Ведущие капиталистические страны. Развитие культуры.
учебно-методический материал по истории

Белкина Юлия Александровна

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedushchie_kapitalisticheskie_strany._razvitie_kultury.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОУД.05  История

Преподаватель Белкина Ю.А.

Специальность 08.02.06.   СЭГПС Группа 1-11

ТЕМА. Ведущие капиталистические страны. Развитие культуры.

Вопросы и задания:

  1. Прочитайте § 87 (Приложение 1)

Выполните задания в тетради:

1. Дайте характеристику, как развивались ведущие страны Западной Европы и США  во второй половине XX — начале XXI в.?

- В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран? Отразите данную информацию в виде таблицы или краткого плана-конспекта.

2. Сделайте сообщение о деятеле культуры  второй половины XX века. (на ваш выбор)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

§ 87. Ведущие капиталистические страны.

Превращение США в ведущую мировую державу. В ходе Второй мировой войны США не только мало пострадали, но и получили значительные прибыли. Возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной продукции. Основой экономического подъема стали военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве.

Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены большое число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.

В 1945 г. президент Г. Трумэн заявил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. США выступили с концепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, т.е. СССР. Военные базы США покрыли весь мир.

Наступление мирного времени не остановило вмешательства государства в экономику. Несмотря на похвалы свободному рынку, развитие экономики уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Была реализована программа строительства дорог, электростанций и других объектов. Сохранились многие социальные программы времен «нового курса». Скорректированная политика называлась «справедливый курс».

Наряду с этим проводились меры по ограничению прав профсоюзов (закон Тафта—Хартли). По инициативе сенатора Джона Маккарти развернулись гонения на обвиняемых в «антиамериканской деятельности» (маккартизм). Жертвами «охоты на ведьм» стали многие люди, в том числе такие известные, как Ч. Чаплин. Продолжалось наращивание вооружений, в том числе ядерных. Завершается складывание военно-промышленного комплекса (ВПК), в котором были соединены интересы чиновников, верхушки армии и военной промышленности.

50 — 60-е гг. XX в. в целом были благоприятны для развития экономики США. Ее быстрый рост, прежде всего, был связан с внедрением достижений научно-технической революции. В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг, привели к принятию к 1968 г. законов, обеспечивающих равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия было гораздо сложнее, чем юридического; сопротивление влиятельных сил нашло выражение в убийстве Кинга.

Ставший в 1961 г. президентом Джон Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение войны). Были приняты законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и прочим социальным благам.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. положение США ухудшилось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг. XX в. Эти обстоятельства стали одним из факторов, которые привели к политике разрядки: при президенте Ричарде Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

В начале 80-х гг. XX в. разразился новый экономический кризис. В этих условиях президент Рональд Рейган предложил политику, названную «консервативная революция». Были сокращены расходы на образование и медицину, пенсии, однако снижались и налоги. США взяли курс на свободу предпринимательства, сокращение роли государства в экономике. Рейган выступал за наращивание гонки вооружений, но в конце 80-х гг. по инициативе лидера СССР М. С. Горбачева начался процесс сокращения вооружений (в основном одностороннего, со стороны СССР).

Крушение СССР и социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. XX в., при президенте Уильяме Клинтоне. Соединенные Штаты превратились в главный центр силы в мире.

11 сентября 2001 г. в высотные здания в Нью-Йорке врезались два самолета с пассажирами. Власти США обвинили в этом исламских террористов. Под предлогом борьбы с ними при президенте Джордже Буше-младшем американцы оккупировали Афганистан и Ирак, угрожали напасть на Северную Корею, Иран и Сирию. «Сферами жизненных интересов США» были объявлены огромные регионы, прежде всего богатые запасами нефти, газа. По инициативе США в НАТО приняли новые страны востока Европы. Однако американская экспансия вызвала сопротивление во всем мире, а также способствовала ухудшению положения в экономике. В 2008 г. США стали центром глобального экономического кризиса, охватившего весь мир. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Бараком Обамой, вступившим в должность в 2009 г.

Ведущие страны Западной Европы. Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. На восстановление экономики ушли огромные силы. Болезненные явления в ряде стран были вызваны также потерей колоний. Так, для Великобритании итоги войны, по словам У. Черчилля, стали «триумфом и трагедией». Эта страна окончательно превратилась в «младшего партнера» США. Британская экономика долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. XX в. в стране сохранялась карточная система распределения продуктов.

Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 50 — 60-е гг. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974 — 1975 и 1980 — 1982 гг. нанесли стране сильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала вооруженная борьба противников британской власти в Северной Ирландии.

Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с М. Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». Это выразилось в приватизации, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Экономические показатели улучшились, но большинство населения оставалось недовольным своим положением. Длительное правление консерваторов в 1997 г. было завершено победой на выборах лейбористов. Однако лейбористы, хоть и с некоторыми коррективами, продолжали внутреннюю политику консерваторов. Во внешней политике они придерживались проамериканской линии, участвовали в нападениях на Афганистан, Ирак.

Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, были национализированы некоторые отрасли промышленности, конфискована собственность пособников оккупантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики. Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме и Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.

В 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль, избранный президентом. Конституция 1958 г. ознаменовала режим Пятой республики. Первоначально де Голль, предоставив свободу большинству колоний, пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Но эскалация военных действий вела лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость.

