Кингисепп в годы Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс)

Шаничева Анастасия Алексеевна

«Кингисепп в годы Великой Отечественной войны»

Тип занятия: комбинированный (история и литература).

Цели:

1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить литературные произведения, в которых изображена война.

2) Закрепить навыки анализа лирических произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь, действие в художественном произведении).

3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей.

4) Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

 

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:

Познавательные: знакомство с поэзией войны, живописью и музыкальными произведениями Великой Отечественной войны, развитие у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения провести беседу;  навыков публичных выступлений, выразительного чтения, работы в группе; сотрудничество со взрослыми и сверстниками, навыков развития правильной литературной речи,

2. Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; уяснение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения, проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к учебному труду, использование мотивации к работе на результат, формирование духовно-нравственной ориентации.

3.Метапредметные:

а)регулятивные: рефлексия способов и условий действия; умение понимать учебную задачу, определять тему, цели и задачи урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку.

а)познавательные: самостоятельное выполнение задания, знакомство с литературой, историей и музыкой периода Великой Отечественной войны, расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к литературе и  истории России; контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно строить рассуждение.

в)коммуникативные: умение слушать, аргументированно и чётко отвечать на поставленные вопросы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения.

 

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеозаписи, тематические стенды, раздаточный материал.

 

Примечание: заранее разделить обучающихся на 6 групп, выдать «маршрутные листы», предварительно подготовить учебное пространство, предварительная подготовка сообщений детьми.

 

Виды деятельности:

Беседа, самостоятельный анализ стихотворений, работа с «маршрутным листом», индивидуальные задания.

План занятия

  1.  Начало войны в истории и литературе.
  2.  Боевые действия на территории Кингисеппского района.
  3. Праздники в военное время.
  4.  Подпольный театр.
  5.  Ценность книг в годы войны.
  6. Творчество военных лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kingisepp_v_gody_vov.docx68.25 КБ
Файл kingisepp_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

по курсам

 истории и литературы

по теме: «Кингисепп в годы Великой Отечественной войны»

Автор – составитель:

 учитель русского языка и литературы  

Шаничева Анастасия Алексеевна

Тип занятия: комбинированный.

Цели:

1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить литературные произведения, в которых изображена война.

2) Закрепить навыки анализа лирических произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь, действие в художественном произведении).

3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей.

4) Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:

Познавательные: знакомство с поэзией войны, живописью и музыкальными произведениями Великой Отечественной войны, развитие у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения провести беседу;  навыков публичных выступлений, выразительного чтения, работы в группе; сотрудничество со взрослыми и сверстниками, навыков развития правильной литературной речи,

2. Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; уяснение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения, проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к учебному труду, использование мотивации к работе на результат, формирование духовно-нравственной ориентации.

3.Метапредметные:

а)регулятивные: рефлексия способов и условий действия; умение понимать учебную задачу, определять тему, цели и задачи урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку.

а)познавательные: самостоятельное выполнение задания, знакомство с литературой, историей и музыкой периода Великой Отечественной войны, расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к литературе и  истории России; контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно строить рассуждение.

в)коммуникативные: умение слушать, аргументированно и чётко отвечать на поставленные вопросы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеозаписи, тематические стенды, раздаточный материал.

Примечание: заранее разделить обучающихся на 6 групп, выдать «маршрутные листы», предварительно подготовить учебное пространство, предварительная подготовка сообщений детьми.

Виды деятельности:

Беседа, самостоятельный анализ стихотворений, работа с «маршрутным листом», индивидуальные задания.

План занятия

  1.  Начало войны в истории и литературе.
  2.  Боевые действия на территории Кингисеппского района.
  3. Праздники в военное время.
  4.  Подпольный театр.
  5.  Ценность книг в годы войны.
  6. Творчество военных лет.

Ход занятия

Структура занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок литературы. Он посвящен очень важному историческому событию. Пожалуйста, послушайте выступление вашей одноклассницы и скажите, какова тема нашего занятия. (тихо на фон включается аудиозапись «Вот солдаты идут»)

Как вы думаете, о чем же сегодня мы будем говорить?

Все верно. Наш урок будет  посвящен Великой Отечественной войне. А именно военным годам в Кингисеппском районе, но мы вспомним и узнаем много нового не только  с точки зрения истории, а также с точки зрения литературы. Нашей задачей будет познакомиться с поэзии Георгия Ивановича Крылова, нашего земляка, родившегося в Ленинграде. Детство и юность Георгия Ивановича выпали на тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Люди и события тех далёких лет нашли отражение в его поэтическом творчестве. Ведь Георгий Крылов своими глазами видел стойкость и мужество наших воинов, высокие моральные качества советских людей, их несгибаемую волю и самоотверженность. Поэтому именно с его творчеством мы и познакомимся на нашем уроке.

Какова будет цель нашего урока?

