Дополнительная общеобразовательная программа "История в играх" для учащихся 2-4 классов
методическая разработка по истории


Предварительный просмотр:

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История в играх». Возраст учащихся: 8-10 лет. Срок реализации: 1 год. Разработчик: Тимохина Е.Н., учитель истории ГБОУ лицей №144 Калининского района г. Санкт-Петербурга, 2019

Пояснительная записка

Курс дополнительного образования «История в играх» состоит из трех частей: пропедевтического раздела, посвященного развитию науки и культуры Петербурга, краеведческого материала (о знаменитых петербуржцах, оставивших свой след в истории) и практических занятий, включающих в себя экскурсионные выезды.

Культурное наследие народа составляют произведения художников, писателей, архитекторов, музыкантов… Это совокупность ценностей, дающих смысл жизни человеку. Именно поэтому разработан курс, призванный познакомить учащихся с этими ценностями.         Знание культурного наследия своего города, своей страны, его возрождение является в современном мире исторической необходимостью.

Курс направлен на получение учащимися начальной школы базовых знаний по культуре Петербурга и развитие познавательного интереса к истории родного города и истории в целом. Курс должен способствовать расширению кругозора учащихся начальной школы, их коммуникативных качеств и творческих способностей.

        Программа предполагает использование возможностей ИКТ  в подготовке учебных, методических и наглядных материалов для занятий, самостоятельную проектную и исследовательскую работу учащихся.  

        Данная программа призвана помочь сформировать активную, инициативную, самостоятельную позицию ученика в обучении, активизировать общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,  самооценочные, реализовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Направленность:

 Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» данная дополнительная общеобразовательная программа относится к туристско-краеведческой направленности. Она способствует изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе.

Актуальность программы:

Актуальность программы определяется тремя ее аспектами:

  1. Развитие потребности личности к познанию прошлого человечества и творческой деятельности средствами моделирования
  2. Развитие потребности личности к знакомству с культурным наследием родного города
  3. Воспитание патриотизма

В настоящее время от успеха модернизации школьного  гуманитарного образования зависят воспитание и обучение школьников-граждан России и, следовательно, судьба развития нашего общества. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации должно соответствовать интересам укрепления российской государственности, формированию любви к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию стабильности, упрочнению единства.

Актуальность программы объясняется тем, что в настоящее время патриотизм является важным элементом в формировании личности, ее устойчивой гражданской позиции.

Но патриотическое воспитание учащихся невозможно без конкретных примеров. Именно поэтому значительное место в курсе отводится материалу о знаменитых петербуржцах, их деятельности в городе.

Реализация данной программы в системе дополнительного образования необходима еще и потому, что отвечает потребностям современных детей и их родителей, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем исторического образования учащихся, соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества. 

Актуальность программы базируется на:

  • проведенном анализе родительского и детского спроса на дополнительные услуги в области исторического образования
  • необходимости интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации ФГОС
  • возможности образовательного учреждения поддерживать детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети)
  • анализе лучших педагогических практик

Отличительные особенности программы:

        Отличительной особенностью данной программы является ее форма, основанная на модульном принципе. Выбор последовательности изучения модулей остается за преподавателем, который ориентируется на существующие знания учащихся, их потенциал и потребности.

Адресат программы:

Данная программа рассчитана на учащихся 2-4 классов (8-10 лет).

Базовых знаний по истории России не требуется.

Объем и срок реализации:

        Срок освоения программы - один учебный год

        Общее количество тем - 36

        Общее количество учебных часов - 72

Цели:

  •   формирование активного познавательного интереса учащихся к истории России, истории и культуре Санкт-Петербурга
  •  формирование и развитие творческих способностей учащихся (составление ребусов, кроссвордов, синквейнов по теме, создание иллюстраций, плакатов, подбор стихотворений, художественных, музыкальных произведений по теме изучения)
  •  обучение некоторым приемам и методам научной и исследовательской работы
  •  обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся
  •  личностное развитие учащихся
  •  формирование общей культуры учащихся
  •  выявление и поддержка талантливых и одаренных детей

Задачи программы:

  •  обучающие: 1. познакомить учащихся с основными событиями в научной и культурной жизни России, выдающимися деятелями Петербурга разных эпох,  научить давать им характеристику,  углубить знания учащихся в области истории, истории Петербурга 2. расширить и углубить представления учащихся о многообразии культурных процессов, происходивших на территории нашей страны и конкретно Санкт-Петербурга 3. показать взаимосвязь и взаимозависимость культур народов, населявших и населяющих Петербург 4. сформировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками 5. познакомить с методикой самостоятельной исследовательской работы
  •  развивающие: 1. развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать им оценку 2. продолжить работу по формированию умений ориентироваться в городе с помощью карты, основных городских ориентиров, доминант 3. продолжить развитие умений и навыков, связанных с работой с историческими источниками (письменными, изобразительными, материальными), навыков сравнительного анализа, использования справочного аппарата 4. сформировать умения различать архитектурные стили, соотносить их с определенной эпохой 5. сформировать умения ориентироваться в городской среде, описывать исторические памятники города 6. развивать историческое мышление, внимание, память, речь учащихся 7. развивать коммуникативные качества учащихся, готовность к  дискуссиям, беседам на исторические темы,  сотрудничеству, активности и самостоятельности 8. развивать интерес и способности учащихся к самоорганизации, закреплять навыки самообразования
  •  воспитательные: 1. показать роль и значение нашего города в развитии культуры России, преемственность, взаимообогащение и взаимопроникновение различных культур на примере истории и культуры Санкт-Петербурга 2. формировать толерантное отношение к людям различной национальности, жителям нашего города, вырабатывать умение быть ответственными за настоящее города, думать о его будущем 3. способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к русским традициям, традициям петербургской культуры, воспитывать качества настоящего петербуржца 4. через участие родителей в конкурсах и выездных экскурсиях способствовать укреплению внутрисемейных отношений, формированию общих интересов 5. способствовать воспитанию бережного отношения к историческому, культурному наследию  страны и, в частности, Санкт-Санкт-Петербурга.

Условия реализации программы:

  •  условия набора в коллектив: программа предусматривает свободный набор учащихся, всех желающих в учебные группы на добровольной основе, не имеющих специальной подготовки, без наличия базовых знаний и навыков. Возможен дополнительный прием учащихся в течение учебного года на основании собеседования и определения возможности включения в программу.
  •  условия формирования групп: одновозрастные,
  •  количество детей в группе: не менее  15 человек;
  •  особенности организации образовательного процесса: наряду с теоретическими занятиями программа предполагает  проведение учебных занятий в форме экскурсии в пространстве города и на базе государственных музеев Петербурга

Основные принципы построения программы:

1. Научность. Этот принцип предопределяет сообщение учащимся только достоверных исторических сведений, в русле рекомендаций Санкт-Петербургской исторической школы.

2. Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

3. Связь теории с практикой. Обучение ведётся так, чтобы учащиеся могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

4. Воспитательный характер обучения. В процессе обучения учащийся не только приобретает знания и формирует навыки, но и развивает свои способности, умственные и моральные качества.

5. Сознательность и активность обучения. Необходимость критически осмысливать, и оценивать факты, делать выводы, разрешать все сомнения с тем, чтобы процесс усвоения и выработки необходимых навыков происходили сознательно, с полной убежденностью в правильности обучения. Активность в обучении предполагает некоторую самостоятельность в работе с историческими источниками, теоретическим материалом.

6. Наглядность. Для наглядности применяются видеоматериалы, мультимедийные презентации.

7. Систематичность и последовательность. Учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его усвоения. Этот принцип предусматривает изучение предмета от простого к сложному, от частного к общему.

8. Прочность закрепления знаний, умений и навыков. Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания, умения и навыки учащихся. Прочность достигается неоднократным целенаправленным повторением, решением практических задач, рефлексией.

9. Индивидуальный подход в обучении. В процессе обучения педагог исходит из индивидуальных особенностей детей и, опираясь на сильные стороны учащегося, доводит его подготовленность до уровня общих требований.

        Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со стороны учащихся и педагога. Это касается возможной замены порядка освоения модулей, тем внутри каждого модуля, введения дополнительного материала. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень сложности изучаемого материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий.

Формы проведения занятий:

        Форма организации деятельности учащихся: фронтальная (изучение теоретического материала посредством использования ЭОР, презентаций, проведение лекции-визуализации со всем составом учащихся), групповая (проведение занятий в малых группах (занятие-проект, творческие мастерские, работа в парах), коллективная (проведение встреч, экскурсий, музейных занятий).

Методы преподавания и обучения:

1. Словесные - рассказ, лекция, беседа, сообщения

2. Наглядные – работа с иллюстративным материалом,  презентациями, видеофильмами, историческими предметами

3. Самостоятельная работа - поиск информации, работа с литературой, с историческим источником, выполнение творческих заданий

4. ИКТ – работа с презентациями, самостоятельное создание собственных презентаций

5. Групповые – дискуссии, работа в группах по определенным заданиям, игровые

6. Экскурсии

Материально-техническое оснащение программы:

        Учебные занятия проводятся в кабинете, оснащённом мультимедийным оборудованием, многофункциональным устройством (принтер, копир, сканер).

        Также программой предусмотрено проведение занятий в 1.Военно-медицинском музее, 2. Библиотеке Академии наук или Российской национальной библиотеке ( или в музее-квартире Н.А. Некрасова) 3. Академии Художеств или Русском музее 4. Музее театрального и музыкального искусства 5. Музее музыки (Шереметьевском дворце) или музее-квартире Римского-Корсакова, 6. городском пространстве - обзорная экскурсия по теме «Архитектура», 7. Музее-квартире А.С. Попова или Центральном музее связи им. Попова или Музее электрического транспорта Санкт-Петербурга или Музее-архиве Д. И. Менделеева.

Планируемый результат:

  •  Предметные: 1. Приобретение новых знаний в области исторической науки, формирование представления об основных событиях отечественной истории в области культуры, выдающихся личностях 2. Умение оперировать основными историческими понятиями, выделять этапы в истории государства, города 4. Знание основных памятников истории и культуры, характеризующих периоды жизни города.
  •  Метапредметные: 1. Умение самостоятельно ориентироваться в различного рода исторической информации, исторических источниках, их содержании 2. Умение работать с картой, справочниками, путеводителями 3. Умение выполнить небольшую самостоятельную исследовательскую работу, составить развернутый ответ на заданную тему 4. Формирование представления о знаменитых петербуржцах и их роли в жизни города 5. Умение ориентироваться в городе, провести небольшую экскурсию для своих одноклассников по интересным местам города, грамотно и исторически верно представить факты о показываемых объектах экскурсии
  •  Личностные: 1. Успешно реализовать свой интерес и способности в ходе работы по курсу 2. Получить импульс к активному участию в жизни коллектива, совместных творческих мероприятиях 3. Освоить навыки коммуникативного общения со сверстниками, педагогами, сотрудниками музеев Санкт-Петербурга

Оценочные материалы:

  •  Входной контроль – проводится в форме игры
  •  Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся

Формы:

- педагогическое наблюдение

  • выполнение практических заданий (работа с картами, схемами, кроссвордами)
  • представление творческих работ индивидуально и в группах
  • выставки
  • конкурсы
  • презентации проектов
  • исторические игры
  •  Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе

Формы:

- открытое занятие (в разной форме) для педагогов и родителей. Учащиеся на занятии должны продемонстрировать уровень овладения теоретическим программным материалом. Для этого проводится опрос в игровых формах.

- анализ участия коллектива и каждого учащегося в конкурсах

  • Форма фиксации результатов

- Анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;

- Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»

  • Видеозаписи и фотографии коллектива, участие в экскурсиях и конкурсах

Содержание программы:

        Программа рассчитана на 1 год. 72 часа. 1 раз в неделю по 2 часа. Программа «История в играх» состоит из 8 модулей. При выборе последовательности изучения модулей, глубины их содержания - преподаватель ориентируется на уровень подготовки учащихся, их потенциал и заинтересованность. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность увеличить или уменьшить объем и степень сложности изучаемого материала в зависимости от состава группы, и конкретных условий.

Модуль 1. «Введение. Феномен города»

        Теоретическая часть: Образ города в восприятии людей, в поэзии, живописных произведениях. Особенности Санкт-Петербурга. Отношение петербуржцев к городу.

Практическая часть:  Интерактивная игра по истории «Знаток Петербурга», создание творческих работ на тему «Мой особенный Петербург»

Модуль 2. «Литературный Петербург» 

        Теоретическая часть: Введение русского гражданского шрифта в Петербурге. Первые типографии в Петербурге. Газета «Ведомости» и издание книг. Первая книжная лавка. Первые библиотеки в Петербурге. Российская Академия  и деятельность Екатерины Романовны. Первый толковый словарь русского языка - «Словарь Академии Российской». Публичная библиотека и библиотека Академии наук.

