Новороссийск - город-порт, город-труженник, город-герой
классный час на тему

Малявин Владимир Алексеевич

Конспект классного часа, приуроченного к празднованию дня города и  дня освобождения города от фашистских захватчиков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новороссийск Добро пожаловать Крестики-Нолики

Слайд 2

7 8 9 4 5 6 1 2 3

Слайд 3

7 8 9 4 5 6 1 2 3 Счет X O Выигрывают крестики Выигрывают нолики

Слайд 4

1 В каком году был основан Новороссийск?

Слайд 5

1 В 1838 году Home

Слайд 6

2 Как назывался корабль, на котором вошел в бухту М.П.Лазарев?

Слайд 7

2 «Силистрия» Home

Слайд 8

3 Фамилия профессора химии, который обнаружил залежи мергеля

Слайд 9

3 Кучера Home

Слайд 10

4 В каком году Новороссийск был освобожден от немецких захватчиков?

Слайд 11

4 В 1943 году Home

Слайд 12

5 Как называется бухта, на берегах которой расположен Новороссийск?

Слайд 13

5 Цемесская бухта Home

Слайд 14

6 Как в 19 веке назывался район «стандарта» в Новороссийске?

Слайд 15

6 «Французская деревня», «Французский городок» Home

Слайд 16

7 Как называлась дорога Новороссийск-Сухуми?

Слайд 17

7 «Голодная» Home

Слайд 18

8 Какой писатель принимал активное участие в жизни Новороссийска?

Слайд 19

8 Ф. В. Гладков Home

Слайд 20

9 Как называлась турецкая крепость, стоявшая на территории Новороссийска?

Слайд 21

9 Суджук-Кале Home

Слайд 22

X X X X X X X X X X X X С праздником, любимый город!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С праздником, любимый город!

Слайд 2

Город-порт… Город-труженник… Город-герой…

Слайд 19

Географическое положение

Слайд 20

Герб Новороссийска

Слайд 21

Основатели города адмирал Михаил Петрович Лазарев

Слайд 22

Основатели города адмирал Михаил Петрович генерал Лазарев Николай Николаевич Раевский

Слайд 23

Основатели города адмирал контр-адмирал Михаил Петрович генерал Лазарь Маркович Лазарев Николай Николаевич Серебряков Раевский

Слайд 24

Новороссийск на рубеже 19-20 веков

Слайд 25

Федор Васильевич Гладков

Слайд 26

Дважды герой Советского Союза, генерал армии Иван Данилович Черняховский

Слайд 27

Дважды герой Советского Союза, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий

Слайд 28

Александр Константинович Коккинаки

Слайд 29

Герой Советского Союза, майор Цезарь Львович Куников

Слайд 30

Их именами названы улицы города: Михаил Борисов Филипп Рубахо Николай Сипягин

Слайд 31

Новороссийск – крупнейший порт юга России



Предварительный просмотр:

Тематический классный час, приуроченный к празднованию дня основания города Новороссийска и дня освобождения города-героя от фашистских захватчиков во время Второй Мировой Войны

Класс: 5

Тема: Новороссийск – город-порт, город-труженик, город-герой.

Цели:

1) познакомить учащихся с историей родного города, расширить кругозор учащихся;

2) сформировать у учащихся положительное отношение к родному городу, воспитывать интерес и уважение к памятникам культуры, расположенным в родном городе, пробуждать желание ухаживать за родным городом, ценить и беречь свою малую Родину;

3) воспитывать чувство патриотизма, сознательную любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы великой отечественной войны, во время освобождения города от фашистских захватчиков.

формировать активную гражданскую позицию

 

Форма: беседа с элементами игры и творческих выступлений учащихся;

Оборудование:

        диск с песней о Новороссийске;

        диск с музыкой для танца;

        магнитофон;

        мультимедийная презентация для рассказа учителя и детей;

мультимедийная презентация: игра «Гонки» на знакомство с достопримечательностями города;

мультимедийная презентация: игра «Крестики-нолики» для закрепления пройденного;

карточки для задания «Солдатский борщ»;

плакаты  и фотографии для украшения класса;        

Оформление класса:

        на доске плакаты: С праздником, любимый город!