Все верно. На данном уроке наша цель не только узнать больше о военных годах из учебников, статей, но и увидеть то время глазами современника, «изнутри». В этом нам помогут стихотворения Георгия Ивановича Крылова, которые мы будем разбирать. Давайте заполним маршрутные листы, которые лежат на парке у каждого из вас. Укажите вашу фамилию, имя, дату и тему урока, а также цели, которые вы поставили для себя.

Выступление ученика с заранее выученным стихотворением о войне (Приложение 1).

Ответ: о Великой Отечественной войне.

Ответы: вспомнить факты о Великой Отечественной войне, узнать новую информация, закрепить навык анализа стихотворений.

Обучающиеся заполняют маршрутные листы.

2. Актуализация опорных знаний

Для начала давайте вспомним некоторые факты.

С какого по какой год шла Великая Отечественная война?

Какого числа произошло вторжение Германии в СССР?

Кто выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на СССР?

Сколько продолжалась блокада Ленинграда? 

Что еще вы помните о данном историческом событии?

1941 г. - 1945 г. 

22 июня 1941г.

Молотов.

872 дня.

Ответы обучающихся.

3.Изучение нового материала

1)Начало войны в истории и литературе.

2)Боевые действия на территории Кингисеппского района.

3)Праздники в военное время.

Физ.минутка.

4)Подпольный театр.

5)Ценность книг в годы войны.

6)Творчество военных лет.

Вы молодцы, спасибо за ваши ответы. Посмотрим небольшой видеофрагмент о начале войны.

Итак, 22 июня 1941 года фашистская Германия начала необъявленную войну с Советским Союзом. На Северо-Западном направлении немецкие войска в течение двух недель оккупировали Литву, Латвию и 6 июля вторглись в южную часть Эстонии. А 12 августа гитлеровцам удалось прорвать оборону наших войск в Кингисеппском районе, и они развернули наступление по двум направлениям: на Красногвардейск и на Кингисепп.

Обратимся к стихотворению Георгия Крылова «Пацаны» и проанализируем, как же автор видит начало тех лет.

Работа выполняется индивидуально. Выпишите из стихотворения только прилагательные, чтобы выяснить, каким было это время, разбейте их на тематические группы и сделайте вывод.

Анализ вам необходимо записать в ваших маршрутных листах.

Назовите прилагательные, которые вы выписали. На какие тематические группы их можно разделить? Какой вывод можно сделать? Каким был тот период времени?

Давайте послушаем сообщение вашего одноклассника о боевых действиях, проходивших на территории Кингисеппского района.

Что нового вы для себя узнали из этого сообщения?

Сравним историческую справку с тем, как видел войну Крылов, как он ее изобразил в своем стихотворении «Поле боя». Прочитайте его выразительно.

Теперь попробуйте сами проанализировать, с помощью каких выразительных средств автор описывает поле боя. Для чего он их использует? Анализ запишите в маршрутном листе.

Какие выразительные средства вы выписали? Для чего автор их употребил в своем стихотворении?

На территории Кингисеппского района проходило множество боевых действий, но война - это не только битвы с врагом с помощью орудий, а также битва простых граждан с голодом, холодом и ужасными условиями жизни. И небольшую надежду и радость приносило соблюдение традиций - например, празднование Нового года.
Давайте послушаем сообщение вашего одноклассника о праздниках в годы Великой Отечественной войны и сравним то, что мы знали со стихотворением Крылова «Три сухаря».

Для чего же нужны были праздники в то время?

Претерпели ли изменения праздники в военное время?

Сейчас ваша задача проанализировать стихотворения «Три сухаря» и выписать в два столбика:

  1. описание, атрибуты праздника;  
  2. описание войны.

Как же проходил праздник в годы войны? Отличается ли описанная картина от того, как справляем Новый год  сейчас?

Давайте немного отдохнем.

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Садитесь. Продолжим работу.

Но не только праздники поднимали боевой дух простых граждан. Тайным местом, где люди пытались отрешиться от тягот жизни,  был местный театр, созданный летом 1942 года в Кингисеппе. О нем вам также расскажет одноклассник.

Скажите, пожалуйста, какую ценность имел данный подпольный театр в военные годы?

А теперь прочитаем стихотворение Крылова «Песня» и выясним, чем, с его точки зрения, была песня, исполнявшаяся в том театре.

Чтобы выяснить это, ваша задача написать синквейн по данному стихотворению в маршрутном листе.

Давайте послушаем ответы по одному представителю от каждой группы.

А теперь выполним задание по группам. 1-3 группы работают с распечаткой текста о книгах в годы войны и сравнивают со стихотворением «Сожженные книги» по плану в ваших маршрутных листах. После того, как вы выполните работу, я попрошу нескольких из вас рассказать о том, что вы узнали и какие выводы по стихотворению вы можете сделать.

4-6 группы работают с текстом о творчестве в военные годы и анализируют стихотворение «Муза» также по плану в маршрутных листах. После выполнения работы, вам необходимо будет рассказать о проделанной работе.