        Знаменитые петербуржцы: места в городе, связанные с Александром Сергеевичем Пушкиным. Воспоминания  Владимира Ивановича Даля о Пушкине. Создатель Толкового словаря Владимир Иванович Даль. Петербургский период жизни. Улица Даля в Петербурге. Николай Алексеевич Некрасов. Музей-квартира Некрасова. Памятные места в городе, связанные с ним. Баснописец, библиотекарь РНБ Иван Андреевич Крылов. Памятные места в городе, связанные с ним. Корней Иванович Чуковский. Биография, творчество, афоризмы. Виталий Валентинович Бианки. Русский поэт Сергей Александрович Есенин и памятные места в городе, связанные с ним. Дмитрий Сергеевич Лихачев. Письма о добром. Ольга Федоровна Берггольц. Жизнь и творчество. Работа в блокадном Ленинграде. Памятные места в городе, связанные с ней.

        Практическая часть:  

- игра «Умники и умницы»

- литературная викторина

- презентация-выступление  «Мой любимый петербургский поэт/писатель»

-  экскурсия в Библиотеку Академии наук или Российскую национальную библиотеку ( или в музей-квартиру Н.А. Некрасова)

Модуль 3. «Изобразительное искусство в Петербурге»

        Теоретическая часть: Изобразительное искусство эпохи Петра I. Светская живопись.  Жанры русского искусства в  XVIII в. Дмитрий Григорьевич Левицкий.

        Знаменитые петербуржцы: Академия Художеств в Петербурге. История. Знаменитые выпускники Академии, родившиеся в Петербурге:  художники Орест Адамович Кипренский, Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Карл Павлович Брюллов, Александр Андреевич Иванов.

        Илья Ефимович Репин. Жизнь и творчество. Академия Художеств. Первый и второй петербургские периоды. Усадьба Пенаты. Места в городе, связанные с ним.

        Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Валентин Александрович Серов, Николай Константинович Рерих и Борис Михайлович Кустодиев.

        Советский и российский художник-живописец, родившийся в Петербурге - Илья Сергеевич Глазунов.

        Практическая часть:  

- игра «Своя игра»        

- игра «Я знаю эту картину»

- экскурсия в Академию Художеств или Русский музей

Модуль 4. «Архитекторы и скульпторы Петербурга»

        Теоретическая часть: Архитектура как наука. Что такое архитектурный стиль? Где в Петербурге учились будущие архитекторы?

        Знаменитые петербуржцы: Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров и скульптор Иван Иванович Теребенев - создатели Адмиралтейства.. Карл Иванович Росси и его творения. Места в городе, связанные с Росси. Константин Андреевич Тон и Андрей Иванович Штакеншнейдер - архитекторы, родившиеся в Петербурге и творившие в нем.

        Скульпторы XVIII века Федот Иванович Шубин и Василий Иванович Демут-Малиновский.  Наиболее известные работы. Скульптор Михаил Иванович Козловский и его ученик Иван Иванович Теребенев. Петр Карлович Клодт и Николай Степанович Пименов. Советский и российский скульптор Михаил Константинович Аникушин.

        Практическая часть:  

  • интерактивная игра «Архитектура моего города»
  • фотоконкурс «Я вижу» (совместно с родителями)
  • выставка творческих работ «Мой любимый архитектор»
  • обзорная экскурсия по теме «Архитектура»

                Модуль 5. «Музыкальный Петербург»

        Теоретическая часть: Музыка в Петровском Петербурге. Первые оркестры. Хор государевых певчих. Музыкальная жизнь в Петербурге в XVIII в.  Музыкальные инструменты в XVIII веке. Роговая музыка.

        Музыкальная культура Петербурга XIX века.

        Знаменитые петербуржцы: основатель русской классической музыки М.И. Глинка. Александр Порфирьевич Бородин. Петр Ильич Чайковский и его деятельность в Петербурге. Антон Григорьевич Рубинштейн - инициатор создания Певческой Академии в Петербурге. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Места в городе, связанные с композиторами.

        Дмитрий Дмитриевич Шостакович и его произведения. Василий Павлович Соловьев-Седой: любимые песни. Андрей Павлович Петров.

        Практическая часть:  

- игра «Угадай мелодию!»

