Древний Египет
методическая разработка по истории (5 класс)

Методическая разработка с презентациями для двух-трех уроков, посвященных Древнему Египту, для учеников 5ых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_egipet.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка с презентациями для двух-трех уроков, посвященных Древнему Египту, для учеников 5ых классов.

Цель: дать подробную информацию о жизни в Древнем Египте

Задача: рассмотреть разные стороны жизни в Древнем  Египте: политическое устройство, жилища, одежда, религия, школа и повседневные занятия и т.д. Познакомится с новыми понятиями, такими как фараон, мумификация и т.д.

Оборудование: ноутбук или компьютер, проектор или интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Дети сидят за партами.

Древний Египет (слайд 1).

Здравствуйте, дети. Сегодня мы начинаем новую тему. Мы поговорим о древней цивилизации, о Египте. Давайте посмотрим на карту (2 слайд). 

Египет называют «даром Нила» - если бы не река, ничего бы не могло расти в долине, окруженной с обеих сторон пустыней. Ежегодные разливы Нила сделали землю плодородной, и к 5 тысячелетию до н. э. по его берегам появились земледельческие поселения. Постепенно сложились два царства – Нижний Египет на севере и Верхний Египет на юге. Их объединил первый фараон Менес около 3200 года до н.э.

Переходим ко 3 слайду.

Правитель Египта называется фараон, и народ поклоняется ему как божеству. Ему принадлежат все земли Египта, он повелевает жизнями своих подданных. Он – главнокомандующий всех войск, верховный жрец и судья.

Он повелевает всем ходом жизни, в том числе и разливами Нила. Фараон жил во дворце, который назывался Пер’ао,  что означает  «великий дом» . Титул фараона произошел от этого слова.

Фараоном может быть только мужчина. Однако в истории Египта известна женщина по имени Хатшепсун, которая провозгласила себя фараоном и правила Египтом около 20 лет. Мужчины-фараоны и египетские божества всегда изображались с бородой, поэтому   Хатшепсун носила накладную бороду.

Переходим  к 4 слайду.

С тех пор, как две части Египта были объединены, фараоны стали носить двойную корону – белую и красну. Символы власти фараона – скипетр и плеть. Они означают, что фараон защищает жизнь своих подданных.

Переходим к 5 слайду.

В честь фараонов возводятся огромные храмы и разнообразные сооружения.

Живой фараон считался воплощением Ра – бога Солнца  с соколиной головой. Он посредник между богами и людьми. При жизни фараон правил Египтом. После смерти фараон отождествлялся с богом загробного мира Осирисом. Он становится повелителем в загробном мире. Поскольку египтяне верили, что смерть – это начало загробной жизни, в гробницы – дома, предназначенные для вечной загробной жизни, - они помещали все необходимое для следующей жизни.

Переходим к 6 слайду.

Постройкой самой  большой пирамиды – пирамиды Хеопса заняла больше 20 лет. На строительстве работало много тысяч человек. Дети, а кто-то бывал в Египте, видел пирамиды?

Пирамиды были гробницами правителей Древнего Египта, но так как их часто разграбляли, фараонов Среднего и Нового Царства  стали хоронить в уединенной Долине Царей.   Несмотря на все меры предосторожности – тайное погребение и маскировку входа в гробницу, большая часть этих гробниц тоже была разграблена. Исключением оказалась гробница царя-юноши Тутанхамона. В 1922 году ее обнаружил Говард Картер и лорд Карнарвон. Здесь было столько сокровищ, что их извлекали из гробницы несколько лет. Множество прекрасных предметов сейчас находятся в музее Каира, их более 3500. Ребята, может кто-то посещал данный музей? (если да, то дети могут поделиться впечатлениями). 

Переходим к слайдам о Каирском музее. Слайд 7.

Коллекция впечатляет, она расположена в нескольких залах. Здесь множество предметов из золота, а также украшений, статуэток, предметов быта, прямо глаза разбегаются.
В начале выставки один за другим стоят ящики, облицованные золотом, в которых размещались саркофаги. Вот как они были «запакованы» — вставлены один в другой: мумия в саркофагах, саркофаги – в ящиках.

Слайд 8,9,10 .

Вот как выглядят на самом деле. Ящики огромные, не удивительно, что самые большой их них занимал почти всю площадь погребальной камеры фараона.

Слайды 11, 12.

В музее также можно увидеть носилки, на которых лежал большой саркофаг, сами саркофаги – 2 деревянных и один золотой, и знаменитую погребальную маску Тутанхамона. Она великолепна, выполнена идеально до мельчайших деталей, действительно впечатляет.