Помните, что необходимо распределить работу в группах для рационального использования времени.

Расскажите, пожалуйста, что вы узнали и какой вывод сделали на основе стихотворений.

Просмотр видеофрагмента.

Анализируют стихотворение по плану в маршрутном листе (Приложение 2).

Ответы: прилагательные можно разделить на 2 тематические группы, обозначающие радость, беззаботность жизни до войны и трагичность военных дней.

Благодаря данным частям речи мы можем точнее определить, какими были мальчики до войны, показана беззаботность их жизни, во время войны их ждала «наука бойцов тех трагических дней», а в «торжественный час» - это все те же веселые мальчишки тех лет, которые помогли одержать победу.

Подготовленное заранее сообщение обучающегося о боевых действиях (Приложение 3).

Ответы обучающихся.

Один из обучающихся  выразительно читает.

Анализируют стихотворение по плану в маршрутном листе (Приложение 4).

Ответы: в данном стихотворении есть эпитеты, метафоры, олицетворения, помогающие точнее и ярче показать «шрамы», оставленные войной на земле.

Подготовленное заранее сообщение обучающегося о праздниках в годы войны (Приложение 5).

Ответ: Праздники в военное время способствовали патриотическому подъему народа.

За время войны праздники претерпели существенные изменения. Все праздники были фактически отменены, исключение было сделано только для годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и Дня Интернационала (1 и 2 мая). Организация и проведение всех праздничных мероприятий стали строго санкционироваться государством. Они приобрели военизированный характер, что нашло проявление в постоянном участии в них Красной Армии.

Анализируют стихотворение по плану в маршрутном листе (Приложение 6).

Ответы: праздник в годы войны проходил под пушечные выстрелы, стуки блокадного метронома.

О военном времени напоминала обстановка в доме. Но это не мешало праздничному духу, ведь «в тайнике на полке – дар», который долго копил герой стихотворения, эти три сухаря были прикреплены к нарисованной елке: «подарок – диво! На миг- и голод позабыт, и елка кажется красивой, где иней стены серебрит».

Конечно, картина отличается от того, как мы сейчас празднуем Новый год, но мы не должны забывать радоваться мелочам, а также тем близким людям, которые в этот момент находятся рядом с нами, ведь именно они дарят ощущение праздника, а не дорогие подарки.

Выполняют упражнения.

Подготовленное заранее сообщение обучающегося о подпольном театре (Приложение 7).

Ответ: Именно через этот театр осуществлялась связь подпольщиков Кингисеппа и Гатчины.

Один из обучающихся  выразительно читает (Приложение 8).

Дети пишут синквейн в маршрутных листах.

Обучающиеся зачитывают свои синквейны и отвечают, какой же была песня в военные годы, что она дарила гражданам Кингисеппа. Подпольный театр воодушевлял людей, помогал ненадолго забыть об ужасах войны («скорби стирались следы», «отступали печали»).

Обучающиеся работают с текстами и анализируют стихотворения.

(Книги- приложение 9, 10, творчество- приложение 11,12).

Выступают обучающиеся 1-3 группы.

После них выступают представители 4-6 группы.

Ответы: на основе стихотворения «Сожженные книги» можно сделать вывод, что людям, для выживания, приходилось жечь самое ценное –книги. Это давалось им с трудом. Они не могли смириться с гибелью книг. «Боль таскали, как вериги», но «горят в огне книги – проклятием фашизму и войне».

В стихотворении «Муза» говорится о том, что даже в военные годы искусство продолжало жить. Люди даже в суровых условиях создавали шедевры: художники   писали картины, скульпторы «героя портрет создавали», люди в солдатских шинелях слагали песни, пели, писали поэмы и стихи. Дух человеческий не был сломлен. Даже музы «сражались с фашизмом».

4. Закрепление

Давайте теперь подведем итог. В ваших маршрутных листах запишите, пожалуйста, какой была жизнь до войны, на фронте, как выживали обычные люди, что помогало им переносить тяготы и невзгоды. Оформите все это в нескольких предложениях, опираясь на прослушанные сообщения, прочитанные тексты и проанализированные стихотворения.

Зачитайте, пожалуйста, какой вывод мы можем сделать?

Дети пишут вывод в своих маршрутных листах.

Обучающиеся зачитывают свои ответы.

На основе пройденного на уроке можно сделать вывод, что война – это действительно тяжелое испытание для народа, но она не сломила людской дух. Они все равно продолжали жить, верить и надеяться на победу. В этом им, простым гражданам, помогало искусство (в разных его формах). Поэтому с фашистами боролись не только военные, но и обычные люди, но боролись они по-своему. Их стойкость – это тоже подвиг.

5.Запись домашнего задания

Мы с вами разобрали сегодня, какой была жизнь в годы Великой Отечественной войны. А для закрепления материала вам необходимо подготовить к следующему уроку сообщение о ваших прабабушках и прадедушках, которые жили в годы войны.

