Коленченко Е.М. Приемы формирования патриотической компетенции на уроках истории.
методическая разработка по истории (8, 10 класс)

Коленченко Елена Миргасимовна

На примере изучения военной темы в 8, 10 классах представлены приемы использования проектно-исследовательской технологии на уроках истории при изучении темы Отечественной войны 1812г. и Крымской войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Военные темы - эффективный материал для формирования патриотической и нравственной  компетенций учащихся

Коленченко Е.М.

     1.На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.»  (8,10классы) подчеркиваю справедливый, освободительный характер войны. Использую эпиграф к уроку - слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф.Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».

Показываю мужество армий, шедших на соединение Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Н.П.Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети  мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь ». Учащимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.

В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели ,высечены слова: «…похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.

Домашнее задание включат в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Полководец М.И.Кутузов – гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон – герой Франции или узурпатор» , «Неизвестные известные герои Отечественной войны.  «Нижегородское ополчение в войне 1812г».и др.

2. На уроке  «Отечественная война 1812. Бородинское сражение», создаю образную картину кануна битвы, привожу слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистотою безупречною, совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне.Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся».

Знакомлю обучающихся с памятниками  Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, всепреходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».Подвожу обучающихся к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Адъютант Наполеона Ф. Сегюр писал: «… потери были громадны и несоответствовали результатам. Все вокруг … оплакивали смерть кого – либо из близких: друга, родственника, брата … Роковой жребий в этой битве пал на самых значительных лиц. Сорок три генерала были убиты или ранены. В какой траур должен одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!»

На этом уроке сообщаю обучающимся о героях Великой Отечественной войны, которые осенью грозного 1941 года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.

Вариант домашнего задания: групповые проекты: «Бородинское сражение: победа или поражение?», «Ролевые игры – память о войне 1812 года или активный досуг?»

   3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии»:  говорим   об огромном значении марш – маневра из лагеря у села Тарутино, прикрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, привожу слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Березина будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая». Предлагаю обучающимся порассуждать над этими словами и подготовить  мини- проекты: «Река Березина - роковой рубеж», «Река Березина в русской истории и в истории Франции». (вариант домашнего задания)

    Предлагаю выяснить закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.

Характеризуя превосходство русского военного искусства и гений полководческого таланта Кутузова, привожу слова А.С. Пушкина: «Слава  Кутузова неразрывно соединена со славой России, его памятник – скала свЕлены». И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны летом 1942 года был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских войск, которые получили кодовые названия в честь выдающихся русских полководцев, была проведена операция «Кутузов» (освобождение Орла летом 1943 года в битве на Курской дуге).

Вариант домашнего задания: проекты по этим темам.

4.Уроки по теме «Крымская война».

Ставлю проблему: какие качества проявили солдаты и матросы Крымской войны?

Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П.С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, предлагаю учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении. Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин – будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению. Предлагаю прочитать исторические документы по теме, ответить на поставленные вопросы.

Привожу исторические слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь …»

Особо обращаю внимание на то, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Среди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10 – летний Николай Пищенко.

Рассказывая об обороне Севастополя, подчеркиваю, что защитники проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство. Это – знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотинцев и матросов и массированный артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска неприятеля.

В завершение урока делаем вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей силой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества.

Здесь я читаю слова Н.А. Некрасова из поэмы «Тишина», написанные после окончания Крымской войны.

Народ – герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца.

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!

Провожу линию с 20 веком, когда жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854 – 1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры – медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова – лучшее тому подтверждение.

В заключение урока звучит песня Бориса Мокроусова «Заветный камень». Предлагаю создать мини проект: «История войны в песне», который нацелен на развитие умений применять различные виды источников.

    Вариант домашнего задания: коллективный проект «Героическая оборона Севастополя». По желанию обучающиеся готовят индивидуальные  проекты: « Патриотизм народа в обороне Севастополя», «Памятник затонувшим кораблям», «Полководцы и флотоводцы России», «Крымская война - война старой и новой экономики», «Нижегородцы в Крымской войне.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания средствами ИКТ"

ИКТ    ИКТ  относятся к современным образовательным технологиям. Они позволяют разрабатывать новые формы и методы обучения и воспитания, совершенствуют педагогический труд и повыша...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках истории

методиеские рекоендации "Формирование коммуникативной компетенции на уроках истории"...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Статья: "Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории"

Формирование гражданско-патриотической компетенции на уроках истории...