Контрольная работа по теме "Россия в XVIII веке" 10 класс
учебно-методический материал по истории (8, 10 класс)

Климова Наталья Владимировна

Назначение работы: оценить уровень подготовки обучающихся 10 класса по истории России в соответствии с планируемыми результатами среднего общего образования. Проверяемое содержание охватывает период правления Петра I, эпохи дворцовых переворотов и правления Екатерины II. Работа содержит 26 заданий разного уровня сложности, в двух вариантах. Данный материал может быть использован при составлении контрольных работ в 8 классе по линейной системе преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon контрольная работа №3 10 класс102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Россия в XVIII веке»

Вариант 1

Часть 1

1. Первым императором на российском троне был

  1. Алексей Михайлович
  2. Петр I
  3. Павел I
  4. Александр I

2. К памятникам архитектуры XVIII в. относится

  1. дом Пашкова в Москве
  2. Успенский собор в Кремле
  3. храм Василия Блаженного в Москве
  4. храм Св. Софии в Новгороде

3. К представителям культуры XVIII в. принадлежит

  1. Николай Новиков    
  2. Алевиз Новый
  3. Симон Ушаков      
  4. Михаил Лермонтов

4.  Мазепа, Карл XII, Август II были современниками  

  1. Павла I    
  2. Ивана IV Грозного
  3. Петра I    
  4. Бориса Годунова

5. Среди   имен  русских  архитекторов  XVIII в. укажите имя зодчего Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и  Екатерининского дворца в Царском Селе.

  1. В.И. Баженов
  2. В.В. Растрелли
  3. М.Ф. Казаков        
  4. И.Е. Старов

6.  В ходе какой из войн XVI-XVIII вв. русские войска взяли Берлин?

  1. Ливонской        
  2. Семилетней
  3. Северной        
  4. Смоленской

7. Известным театральным деятелем в XVIII в. был

  1. Ф. Рокотов
  2. И. Аргунов
  3. Ф. Шубин
  4. Ф. Волков

8. Кому из российских государей посвящены слова А.С.Пушкина:

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник».

  1. Ивану III        
  2. Борису Годунову
  3. Петру I        
  4. Павлу I

9. Как называлось созданное в первой четверти XVIII в. высшее законодательное и судебное учреждение по делам Русской православной церкви?

  1. Синодом
  2. Приказом тайных дел
  3. Сенатом
  4. Верховным тайным советом

10. В XVIII в. государственных и дворцовых крестьян, прикрепленных к казенным заводам и работавших на них вместо уплаты подати, называли

  1. ясачными
  2. приписными
  3. черносошными
  4. владельческими

11. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром I?

  1. приказы        
  2. министерства
  3. коллегии        
  4. ассамблеи

12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан в царствование Петра I?

  1. Государственный совет
  2. Государственная дума
  3. Верховный тайный совет
  4. Сенат

13. Отходниками в XVIII в. называли

  1. крестьян, уходивших из родных мест на заработки
  2. беглых крестьян
  3. переселенцев в Сибирь
  4. крестьян, взятых в рекруты

14. Кондиции — это

  1. условия вступления на престол Анны Иоанновны,
    выдвинутые Верховным тайным советом
  2. условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне
  3. свод правил поведения в дворянском кругу
  4. название одной из глав «Домостроя»

15. Как назывались в начале XVIII в. собрания-балы в домах российской знати?

  1. резиденциями
  2. ассамблеями
  3. магистратами
  4. сессиями

16. Как называется проведенный в XVIII в. перевод церковной земельной собственности в государственную?

  1. секуляризация
  2. меркантилизм
  3. отходничество        
  4. земство

17. Понятия: «кондиции», «бироновщина», «кабинет министров» — характеризуют царствование

  1. Петра I        
  2. Анны Иоанновны
  3. Елизаветы Петровны    
  4. Екатерины I

18. Создание в России в 1721 г. Святейшего правительствующего Синода привело к

  1. подчинению Церкви государству
  2. церковному расколу
  3. усилению позиций патриарха
  4. учреждению в России патриаршества

19. Что из названного было одной из причин петровских преобразований?

  1. необходимость преодоления Россией отставания от западных стран
  2. стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии
  3. необходимость   отмены   местничества   и   системы кормлений
  4. стремление к объединению всех русских земель

20.        Полтавская битва 27 июня 1709 г. привела к

  1. резкому изменению хода Северной войны
  2. распаду Северного союза
  3. потере русскими войсками Риги и Ревеля
  4. потере русскими войсками Нарвы

21.        В результате государственных и административных реформ Петра I в России

  1. утвердилась абсолютная власть монарха
  2. усилилась роль Земских соборов
  3. усилилась роль Боярской думы
  4. был создан Государственный совет

22. Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле

  1. по завещанию Петра I
  2. по требованию участников крестьянского восстания
  3. по приглашению Верховного тайного совета
  4. в результате дворцового переворота

Часть 2

23. Установите соответствие между именами российских государей и названиями документов, принятых в их царствование.  

ГОСУДАРИ

НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ

1)

Петр I

А)

«Соборное Уложение»

2)

Алексей Михайлович

Б)

«Табель о рангах»

3)

Иван IV

В)

«Манифест о вольности дворянской»

4)

Петр III

Г)

«Судебник»

Д)

«Жалованная грамота городам»

24. Расположите   в   хронологической   последовательности следующие события.

А) основание Московского университета

Б) окончание Северной войны

В) основание Санкт-Петербурга

Г) основание Академии наук

25 .    Установите соответствие между именами современников.

ИМЕНА                                                        ИМЕНА

А) Григорий Потемкин          1.Пётр I

Б) Александр  Меншиков      2.Борис Годунов

В) Франц Лефорт                   3.Екатерина II

Г) Василий Шуйский             4. Пётр II

26. Ниже приведены две точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.

  1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.
  2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Вариант 2

Часть 1

1. Камчатские экспедиции в первой половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял

  1. В. Беринг        
  2. С. Хабаров
  3. С. Дежнев        
  4. В. Атласов

2. «Ничтожные наследники северного исполина» — так отзывался А.С. Пушкин о преемниках

  1. Петра  I  
  2. Павла I  
  3. Николая I    
  4. Петра III

3.        Русский полководец, автор книги «Наука побеждать»

  1. А.В. Суворов
  2. М.И. Кутузов
  3. П.А. Румянцев
  4. С.Ф. Апраксин

4. В чьё правление в России открытием Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной и Медицинской школ было положено начало формированию системы профессионального образования?

  1. Алексея Михайловича
  2. Петра I
  3. Александра I
  4. Екатерины II

5. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева проходила в царствование

  1. Екатерины II        
  2. Павла I
  3. Екатерины I        
  4. Петра III

6. Выдающимся живописцем России XVIII в. был

  1. Ф. Волков        
  2. Д. Бортнянский
  3. М. Казаков        
  4. В. Боровиковский

7. Создателем русского профессионального театра в XVIII в. был

  1. Федор Волков
  2. Михаил Щепкин
  3. Матвей Казаков
  4. Симеон Полоцкий

8. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные:

  1. с дворцовым переворотом
  2. с Северной войной
  3. со стрелецкими бунтами
  4. с крестьянским восстанием под предводительством Кондратия Булавина

9. Как называли в правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц?

  1. фискалом
  2. верховником
  3. воеводой
  4. наместником

10. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

  1. протекционизмом
  2. благотворительностью
  3. секуляризацией
  4. просвещенным абсолютизмом

11. Рекрутская повинность в XVIII в. — это

  1. обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика
  2. способ комплектования русской армии
  3. прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам
  4. способ формирования рынка рабочей силы

12. Как называлась привилегированная часть войск, созданная Петром I и сыгравшая впоследствии значительную роль в дворцовых переворотах?