При желании. Показать две презентации об открытии гробницы и о  сокровищах.

Тела умерших мумифицировали, чтобы сохранить их для загробной жизни. Из тела удалялись внутренности и помещались в особые сосуды – капоны. Тело на 40 дней помещали в раствор соли, а затем заворачивали в пропитанные ароматическими смолами полотна. Ученые и археологи, исследуя мумии, получают представление о состоянии здоровья египтян. Настенные росписи с изображением людей и событий, обнаруженные в гробницах и сохранившиеся благодаря сухому климату пустыни, многое могут рассказать нам о жизни египтян.

Слайды 13, 14, 15

Свое последнее путешествие по Нилу к месту погребения мумия совершала на специальной лодке. Ритуал, сопровождающий мумификацию, очень длинный и сложный. Перед тем, как умершего кладут в саркофаг, жрец в маске бога Анубиса открывает ему рот. Этот символический жест нужен, чтобы умерший в царстве мертвых снова мог разговаривать.

Между полосками ткани, в которую заворачивают мумию, кладут амулеты, которые должны защищать умершего. В захоронение оставляют маленькие статуэтки, изображающие слуг. Они будут помогать умершему в загробном мире.

Слайд 16

Скарабей считается священным насекомым в Египте. Египтяне сравниваю его с солнцем, которое пропадает вечером и снова появляется утром.

Слайды 17, 18, 19

Большинство египтян жили в сложенных из кирпича-сырца домах с плоскими крышами.

Слайд 20, 21

По жилищам знатных людей сразу видно, насколько богаты их хозяева. Просторные помещения с высокими деревянными потолками и расписными стенами предназначены для приема гостей и встреч. Спальни – меньше по размеру, окна в них узкие, чтобы внутрь не проникало слишком много света. Вокруг дома обычно разбивают красивый сад с деревьями и цветами, которые поливают водой из специальных бассейнов. В дальней части дома расположены комнаты для слуг.

Мебели в египетских домах немного. Вокруг низкого столика стоят деревянные сиденья, по углам расставлены ящики и плетеные тростниковые корзины, в которых хранят одежду. Стулья со спинкой и инкрустированная мебель есть только в домах настоящих богачей.

Простые люди строят дома из смеси земли с водой и глиняных кирпичей, высушенных на солнце.   Эти дома маленькие, с белеными стенами и плоскими крышами, настланными на деревянные балки. На улицу выходят помещения мастерских или лавок. Во внутренних комнатах располагаются гостиная и две маленькие комнаты, в которых спят и едят.

Слайд 22

Большинство египтян занимались сельским хозяйством. Они выращивали пшеницу, ячмень и овощи, в том числе горох, фасоль, бобы и чечевицу, разводили скот и домашнюю птицу – гусей и уток, но, как правило, крестьяне редко ели мясо, а необходимые организму белки получали из чечевицы, яиц и рыбы.

Пшеницу и ячмень толкут в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное зерно растирают между двумя каменными плитами. Обычно этим занимались женщины. Из муки готовят хлеб.

Когда река  затопляла землю, люди работали на фараона – строили пирамиды, храмы и дворцы. Бок о бок с крестьянами трудились и ремесленники – ювелиры, каменщики, плотники, скульпторы, художники… Некоторые ремесленники занимались только строительство дворцов. Как правило, их начинали возводить при восшествии на престол каждого нового фараона.

 Художники и скульпторы в своем искусстве следовали очень строгим канонам. Они обязаны были изображать предметы в правильных пропорциях, а людей – лишь в определенных позах. Это объясняется тем, что, по представлениям египтян, росписи в гробницах «оживали» в загробном мире, после того как жрецы произносили специальные молитвы. Считалось, что изображенные сцены живут вечно.

Слайд 23, 24, 25, 26

Как же выглядели жители Древнего Египта, что они носили? Как проводили свободное время?

Женщины в Древнем Египте ярко красятся, да и мужчины иногда наносят яркий натуральный макияж. Глаза и губы красят яркими натуральными красками, а волосы – хной. Во время торжественных церемоний и праздников египтяне надевают парики и красивые наряды. Самые пышные одеяния носят, конечно же, знатные дамы и влиятельные господа, чтобы показать всем свое богатство и могущество.

