текст учебника

Слайд 19

Ремесло Специализация районов России в мелкотоварном производстве Район Специализация Вологда Изготовление кружев Ростов Финифть Белозерск Изготовление ложек Вязьма Изготовление саней Нижний Новгород Изготовление замков Серпухов, Кашира, Тула, Москва Металлургия

Слайд 20

МАНУФАКТУРЫ

Слайд 21

Мануфактура Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, где каждый работник выполняет определенные операции.

Слайд 22

Русская мануфактура предприятие огород квартира ручная ремесленная техника разделение труда нет разделения труда автоматическая техника

Слайд 23

Задание Прочитайте материал учебника под заглавием «Мануфактуры» стр.36-37 В информационной карте заполните таблицу «Специализация мануфактурного производства», используя текст учебника

Слайд 24

Район Специализация Москва Пороховые мануфактуры, Оружейная, Золотая, Серебряная палата, Хамовный(ткацкий),Бархатный(шелковый) двор Тульско-Каширский район Железоделательные, медеплавильные заводы Урал Железоделательные, медеплавильные заводы, Мануфактура

Слайд 25

Торговля

Слайд 26

формирование всероссийского рынка усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий

Слайд 27

Русский купец

Слайд 28

Торговля. Лавка сапожника и московские деньги.

Слайд 29

Торговля Ярмарка

Слайд 30

Задание Прочитайте текст учебника на стр 38 «Торговля». Допишите в информационную карту специализацию в торговле. Найдите и назовите территории, где проходили ярмарки.

Слайд 31

Специализация в производстве и продаже товаров Район Специализация Вологда, Вятка, Орел, Воронеж, Нижний Новгород хлеб Вологда, Соль Камская соль Соль Вычегодская пушнина

Слайд 32

Новоторговый устав 1667 года 1. Какие пошлины платили иноземцы до введения этого устава? «…а иноземцы ничего не платят…» 2. Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667 г.? «…товаров врознь не продавать…», «…ни в какие города не ездить…», «…платить… пошлин…» 3.Справедливо ли, по вашему мнению, решение о введении пошлин? 4.Что мешало принять подобный Устав ранее?

Слайд 33

Прочитайте документ на странице 40 учебника «Русские туземные товары…» Ответьте на вопрос -Где и какие товары производились в России в 17 веке? -Покажите эти территории на карте

Слайд 34

Новые черты в развитии торговли 1. Формирование всероссийского рынка 2. Росту торговли способствовало увеличение денежного оброка с крестьян 3 . Появились ярмарки

Слайд 35

Рост городов

Слайд 36

Рост городов. Развитие торовли,ремесел,промышленности привело к росту городов. Новые города возникали в качестве укрепленных центрах на границах , или на вновь при-соединенных территориях.В сер.17 в.создается Белго родская защитная черта,а чуть позднее Симбирская и Заволжская.В Сибири возводятся крепости острожки. К к.17 в.в России насчитывается 250 городов(не считая Сибирь и Украину.)

Слайд 37

Задание Вам необходимо в шифрограмме в информационной карте найти термины, которые мы изучили сегодня на уроке

Слайд 38

Работаем с шифрограммой новые термины Мануфактура -предприятие, основанное на разделении труда, ручной ремесленной технике и использовании наёмной рабочей силе. Предприниматель -лицо, вложившее средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности. Мелкотоварное производство -система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке. Наемный труд -труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Рынок -обмен товарами, основанный на экономической специализации различных районов.

Слайд 39

Вывод В начале 17 века российская экономика, разоренная Смутой, начала возрождаться; начало развиваться сельское хозяйство и ремесло, строились предприятия нового типа- мануфактуры , появились крупные всероссийские торговые ярмарки , формируется всероссийский рынок.

Слайд 40

Домашнее задание § 4. Работа с терминами. Составить кроссворд (не менее 5 слов)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России в 7 классе

учителя истории и обществознания

МБОУ «СОШ №4» г.Алексеевки

Жеребцовой Ольги Владимировны

Тема урока: «Экономическое развитие России в XVII в.»

Цели урока : Дать представление о развитие российской экономики в первой половине XVII века.