-  экскурсия в Музей музыки (Шереметьевский дворец) или музей-квартиру Римского-Корсакова

Модуль 6. «Театральная жизнь города»

        Теоретическая часть: Что такое театр? Первые театры в Петербурге. Деятельность Александра Петровича Сумарокова. Появление оперы в Петербурге. Открытие Танцевальной школы. Старейший русский драматический театр - Александринский. Каменный (Большой) театр при Екатерине II. Эрмитажей театр. Современные театры Петербурга.

        Знаменитые петербуржцы: Андрей Васильевич Каратыгин и его театральная семья. Балерина Истомина Авдотья Ильинична. Вера Федоровна Комиссаржевская и память о ней. Балерина Анна Павловна Павлова. Создатель театра для детей Александр Александрович Брянцев. Клоун Карандаш - Михаил Николаевич Румянцев. Дрессировщик Юрий Владимирович Дуров и его знаменитый дед. Балерина Галина Сергеевна Уланова. Георгий Михайлович Вицин: «Смеяться - естественная потребность». Оперные певицы Галина Павловна Вишневская и Елена Васильевна Образцова. Память об этих людях в нашем городе.

        Практическая часть:  

- мини-тренинг «Как вести себя в театре?»

  • экскурсия в МузеЙ театрального и музыкального искусства
  • игровое занятие «Я - театрал!»

Модуль 7. «Научная мысль города на Неве»

        Теоретическая часть: Академия Наук в Петербурге в XVIII веке и ее деятельность. Михаил Васильевич Ломоносов  и его работа в Петербурге. Первая химическая лаборатория в Петербурге. Наука в Петербурге в XIX веке. Открытие Пулковской обсерватории.

        Знаменитые петербуржцы: основоположник минералогии в Петербурге Василий Михайлович Севергин. Именитый петербуржец, создатель школ для слепых в России Константин Карлович Грот. Величайший химик XIX века. Дмитрий Иванович Менделеев и  30-летняя работа в СПбГУ. Создатель радиоприемника Александр Степанович Попов. Большая часть жизни в Петербурге. Изобретатель телевидения Борис Розинг. Знаменитый инженер, создатель гидроэлектростанций, трамвайного дела в Петербурге Генрих Осипович Графтио. Раевский Александр Сергеевич - конструктор паровозов. Трагическая судьба конструктора. Изобретатель электромобиля Ипполит Романов. Изобретатель терменвокса Лев Термен. Изобретатель первого русского самолета Александр Можайский  и знаменитый авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. Создатель авиационного парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. Места в городе, связанные с этими людьми.

        Практическая часть:  

- Игра  «Я знаю это открытие!»

  • экскурсия в Музей-квартиру А.С. Попова или Центральный музей связи им. Попова или Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга или Музей-архив Д. И. Менделеева.
  • игровое занятие «Я - изобретатель!»
  • творческие проекты «Главное изобретение»

Модуль 8. «Медицина в Петербурге»

        Теоретическая часть: Медицина в допетровское время. Аптекарский приказ. Монастырские лечебницы. Кто такой Петр Постников? Реформа медицинского дела при Петре I. Медицинская коллегия. Первая русская медицинская школа. Военные госпитали. Голицынская больница.         1775 г.- учреждение Приказа общественного призрения. Военно-медицинская академия и «Военно-медицинский журнал». Врачебный устав Свода законов Российской империи. Санитарно-эпидемиологические меры правительств.  

        Знаменитые петербуржцы: Профессор Сергей Петрович Боткин: начало санитарных организаций в Петербурге и строительство бесплатной Александровской больницы. Петр Францевич Лесгафт - педагог, анатом, врач. Нобелевские лауреаты: физиолог Иван Петрович Павлов и микробиолог Илья Ильич Мечников. Родоначальник военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов. Памятные места в городе, связанные с ними. Лазаретный переулок, проспект Медиков.

        Практическая часть:  

-  Игра  «Что надо знать, чтобы стать врачом?»

  • экскурсия в Военно-медицинский музей
  • игровое занятие «Своя игра»
  • творческие проекты «Врач и его открытие»

Тема

Кол-во теоретических часов - 2

Кол-во практических часов - 4

1

Ведение. Феномен города.

2

2

Интерактивная игра по истории «Знаток Петербурга»,

2

3

Создание творческих работ на тему «Мой особенный Петербург»

2

Модуль 2 «Литературный Петербург»

Тема

Кол-во теоретических часов - 4

Кол-во практических часов - 8

4

Первые типографии, книжные лавки, библиотеки в Петербурге. Кто такая Екатерина Романовна Дашкова?