Записывают домашнее задание в дневники.

6. Рефлексия

Для того, чтобы проанализировать собственную работу на уроке, вам необходимо продолжить три фразы на ваших листах:

Сегодня на занятии я узнал о....

У меня получилось.....

У меня не получилось.....

Записывают продолжения фраз в маршрутных листах, сдают работы на проверку учителю.

                                                    Приложение 1.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

Приложение 2.

Пацаны

 В тесных старых дворах довоенной поры

Беспокойно жильцам от весёлой игры.

Всё шумят пацаны – совокупность всех зол.

Стёкла бьют, рвут штаны и гоняют футбол.

 

С той далёкой поры много кануло лет,

Но остался в душе нерубцуемый след.

Словно только вчера в грозном лязге войны

Уходили на фронт, повзрослев, пацаны.

 

Пацаны... Пацаны прибавляли года,

Всею силой души вы стремились туда,

Где на тысячи вёрст разгоралась борьба,

Где решалась любимой Отчизны судьба.

 

Опустели дворы, постарели дома.

И весёлых забав не слышна кутерьма.

И всех школьных программ оказалась трудней

Вам наука бойцов тех трагических дней!

 

Проредила ряды одногодков война.

И на плоти живых старых ран письмена.

Но в торжественный час в ветеранском строю

Я вихрастых мальчишек тех лет узнаю!

Приложение 3.

Наиболее яркие страницы воинской славы Кингисеппа приходятся на период Великой Отечественной войны. В 1941 г. город оказался одним из основных центров Лужского оборонительного рубежа, а кингисеппское направление – одним из важных на пути продвижения врага к Ленинграду.

Противник имел громадный перевес в силах, только на Кингисеппском участке враг имел пятнадцатикратное превосходство в танках, более чем полуторное в артиллерии и полностью господствовал в воздухе.

14 августа начались кровопролитные бои за Кингисепп. Несмотря на мужество советских воинов 16 августа 1941 г. немецко-фашистские войска заняли город Кингисепп, понеся большой урон в живой силе и технике. 18 августа город полностью перешел под контроль фашистских войск. Начинается период оккупации.

11 ноября 1941 года в полдень на кангисеппских партизан, располагавшихся в глухом лесу у реки Тарайки, напал отряд фашистов, превосходящий по численности и вооружению.

Каратели встретили сопротивление. Завязалась перестрелка. Затем по команде фашистского офицера немцы стремительно поползли по снегу на сближение. Часть их рассредоточилась и стала заходить с флангов в тыл к партизанам.

Партизан Грюнбах в самый разгар боя поднялся в рост с гранатой в руке, вырвался вперед. Оказавшись в кругу врага, он подорвал гранату. Погиб сам, но зато уничтожил трех фашистов.

Хорошо сражались и другие. Несмотря на превосходство в силах, немцам не удалось захватить в плен партизан.

Приложение 4.

Поле боя

На вешних крохотных листочках

Пороховых ожогов вязь,

Бинты кровавые на кочках,

И каски, вдавленные в грязь.

 

А по истерзанной равнине,

Где шрамы страшные видны,

Всё тщетно прячет сумрак синий

Следы безжалостной войны.

Приложение 5.

В этот период государственные праздники сыграли важную роль в идейной и морально-психологической подготовке населения к преодолению трудностей и лишений военного времени. Они имели важное военно-стратегическое и политическое значение, поскольку способствовали патриотическому подъему населения. Проведение праздничных торжеств даже в тяжелых условиях немецко-фашистской агрессии укрепляло уверенность советских людей в скорой победе над врагом. 

За время Великой Отечественной войны праздники претерпели существенные изменения. Во-первых, все праздники были фактически отменены, исключение было сделано только для годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и Дня Интернационала (1 и 2 мая). Во-вторых, организация и проведение всех праздничных мероприятий стали строго санкционироваться государством. В-третьих, они приобрели военизированный характер, что нашло проявление в постоянном участии в них Красной Армии; в проведении военных парадов и использовании салюта как главного средства создания торжественной обстановки. В то же время такие формы празднования, как карнавалы, демонстрации, шествия, концерты, физкульт-парады и множество других фактически сошли на нет. В-четвертых, они утратили свои сущностные черты: организованность, масштабность, пышность, торжественность, но приобрели новые: военизированность, эмоциональность и закрытость. 

Первым государственным праздником, отмечавшимся во время Великой Отечественной войны, стала 24-я годовщина Октябрьской социалистической революции. Годовщина праздновалась традиционным заседанием Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями Москвы 6 ноября 1941 г. и военным парадом советских войск

7 ноября на Красной площади.

Приложение 6.

Три сухаря

С годами видится всё шире.

Мы глубже мыслим о былом:

Ночь новогодняя в квартире –  

Стучит блокадный метроном.

 

В буржуйке мебели осколки,

В коптилке масла чуть на дне,

И нарисованная ёлка,

Гвоздём прибитая к стене.

 

А к ней приколоты игрушки,

Сусальным золотом горят.

Не умолкают в полночь пушки –

В бою блокадный Ленинград.

 

А в тайнике, в шкафу на полке,

Тот хлеб, что долго я копил,

И вот торжественно на ёлку

Я дар бесценный прикрепил!

 

Три сухаря! Подарок – диво!

На миг – и голод позабыт,

И ёлка кажется красивой,

Где иней стены серебрит.

 

Когда в глазах не много толка

От сытой жизни наших дней,

Встаёт перед глазами ёлка –

И три сухарика на ней!

Приложение 7.

Одним из очагов антифашистского подполья стал местный театр, созданный летом 1942 года в Кингисеппе. Именно через этот театр осуществлялась связь подпольщиков Кингисеппа и Гатчины. Руководить театром было поручено бывшим военнопленным: Иванову В.В. и Готкевичу Е.И. В организационном плане  театр был как бы филиалом Гатчинского театра, который состоял из оказавшихся в оккупации профессиональныз  артистов. Уже осенью театр стал выступать со спектаклями. Ставили русскую и зарубежную классику. В 1943 г. С большим успехом была поставлена драмма К.В. Назарьевой «Чужая». Своего помещения у театра не было, поэтому он работал вечерами, используя здание школы на берегу реки Луги – второй этаж (бывшее Ямбургское коммерческое училище), где в 1942 — 1943 годах функционировала гимназия, также открытая по разрешению оккупантов. Директором этой гимназии стал профессор архитектуры Всеволод Иванович Яковлев ( 1884 – 1950 ), работавший хранителем, а затем директором дворцов и парков городов Пушкина и Павловска.

В театре собиралось много народа, поэтому здесь легко было встречаться, незаметно узнавать и передавать нужные сведения через связных. Ольга Васильева принимала активное участие в концертной деятельности, постановках. Хороша была Ольга в роли Аделии ( «Летучая мышь»). С концертами и спектаклями самодеятельные артисты ездили по всему району.

Приложение 8.

Песня

 Со сцены промёрзлого зала

В тревожной глухой тишине

Мелодия песни звучала,

Как клятва и вызов войне.

 

И слушали люди с волненьем,

Забыв на минуту дела.

Казалось, в ином измеренье

Певица и песня жила.

 

И вдруг отступили печали;

Душевным теплом обогрев,

Мелодия гордо звучала,

И ширился вольный напев.

 

Он плыл, разрывая границы,

Над городом, полным беды –

Светлели суровые лица,

И скорби стирались следы.

Приложение 9.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов потребовала от издательств  страны коренной перестройки всей работы. Потребность в книге остро ощущалась и на фронте, и в тылу, и на оккупированной территории.

За время войны на фронт было отправлено более 255 млн. экз. книг и брошюр, 256 тыс. специально укомплектованных библиотечек. Партизанам и подпольщикам брошюры, листовки, газеты забрасывались самолетами. Потребность в книгах была столь велика, что приходилось принимать особые меры. Библиотеки, избы-читальни, клубы устраивали коллективные читки. Были случаи создания книг-самоделок, когда дети записывали рассказы героев войны, оформляли и переплетали их. Сохранились многочисленные свидетельства о том, как в годы Отечественной войны люди нуждались в книге, несущей надежду и уверенность в победе. В дни ленинградской блокады поэт Н.С. Тихонов записал в дневнике: "В городе в огромном спросе книга… Книжные магазины полны покупателей. Все приезжающие с передовых позиций жадно устремляются за книгой". 

В блокированном Ленинграде отношение к книге было особое. Н. К. Чуковский писал: «В осажденном Ленинграде удивительно много читали, читали и классиков и поэтов, читали в землянках и дотах, читали на батареях и на вмерзших в лед кораблях…». Читали военную, медицинскую, техническую, сельскохозяйственную и общественно-политическую литературу, но в основном художественную. Интересно, что сказки в военные годы любили читать и слушать не только дети, но и взрослые, особенно раненые.

Книга пользовалась огромным спросом. В освещенных керосиновыми лампами книжных магазинах, у киосков и уличных столиков с книгами всегда было полно покупателей.

Книги, изданные в годы блокады, являются уникальными реликвиями — предметом деятельности не только ученых и писателей, публицистов и художников (В. Конашевич, А. Остроумова-Лебедева, И. Билибин, А. Пахомов), но и самоотверженного труда редакторов, полиграфистов и печатников. 

Из-за нехватки в школах тетрадей, ручек, карандашей, учебников и наглядных пособий еще летом 1943 г. распоряжением уполномоченного ВЦСПС по Ленинграду и Ленинградской области обкомы профсоюзов были прикреплены к освобожденным районам5 для оказания помощи школам в форме шефства учебными пособиями, литературой, канцелярскими принадлежностями. Так учителя и учащиеся школ Ленинского района Ленинграда взяли шефство над школами Кингисеппа.