  1. дружиной
  2. гвардией
  3. ополчением
  4. казачеством

13. Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как

  1. правление Семибоярщины
  2. бироновщина
  3. правление верховников
  4. аракчеевщина

14. Первая печатная газета «Ведомости» появилась в России в царствование

  1. Екатерины II        
  2. Михаила Федоровича
  3. Петра I        
  4. Павла I

15. Что было основой  иерархии русского дворянства по «Табели о рангах»?

  1. служебная карьера
  2. знатность рода
  3. приобретенное богатство
  4. размеры земельных владений

16. В 1726 г. Екатерина I учредила

  1. Государственный совет
  2. Сенат
  3. Верховный тайный совет
  4. Земский собор

17. К политике Екатерины II относится

  1. ликвидация гетманства
  2. учреждение Сената
  3. ликвидация патриаршества
  4. учреждение Синода

18. Создание в России в 1721 г. Святейшего правительствующего Синода привело к

  1. подчинению Церкви государству
  2. церковному расколу
  3. усилению позиций патриарха
  4. учреждению в России патриаршества

19. «Восточный вопрос»  во внешней политике России во второй половине XVIII в. был связан с

  1. ухудшением русско-иранских отношений
  2. стремлением европейских государств к захвату восточных территорий России
  3. стремлением России получить выход к берегам Черного и Азовского морей
  4. желанием   России   помочь  южнославянским  народам

20. В результате Северной войны Россия получила

  1. выход в Балтийское море
  2. Новгородские земли
  3. Смоленские земли
  4. Финляндию

21.Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

  1. ликвидация Верховного тайного совета, восстановление роли Сената
  2. сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками
  3. освобождение дворян от обязательной военной службы
  4. совместное   правление  императрицы  с   Верховным тайным советом

22. Реформа местного управления, проведенная Екатериной II во второй половине XVIII в., имела целью

  1. ликвидировать кормления
  2. создать земства
  3. укрепить государственную власть на местах
  4. ликвидировать губернии и уезды

Часть 2

23. Расположите в хронологической последовательности следующие события XVI – XVIII вв.  

А)

получение Россией выхода к Балтийскому морю

Б)

присоединение к России Крыма, Северного Причерноморья

В)

присоединение к России Казани и Астрахани

Г)

присоединение к России Левобережной Украины и Киева

24.    Расположите в хронологическом порядке следующие события.

А) Полтавская битва

Б) Бородинское сражение

В) избрание на царство Михаила Романова

Г) церковный раскол

25. Установите соответствие между именами исторических лиц и видом их деятельности.

ИМЕНА                                              ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Николай Новиков

Б) Василий Баженов

В) Иван Ползунов

Г) Денис Фонвизин

1.Журналист,издатель

2.изобретатель

3.писатель

4. архитектор

5.скульптор

26.  Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику
просвещенного абсолютизма.

Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещенного абсолютизма, однако в своей реальной политике она нередко от ступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по английскому языку в 5 классе (УМК М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой “Enjoy English – 5-6 класс”)

Контрольная работа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом. Объектом контроля являются элементы языка (лексика, грамматика). Контрольная работа состоит из пяти заданий....

Контрольная работа по химии для учащихся 8 класса по теме "Основные классы неорганических соединений", обучающихся по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.

Контрольная работа позволяет проверить умение определять принадлежность вещества к определенному классу, умение называть вещества, писать уравнения химических реакций, решать задачи....

Контрольная работа по английскому языку за 5 класс к учебнику Enjoy English 5 класс. Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н.

Контрольная работа по английскому языку за 5 класс к учебнику  Enjoy English 5 класс.  Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н....

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 классе (в формате ВПР). Время выполнения работы 60 минут

Итоговая контрольная работа по русскому языку (ФГОС) 5  класс (в формате ВПР)(Время выполнения работы 60 минут)...