Задачи:

Обучающие:

- определить изменения в социально-экономическом развитии страны в XVII веке;

- проследить изменения в развитии вотчинного хозяйства;

 проследить процесс появления хозяйственной специализации районов России;

- выяснить, как появились мануфактуры в России;

 проанализировать ситуацию в сфере торговли;

Развивающие:

- продолжить формирование навыков работы с исторической картой;

 продолжить развитие навыков работы с историческими понятиями, с иллюстрациями;

продолжить развитие умений анализа и синтеза исторических фактов, отбора нужной информации, умения делать выводы;

- продолжить формирование умения сопоставлять исторические явления; -Воспитательные:

- продолжить формирование познавательного интереса к истории; воспитание любви к истории своей страны.

Формы организации познавательной деятельности: : фронтальная, работа в группах; индивидуальная; самостоятельная практическая работа

Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России в XVII веке», атласы «История России с древнейших времен до конца XVIII века» с комплектом контурных карт, компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Основные понятия и термины: Всероссийский рынок. Специализация отельных районов страны. Ярмарки. Торговый устав. Таможенные пошлины. Мануфактура. Предприниматель. Промышленник. Товарность сельского хозяйства.

Основные даты : 1653 г. — принятие Торгового устава.

1654 г. — денежная реформа. 1667 г. — Новоторговый устав

Персоналии И. Милославский. Б. Морозов. А. Л. Ордин-Нащокин.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Слово учителя. Для того чтобы успешно поработать на уроке, вспомните экономические термины.

Вопросы:

1. Обязательные платежи жителей страны в казну государства (Налоги).

2. В XVII веке натуральное хозяйство постепенно заменялось (Товарным хозяйством).

3. Люди, занимавшиеся изготовлением различных промышленных изделий (Ремесленник).

4. Регулярно устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями (Ярмарки).

5. Земельный участок крестьянина (Надел).

6. Что мешало развитию торговли России с другими странами в XVII веке (Отсутствие выхода в незамерзающие моря).

3. Сообщение темы и целей урока.

- Внешнеполитические задачи после окончания Смуты были очень важны и требовали немедленного решения.

- Какие ещё важные проблемы стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановления экономики).

- Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока .

- Определите цели урока

- Подумайте в течении урока над следующим вопросом: Какие новые черты появились в экономике страны в 17 веке? (Слайд 1, 2)

План урока.

1. Последствия Смуты.

2. Сельское хозяйство и земледелие.

3.Развитие ремесла, первые мануфактуры.

4. Торговля.

5. Деньги и денежная реформа.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

1. Последствия Смуты.

- Какое событие можно считать окончанием Смутного времени? ( избрание нового царя)

- Когда оно произошло? ( в 1613 г.)

- Какие последствия ожидали страну после Смутного времени?

- Почему именно страдали от запустения западные и центральные земли? С какими событиями это связано?

1) разорение западных и центральных районов страны;

- ПО какой причине произошло это сокращение? Какими фактами можно подтвердить?

2) сокращение посевных площадей

- Почему в одних районах не хватало рабочих рук, а в других их было много и они могли бы быть использованы в работе?

3) нехватка рабочих рук

- Почему крестьяне не имели с/х орудия? К чему это могло привести?

4) отсутствие у крестьян денег, скота, с/х орудий ( появление бобылей)

- Как мы выяснили, с\х не развивалось, а как, на ваш взгляд, обстоят дела с ремеслом, с развитием промыслов?

5) упадок промыслов и ремесла

- А почему государство не могло помочь крестьянам приобрести с/х инвентарь и зерно?

6) опустение казны

- Ребята, а какие земли наиболее сильно пострадали? ( западные, центр, юг)

- Исходя из этих последствий, какую задачу должен был поставить перед собой новый царь, чтобы вывести страну из кризиса? ( найти источники экономического возрождения страны)

2) самостоятельная работа учащихся.

2. Сельское хозяйство и земледелие.

- Так как сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись именно этой отрасли.