                                Новороссийск – город-порт, город-труженик, город-герой!

                                ____ лет со дня основания города

                                 ____лет со дня освобождения города

                                    фотографии города Новороссийска

План классного часа:

  1. Вступление (песня о Новороссийске)
  2. Беседа о городе-герое (рассказ учителя + выступления детей)
  3. Просмотр достопримечательностей города (Игра «Гонки»)
  4. Проверка усвоения материала (игра «Крестики-нолики»)
  5. Игра-соревнование «Будущие защитники нашего города»
  6. Танец для участников соревнования
  7. Заключение (стихотворение о городе-герое)

Ход классного часа

  1. Вступление (песня о Новороссийске)

Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами в этом красивом классе неслучайно. Сегодня вместе с нашим чудесным городом мы празднуем 2 юбилея: 170 лет со дня основания города и 65 лет со дня освобождения города-героя Новороссийска. Мы очень любим наш город, и хотим, чтобы все мы жили в нем мирно и счастливо. Давайте споем песню, посвященную нашему прекрасному городу: городу-порту, городу-труженику, городу-герою Новороссийску!

                        В дальние страны идут корабли

                        В бухте на рейде гаснут огни

                        И на компасах Ост или Норд

                        Новороссийск – ты город-порт!

                                Город на море и семи ветрах

                                Город-трудяга, весь в делах.

                                Горе и радость встречать не впервой

                                Город-порт, город-страж, город-герой!

                        Много на сердце памятных дат

                        Вечно мы будем помнить солдат.

                        Били снаряды в каменный пляж

                        Новороссийск – ты город-страж!

Город на море и семи ветрах

                                Город-трудяга, весь в делах.

                                Горе и радость встречать не впервой

                                Город-порт, город-страж, город-герой

  1. Беседа о городе-герое (рассказ учителя + выступления детей)

Учитель:

Новороссийск! Город, с первого дня получивший название от имени своей Отчизны, неразрывно связан с ней малыми и большими событиями российской истории. Природа искусно вписала в черноморское побережье Кавказа просторную и глубокую бухту, получившую название Цемесская. Высокие горы, окружающие бухту, образовали в этом месте гигантский амфитеатр, в центре которого раскинулась широкая долина с небольшой рекой. Поселение на живописных берегах Цемесской бухты в течение тысячелетий создавались разными народами. Благодатные берега хранят память о древнегреческом городе Бата, о генуэзской колонии Калос Лимен, турецкой крепости Суджук – Кале, и, наконец, о русском укреплении Цемесское, которому в 1839 году было присвоено название Новороссийск. Первые страницы в историю города вписаны людьми, чьи судьбы тесно связаны с историей армии и флота. Командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Петрович Лазарев 12 сентября 1838 года вошел в бухту с эскадрой на корабле «Силистрия», командиром которого был капитан 1 ранга П. С. Нахимов. В устье реки Цемес был высажен для строительства военного укрепления десант под командованием молодого, но уже известного своим участием в Отечественной войне 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского. С именем Лазаря Марковича Серебрякова неразрывно связан первый этап развития города. По сути дела, он стал отцом – основателем Новороссийска. При нем за 10 лет Новороссийск из военного лагеря превратился в город. Адмирал открыл здесь госпиталь, бесплатную школу для детей горцев. Выступил инициатором создания городской публичной библиотеки. После Крымской войны по настоянию Серебрякова Новороссийск стал восстанавливаться как город и торговый порт и постепенно превратился в столицу округа. Так неспешно город Новороссийск развивался до 80 - х годов 19 века.

В 1879 году профессор химии Кучера обнаружил богатейшие залежи мергеля – сырья для производства цемента. Удивительно, но факт: Новороссийск – единственное место во всей России, где есть мергель, годный для получения высоко качественного портландцемента.

В конце 79 года американский предприниматель Тведль по приглашению Менделеева приезжает на Кубань для организации нефтяного бизнеса. Сумев привлечь инвестиции французских промышленников, Тведль учреждает акционерное общество «Русский стандарт», покупает участок земли, примыкающий к морю, и начинает строительство причала и нефтеперегонного завода. Постепенно возник промышленный район Новороссийска – «Французский городок», «Французская колония «Стандарт», который до наших дней сохранил название «Стандарт». А Тведль попавшись на краже казенного керосина и продав свою долю в предприятии, покинул Россию в 1883 году.

Железная дорога (1888году) связала Новороссийск с центром страны. Новороссийский порт (1886 году) стал одним из самых крупных на побережье. Основными продуктами, которые вывозятся морем, становится зерно, лес, цемент, нефть. Даже экономический кризис (1891 год) не повлиял на темпы роста города. Наоборот, только благодаря ему развернулось строительство грандиозного шоссе Новороссийск – Сухуми. Дорога, получившая название «Голодная», была построена в рекордно короткие сроки и буквально оживила всю экономику региона. В 1894 году акционерное общество «Владимирская железная дорога», которое построило железную дорогу и порт, открыло первый в России и крупнейший в Европе элеватор. В комплексе с ним была сооружена мощная электростанция. Это была первая в России электростанция, вырабатывающая трехфазный ток.

В городе жили и работали разные известные люди, например, Федор Васильевич Гладков.

                Ученик 1________________________

Самой колоритной фигурой, сыгравшей огромную рольв духовном возрождении Новороссийска был писатель Федор Васильевич Гладков. Он жил в Новороссийске с 1910 года. Как участник революционных событий 1905 г., отбывший ссылку, состоял под надзором полиции. Федор Васильевич сначала жил в городе, преподавал словесность в мужской гомназии, в частной женской прогимназии, затем в городском четырехклассном училище на Мефодиевке. Познакомившись с цементниками, он сблизился с ними. Вместе с цементниками в 1918 году он участвовал в становлении Советской власти, писал тексты призывных листовок.  Также Ф.В. Гладков в рабочем поселке создал подпольную молодежную организацию для борьбы со сторонниками старого режима. В первые годы Советской власти Федор Васильевич работал в городском отделе народного образования, вел борьбу с беспризорностью, одновременно учительствовал в новой школе для детей цементников. Он жил в мансарде Народного дома, занимал две маленьких комнаты, ему была выделена линейка с парой лошадей, которые и доставляли его в город. Он участвовал в написании «Декларации о трудовой школе», где говорил о необходимых реформах в народном образовании. Для кружков художественной самодеятельности Гладков писал инсценировки, короткие пьесы.

Учитель:

В результате боевых действий в годы революции и Гражданской войны Новороссийск был сильно разрушен. Бездействовали заводы и фабрики, не хватало продовольствия, не работал порт. Постепенно городское хозяйство оживало. Люди стали возвращается в свои дома. Население росло. За пять лет оно увеличилось на 44 тысячи человек. До 1936 года на всем протяжении береговой линии Новороссийска не имелось ни одного метра благоустроенной площади. Набережная служила исключительно торговым и транспортным целям. К началу войны удалось построить часть набережной длинной около двух километров. Город постепенно превращался не только в промышленный, но и культурный центр.

С первых дней Второй Мировой войны город стал ареной жестоких сражений. Новороссийск стал неприступной крепостью на пути войск захватчиков, рвавшихся на Кавказ. Осенью 1942 года немцы вышли к берегам Цемесской бухты, захватили город подошли к цементному заводу «Октябрь». Дальше пройти не удалось. Более того, ни один немецкий корабль за время боев не смог встать на причал в Цемесской бухте. В районе цементных заводов, по дороге на Геленджик, на восточной окраине города был создан непреодолимый огненный рубеж. Оборона Новороссийска, героическая 225 – дневная эпопея защитников легендарной Малой Земли, отчаянный десант и освобождение города 16 сентября 1943 года стали ключевыми военными операциями в битве за Кавказ.

Важную роль в битве за Новороссийск сыграли такие герои как:

- Дважды герой Советского союза генерал армии Иван Данилович Черняховский;

- Дважды герой Советского Союза маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий;

- Александр Константинович Коккинаки;

- Герой Советского Союза, майор Цезарь Львович Куников.

Ученик 2_____________________

В 1923 году приехал в Новороссийск на заработки сельский паренек Иван Черняховский, чтобы помочь своим братьям и сестрам, живущим на Украине. Пошел трудиться на цементный завод. Взяли его в бондарку – делать бочки для цемента. Одновременно поступил учиться на курсы шоферов. Иван быстро подружился с ребятами, его приняли в комсомол, избрали в комсомольское бюро. Мечтая стать военным, поступил в пехотное училище. К началу Великой Отечественной войны Черняховский стал командиром дивизии. Дважды герой Советского союза генерал-полковник Черняховский погиб как солдат, на поле боя весной 1945 года. Его именем назван город в Калининградской области и одна из улиц в Новороссийске.

Ученик 3_____________________

В 14 лет Евгений Савицкий учился в ФЗУ завода «Пролетарий». Закончил, работал машинистом-дизелистом. В рабочем коллективе цементников он стал комсомольцем. В 1929 году поступил в летное училище, закончил с отличием. До войны прошел путь от командира звена до командира авиадивизии. Во время войны возглавлял разведывательные операции. В 1943 году сражался над Малой Землей.За годы войны он совершил 216 боевых вылетов, уничтожил 22 вражеских стервятника. Савицкий – почетный гражданин города Новороссийска, его именем названа улица.

Ученик 4_____________________

В конце 30-х годов вся молодежь хорошо знала инструктора физкультуры Сашу Коккинаки – высокого, красивого парня. По примеру старших братьев он рвался в небо. И весной 1941 года Александр Коккинаки появился в Новороссийске в форме выпускника военного летного училища. Военная биография была коротка. Он погиб 3 июля 1941 года, когда бросил свой горящий самолет на колонну фашистских танков, двигающуюся по шоссе Минск-Москва.

Ученик 5_____________________

Когда было принято решение о десанте под Станичками, встал вопрос о командире отряда. Выбор остановили на командире 3-го боевого участка противодесантной обороны майоре Цезаре Львовиче Куникове. Он был не кадровым военным, а инженером по образованию, но, имея богатый боевой опыт, проявил себя отличным тактиком и мастером ночного боя. Отличало его бережное отношение к людям, стремление избегать ненужных потерь, творческий подход к выполнению боевой задачи. В течение 25 дней Куников занимался подготовкой личного состава. Проводились учебные десантирования в экстремальных условиях, оттачивались навыки ночного боя, вырабатывалась общая для отряда система знаков. Участники десанта тренировались в стрельбе по звуку, в скалолазании, в метании гранат из любого положения, оказании первой помощи, изучали трофейное оружие, учились самбо, метанию ножей. Командир отряда участвовал во всех тренировках. Ночью на 12 февраля Куников выходил на берег — встречал катера, следил за сооружением площадки для выгрузки танков. Вражеский огневой налет застал его на дорожке, проложенной саперами через немецкое минное поле. Невдалеке упал снаряд, и сколько-то мин сдетонировало. Майор был тяжело ранен. Его доставили в Геленджик, но срочная операция не спасла Куникова. 14 февраля он умер в госпитале. Во время похорон, на которых была вся военно-морская база, на подушечке несли единственную награду погибшего воина - мирную медаль “За трудовое отличие”. 17 апреля Куникову присвоено звание «Героя Советского Союза». На Малой земле в этот день шли жестокие бои. В указе о награждении не было слова «посмертно», для тех, кто узнавал о подвиге из прессы, майор оставался живым героем. Майор Цезарь Куников навечно зачислен в состав первой роты Новороссийского батальона морской пехоты. Поселок Станичка переименован в Куниковку.

Учитель:

 За время боев Новороссийск был разрушен до основания. Город нужно было отстроить заново. Автором нового Новороссийска стал архитектор Иофан. Полувековая послевоенная история превратила Новороссийск в крупнейший порт юга России.

  1. Просмотр достопримечательностей города (Игра «Гонки»)

Давайте посмотрим, каким стал Новороссийск через ___ лет. Проедем по его улицам и осмотрим достопримечательности. Но здесь есть небольшая трудность: чтобы двигаться дальше, нужно узнать достопримечательность и назвать место, где она находится.