2

5

Деятельность А.С. Пушкина и В.И. Даля в Петербурге. Места в городе, связанные с ними

2

6

Поэт Н.А. Некрасов, И.А. Крылов, К.И. Чуковский, В.В. Бианки и С.А. Есенин. Места в городе, хранящие память о них

2

7

Д.С. Лихачев. Письма о добром

2

8

О.Ф. Берггольц. Работа в блокадном Ленинграде

2

9

Литературная викторина

2

Модуль 3 «Изобразительное искусство в Петербурге»

Тема

Кол-во теоретических часов - 4

Кол-во практических часов - 6

10

Изобразительное искусство эпохи Петра I. Светская живопись.

2

11

Академия Художеств в Петербурге. История. Знаменитые выпускники Академии, родившиеся в Петербурге.

2

12

Илья Ефимович Репин. Жизнь и творчество.

2

13

А.П.Остроумова-Лебедева. В.А.Серов, Н.К. Рерих и Б.М. Кустодиев. Художник И.С. Глазунов.

2

14

Историческая игра «Я знаю эту картину!»

2

Модуль 4 «Архитекторы и скульпторы Петербурга»

Тема

Кол-во теоретических часов - 4

Кол-во практических часов - 4

15

Архитектура как наука. Что такое архитектурный стиль?

2

16

Создатели Адмиралтейства. Творения К.И. Росси.

2

17

Скульпторы XVIII-XIX вв. И их самые известные работы

2

18

Историческая игра «Архитектура моего города»

2

Модуль 5 «Музыкальный Петербург»

Тема

Кол-во теоретических часов - 2

Кол-во практических часов - 8

19

Музыка в Петровском Петербурге. Первые оркестры. Хор государевых певчих. Музыкальная жизнь в Петербурге в XVIII в.  Музыкальные инструменты в XVIII веке. Роговая музыка.

2

20

Музыкальная культура Петербурга XIX века. Основатель русской классической музыки М.И. Глинка.

2

21

А.П. Бородин. П.И. Чайковский. А.Г. Рубинштейн - инициатор создания Певческой Академии в Петербурге.

2

22

Николай Андреевич Римский-Корсаков и Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Места в городе, хранящие память о них

2

23

Игра «Угадай мелодию!»

2

Модуль 6 «Театральная жизнь Петербурга»

Тема

Кол-во теоретических часов - 2

Кол-во практических часов - 6

24

Первые театры в Петербурге. Появление оперы и открытие танцевальной школы.

2

25

Старейший русский драматический театр - Александринский. Каменный (Большой) театр при Екатерине II. Эрмитажей театр. Современные театры Петербурга.

2

26

Балерины, оперные певицы и актрисы Петербурга

2

27

Смеяться - естественная потребность: клоун Карандаш, дрессировщик Дуров и актер Георгий Михайлович Вицин.

2

Модуль 7 «Научная мысль города на Неве»

Тема

Кол-во теоретических часов - 4

Кол-во практических часов - 6

28

Деятельность Академии Наук и М.В. Ломоносова в Петербурге в XVIII в.  Наука в Петербурге в XIX веке. Открытие Пулковской обсерватории.

2

29

Знаменитые изобретатели и конструкторы Петербурга и их открытия

2

4

30

Игра «Я знаю это открытие!»

2

Модуль 8 «Медицина в Петербурге»

Тема

Кол-во теоретических часов - 4

Кол-во практических часов - 4

31

Медицина в допетровское время. Реформа медицинского дела при Петре I.

2

32

Развитие медицины во второй половине XVIII и в XIX вв.

2

33

Знаменитые медики Петербурга. Что мы о них знаем?

2

34

Итоговая игра «Культура Петербурга: я знаю все!»

2

ИТОГО: 72 часа

26

46

Календарно-тематическое планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Питание и здоровье» для 5 класса

Программа создана для более полного представления  о  значении  правильного питания для  организма человека. Содержание формирует понятие культуры питания, режима питания, развивае...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА гуманитарного направления «Занимательный английский» Класс 4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образоват...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта физкультурно-спортивной направленности « В стране шашек »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « В стране шашек» носит физкультурно - спортивную направленность. В связи с тем, что рекомендованных для использования про...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся с нарушениями интеллекта социально- гуманитарной направленности «Финансовая грамотность».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» носит социально- гуманитарную направленность.Актуальность. Современная школа обучает учащихся всему: ч...