С середины 60-х гг. XX в. внешняя политика Франции стала более независимой, государство вышло из военной организации НАТО (оставаясь в рядах блока), были улучшены отношения с СССР. Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов и рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку.

В 70-е гг. XX в. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Франсуа Миттеран. Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Но возникшие экономические проблемы заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, реформы были приостановлены. В 1995 г. президентом стал голлист Жак Ширак, в 2007 г. его сменил Николя Саркози.

Серьезной проблемой для Франции явился массовый наплыв эмигрантов. Тяжелые условия существования большинства из них, нежелание интегрироваться во французское общество вызвали с 2005 г. серию погромов в городах, совершаемых молодыми выходцами из семей эмигрантов. Данные проблемы усиливают во Франции националистические настроения. Их выражает Национальный фронт во главе с Жан-Мари Jle Пеном.

После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Конрад Аденауэр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования. Развитие немецкой экономики шло быстрыми темпами («немецкое экономическое чудо»), чему способствовала помощь США. В политической жизни происходила борьба между ХДС и социал-демократами. В конце 60-х гг. XX в. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с Вилли Брандтом. Были проведены преобразования в интересах широких слоев населения. Во внешней политике Брандт нормализовал отношения с СССР, Польшей, ГДР. Однако экономические кризисы 70 — 80-х гг. XX в. привели к ухудшению положения страны.

В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Гельмут Коль. Его правительство сократило государственное регулирование экономики, провело приватизацию. В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.

К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шрѐдером. Однако усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство части населения проводимой политикой. На досрочных выборах 2005 г. победили христианские демократы. Сформировалось правительство во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель. Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.

Падение авторитарных режимов в европейских странах. В середине 70-х гг. XX в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот, свергнув диктаторский режим Антониу Салазара. Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость колониям.

В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос I. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.

После окончания Второй мировой войны в Греции разгорелась Гражданская война (1946 — 1949) между прокоммунистическими и прозападными силами, поддержанными Великобританией и США; она завершилась поражением коммунистов. В 1967 г. в стране произошел военный переворот и был установлен режим «черных полковников». Ограничивая демократию, «черные полковники» в то же время расширили социальную поддержку населения. Попытка Греции присоединить Кипр привела к падению в 1974 г. диктаторского режима и восстановлению в стране демократии.

Европейская интеграция. Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы. В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 — 80- е гг. XX в. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция, в 1983 г. — Испания и Португалия.

В 1991 г. в результате долгих переговоров были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже пятнадцать государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в двенадцати странах ЕС была окончательно введена единая валюта — евро, что усилило экономические позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу десять новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). Всего в союз вошли 27 стран. Это, с одной стороны, усилило позиции ЕС, но с другой — способствовало обострению внутренних противоречий в нем. Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана конституция ЕС, однако при ее принятии возникли многочисленные трудности. Серьезные испытания для стран ЕС были связаны с начавшимся в 2008 г. кризисом, вызвавшим существенное падение производства, рост безработицы, сокращение социальных программ.

Япония. Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).

С 50-х гг. XX в. в Японии начался резкий подъем экономики, получивший название «японское экономическое чудо». Помимо благоприятной конъюнктуры оно было основано на особенностях организации производства и менталитете японцев, а также малой доли военных расходов. Трудолюбие, неприхотливость, корпоративно-общинные традиции населения позволили Японии успешно конкурировать на мировом рынке. Был взят курс на развитие наукоемких отраслей, Япония стала лидером по производству электроники. Однако на рубеже XX и XXI вв. в стране возникли значительные проблемы. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.


Западная культура ХХ века – это культура, создавшая величайшие философские, литературные, живописные. Музыкальные, архитектурные шедевры, шедевры в области киноискусства, отмеченная крупнейшими достижениями в области науки и техники. Вместе с тем это эпоха, породившая мощнейшую антикультуру, мифологизировавшая историю и заставившая миллионы людей на протяжении десятилетий жить в условиях мифической не подлинности.

Культура в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры ХХ века. Главными художественно-эстетическими направлениями, которые давали определение характера западной культуры ХХ века были модернизм (первая половина ХХ века) и постмодернизм (вторая половина ХХ века). ХХ столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. ХХ век продемонстрировал человечеству, что культура как и интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в ХХ столетии.

В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.

В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление»: «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: индустриализацию производства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачи информации; интернациональную науку и доступное практически всем образование; стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:

фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда;

феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;

экзистенциализм - поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности.

Начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру.
Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...

«Разные страны – разные культуры»

Методическая разработка учабного материала...

Методическая разработка занятия "Две страны - две культуры"

Методическая разработка "Две страны - две культуры" разработаны для учащихся, изучающих английский и французский язык на начальном этапе. Дети знакомятся с особенностями лексики английского ...

Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия.Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% - от экологии,...

Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания.

Доклад. Тема: Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и  спортом, развитие культуры здорового ...

«Путешествие в страну"Развитие речи"

laquo;Путешествие в страну Развитие речи».Форма проведения: игровой практикум.Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного в...

Методология развития культуры воспитания обучающихся в условиях реализации программы развития образования

Проектная работа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшис...