Смутное время 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс)

Абишева Марина Баймурзовна

Технологическая карта 7 класс по теме "Смутное время" 1 часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smutnoe_vremya_ch1_7_klass.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ФГОС по истории России 7 класс

 «Смутное время» (2 ч.)

1 час.

Учитель: Абишева Марина Баймурзовна.

Предмет: история России

Метод: комбинированный.

Цель урока: изучить историю России в период Смуты. Систематизация и углубление знаний.

Задачи:

I. Обучающая:

  1. Ознакомиться с термином и периодизацией Смутного времени
  2. Установить причины Смуты.
  3. Заполнить таблицу «Правители Смуты».
  4. Работа со словарем: гражданская война, самозванство, интервенция, народное ополчение.
  5. Изучить Первое и Второе народное ополчения – отличия и итоги.
  6. Установить последствия Смуты. Воцарение Романовых.

II. Развивающая:

1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.

2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.

3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.

III. Воспитательная:

1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.

2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.

3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.

Личностные УУД:

-познавательный интерес к прошлому своей страны

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные УУД:

-привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

-критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Предметные результаты:

-овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;

-использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

-описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

-поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

Оборудование:

Проектор, компьютер, презентация, Карта «Смутное время XVI-

XVII вв», учебник История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2.под ред. А.В. Торкунова. -М.: Прсвещение,2016.

Основные понятия:

1. Смутное время

2. Гражданская война

3. Самозванство

4. Тушинский вор

5. Крестоцеловальная запись

6. "Семибоярщина"

7. Интервенция

8. Первое ополчение

9. Второе ополчение

Основные даты:

1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного

2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича

3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова

4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси

5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа

6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I

7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского

8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова

9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси

10. 1609 г. - Начало интервенции

11. 1611 г. - Первое ополчение

12. 1612 г. - Второе ополчение

13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.

Ход урока

План:

  1. Ознакомиться с термином и периодизацией Смутного времени
  2. Установить причины Смуты.
  3. Заполнить таблицу «Правители Смуты».
  4. Работа со словарем: гражданская война, самозванство, интервенция, народное ополчение.
  5. Изучить Первое и Второе народное ополчения – отличия и итоги.
  6. Установить последствия Смуты. Воцарение Романовых.

  1.   Организационный момент:

     Приветствие и  опрос домашнего задания:

     - Назовите основные итоги внешней политики Ивана Грозного, какое        влияние на страну оказала длительная Ливонская война?

      - Каковы были последствия Опричнины?

      - Почему пресеклась династия Рюриковичей? Что вам известно об               «Угличском деле»?

      - Как вы оцениваете общее состояние России к концу 16 века?

     Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий, требовавших немедленных решений. Смутное время стало для России периодом испытаний. В начале XVII века Россия стояла на грани потери своей государственности.

    2. Изучение нового материала:

Что обозначает средневековое слово Смута? Давайте посмотрим на его      первозначение.

Этимология термина «Смута»:

А) Смута-возмущение, восстание, мятеж, крамола, раздор меж народом и властью. Словарь В. И. Даль.

Б) Смутное время – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса в России, в 17 веке.

Эпоха Смуты растянулась на целых 15 лет, от воцарения                      Бориса Годунов до воцарения М.Ф. Романова, давайте попробуем с опорой на учебник определить годы Смуты?

        1598-1613 гг.

  1. С опорой на учебник и ранее полученные знания, определите каковы были причины Смутного времени?

-Пресечение династии Рюриковичей.

- Желание бояр увеличить свою роль и власть в государстве, ограничить власть царя.

- Тяжелое экономическое положение социальных слоев, упадок с/х, голод 1601-1603 гг.

 - Социальный конфликт, вследствие государственного закрепощения крестьян, заповедные и урочные лета.

- Поражение в Ливонской войне.

- Претензии интервентов на русские земли.

- Кризис власти. Появление самозванцев.

  1.  Заполните таблицу «Правители Смуты» (с опорой на учебник) пример.

Правитель

Годы правления

События

Итоги

Борис Годунов

1598-1605 гг.

- избран Земским Собором на царствование

- развитие науки, отправка боярских детей на учебу за границу

- ссылка бояр Романовых

- голод 1601-1603 гг.

- раздача хлеба из царских запасов

- появление самозванца

- восстание Хлопка Косолапа 1603-1604 гг.

Внезапная смерть, передача власти сыну Федору Годунову.

Федор Годунов

1605 г

Лжедмитрий Первый

Василий Шуйский

Семибоярщина

Учитель: Давайте подробнее разберем одно из крупнейших восстаний эпохи Смуты, для этого обратимся к карте.

Работа с картой: “Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике.

Вопросы к карте:

1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?

2. Назовите города, которые были заняты восставшими?

Учитель: в конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

Работа с картой: “Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)

Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

Работа с картой: “Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике

Покажите, где закончилось восстание Ивана Болотникова?

  1. Найдите в словаре понятия: гражданская война, самозванство, интервенция, народное ополчение.
  2. С опорой на карту, определите действия интервентов Польши и Швеции в годы Смуты?

Слабостью России решили воспользоваться интервенты, войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Используя текст учебника определите цели интервентов? С опорой на карту назовите какие территории заняли вражеские войска?

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

-Какая угроза нависла над Россией?

-Верно потеря земель, религии, независимости. Армия измотана войнами, она ослаблена, защитить страну некому. Оставалась единственная надежда, на народ России.

Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.

Изучение народных ополчений требует отдельного урока, невозможно вскольз рассказать об освободителях Москвы, спасителях России. Поэтому вашим домашним заданием будет подготовка к дискуссии по теме «Народные ополчения эпохи Смуты».

Рефлексия:

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С опорой на таблицу перечислите правителей Смуты?

- Кого называли «Тушинский вор»? Удалось ему добиться власти?

- Почему народ не принимал власть Василия Шуйского?

 - Кому присягнула Семибоярщина? Какое условие они поставили перед польским королевичем Владиславом?

- Что вам было сегодня интересно, что вызвало затруднения?

На следующем уроке мы подведем итоги Смуты.

Домашнее задание изучить время, состав, руководителей, итоги Первого и Второго народного ополчений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Карточки-задания по истории России по теме "Смутное время" для учащихся 7 класса

Предлагаемые карточки содержат разнообразные задания — от вопросов воспроизводящего характера до направленных на анализ текста, а также тесты и задания проблемного характера. Карточки-задани...

Разработка урока в 10 классе "Смутное время"

Урок отличается большой иформационной насыщенностью, добиться закрепления зрительных образов     помогает презентация....

"Смутное время" история 10 класс

Урок с применением ЭОР...

Презентация для 7 класса по истории России "Смутное время"

Материал содержит полную характеристику "Смутного  времени",исторические личности и их борьбу за власть и последствия Смуты....

Урок-презентация на тему "Смутное время в России в начале XVII века" (история, 7 класс).

Урок-презентация содержит необходимый теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме, который может помочь учителю или учащимся организовать изучение данного раздела истории России. Для ...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...