Книги отправлялись также и в Кингисеппскую библиотек. В апреле 1944 г. из Ленинграда для восстановления городской библиотеки было получено 36 посылок с различной литературой3. В мае 1944 г. в библиотеку, занимавшую одну комнату, поступили еще несколько партий книг из госфонда и 10 тыс. книг от шефских организаций Кировского района Ленинграда. В августе в городскую библиотеку из Ленинграда поступило 74 посылки с художественной, политической, сельскохозяйственной и другой литературой5. А к сентябрю 1944 г. городская библиотека уже насчитывала более 200 читателей.

Приложение 10.

Сожженные книги

Блокадные сугробы, непогода,

Да хлопья снега, словно толокно.

И мёрзнет брат, ему всего два года,

И взрывом бомбы выбито окно.

 

Проём стены пожарами освечен,

И на обоях изморозь видна,

И растопить «буржуйку» больше нечем:

Уже давно вся мебель сожжена.

 

А там, на стуже, близкие раскаты

И отблески негаснущих зарниц.

Библиотека деда – фолианты

Нам отдают тепло своих страниц.

 

Да, гибнут книги! Не могу смириться...

Кормлю огонь, почти сходя с ума,

А он сжирает мудрые страницы,

Шевелит почерневшие тома.

 

Я эту боль таскаю, как вериги,

С тех страшных лет она живёт во мне.

Горят в огне святыни наши – книги –

Проклятием фашизму и войне!

Приложение 11.

Суровые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) внесли глубокие изменения в характер деятельности всех слоев советского народа, в том числе и работников науки и культуры.

Многие из них, сменив микроскопы и пробирки, перо и кисть, чертежи и рукописи на винтовку и шинель, встали в ряды защитников Родины. А те ученые, которые остались в тылу, в лабораториях, институтах, подчинили свою жизнь, труд и мысли  осуществлению лозунга "Все для фронта! Все для победы!"

Крупных успехов добились ученые в исследовании природных ресурсов, в освоении новых месторождений руд, цветных металлов, газа, нефти и др.

С невиданным напряжением сил трудились работники медицинской науки. Благодаря усилиям и самоотверженной работе врачей и медицинского персонала, более 70 % раненых после лечения возвращались в ряды Советской Армии.

Важное оборонное значение имели работы советских физиков. Научный коллектив, руководимый академиком А.Ф. Иоффе, вел ценные исследования по созданию радиолокаторов. Учеными были созданы более совершенные образцы военной техники. Советский танк Т-34 во вторую мировую войну считался самым совершенным. Ужас на гитлеровцев наводил огонь реактивной артиллерийской установки, которую бойцы Красной Армии называли "катюша".

Не остановила война и работу советских школ – высшей, средней специальной и общеобразовательной. Сотни вузов и школ были эвакуированы на восток, однако работа их продолжалась.

Основные силы работников советской литературы и искусства в 1941–1945 гг. были сосредоточены на художественном обслуживании фронта и тыла. В Красной Армии несли службу писатели М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский и многие другие.

На фронте находилась четвертая часть всего состава советских писателей. Они стали подлинными выразителями патриотических идеалов, которые вели в бой советских бойцов. Значительную роль в годы войны сыграло кино. Уже в первые месяцы на фронт выехало более 100 съемочных групп кинохроники. Были отсняты тысячи метров пленки, появилось много фильмов, рассказывающих о героическом прошлом нашего народа и об Отечественной войне.

Композиторы и поэты создали много новых песен: "Священная война" композитора А. Александрова и поэта В. Лебедева–Кумача, "В лесу прифронтовом" М. Блантера, "Темная ночь" Н. Богословского и др.

Советские художники средствами изобразительного искусства также помогали мобилизовать силы народа. Выходили  боевые плакаты серии "Окна ТАСС". Появились плакаты И. Тондзе "Родина-мать зовет!", Д. Моора "Чем ты помог фронту?", Д. Шмаринова "Отомсти!" и др.

Все представители творческой интеллигенции – писатели, поэты, художники, деятели науки и просвещения, артисты, композиторы – проявили в годы военных испытаний высокий патриотизм и стойкость.

Приложение 12.

Музы

Нет, нас не покинули музы

В блокадные грозные дни.

В теснейшем с народом союзе

Сражались с фашизмом они!

 

Гуляли в развалинах ветры,

Но только кончался обстрел,

Художник склонялся к мольберту

И руки дыханием грел.

 

Надрывно стонали сирены,

Рвал плоть ненасытный металл,

А скульптор, творец вдохновенный,

Героя портрет создавал.

 

И люди в солдатских шинелях

К искусству не стали глухи:

И песни слагали и пели,

Писали поэмы, стихи.

 

Несломленный дух человека

Был выше военных преград,

И лучшая музыка века

Рождалась под гром канонад.

 

Нет! Не был юдолью печали

Наш город в блокадные дни,

И музы его не молчали –

Сражались с фашизмом они!

Маршрутный лист

Фамилия, Имя______________________________________________________________

Дата_____________________________

Тема урока_________________________________________________________________

Цели урока: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.

Пацаны

 В тесных старых дворах довоенной поры

Беспокойно жильцам от весёлой игры.

Всё шумят пацаны – совокупность всех зол.

Стёкла бьют, рвут штаны и гоняют футбол.

 

С той далёкой поры много кануло лет,

Но остался в душе нерубцуемый след.

Словно только вчера в грозном лязге войны

Уходили на фронт, повзрослев, пацаны.

 

Пацаны... Пацаны прибавляли года,

Всею силой души вы стремились туда,

Где на тысячи вёрст разгоралась борьба,

Где решалась любимой Отчизны судьба.

 

Опустели дворы, постарели дома.

И весёлых забав не слышна кутерьма.

И всех школьных программ оказалась трудней

Вам наука бойцов тех трагических дней!

 

Проредила ряды одногодков война.

И на плоти живых старых ран письмена.

Но в торжественный час в ветеранском строю

Я вихрастых мальчишек тех лет узнаю!

Выпишите прилагательные:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На какие тематические группы можно разбить данную часть речи?

_____________________________________________________________________________

Задание 2.

Поле боя

На вешних крохотных листочках

Пороховых ожогов вязь,

Бинты кровавые на кочках,

И каски, вдавленные в грязь.

 А по истерзанной равнине,

Где шрамы страшные видны,

Всё тщетно прячет сумрак синий

Следы безжалостной войны.

Найдите, подчеркните и подпишите (в самом тексте) все средства выразительности. Подумайте, для чего их использует автор? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Три сухаря

С годами видится всё шире.

Мы глубже мыслим о былом:

Ночь новогодняя в квартире –  

Стучит блокадный метроном.

 

В буржуйке мебели осколки,

В коптилке масла чуть на дне,

И нарисованная ёлка,

Гвоздём прибитая к стене.

 

А к ней приколоты игрушки,

Сусальным золотом горят.

Не умолкают в полночь пушки –

В бою блокадный Ленинград.

 

А в тайнике, в шкафу на полке,

Тот хлеб, что долго я копил,

И вот торжественно на ёлку

Я дар бесценный прикрепил!

 

Три сухаря! Подарок – диво!

На миг – и голод позабыт,

И ёлка кажется красивой,

Где иней стены серебрит.

 

Когда в глазах не много толка

От сытой жизни наших дней,

Встаёт перед глазами ёлка –

И три сухарика на ней!

Праздник

Война

Задание 4.

Песня

 Со сцены промёрзлого зала

В тревожной глухой тишине

Мелодия песни звучала,

Как клятва и вызов войне.

 

И слушали люди с волненьем,

Забыв на минуту дела.

Казалось, в ином измеренье

Певица и песня жила.

 

И вдруг отступили печали;

Душевным теплом обогрев,

Мелодия гордо звучала,

И ширился вольный напев.

 

Он плыл, разрывая границы,

Над городом, полным беды –

Светлели суровые лица,

И скорби стирались следы.

Напишите синквейн по плану:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5.

Сожженные книги

Блокадные сугробы, непогода,

Да хлопья снега, словно толокно.

И мёрзнет брат, ему всего два года,

И взрывом бомбы выбито окно.

 

Проём стены пожарами освечен,

И на обоях изморозь видна,

И растопить «буржуйку» больше нечем:

Уже давно вся мебель сожжена.

 

А там, на стуже, близкие раскаты

И отблески негаснущих зарниц.

Библиотека деда – фолианты

Нам отдают тепло своих страниц.

 

Да, гибнут книги! Не могу смириться...

Кормлю огонь, почти сходя с ума,

А он сжирает мудрые страницы,

Шевелит почерневшие тома.

 

Я эту боль таскаю, как вериги,

С тех страшных лет она живёт во мне.

Горят в огне святыни наши – книги –

Проклятием фашизму и войне!

Какие глаголы использует автор, содержание которых отражает затронутые в стихотворении проблемы? Выпишите эти глаголы. Сделайте вывод.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Музы

Нет, нас не покинули музы

В блокадные грозные дни.

В теснейшем с народом союзе

Сражались с фашизмом они!

 

Гуляли в развалинах ветры,

Но только кончался обстрел,

Художник склонялся к мольберту

И руки дыханием грел.

 

Надрывно стонали сирены,

Рвал плоть ненасытный металл,

А скульптор, творец вдохновенный,

Героя портрет создавал.

 

И люди в солдатских шинелях

К искусству не стали глухи:

И песни слагали и пели,

Писали поэмы, стихи.

 

Несломленный дух человека

Был выше военных преград,

И лучшая музыка века

Рождалась под гром канонад.

 

Нет! Не был юдолью печали

Наш город в блокадные дни,

И музы его не молчали –

Сражались с фашизмом они!

Проанализируйте стихотворение. Кто занимался творческой деятельностью в блокадные дни? Почему? Аргументируйте ваш ответ в нескольких предложениях.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы.

Сделайте вывод на основе прослушанных сообщений, анализа стихотворений. Какой была жизнь до войны, на фронте, как выживали обычные люди, что помогало им переносить тяготы и невзгоды?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия:

Сегодня на занятии я узнал о___________________________________________________

У меня получилось____________________________________________________________

У меня не получилось__________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кингисепп в годы Великой Отечественной войны Автор – составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ « Кингисеппской СОШ №4» Шаничева Анастасия Алексеевна

Слайд 2

Кингисепп в годы Великой Отечественной войны

Слайд 3

Цели 1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить литературные произведения, в которых изображена война. 2) Закрепить навыки анализа лирических произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь, действие в художественном произведении). 3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей. 4) Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

Слайд 4

Георгий Иванович Крылов

Слайд 7

Пацаны В тесных старых дворах довоенной поры Беспокойно жильцам от весёлой игры. Всё шумят пацаны – совокупность всех зол. Стёкла бьют, рвут штаны и гоняют футбол. С той далёкой поры много кануло лет, Но остался в душе нерубцуемый след. Словно только вчера в грозном лязге войны Уходили на фронт, повзрослев, пацаны. Пацаны... Пацаны прибавляли года, Всею силой души вы стремились туда, Где на тысячи вёрст разгоралась борьба, Где решалась любимой Отчизны судьба. Опустели дворы, постарели дома. И весёлых забав не слышна кутерьма. И всех школьных программ оказалась трудней Вам наука бойцов тех трагических дней! Проредила ряды одногодков война. И на плоти живых старых ран письмена. Но в торжественный час в ветеранском строю Я вихрастых мальчишек тех лет узнаю!

Слайд 9

Поле боя На вешних крохотных листочках Пороховых ожогов вязь, Бинты кровавые на кочках, И каски, вдавленные в грязь. А по истерзанной равнине, Где шрамы страшные видны, Всё тщетно прячет сумрак синий Следы безжалостной войны.

Слайд 11

Три сухаря С годами видится всё шире. Мы глубже мыслим о былом: Ночь новогодняя в квартире – Стучит блокадный метроном. В буржуйке мебели осколки, В коптилке масла чуть на дне, И нарисованная ёлка, Гвоздём прибитая к стене. А к ней приколоты игрушки, Сусальным золотом горят. Не умолкают в полночь пушки – В бою блокадный Ленинград. А в тайнике, в шкафу на полке, Тот хлеб, что долго я копил, И вот торжественно на ёлку Я дар бесценный прикрепил! Три сухаря! Подарок – диво! На миг – и голод позабыт, И ёлка кажется красивой, Где иней стены серебрит. Когда в глазах не много толка От сытой жизни наших дней, Встаёт перед глазами ёлка – И три сухарика на ней!

Слайд 13

Песня Со сцены промёрзлого зала В тревожной глухой тишине Мелодия песни звучала, Как клятва и вызов войне. И слушали люди с волненьем, Забыв на минуту дела. Казалось, в ином измеренье Певица и песня жила. И вдруг отступили печали; Душевным теплом обогрев, Мелодия гордо звучала, И ширился вольный напев. Он плыл, разрывая границы, Над городом, полным беды – Светлели суровые лица, И скорби стирались следы.

Слайд 15

Сожженные книги Блокадные сугробы, непогода, Да хлопья снега, словно толокно. И мёрзнет брат, ему всего два года, И взрывом бомбы выбито окно. Проём стены пожарами освечен , И на обоях изморозь видна, И растопить «буржуйку» больше нечем: Уже давно вся мебель сожжена. А там, на стуже, близкие раскаты И отблески негаснущих зарниц. Библиотека деда – фолианты Нам отдают тепло своих страниц. Да, гибнут книги! Не могу смириться... Кормлю огонь, почти сходя с ума, А он сжирает мудрые страницы, Шевелит почерневшие тома. Я эту боль таскаю, как вериги, С тех страшных лет она живёт во мне. Горят в огне святыни наши – книги – Проклятием фашизму и войне!

Слайд 16

Музы Нет, нас не покинули музы В блокадные грозные дни. В теснейшем с народом союзе Сражались с фашизмом они! Гуляли в развалинах ветры, Но только кончался обстрел, Художник склонялся к мольберту И руки дыханием грел. Надрывно стонали сирены, Рвал плоть ненасытный металл, А скульптор, творец вдохновенный, Героя портрет создавал. И люди в солдатских шинелях К искусству не стали глухи: И песни слагали и пели, Писали поэмы, стихи. Несломленный дух человека Был выше военных преград, И лучшая музыка века Рождалась под гром канонад. Нет! Не был юдолью печали Наш город в блокадные дни, И музы его не молчали – Сражались с фашизмом они!

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны

Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...