Дети, а какой климат в Египте? Правильно, там жарко и сухо. Там палящее солнце. Из-за этого там носили одежду светлых тонов из тонкого льна. Светлый цвет отражает солнечный лучи. В светлой одежде в жару менее жарко. Выделку льна они освоили около 3000 лет назад.  Мужчины обычно носили только набедренную повязку. Она называется схенти.  А женщины – длинные платья каласирис. Богатые сверху носили накидки из виссона. Виссон - тончайшая ткань, белая, реже золотистая. Драгоценная ткань древности, употреблявшаяся для одежды первосвященников, царей, фараоновцентурионов и патрициев, в неё заворачивали мумии фараонов. Состав спорен, материалом часто называют лён, либо нить, выделяемую некоторыми видами моллюсков (благородная пинна).  В теле моллюсков есть железа, отвечающая за выработку белкового секрета – биссуса. Когда он затвердевает, то получаются пучки ниток длиной 6 см. Для моллюсков они были инструментами, помогающими закрепиться на подводных предметах. 

Слайды 27, 28

Обычно них ходили босиком, но по особым случаям надевали сандалии, сплетенные из папируса. У знати и фараона, сандалии украшались бисером, раковинами моллюсков и золотом.

Одежду, украшения и косметику они хранят в деревянных сундучках. Некоторые из них были богато инкрустированы и покрыты росписями. Они не меньшая драгоценность, чем вещь, что в них хранились.

Слайды 29

Праздники и священно служения проходили под музыку. Чаще всего играли на арфе. А еще на трещотке-систре, любимом инструменте богини танца и веселья Хатхор.

В Древнем Египте любили детей. Древнегреческий географ и историк Страбон (64-63 год до н. э. — 23-24 год н. э.) оставил описание обычая, который считался едва ли не самым важным в жизни древних египтян. Согласно ему, каждая семейная пара должна была выкормить и вырастить всех, родившихся у нее, детей, при этом детей старались рожать как можно больше, ведь они были будущим страны. Питались они также очень скромно — сырыми или вареными стеблями (или корнями) папируса. Рождение мальчика было настоящим праздником для родителей, т. к. основной долг сына в те времена состоял в том,  чтобы достойно похоронить своего отца и позаботиться о его гробнице. Как правило, дети наследовали профессию своего отца.

Слайды 30

У детей были свои игрушки.

Юла, шарики, куклы… Прически деревянных кукол украшались лентами и бусинами, как настоящие парики. Была игра похожая на наши шашки. Она называлась сенет.  Фигурки двигались по доске из 30 клеток. Перед каждым ходом нужно было бросить плоские палочки, которые использовались как игральные кости (кубики).

Слайды 31, 32, 33, 34

В нашей стране дети обязательно должны отучиться в школе. А вот в Древнем Египте немногие дети могли позволить себе ходить в школу.

Слайд 35

В школе могли учиться только мальчики. Дети чиновников, высших военных, наследники трона…  Школы были открыты при храмах. Учебный день начинался очень рано, учителя были строгими. Ученик должен без единой ошибки записывать (точнее рисовать) длинные тексты на деревянных табличках иероглифами.

Слайд 36

Египтяне одни из первых стали применять систему письменности, которую называют иероглифической. Судебные дела, письма, медицинские и религиозные тексты, стихи, гимны и многое другое – все сохранилось на папирусах, деревянных табличках и каменных стенах дворцов, храмов и гробниц. Это помогает восстановить картину жизни и события тех далеких времен. Из гимнов и молитв мы узнали, что египтяне поклонялись множеству божеств.  Египтяне писали тонкими кисточками с острым кончиком. Эти кисточки хранили в специальном деревянном футляре. Там же хранятся черные и красные чернила. Чернила делали из смеси воды, сажи и охры. Если вы хотите получить уважаемую профессию, то ваш выбор – стать писцом.

Слайды 37, 38

В Египте поклоняются многочисленным божествам, которых часто изображали в виде священных животных. Верховных божеств почитают во всем Египте. Кроме того, есть и местные божества, которыми поклоняются в разных частях страны.

Слайд 39

Бог Солнца Ра отождествлялся с соколиноголовым богом Гором (Ра-Горахути) – сыном Исиды и Осириса, брата и сестры. Сет – бог бури, грозы, зла и повелитель пустыни – тоже был их братом. Богина-корова Хатхор (Хатор) покровительница музыке, танцам и любви. Существовали боги, связанные с определенными местами, например бог Нила Хапи или Птах, бог ремесленников и бог-покровитель города Мемфиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"

слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...

Дидактический материал:тренинг по истории Древнего мира Тема: "Древний Египет"

Тренинг позволяет повторить изученный материал и осуществить контроль знаний....

Тест по истории Древнего мира 5 кл. "Древний Египет"

Данный тест выявит уровень знаний учащихся по данной теме....

Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)

Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А.   Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...

Тест по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»

Данный тест можно использовать при проверке знаний по теме"Древний Египет"...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...