"Наш город Коломна" региональный компонент
план-конспект урока по истории (7 класс)

Володькина Лариса Анатольевна

Информация для регионального изучения истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информация по краеведению129.47 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект урока

                «Наш город Коломна»

(региональный компонент)

H:\классный час\коломна\Слайд1.JPG

Цель урока (учебная, развивающая, воспитательная)

Учебная:

- на основе полученных ранее знаний, чтения краеведческой литературы  дать характеристику: историческим памятникам, событиям;

Развивающая:

- закрепить знания учащихся о родном крае, повторить его историческое прошлое;

- содействовать развитию навыков работы с историческими  высказываниями;

- развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;

- реализация межпредметных связей;

Воспитательная:

- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения   положительного и отрицательного результата  в условиях необходимости модернизации государства;

- привить чувство гордости за своё отечество;

- воспитание у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа;

Тип урока

урок-игра

Основные термины и понятия для изучения

«ломаная», легенда, православные традиции

Оборудование

ТВ, слайд-шоу, мультфильм

Формы работы

групповая

Методические приемы мотивации обучения

1.Актуализация знаний: просмотр мультфильма , в котором спряталось ключевое слово темы нашего урока.  Учащиеся предлагают варианты решений;

2. Прием «Ассоциации»;

3. Прием «Портрет»

Межпредметные связи

- историческая литература, МХК, Духовное краеведение;

- география;

Организация начала урока

2 мин.

Приветствие, проверка присутствующих и готовности

Мотивация учебной деятельности

8 мин.

Методический прием «Удивляй»

Проблемный вопрос: Какие вы знаете версии возникновения названия города?

Мультфильм «Околоколоменка» Один из самых древних городов Подмосковья Коломна ведёт свое летоисчисление с 1177 года. Город был заложен после распада Киевской Руси рязанскими князьями для укрепления северной обороны и захвата стратегически важной территории – места впадения Москва-реки в Оку. Коломна не раз переходила из рук в руки: от рязанских князей к московским. Видела и татар, и крымских ханов, и пожары, и эпидемии.

Славная история Коломны окутана легендами и мистикой. Здесь и странный обвал Успенского собора в канун Куликовской битвы, и недолгое царствование Марины Мнишек, и многочисленные мифы о зарытых сокровищах и подземных ходах.

Интересная версия о происхождении названия Коломны основана на её местоположении. В этом месте Ока — извилистая, с многочисленными рукавами, «ломаная». Отсюда и название: Ока ломаная – Коломна. По аналогии: Кашира — Ока широкая, Калуга — Ока луговая.

Актуализация опорных знаний

5 мин

В городе интересная культурная среда, со сложившимися традициями, есть творческие объединения музыкантов, художников, декораторов.

Коломна – город с сильными православными традициями. В Коломне в данный момент находится 56 церквей. Но есть в городе и сравнительно небольшая мусульманская община (3 тыс. человек), неоднократно поднимался вопрос о строительстве мечети.

Усвоение знаний

5 мин

Прием «Ассоциации»

Какие вы знаете легенды, связанные с именем Марины Мнишек?

Прием «Портрет»

Какой вы представляете эту женщину? Опишите.

Легенда о Коломне

Каждый житель города знает историю польской авантюристки Марины Мнишек. Первоначально она была женой Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II, а после их казни стала женой атамана Ивана Заруцкого. До сих пор не дает покоя «царствование» Марины Мнишек историкам и писателям и экскурсоводам. После того, как была разгромлена Коломна Иваном Заруцким, Мнишек приказала собрать все богатства и сокровища и спрятать их за городом, закопав в огромной яме. Яму с царскими сокровищами было приказано накрыть воротами Пятницкой проездной башни кремля. По легенде, на место, в котором был клад, Мнишек наложила заклятие, чтобы никто кроме нее не нашел спрятанные сокровища.

Также с именем Марины Мнишек связана башня Коломенского кремля, которую народ презрительно назвал Маринкиной башней. Одна легенда рассказывает, что именно в этой башне умерла в заточении «царская невеста», а другая легенда рассказывает, что Мнишек превратилась в сороку, и до сих пор летает над Коломной, охраняя зарытые по ее приказу царские сокровища.

Конечно же, версия о зарытых сокровищах проверялась археологами, однако найти клад никому не удалось.

Контроль и самопроверка знаний

7 мин

Викторина:

В каком году была основана Коломна:

  • 1447
  • 1477
  • 1231
  • 1177

На каких трех реках располагается Коломна:

  • Москва – река,Коломенка, Волга
  • Ока, Лена, Коломенка
  • Москва – река, Коломенка, Ока
  • Днепр, Коломенка, Москва – река

Какое население у Коломны:

  • 200 тысяч человек
  • 155 тысяч человек
  • 144 тысячи человек
  • 480 тысяч человек

Какая битва проходила в Коломне:

  • Куликовская битва
  • Курская битва
  • Битва за Днепр
  • Битва за Бородино

 В Коломне существует легенда о:

  • Домовом
  • Алеше Поповиче и Тугарином змее
  • Кощее бессмертном
  • Марине Мнишек

Сколько церквей находится в Коломне:

  •  23
  •  17
  •  56
  •  48

 Какие вы знаете улицы в Коломне? (назвать не менее 2 – 3х)

Чемпионат мира, по какому виду спорта проходил в Коломне в 2016 году:

  • По футболу
  • По конькобежному спорту
  • По лыжам
  • По плаванию

Какое самое большое предприятие в Коломне:

Коломенский нефтеобрабатывающий завод

Коломенский металлообрабатывающий завод

Коломенский машиностроительный завод

Коломенский хлебзавод

Памятник, какому русскому князю возведен в части  Старом Города:

  • Дмитрию Донскому
  • Александру Невскому
  • Ивану Грозному
  • Лжедмитрию 1

Подведение итогов урока. Рефлексия

2 мин.

Чаепитие с коломенским калачем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город

Конспект занятия об экологических проблемах города и пути их решения...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

региональный компонент "Города-побратимы Ростова-на-Дону"

Представлен проектный материал урока "города-побратимы Ростова-на-Дону"...

Новороссийск - город-порт, город-труженник, город-герой

Конспект классного часа, приуроченного к празднованию дня города и  дня освобождения города от фашистских захватчиков...

Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...

Кубанский компонент как компонент воспитания искусством

Использование регионального компонента в обучении изобразительному искусству...