  1. Проверка усвоения материала (игра «Крестики-нолики»)

Молодцы, вы справились с этим заданием, осмотрели почти весь город, а теперь сыграем в другую игру, которая называется «Крестики-Нолики». Чтобы поставить крестик, нужно правильно ответить на вопрос. Если ответ неправильный, то ставим нолик.

  1. Игра-соревнование «Будущие защитники нашего города»

Ребята! Мы с вами живем в мирное время. Мы можем спокойно учиться, трудиться, мечтать. Не допустить войны, сохранить мир на земле – вот главная задача в жизни каждого человека. Но если враг напал на нашу землю, долг каждого человека – защищать Родину. Мальчишки, вы - будущие защитники нашего города, нашей Родины. Предлагаю Вам поучаствовать в «Десанте» - соревновании на смелость, сообразительность и решительность. Выходите к доске.

Конкурс 1.

Задание первое – «Сбор по тревоге». Посмотрим, смогут ли наши мальчишки за 5 секунд построиться по росту возле доски.

- Внимание – тревога – объявляется сбор десантников!

-Молодцы, все успели за 5 секунд собраться и построиться для выполнения спецзаданий! Мобилизация прошла успешно. Команда десантников для выполнения задания построена!

Конкурс 2.

Задание второе – «Перестрелка». Я буду обстреливать вас вопросами, а вы должны отстреливаться ответами. Только отвечать нужно быстро и точно: по-армейски.

Внимание, назовите одним словом:

  • повар на корабле  (кок)
  • команда стрелять (огонь)
  • наступательная операция (атака)
  • летательный аппарат с винтом (вертолет)
  • бывает легкая, бывает тяжелая (артиллерия)
  • бывает медицинская, бывает военная (операция)
  • колеса на самолете (шасси)
  • пленный, захваченный для получения нужных сведений (язык)
  • зенитная установка, названная ласковым именем девушки (катюша)

Конкурс 3.

Задание третье – «Гранаты». В этом конкурсе вы будете поражать вражеские цели. В этом ведерке расположился целый вражеский аэродром. Нужно уничтожить этот вражеский объект прямым попаданием гранат – их нам заменят бумажные шарики. Внимание – огонь! Так, подсчитаем, сколько гранат пролетело мимо цели.

Конкурс 4. Вот и настало время привала. Пора обедать. Вам на базе выдали продукты: сгущенку, консервы, сок, кофе, шоколад, рис, капусту, морковь, картофель, горох, свеклу, томат, лук, огурцы. Вам нужно выбрать продукты, необходимые для приготовления борща. На выполнение задания вам дается 1 минута.

Так, посмотрим, что за блюдо получилось у наших десантников на обед? Можно ли его назвать борщом?

Ну что ж, все увидели, что наши мальчишки – смелые, умные, меткие, самостоятельные ребята… и с голоду они не пропадут!

Спасибо вам за участие в этих конкурсах, а в подарок наши девочки подготовили вам танец. Присаживайтесь и будьте готовы.

  1. Танец для участников соревнования
  2. Заключение (стихотворение о городе-герое)

С ПРАЗДНИКОМ, ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, «Город-герой – Сталинград» для обучающихся 6-7 классов.

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, «Город-герой – Сталинград» для обучающихся 6-7 классов....

"Смоленск-город герой"

Литературно-музыкальная композиция посвящена Победе в Великой Отечественной войне.Она призвана напомнить нашим детям, какой ценой досталась эта Великая Победа и ориентирована на воспитание чувства гор...

Конспект классного часа по теме: Город-герой Новороссийск

Цель: познакомить детей с понятием «город-герой», воспитывать любовь к своей Родине и гордость за доблесть солдат, победителей ВОВ....

Конспект занятия "Город – герой Новороссийск"

Конспект занятия "Город – герой Новороссийск"...

Виртуальная экскурсия «Город-герой Новороссийск»

Цели: формирование личности гражданина-патриота Родины на примерах массового героизма нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками.Задачи: расширить и углубить знания об истории Великой Отечествен...