- Сейчас вы самостоятельно ознакомитесь с этими новшествами. Прочитайте пункт и попытайтесь найти эти нововведения. (Слайд 3)


 План – конспект открытого урока по истории в 7 классе

                                        тема:

«Экономическое развитие России в 17 веке»

                      Составил  учитель истории и обществознания

                                  МБОУ «СОШ №4» г. Алексеевка

                     Жеребцова Ольга Владимировна


Сельское хозяйство

1. Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство.

2. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.

3. Велось освоение заволжских и сибирских территорий.

4. В 1637 г. увеличен сыск беглых крестьян на 9, позднее 10 и 15 лет.

5. Сокращение крестьянских налогов

6. Увеличен денежный оброк.

7. Наметившаяся специализация отдельных районов.

8. Развитие предпринимательства и торговли.

- Что такое специализация районов?

- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация.

( Работа с картой)

3.Развитие ремесла, первые мануфактуры.. (Слайд 4)

Ремесло

1. Ремесло превращается в мелкотоварное производство.

2. Укрупнение ремесленных предприятий

3. Специализация ремесленного производства в различных районах страны.

- Запишем определение мелкотоварного производства – система, основанная на производстве небольшой партии товаров, предназначенных для продаже на рынке. (Слайд 5)

- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация.

( Работа с картой)

- Что такое мануфактура?

Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. (Слайд 6)

Мануфактура

1. Начинают развиваться мануфактуры.

2. в 17 веке появляются казённые мануфактуры с использованием принудительного труда.

3. Развиваются купеческие мануфактуры.

4. Начинают складываться первые династии промышленников- предпринимателей.

4. Торговля.

- Какие новшества появились в торговле? С чем они связаны? Возможно ли было её развитие в 15 веке? 16 веке?

- Где появились всероссийские ярмарки?

Работа с картой. Покажите на карте месторасположение всероссийских ярмарок.

Работа с документом и заполнение таблицы «Внешняя торговля России в XVII веке» (Слайд 7)

Торговля.

1. Формирование всероссийского рынка ( опр.)

2.Рост сельских торжков.

3. Появление первых крупных ярмарок.

4. Наметилась специализация отдельных районов.

5. Запрет английским купцам торговать внутри страны.

6. Принятие в 1653 г. таможенного устава.

7. Введение высоких пошлин на иностранные товары.

Слово учителя.

Итак, главной особенностью торговли стало:

1. Формирование Всероссийского рынка, под которым понимают усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными районами страны, основанного на экономической специализации территорий.

2. Увеличивается денежный оброк с крестьян, это тоже способствовало развитию торговли.

3. Впервые появляются крупные всероссийские торговые ярмарки. Помимо внутренней, развивалась и внешняя торговля. В основном торговля развивалась по двум направлениям Западном – через Архангельск, через Астрахань – Восточном. До середины 17 века иностранные купцы самостоятельно могли торговать на внутреннем рынке России. Для развития внутренней торговли и поддержки отечественного товаропроизводителя создавались определенные условия. Например, в 1653 году был принят Таможенный устав, ликвидирующий все мелкие таможенные пошлины, в 1667 году Новоторговый устав ограничил права иностранных купцов.

5. Деньги и денежная реформа.

3)работа с учебником:

Деньги и денежная реформа.

6 Рефлексия

- О каких новых явлениях в экономике России в 17 веке вы сегодня узнали? - Какой главный вывод мы можем сделать по теме урока?

Ученики отвечают на поставленные вопросы, делают вывод:

В 17 веке Россия оставалась феодальной страной, но развитие товарно-денежных отношений уже начинало создавать предпосылки для формирования капиталистического уклада в будущем. Появились источники для наполнения государственной казны. Выставление оценок. Комментарий к домашнему заданию: §4 изучить, новые слова в словарь выписать и выучить. Отметить на контурных картах важнейшие ярмарки. Вопросы на стр.

6. Домашнее задание:

§ 17 учебника.

*Что такое нумизматика? Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышля-

ем».

Соберите материал о развитии в нашем регионе хозяйственных отношений в XVII в. Сделайте сообщение(1-3 учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

методическая разработка урока по истории "Крупнейшие войны России 19 века"

конспект конкурсного открытого урока по истории для 8 класса "Повторительно-обобщающий по крупнейшим войнам России 19 века", показанный на городском (муниципальном) этапе конкурса "Педа...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...